/
Результат поиска


Костромин К. А. «Святой шпион». Святитель Мардарий (Ускокович) в годы обучения в Петроградской духовной академии // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2021. Вып. 101. С. 114-137. DOI: 10.15382/sturII2021101.114-137
Статья посвящена изучению деятельности недавно прославленного сербского святого Мардария (Ускоковича) в годы его обучения в Санкт-Петербургской (Петроградской) духовной академии. Акцент сделан на промежуточных и конечных результатах его обучения в контексте его участия в работе различных славянских обществ в первые годы Первой мировой войны. В основу статьи положен анализ студенческого дела иеромонаха Мардария, сохранившегося в Центральном государственном историческом архиве Санкт-Петербурга, до сих пор не привлекавшегося в качестве исторического источника, ряд других дел того же архива (некоторые документы публикуются в приложении), а также текст кандидатского сочинения из собрания РНБ, тоже ранее не изучавшегося. В статье представлена реконструкция хронологии событий, приведших к обвинению иеромонаха Мардария в шпионаже в пользу Австро-Венгрии и удалению его из Петрограда, а позднее — к отъезду из России. Также анализируется отношение иеромонаха к учебе и общественной деятельности, выявляются его склонности в отношении изучаемых наук. Учеба о. Мардария в Санкт-Петербургской духовной академии и его деятельность в Петербурге детально не изучались. Сделан вывод, что, несмотря на крайне низкие результаты, обучение в духовной академии в Петрограде оказало на будущего святителя огромное влияние, прежде всего через знакомство с трудами русских религиозных философов, в частности А. Хомякова. Сам отец Мардарий высоко ценил именно это знакомство с русской мыслью, а не формальные результаты обучения. Благодаря учебе в столичной академии он получил возможность принимать участие в деятельности общественных движений и заручиться вниманием политической элиты.
святитель Мардарий (Ускокович), Санкт-Петербургская духовная академия, славянские благотворительные общества, история Русской Православной Церкви, история Сербской Православной Церкви, Первая мировая война, шпионаж
  1. Герд Л. А. Русские проекты будущего Палестины после окончания Первой мировой войны // Религии мира: История и современность. 2010. М., 2012. С. 551–578.
  2. Игнатий (Шестаков), игум. Мардарий (Ускокович) // Православная энциклопедия. М., 2016. Т. 43. С. 441–442.
  3. Митрофан (Бан) // Православная энциклопедия. М., 2017. Т. 45. С. 479–480.
  4. Падение царского режима: Стенографические отчеты допросов и показаний, данных в 1917 г. в Чрезвычайной Следственной Комиссии Временного Правительства / под ред. П. Е. Щёголева. Т. 4: Записки А. Д. Протопопова и С. П. Белецкого. Л., 1925. 533 с.
  5. Печерин А. В., Сухарев Ю. М. Поместный собор Российской Православной Церкви и Первый чрезвычайный всероссийский съезд духовенства и мирян в воспоминаниях екатеринбургского протоиерея Алексия Игнатьева // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2018. № 2 (22). С. 148–180. DOI: 10.24411/2224-5391-2018-10206
  6. Поповкин А. А. Деятельность славянских обществ России в контексте социального развития славянских народов (1858–1917 гг.) // Вестник Тамбовского государственного университета. Сер. «Гуманитарные науки». 2012. Вып. 6 (110). С. 234–247.
  7. Поповкин А. А. Славянские благотворительные общества в Москве и Санкт-Петербурге: 1858–1921 гг.: дис. … канд. ист. наук. Воронеж, 2013.
  8. Пузович В. Русские дореволюционные духовные школы в воспоминаниях их сербских выпускников // Христианское чтение. 2019. № 5. С. 199–213. DOI: 10.24411/1814-5574-2019-10095
  9. Смелов Е. П. Воспоминания о годах обучения в Санкт-Петербургской духовной семинарии (1912–1918 гг.). М.; СПб.: Свято-Владимирское изд-во, 2009. 158 с.
  10. Суржикова Н. В. Российский плен 1914–1917 гг. как пространство политико-идеологических манипуляций: теории центра и практики периферии // Cahiers du Monde russe. 2012. № 53/1. Р. 247–266.
  11. Сухова Н. Ю. «Стояще бяху ноги нашя во дворех твоих, Иерусалиме»: паломничества профессоров и студентов Киевской духовной академии в Святую Землю (1870–1914 гг.) // Труды Киевской духовной академии. 2013. № 18. С. 234–249.
  12. Сухова Н. Ю. Паломничество на Православный Восток студентов духовных академий летом 1914 г. // Православный Палестинский сборник. Вып. 109. М.: Индрик, 2014. С. 189–218.
  13. Фирсов С. Л. Русская Церковь накануне перемен (конец 1890-х — 1918 г.). М.: Круглый стол по религиозному образованию и диаконии, 2004. 623 с.
  14. Драгутиновић Д. Животопис Владике Мардарија. Нова Грачаница, 1992; новое издание — Београд: Севастијан прес, 2017. 180 с.
  15. Пузовиħ В. Иван Савич Паљмов као истраживач српскецрквене историје // Прилози за књижевност, језик, историју и фолклор. Гл. ур. Злата Бојовић. Књ. 84. Београд, 2018. С. 63–73. DOI: 10.2298/PKJIF1884063P
  16. Пузовиħ В. Руски путеви српског богословља. Школовање Срба на руским духовним академиjама 1849–1917. Београд, 2017. 830 с.
  17. Пузовић П. Епархије Српске православне цркве у расејању // Богословље. 1996. № 40 (1–2). С. 87–96.
  18. Свети Мардарије Љешанско–Либертивилски и Свеамерикански. Житије, служба и акатист. Cetiwe, 2016. 66 с.
  19. Слијепчевић Ђ. Историја Српске Православне Цркве. Т. III. За време другог светског рата и после њега. Београд, 2002.
  20. Sava, bishop of Sumadija. History of the Serbian Orthodoc Church in America and Canada: 1891–1941. Kragujevac, 1998. 389 р.
Костромин Константин Александрович, протоиерей
Ученая степень: кандидат исторических наук;
Ученая степень: кандидат богословия;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Санкт-Петербургская духовная академия Русской Православной Церкви; Российская Федерация, 191167, г. Санкт-Петербург, наб. Обводного канала, 17;
Должность: проректор по научно-богословской работе;
ORCID: 0000-0001-8511-3431;
Электронный адрес: k.a.kostromin@mail.ru.