/
Результат поиска


Косолапова Т. В. Воскресная школа XXI века: вызовы и возможности // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2019. Вып. 55. С. 44-56. DOI: 10.15382/sturIV201955.44-56
В статье рассматриваются основные тенденции развития современных воскресных школ, анализируются изменения церковной нормативной базы по регламентации деятельности церковно-приходских воскресных школ в течение последних 20 лет и исследуются основные проблемы их деятельности. С целью расширения сотрудничества и распространения опыта успешного функционирования церковно-приходских воскресных школ предлагается к рассмотрению организация деятельности в воскресной школе, являющейся структурным подразделением православного Прихода храма Святого благоверного князя Александра Невского г. Иркутска. В этой школе кроме обучения религии большое внимание уделяется участию воспитанников в литургической жизни Прихода и занятиям практической направленности. Но главной особенностью этой школы является пребывание в стенах храма и школы всех членов семьи учащихся и их участие во всех сферах жизнедеятельности Прихода. Для реализации такого сотрудничества разработана воспитательная система по осуществлению совместного семейного духовно-нравственного воспитания. Эта система включает целый комплекс различных форм, методов и мероприятий, проводимых в воскресной школе, и направлена на организацию взаимодействия родителей, детей и педагогов (в числе которых есть и священнослужители) и активное соработничество в деле воспитания подрастающего поколения. В качестве примера по осуществлению семейного духовно-нравственного воспитания дается описание нескольких совместных семейных мероприятий. Такое взаимодействие детей, родителей, педагогов и священнослужителей способствует более близкому знакомству между семьями, формированию дружного и сплоченного Прихода и органичному сочетанию полученных учащимися в воскресной школе духовных знаний и духовной практики с современной жизнью.
воскресная школа, духовно-нравственное воспитание, обучение религии, воцерковление, Синодальный отдел религиозного образования и катехизации, «Положение о деятельности воскресных школ (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации», «Стандарт учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации», церковная нормативная база, интегрированные учебные курсы, контроль итоговых знаний, основы вероучения, семейные мероприятия
  1. Агеева А. В. Церковно-приходские воскресные школы: история возникновения и тенденции развития (продолжение) // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2010. Вып. 4 (19). С. 43–55.
  2. Геннадий (Войтишко), иером. Создание благоприятной для детей среды — ключевая задача приходского попечения. О смене парадигмы в отношении приходской работы с детьми // Приход. Православный экономический вестник. 2018. № 5 (143). С. 4.
  3. Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на Архиерейском Соборе 2017 г. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/5072836.html (04.10.2019).
  4. Косолапова Т. В. Организация совместных семейных мероприятий в воскресной школе, как способ формирования единой воспитательной среды // Педагогика и психология: от вопросов к решениям: Сб. научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Федеральный центр науки и образования Эвенсис. Томск, 2016. № 1. С. 60.
  5. Марченко Л. А. Реализация педагогического потенциала православной воскресной школы: дис. ... канд. пед. наук. М., 2015.
  6. Мумриков О. А. Духовно-просветительские центры: актуальность и перспективы // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2010. Вып. 3 (18). С. 13–20.
  7. Мумриков О. А. Литургия для детей в современной приходской практике Русской Православной Церкви. // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2015. Вып. 2 (37). С. 24–29.
  8. Организация религиозного образования и катехизации в епархии. Правовая регламентация религиозно-образовательной деятельности // Православное образование. URL: https://pravobraz.ru/organizaciya-religioznogo-obrazovaniya-i-katexizacii-v-eparxiipravovaya-reglamentaciya-religiozno-obrazovatelnoj-deyatelnosti/ (04.10.2019).
  9. Положение о деятельности воскресных школ для детей Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации // Православное образование. URL: https://pravobraz.ru/polozhenie-o-deyatelnosti-voskresnyx-shkol-dlya-detej-russkoj-pravoslavnojcerkvi-na-territorii-rossij skoj-federacii-2/ (дата обращения: 04.10.2019).
  10. Положение о деятельности воскресных школ Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации // Православное образование. Синодальный отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви. URL: http://pravobraz.ru/napravleniya/voskresnye-shkoly/ (дата обращения: 04.10.2019).
  11. Стандарт учебно-воспитательной деятельности в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации // Православное образование. URL: https://pravobraz.ru/standart-uchebno-vospitatelnoj-deyatelnosti-vvoskresnyx-shkolax-dlya-detej-russkoj-pravoslavnoj-cerkvi-na-territorii-rossij skoj-federacii/ (дата обращения: 04.10.2019).
Косолапова Татьяна Витальевна
Ученая степень: кандидат педагогических наук;
Ученая степень: кандидат педагогических наук;
Место работы: Приход храма во имя св. блг. князя Александра Невского г. Иркутск; Российская Федерация, 664056, г. Иркутск, ул. Якоби, д. 3;
Должность: директор воскресной школы;
ORCID: 0000-0002-4492-2758;
Электронный адрес: kcenianev@mail.ru.