/
Результат поиска


Крюкова А. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2012. Вып. 2 (40). С. 141-148. — Рец. на кн.: Barnes T. D. Early Christian Hagiography and Roman History. Tübingen: Mohr Siebeck, 2010. XX, 437 p.
PDF
Крюкова А.Н.
Крюков П. Д. Октоих нотированный XVII века: современные задачи изучения // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2020. Вып. 38. С. 23-35. DOI: 10.15382/sturV202038.23-35
Целью статьи является выявление и описание актуальных задач, стоящих перед исследователем Октоиха нотированного XVII в., в частности при изучении его в свете книжной реформы середины столетия. Бытование Октоиха нотированного в XVII в. вписывается в контекст всего периода развития этой книги, начиная с ее бытования в виде отдельного сборника с кон. XV в. Для решения основных задач формулируются следующие направления исследования: поиск и систематизация всех сохранившихся списков Октоиха нотированного XVII в.; установление типологии и создание, насколько возможно, полного каталога-справочника с научным описанием рукописей; изучение технических аспектов процесса певческой справы на примере данной книги. Важным направлением в ряду сформулированных задач становится выявление и осмысление на примере Октоиха XVII в. системы древнерусского осмогласия и изучение роли певческих моделей в распевании песнопений. В статье показаны особенности фиксации и организации песнопений рассматриваемой книги. Для иллюстрации процесса певческой реформы середины века приведены примеры из нотированных рукописей, в том числе: НИОР РГБ. Ф. 379 (собрание прот. Дмитрия Разумовского) № 13 (2-я четв. XVII в.) и № 16 (последняя треть XVII в.).
Октоих нотированный, реформа, XVII век, знаменный распев, рукопись, песнопение
  1. Артамонова Ю. В. Песнопения-модели в древнерусском певческом искусстве XI– XVIII веков: дис. ... канд. иск. М., 1998.
  2. Грузинцева Н. В. Стихиры-самогласны триодного стихираря в древнерусской рукописной традиции XII–XVII веков: дис. ... канд. иск. Л., 1990.
  3. Гусейнова З. М. Жанр Блаженн в церковно-певческом искусстве // Рукописные памятники. Вып. 4 / ред. Г. П. Енин, Н. В. Рамазанова. СПб., 1997. С. 193–214.
  4. Гусейнова З. М. Октоих нотированный (по материалам рукописей XV–XVII веков) // Дни славянской письменности и культуры / отв. ред. Г. В. Алексеева. Ч. 1–2. Владивосток, 1998–1999.
  5. Заболотная Н. В. Церковно-певческие рукописи Древней Руси XI–XIV веков: Основные типы книг в историко-функциональном аспекте. М., 2001.
  6. Захарьина Н. Б. Русские певческие книги. Типология, пути эволюции: дис. ... д-ра иск. СПб., 2007.
  7. Зернова А. С. Книги кирилловской печати, изданные в Москве в XVI–XVII веках: сводный каталог / под ред. Н. П. Киселева. М., 1958.
  8. Казанцева М. Г. История певческого искусства в письменной культуре Древней Руси XII–XVII вв. (по книге Ирмологий): дис. ... канд. ист. наук. Екатеринбург, 1995.
  9. Крашенинникова О. А. Древнерусский Октоих XII–XIV вв. как памятник средневековой гимнографии: автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 1997.
  10. Крашенинникова О. А. Древнеславянский Октоих св. Климента, архиепископа Охридского. М., 2006.
  11. Кручинина А. Н., Егорова М. С., Швец Т. В. Служба на перенесение мощей преподобного Сергия Радонежского. Исследование, текст и роспев. СПб., 2014.
  12. Мезенец А. Азбука знаменного пения (Извещение о согласнейших пометах) старца Александра Мезенца (1668 года) / изд. с объясн. и примеч. Ст. Смоленский. Казань, 1888.
  13. Никольская Н. А. «Сказание» инока Евфросина и певческая книжная справа XVII века: дипломная работа. СПб., 2008.
