/
Результат поиска


Крат А. В. Историко-педагогические предпосылки, условия и факторы открытия православных общеобразовательных школ в новейшей истории России // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2022. Вып. 64. С. 52-64. DOI: 10.15382/sturIV202264.52-64
В статье проведен анализ историко-педагогических предпосылок, условий и факторов возникновения в отечественном образовательном пространстве православных общеобразовательных школ в период с начала 90-х годов XX века и по настоящее время. Восстановление и характеристика генезиса процесса создания православных общеобразовательных школ проведены на примере образовательных организаций города Москвы. Использование статистического, сравнительно-сопоставительного, реконструктивного, историко-ретроспективного, а также методов интервьюирования, беседы и анализа материалов официальных сайтов, отчетов о деятельности, информации, предоставленной директорами, педагогами и сотрудниками православных общеобразовательных школ, позволили установить следующее. Появление православных общеобразовательных школ является инновационным явлением в новейшей истории России: до революции 1917 года, начиная от Крещения Руси, православие было государственной религией, в том числе обязательной при изучении в школе, определявшей ее уклад и, скорее, школы иноконфессиональные или, например, цифирные (при Петре Первом) были в обозначенный период определенной педагогической инновацией; в период после революции 1917 года и до конца 1980-х годов религиозное образование в любых формах и видах в СССР было запрещено, и лишь с начала 90-х годов ХХ века в Российской Федерации, в иных исторических условиях - теперь уже светском демократическом государстве, открытом к сотрудничеству с религиозными организациями традиционных конфессий - стало разрешено открытие частных конфессионально-ориентированных школ. Условиями функционирования православных общеобразовательных школ в этих реалиях стала деятельность воскресных школ, инициатива прихожан и поддержка данной инициативы со стороны настоятелей приходов, а также со стороны городских властей. Среди факторов, повлиявших на появление первых православных общеобразовательных школ в России, стали обращение людей к православной вере, возрождение храмов и активизация приходской жизни, стремление родителей обучать ребенка на основе православного мировосприятия и в условиях общения с единомышленниками и единоверцами.
православные общеобразовательные школы, религиозное образование, система православного образования, история образования, исторический опыт, православная педагогика
  1. Агеева А. В. Динамика развития учебно-воспитательного процесса в православной воскресной школе: автореф. дис. … канд. пед. наук. Саратов, 2016.
  2. Дивногорцева С. Ю. Историко-теоретический анализ православной педагогической культуры в России: дис. … д-ра пед. наук. М., 2012.
  3. Дивногорцева С. Ю. Теология и педагогика в современном вузе: основы синергии // Проблемы современного образования. 2019. № 2. С. 18–27.
  4. Косолапова Т. В. Духовно-нравственное воспитание учащихся в церковно-приходской воскресной школе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2018.
  5. Марченко Л. А. Реализация педагогического потенциала православной воскресной школы: дис. ... канд. пед. наук. М., 2015.
  6. Меньшиков В. М. Зачем изучать религию в общеобразовательной школе? // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2011. Вып. 4 (23). С. 37–45.
  7. Метлик И. В. Интеграция знаний о религии в учебно-воспитательной деятельности светской школы: дис. … д-ра пед. наук. М., 2005.
  8. Никитская Е. А. Православная воскресная школа как воспитательная организация: дис. ... канд. пед. наук. М., 2009.
  9. Остапенко А. А. Антропологические модели образования: от образа Божия к… неогностицизму? // Вестник ПСТГУ. Серия: Педагогика. Психология. 2012. Вып. 1 (24). С. 80–104.
  10. Петракова Т. И. Цель и объект духовно-нравственного воспитания. Заметки о религиозном образовании // Вестник ПСТГУ. Серия: Педагогика. Психология. 2008. Вып. 2 (9). С. 40–57.
  11. Склярова Т. В. Традиции и современное состояние православного воспитания в России: дис. … канд. пед. наук. М., 1996.
  12. Шестун Е. Православная педагогика: Исторические психолого-педагогические очерки. Самара, 1998.
  13. Янушкявичене О. Л. Методология историко-педагогического исследования православного воспитания // Нива Господня. Вестник Пензенской духовной семинарии. 2021. № 2 (20). С. 119–124.
Крат Анна Владимировна
Статус обучающегося: Аспирант;
Статус обучающегося: Аспирант;
Ученое звание: академик РАН;
Место учёбы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Москва, Россия;
ORCID: 0000-0001-5183-5372;
Электронный адрес: annakrat@mail.ru.