/
Результат поиска


Крихтова Т. М. Куличи в инстаграме. Спектализация Пасхи молодыми российскими женщинами // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2018. Вып. 79. С. 98-114. DOI: 10.15382/sturI201879.98-114
Статья рассказывает о некоторых значениях и интерпретациях празднования Пасхи у современных москвичей. Проводя в 2016 г. опрос «Великая Суббота», направленный на выявление главных причин, по которым люди сегодня посещают православные храмы в день Пасхи и накануне ее, исследовательская группа использовала хэштэг #куличи2016 на анкетах и плакатах, которые респонденты могли увидеть на территории проведения опроса. Это было сделано, для того чтобы увидеть записи респондентов в социальных сетях, таким образом увидеть этот день «их глазами». В результате большинство фотографий были выложены женщинами, находящимися в отпуске по уходу за ребенком. На большинстве фотографий запечатлена праздничная еда, сфотографированная в четкой постановочной композиции. Это явление иллюстрирует то, что для хозяев этих аккаунтов Пасха становится возможностью для спектализации своей жизни, что в свою очередь необходимо для создания более комфортной среды для себя.
Пасха, спектализация, антропология еды, цифровая антропология, антропология религии, гендер, материнство, ритуалы
  1. Арутюнов С. А. Этнография питания народов стран зарубежной Азии. М., 1981.
  2. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1994.
  3. Весенний to do list (Ч. 4). URL: http://www.pyatnizza.com/ywk/to-do-list-in-spring-4/ (дата обращения: 22.02.2018).
  4. Весенний список дел. URL: https://www.babyblog.ru/user/Still/3122621 (дата обращения: 22.02.2018).
  5. Весенний список дел для каждой женщины. URL: http://www.spp.ru/club/full_news.php?news_cid=163&news_id=1507 (дата обращения: 22.02.2018).
  6. Весенний список, чтобы быть счастливой. URL: https://organicwoman.ru/vesenniy-spisok/ (дата обращения: 22.02.2018).
  7. Где взять идеи для блога и бизнеса и как найти целевую аудиторию? URL: http://www.blogimam.com/2016/11/gde-vzyat-idei-dlya-bloga-i-najti-vashu-celevuyu-auditoriyu (дата обращения: 22.02.2018).
  8. Гончарова М. 20 самых важных весенних дел. URL: http://www.minibanda.ru/article/20-samyx-vazhnyx-vesennix-del (дата обращения: 22.02.2018).
  9. Забежинский И. Кулич и пасха, бабушкины рецепты. URL: http://www.pravmir.ru/babushkiny-recepty-kulich-i-pasxa (дата обращения: 22.02.2018).
  10. Инстаграм управляет моей жизнью: Как живут мужья популярных блогеров. URL: http://www.the-village.ru/village/people/specials/299428-lumix (дата обращения: 22.02.2018).
  11. Колозариди П. В., Ильин А. Мессенджеры в городской среде: гибридные формы и новые практики // Шаги / Steps. 2015. Т. 1. № 3.
  12. Колозариди П. В. Родители и гаджеты в большом городе // Шаги / Steps. 2017. Т. 3. №. 2.
  13. Кто такие INSTA-мамы и зачем они это делают? URL: http://elle.ua/otnosheniya/semya/kto-takie-insta-mamyi-i-zachem-oni-eto-delayut (дата обращения: 22.02.2018).
  14. Кулич у Соколовых. URL: www.pravmir.ru/semya-vstrechaet-pasxu-kulichi (дата обращения: 22.02.2018).
  15. Кулич, рецепт из Книги о вкусной и здоровой пище // Кух-ня. URL: http://www.kuhnya.ru/baking/50-vipkulihi/419-kulich-retsept-iz-knigi-o-vkusnoj-i-zdorovoj-pishche.html (дата обращения: 22.02.2018).
  16. Куличи по рецепту Е. Молоховец. URL: https://www.gastronom.ru/recipe/27454/kulichipo-receptu-e-molohovec (дата обращения: 22.02.2018).
  17. Мармеладинка М. Бабушкин кулич Пасхальный. URL: https://www.gastronom.ru/recipe/27272/babushkin-kulich-pashalnyj (дата обращения: 22.02.2018).
  18. Петрова К. Домашняя жена: Почему в XXI веке не стыдно быть домохозяйкой. URL: http://www.wonderzine.com/wonderzine/life/life/231938-modern-housewife (дата обращения: 22.02.2018).
  19. Полиция и РПЦ: Пасхальные службы в Москве побили рекорд // Русская служба BBC 12.04.2015. URL: https://www.bbc.com/russian/russia/2015/04/150411_russia_easter (дата обращения: 10.05.2018).
  20. Пруцкова Е. Куличи и/или Причастие: типология православных верующих, участвующих в освящении пасхальной пищи // Мониторинг общественного мнения. 2016. № 2.
  21. Социальные сети в России, зима 2015–2016: Цифры, тренды, прогнозы. URL: http://blog.br-analytics.ru/socialnye-seti-v-rossii-zima-2015-2016-cifry-trendy-prognozy (дата обращения: 22.02.2018).