  14. Федор Крестьянин: Стихиры / публ., расшифровка и исслед. М. В. Бражникова // Памятники русского музыкального искусства. М., 1974. Вып. 3.
  15. Пентковский А. М. Византийское богослужение // Православная энциклопедия. М., 2004. Т. 8. С. 382.
  16. Певческие рукописи XVII–XIX веков: каталог / авт.-сост. А. Г. Хачаянц; отв. ред. А. В. Зюзин, Н. А. Попкова. Саратов, 2001.
  17. Плетнева Е. В. Многораспевность в Нотированном Октоихе: богородичны Малой вечерни // Музыкальное наследие России: истоки и традиции: сб. статей молодых музыковедов кафедры Музыкальной этнографии и Древнерусского певческого искусства Санкт-Петербургской консерватории / сост. и науч. ред. З. М. Гусейнова. СПб., 2001. С. 80–107.
  18. Плетнева Е. В. Певческая книга «Октоих» в древнерусской традиции: по рукописям XI–XV веков: автореф. дис. ... канд. иск. СПб., 2008.
  19. Попов А. Ю. Жанр антифонов степенны в традиции Кирилло-Белозерского монастыря (конец XV–XVII вв.) // Певческое наследие Древней Руси: История, теория, эстетика: cб. науч. тр. / сост. Н. Б. Захарьина, А. Н. Кручинина. СПб., 2002. С. 291–302.
  20. Рамазанова Н. В. Московское царство в церковно-певческом искусстве XVI–XVII вв. СПб., 2004.
  21. Рукописные собрания Д. В. Разумовского и В. Ф. Одоевского и архив Д. В. Разумовского. Описания / под ред. И. М. Кудрявцева. М., 1960.
  22. Серегина Н. С. Песнопения русским святым. По материалам рукописной певческой книги XI–XIX вв. «Стихирарь месячный». СПб., 1994.
  23. Тутолмина С. Н. Русские певческие Триоди древнейшей традиции: дис. ... канд. иск. СПб., 2004.
  24. Тюрина О. В. Об одном образце древнерусской мелизматики: цикл Светильнов воскресных // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2008. Вып. 2 (-3). С. 7–22.
Крюков Павел Дмитриевич
Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., 6/1;
ORCID: 0000-0002-5008-5191;
Электронный адрес: pasha.kryukov.94@mail.ru.
Крюков П. Д. Нотированные антифоны Степенны в Типографском Уставе // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2021. Вып. 42. С. 9-21. DOI: 10.15382/sturV202142.9-21
Статья посвящена одному из центральных жанров книги «Октоих нотированный» — антифонам Степеннам. Автором рассматриваются проблемы формирования нотированных циклов Октоиха на древнейшем этапе и обозначаются пути их преобразования, обосновываются вопросы преемственности поэтического и музыкального текстов к середине XV в. на примере данного цикла. Предмет изучения — древнейшая из сохранившихся рукопись из собрания ГТГ К-5439 Типографский Устав с Кондакарем, которая содержит список антифонов Степенн со знаменной нотацией. В статье данный список рассматривается на примере антифонов 4-го гласа как в качестве самостоятельного, так и в сравнении со списком Степенн рукописи собрания Троице-Сергиевой лавры, № 407 (1437 г.), сопоставляются структура песнопений, принципы нотирования, выявляются разночтения в поэтическом и нотном текстах. Выводы, которые делаются по результатам сравнения списков: ко времени «стилевого перелома» расхождения в поэтическом тексте песнопений оказываются незначительными и могут быть отнесены на счет локальной редактуры; структура песнопений, их деление на строки практически всегда совпадают; анализ и сравнение нотного текста позволяют говорить, что распев антифонов Степенн, судя по крюковой строке, в двух списках близок. Это свидетельствует о преемственности списка XV в. по отношению к XI в., приемы же редактирования отражают характерные черты работы распевщиков.
Октоих нотированный, Типографский Устав с Кондакарем, рукопись, антифоны Степенны, знаменный распев, крюковая нотация
  1. Александрина А. В. Певческие рукописные книги XV–XIX веков Троице-Сергиевой Лавры: Научное описание. М.: Лепта Книга, 2020.
