/
Результат поиска


Крючков Т. О. Имя и энергия между сущностью и ипостасью (к некоторым темам современной критики имяславия) // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2017. Вып. 71. С. 30-49. DOI: 10.15382/sturI201771.30-49
Статья посвящена вопросам православного понимания категории «энергия» в контексте формулы имяславия «Имя Божие есть энергия Божия». На примере работ С. С. Хоружего и П. Ю. Малкова проведен критический анализ опытов современных русских богословов и философов по поиску противоречий учения об энергийной природе имени и представлений об энергии как агенте сущности. Затрагивается ряд аспектов, связанных с видением в концепции имениэнергии магизма, якобы позволяющего через знание имени Божиего детерменировать Бога. Нашли отражение вопросы о понимании энергии как символе, т. е. категории, предполагающей иноприродный по отношению к сущности, к которой относится энергия, элемент. Учение об энергии как агенте сущности не означает, что конкретное лицо лишено статуса действующего. При этом в контексте споров с моноэнергистами и монофелитами такое атрибутирование энергии сущности призвано было указать на характер действия, но не на отсутствие у ипостаси связи с энергией. Это лишает почвы отождествление имяславия, видящего энергийность именно в личных именах, с моноэнергистскими концепциями действия. Анализ текстов свт. Григория Паламы показывает противоречивость попыток современных богословов противопоставить идею об имени как энергии позициям, выработанным в ходе паламитских споров в XIV в. в вопросе о связи категорий «энергия» и «ипостась». Приведенные тексты свт. Григория Паламы показывают, что они не исключают категориальную связь понятий ипостаси и энергии.
Имяславие, имя, энергия, ипостась, сущность, меон, моноэнергитизм, диэнергитизм, символ, исихазм
Брейе Э. Как я понимаю историю Философии // Он же. Философия Плотина. СПб., 2012. С. 277–288.
Лосев А. Ф. Имяславие // Он же. Личность и Абсолют. М., 1999. С. 226–238.
Лосев А. Ф. Философия имени у Платона // Начала. 1995. № 1–4. С. 206–214.
Малков П. Ю. Имя Божие и православная икона в контексте святоотеческого богословия // Он же. По образу Слова: Статьи. М., 2007. С. 136–154.
Малков П. Ю. Сотериологический аспект православного учения об Имени Божием // Он же. По образу Слова: Статьи. М., 2007. С. 120–135.
Месяц С. В. Есть ли «ипостась» у Первоначала / ΠΛΑΤΩΝΙΚΑ ΖΗΤΕΜΑΤΑ: Исследования по истории платонизма. М.: Круг, 2013. С. 318–337.
Петров В. В. ΥΠΑΡΧΩ и ΥΦΙΣΤΗΜΙ // ΠΛΑΤΩΝΙΚΑ ΖΗΤΕΜΑΤΑ: Исследования по истории платонизма. М.: Круг, 2013. С. 339– 375.
Петров В. В. Символ и священнодействие в позднем неоплатонизме и в «Ареопагитском корпусе» // ΠΛΑΤΩΝΙΚΑ ΖΗΤΕΜΑΤΑ: Исследования по истории платонизма. М., 2013. С. 264–317.
Хоружий С. С. Имяславие и культура серебряного века: феномен московской школы христианского неоплатонизма» // Булгаков С. Н. Религиозно-философский путь: Международная научная конференция, посвященная 130-летию со дня рождения. М., 2003. С. 191–207.
Шуфрин А. Развитие понятия «ипостась» у Василия Великого // Проблемы теологии. Екатеринбург, 2006. Вып. 3. Ч. 2. С. 3–28.
Крючков Тимофей Олегович
Место работы: аспирант Философского факультета МГУ им. Ломоносова 119234, Москва, Ленинские горы, МГУ;
Электронный адрес: email: timofeusk@yandex.ru.
Крючков Т. О. Имя и Церковь: ветхозаветное и раннехристианское почитание имени Божьего и философская ономатология А. Ф. Лосева // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2022. Вып. 99. С. 76-90. DOI: 10.15382/sturI202299.76-90
В статье исследуется вопрос о богословских истоках философии имени А.Ф. Лосева. Проведенный автором анализ позволяет говорить, что представления об имени как энергии и имени как космосе связаны с обращением А.Ф. Лосевым к обнаруживаемым в тексте Ветхого Завета и ранней христианской письменности следам терминологической традиции использовать понятие «Имя» для передачи идеи о божественном присутствии своими энергиями в тварном мире. В результате имевшей место в ранний средневековый период адаптации христианской церковной мыслью греческой философской терминологии, идея о божественном присутствии в тварном мире стала передаваться термином «божественная энергия». А.Ф.Лосев полагает, что отождествление имени и означаемой им вещи является признаком вообще до-философского мифологического мышления. Это объясняет упомянутую обнаруживаемую в Ветхом Завете традицию употребления божественного имени. Философское, или точнее - секулярное мышление принципиально отходит от такого элемента религиозного взгляда на мир. Поэтому, как представляется, два упомянутых терминологических обычаях могут быть расценены как следы философского и архаического взглядов на мир, отразившиеся в христианской богословской терминологии. Но при этом восприятие христианской богословской мыслью греческой философской категориальной системы не привело к полному вытеснению из христианского богословского дискурса онтологически понимаемого «имени». Автор полагает, что древняя библейская традиция передачи мысли о божественном присутствии при помощи категорий «имя» и «слава» заметна у ряда святых отцов (св. Иустин Философ, свт. Иоанн Златоуст, преп. Исаак Сирин). «Имя» как термин близкий к термину «энергия», по мнению А.Ф. Лосева, более уместен в богослужебных текстах. При этом идея Лосева об имени Божием как онтологическом энергийном основании космоса, обычно рассматриваемая как заимствование из неоплатонизма, восходит в том числе и к учению о церкви как мистическом Теле Христовом.