  22. Список дел на апрель. URL: https://homeblogkate.ru/spisok-del-na-aprel (дата обращения: 22.02.2018).
  23. Токарев С. А. К методике этнографического изучения материальной культуры // Советская этнография. 1970. № 4. С. 3–17.
  24. Чернова Ж., Шпаковская Л. Дискурсивные модели современного российского родительства // Женщина в российском обществе. 2013. № 2 (67).
  25. Чернова Ж., Шпаковская Л. Молодые взрослые: супружество, партнерство и родительство. Дискурсивные предписания и практики в современной России // Laboratorium. Журнал социальных исследований. 2010. № 3.
  26. Что нужно успеть до наступления тепла. URL: http://vesti.lv/news/vesna-idet-vesnedorogu-2/print (дата обращения: 22.02.2018).
  27. Шесть видов инстамам, на которых вы наверняка подписаны. URL: https://n-e-n.ru/insta/ (дата обращения: 22.02.2018).
  28. Debord G. Society of the Spectacle. Detroit, 1983.
  29. Douglas M. Purity and danger: An analysis of concepts of pollution and taboo. L., 2003.
  30. Goody J. Cooking, cuisine and class: a study in comparative sociology. Cambridge, 1982.
  31. Marvin H. Cows, Pigs, Wars and Witches-The Riddles of Culture. N. Y., 1974.
  32. Miller D. et al. How the world changed social media. L., 2016.
  33. Rheingold H. The virtual community: Homesteading on the electronic frontier. Cambridge (Massachusetts), 2000.
  34. Simmel G. Soziologie der Mahlzeit in Das Individuum und die Freiheit. Essais. B., 1984.
Крихтова Татьяна Михайловна
Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1;
Должность: научный сотрудник;
ORCID: 0000-0003-2572-8316;
Электронный адрес: krihtova@gmail.com.
Статья подготовлена в рамках проекта ««Невидимая религия» Т. Лукмана: истоки концепции и возможности применения для анализа современного русского православия» при поддержке Фонда Развития ПСТГУ.
Крихтова Т. М. Восприятие современными православными священниками целей и эффектов личной молитвы // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2021. Вып. 93. С. 65-76. DOI: 10.15382/sturI202193.65-76
Статья представляет собой анализ целей и мотивов личной молитвы современных православных священников. В ее основе глубинные интервью, взятые у 27 православных священников разного возраста, стажа хиротонии, проживающих в разных регионах России, собранные в 2015–2018 гг. Вопросы касались пути становления священников, повседневных практик и основных задач служения. Личная молитва — это религиозное действие, формально обязательное для всех православных священников, но, в отличие от других видов их деятельности (служба в храме, разговоры с прихожанами, административная работа), почти не поддается наблюдению и контролю со стороны как исследователей, так и вышестоящих церковных инстанций. При этом, несмотря на то что процесс молитвы сильно унифицирован, для молящегося акт ее произнесения каждый раз уникален и имеет особое значение. Поэтому акцент в статье делается не на практиках произнесения молитвы, а на задачах и жизненных обстоятельствах, на которые бывает направлена в данный момент молитва. В статье описываются четыре типа личной молитвы священников, которые выделяются в зависимости от того, для кого она предназначена: для Бога, для себя, для людей и для мира. Для информантов молитва становится, с одной стороны, действием, определяющим их идентичность как священников (молитва всегда успешна, в отличие от других действий), а с другой стороны, самым базовым действием в их служении, необходимым минимумом общения с Богом и помощи людям, элементом коммуникации и заботы, который доступен священнику вне зависимости от рода и успешности действий, которые он совершает в остальное время.
молитва, священники, православие, Хайлер, личная молитва, религиозный опыт, полевые исследования, религиозное действие
  1. Алексин К. В. Ускользающий священник: трансформация нормативного дискурса РПЦ о пресвитерском служении // Свет Христов просвещает всех: Альманах Свято-Филаретовского православно-христианского института. 2017. № 24. С. 136–169.
  2. Крихтова Т. М. Методологические особенности полевого изучения бюджета времени православных священников // Религиоведческие исследования. 2018. № 17. С. 110–121.
  3. Пылаев М. А. Феноменология молитвы: примитивная молитва // Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. 2008. № 22. C. 45–59.
  4. Самарина Т. С. Феноменология религии Ф. Хайлера // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 7: Философия. Социология и социальные технологии. 2016. № 2 (32). С. 22–33.
  5. Blizzard S. W., Blizzard H. B. The protestant parish minister: A behavioral science interpretation. Storrs, CT: Society for the Scientifi c Study of Religion, 1985.
  6. Finney J. R., Malony H. N. An empirical study of contemplative prayer as an adjunct to psychotherapy // Journal of Psychology and Theology. 1985. Т. 13. № 4. P. 284–290.
  7. Heiler F. Prayer: A study in the history and psychology of religion. Oxford: Oxford University Press, 1932.
Крихтова Татьяна Михайловна
Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1;
Должность: научный сотрудник;
ORCID: 0000-0003-2572-8316;
Электронный адрес: krihtova@gmail.com.