  2. Артамонова Ю. В. Песнопения-модели в древнерусском певческом искусстве XI–XVIII веков: дис. ... канд. иск. М., 1998.
  3. Владышевская Т. Ф. Музыкальная культура Древней Руси. М.: Знак, 2006.
  4. Гусейнова З. М. Древнерусская крюковая нотация XV века: преобразования и новации // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер. «Социально-гуманитарные науки». Челябинск, 2015. Т. 15. № 3. С. 84–90.
  5. Гусейнова З. М. Октоих нотированный (по материалам рукописей XV–XVII веков) // Дни славянской письменности и культуры / отв. ред. Г. В. Алексеева. Ч. 1–2. Владивосток, 1998–1999. URL: https://docs.google.com/viewer?a=v&pid=sites&srcid=ZGVmYXVsdGRvbWFpbnxndXNlam5vdmF6bXxneDozMDhjYjg0YmM5NGI3NjU0 (дата обращения: 02.02.2021).
  6. Дурново Н. Н. Избранные работы по истории русского языка. М.: Языки русской культуры, 2000.
  7. Зализняк А. А. Древненовгородский диалект. 2-е изд., перераб. с учетом материала находок 1995–2003 гг. М.: Языки славянской культуры, 2004.
  8. Малаштанова Е. С. Жанровые особенности и поэтика степенных антифонов, блаженн и стихир на «Господи воззвах»: На материале рукописей Хабаровского краеведческого музея: автореф. дис. ... канд. иск. Владивосток, 2004.
  9. Пентковский A. M. Типикон патриарха Алексия Студита в Византии и на Руси. М.: Изд-во Московской Патриархии, 2001.
  10. Плетнева Е. В. Певческая книга «Октоих» в древнерусской традиции: по рукописям XI–XV веков: дис. ... канд. иск. СПб., 2008.
  11. Попов А. Ю. Жанр антифонов степенны в традиции Кирилло-Белозерского монастыря (конец XV–XVII вв.) // Певческое наследие Древней Руси (история, теория, эстетика): сб. научн. трудов / сост. Н. Б. Захарьина, А. Н. Кручинина. СПб., 2002. С. 291–302.
  12. Самойленков С. Н. Проповедь в евангельском богослужении: метод или безыскусная одухотворенность // Интерпретация Библии и проповедь / ред. В. А. Аликин, С. В. Лагунов (Труды СПбХУ). № 7. СПб.: Изд-во СПбХУ, 2015. С. 145–167.
  13. Старикова И. В. 17-я кафизма (Пс 118) всенощного бдения в древнерусском певческом искусстве XV–XVII вв. (раздельноречная редакция) // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2013. Вып. 2 (11). С. 12–13.
  14. Типографский Устав: устав с кондакарем конца XI — начала XII века / под ред. Б. А. Успенского. Т. 1–3. М.: Языки славянских культур, 2006.
  15. Успенский Н. Д. Православная вечерня: Историко-литургический очерк. Чин всенощного бдения (™Η ™Αγρυπν¢α) на Православном Востоке и в Русской Церкви. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2004.
  16. Филиппова Е. В. К вопросу об изменении певческой практики в Русской Церкви в период богослужебной реформы XIV–XV вв. // «Иду в неведомый мне путь»: Памяти Елены Филипповой / ред., сост. И. Е. Лозовая. М., 2006 (Сер. «Научные труды Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского»). 2006. Сб. 55. С. 8–17.
  17. Швец Т. В. Древнерусская певческая книга кондакарь: начальный этап изучения // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер. «Социально-гуманитарные науки». 2016. Т. 16. Вып. 2. С. 98–105.
  18. Strunk O. Antifons of the Octoechos // Journal of the American Musicological Society. XIII. I960. P. 165–190.
Крюков Павел Дмитриевич
Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., 6/1;
ORCID: 0000-0002-5008-5191;
Электронный адрес: pasha.kryukov.94@mail.ru.