А. Ф. Лосев, имяславие, имя, миф, энергия, церковь, Крест, философия имени, неоплатонизм
  1. Бленд А. Крест в иудейской традиции до и после Мессии. URL: http://www.alexblend.net/?p=406&fbclid=IwAR29A_wlgqg5mKb5YkW2kBjG-_c417WU0XEf9SEScxx7he0BtD3Nk1gnXU (дата обращения: 15.09.2021).
  2. Григорий Палама, свт. Гомилия о честном и животворящем Кресте // Святитель Григорий Палама. Гомилии. Саратов: Изд-во Саратовской митрополии, 2019. С. 505–520.
  3. Даниэлю Ж. Богословие иудеохристианства (аспекты исторические и непреходящие) // Символ. 1983. № 9. С. 16–32.
  4. Дьячков А. Имя и Крест // Иерусалимский православный семинар. М., 2013. Вып. 4. С. 147–168.
  5. Из комментариев Прокла к платоновскому диалогу «Кратил» // Петров А. В. Феномен теургии: Взаимодействие языческой философии и религиозной практики в эллинистическоримский период. СПб.: Изд-во РХГИ; Изд. Дом СПбГУ, 2003. С. 315–359.
  6. Иларион Алфеев, еп. Священная тайна Церкви. Введение в проблематику имяславских споров. СПб.: Алетейя, 2002.
  7. Иоанн Златоуст, свт. Беседа VIII Святаго отца нашего Иоанна Златоуста на Послания к Римляном // Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе. СПб., 1903. Т. 9. Кн. 2. С. 566 — 583.
  8. Иоанн Златоуст, свт. На Псалом 8 // Творения святага отца нашего Иоанна Златоуста, Архиепископа Константинопольского в русском переводе. СПб., 1899. Т. 5. Кн. 1. С. 91–108.
  9. Исаак Сирин, прп. Беседа 11. О созерцании тайны Креста; и какую силу несет он невидимо в своей видимой [форме], и о многих тайнах домостроительства Божия, которые совершались среди древних; и совокупность этого во Христе, Господе нашем; [и как] совокупность этого несет [в себе] всесильный Крест // Исаак Сирин, прп. О божественных тайнах и о духовной жизни. Новооткрытые тексты. СПб., 2010. С. 138–148.
  10. Иустин Философ. Разговор с Трифоном иудеем // Св. Иустин, философ и мученик: Творения. М., 1995 (репринт 1892 г.). С. 132–358.
  11. Лескин Д. Ю. СЛОВО — СЛАВА — ПРЕМУДРОСТЬ: богословско-философские основания ветхозаветной ономатологии и александрийский иудаизм // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2009. № 4 (27). С. 165–175.
  12. Лосев А. Ф. Вещь и имя (опыт применения диалектики к изучению этнографического материала) // Он же. Личность и Абсолют. М.: Мысль, 1999. С. 331–335.
  13. Лосев А. Ф. Вещь и имя // Он же. Бытие. Имя. Космос. М.: Мысль, 1993. С. 802–880.
  14. Лосев А. Ф. Имяславие и платонизм // Вопросы философии. 2002. № 9. С. 102–129.
  15. Лосев А. Ф. Философия имени у Платона // Он же. Личность и Абсолют. М.: Мысль, 1999. С. 246–254.
  16. Мусохранов Г. К., Мусохранова Л. И. Восприятие божественных имен как сущностных энергий в античном и византийском платонизме. Истоки имяславия // Теология. Философия. Право. 2017. № 1 (1). С. 17–45.
  17. Пастырь Ерма // Писания мужей апостольских. Рига: Латвийское Библейское общество, 1994. С. 198–285.
  18. Пономарев А. В. Крещальные формулы «ВО ИМЯ» в Новом Завете: Обзор истории исследований // Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. 2005. Вып. 14. С. 88–99.
  19. Прокл Диадох. Комментарий к «Тимею». Кн. I. М.: Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 2012.
  20. Учение двенадцати апостолов // Писания мужей апостольских. Рига: Латвийское Библейское общество, 1994. С. 17–38.
  21. Хоружий С. С. Имяславие и культура Серебряного века: феномен Московской школы христианского неоплатонизма // С. Н. Булгаков. Религиозно-философский путь:
  22. Международная научная конференция, посвященная 130-летию со дня рождения. М., 2003. С. 191–207.
  23. Чубукова Е. И. Проблемы языковой коммуникации в философии Платона и Л. Витгенштейна // ΑΚΑΔΗΜΕΙΑ: Материалы и исследования по истории платонизма. Вып. 6. СПбГУ, 2005. С. 259–280.
  24. Шукуров Д. Л. Принципы номинации Бога в литургических текстах Восточных (ориентальных) церквей // Litera. 2019. № 6. С. 34–52.
Крючков Тимофей Олегович
Место работы: МГУ им. Ломоносова. Философский факультет;
Должность: исследователь;
ORCID: 0000-0003-1136-112X;
Электронный адрес: timofeusk@yandex.ru.