/
Результат поиска


Конорева С. А. Пение на подобен в современной практике беспоповских старообрядцев (на примере подобнов 1-го гласа) // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2020. Вып. 38. С. 127-149. DOI: 10.15382/sturV202038.127-149
В статье рассматривается практическая реализация пения на подобен в старообрядческих беспоповских общинах поморского согласия прибалтийского региона. Выбор данной ветви старообрядчества обусловлен тем, что беспоповцы придерживаются певческих и рукописных традиций раннего периода — раздельноречия, тщательно сохраняют особенности исполнения песнопений, произношения и интонирования, лингвистические нюансы. Материалом статьи служат аудиозаписи богослужений и специальные записи вне богослужений, расшифрованные автором. Наибольшее количество записей относится к Рижской Гребенщиковской общине, являющейся главным певческим центром беспоповских старообрядцев. В качестве примеров локальной традиции использованы записи богослужений в общинах г. Клайпеды, г. Каунаса и д. Раюши. В статье предпринят краткий обзор приема пения на подобен, рассматриваются имеющиеся письменные источники, содержащие образцы подобнов, проводится соотношение «книжного» варианта и варианта «напевки». По результатам сравнительного анализа этих вариантов устанавливаются принципы модификации композиционной и ладовой структур под влиянием устной формы бытования песнопений. Установлено, что «книжный» вариант рассматривается исполнителями как некий эталон, однако в практике остаются лишь отдельные его элементы. Вариант «напевки» как система оказывается организованным более упорядоченно за счет иного порядка чередования строк, а также некоторых ладовых изменений. Анализ аудиозаписей позволил обнаружить ряд закономерностей в реальном воплощении подобнов в певческой практике на примере первого гласа. Эти закономерности в целом имеют тенденцию сделать певческую ткань плавной и, насколько возможно, разнообразной. При распевании текстов главенствующее место исполнителями отводится именно напеву, а не тексту. В полной мере проявляется общее для пения беспоповских старообрядцев исполнение песнопений в совокупности существующих вариантов с периодическим возникновением созвучий. Выявленные позиции дополняют современное знание о традициях церковного пения.
подобны, старообрядцы, церковное пение, устная версия, знаменный распев, напевка, книжная версия
  1. Александрина А. В. Певческие рукописные книги XV–XIX вв. из библиотеки Троице-Сергиевой лавры: историко-книговедческий анализ: дис. ... канд. ист. наук. 05.25.03 Библиотековедение. М., 2014.
  2. Артамонова Ю. В. Песнопения-модели в древнерусском певческом искусстве XI–XVIII веков: дис. ... канд. искусствоведения. 17.00.02 Музыкальное искусство. М., 1998.
  3. Асафьев Б. В. Глинка. М.: Музыка, 1978.
  4. Барановский В. С., Поташенко Г. В. Староверие Балтии и Польши: Краткий исторический и биографический словарь. Вильнюс, 2005.
  5. Владышевская Т. Ф. Древнерусская певческая культура и старообрядчество. URL: https://portal-slovo.ru/art/36103.php?ELEMENT_ID=36103&PAGEN_1=2
  6. Владышевская Т. Ф. Музыкальная культура Древней Руси. М., 2006.
  7. Гарднер И. А. Забытое богатство (о пении на подобен) // Подобны / сост. Л. В. Вовчук. Киев, 2004. С. 4–14.
  8. Григорьев Е. А. Пособие по изучению церковного пения и чтения. Изд. 2-е. Рига, 2001.
  9. Гулиева О. В. «Подобны великого роспева» (Некоторые аспекты изучения) // Тезисы научной конференции «Бражниковские чтения. 2002». СПб., 2002. С. 10−11.
  10. Демьянчук Т. А. Подобны великого распева в русской церковнопевческой традиции // Древнерусское песнопение. Пути во времени: По материалам научной конференции «Бражниковские чтения. 2002». СПб., 2004. С. 108−119.
  11. Древлеправославная Поморская Церковь Литвы. URL: http://www.starover.lt/kaunasskayastarovercheskaya-religioznaya-obschina/#istoriya-obshtini
  12. Казанцева Т. Г. Стихиры-подобны в богослужебной практике староверов-странников сибирского региона // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2009. Вып. 2 (5). С. 76−124.
  13. Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. М., 1979.
  14. Момина М. А. Самоподобные песнопения (αυτομελα) в церковнославянских богослужебных рукописях // Русь и южные славяне: сб. статей к 100-летию со дня рождения В. А. Мошина (1894–1987) / сост. и отв. ред. В. М. Загребин. СПб., 1998. С. 165 −184.
  15. Морохова Л. Ф. Подобники как форма музыкально-теоретического руководства в древнерусском певческом искусстве // Источниковедение литературы Древней Руси. Л., 1980. С. 181–190.
  16. Обиход Поморский. М., 1911.
  17. Парфентьева Н. В. Творчество мастеров древнерусского певческого искусства XVI–XVII вв.: на примере произведений выдающихся распевщиков: дис. … д-ра искусство-ведения. 17.00.02 Музыкальное искусство. М., 1998.
  18. Подобны / сост. Л. В. Вовчук. Киев, 2004.
  19. Серегина Н. С. Песнопения русским святым. По материалам рукописной певческой книги XI–XIX вв. «Стихирарь месячный». СПб., 1994.
  20. Старовер-поморец. Сайт Староверческого общества им. И. Н. Заволоко. URL: http://starover-pomorec.eu/starover/plugins/content/content.php?content.260
  21. Тутолмина С. Н. Русские певческие Триоди древнейшей традиции: дис. ... канд. искусствоведения. 17.00.02 Музыкальное искусство. СПб., 2004.
  22. Фролов С. В. Многораспевность как типологическое свойство древнерусского певческого искусства // Проблемы русской музыкальной текстологии (по памятникам русской хоровой литературы XII–XVIII вв.). Л., 1983. С. 12–47.
  23. Червякова Е. Г. Феномен раздельноречия в гимнографии древлеправославного богослужения: дис. ... канд. искусствоведения. 17.00.02 Музыкальное искусство. Новосибирск, 2005.
  24. Черкасова С. А. Теория и практика пения на подобен (на примере гимнографии святителю Николаю): дис. ... канд. искусствоведения. 17.00.02 Музыкальное искусство. М., 2007.
  25. Shidlovsky N. G. The Notated Lenten Prosomoiain the Byzantineand Slavic Traditions. Princeton: Princeton University, 1983.
Конорева Светлана Анатольевна
Статус обучающегося: Аспирант;
Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., 6/1;
Должность: ст. преподаватель кафедры регентования;
ORCID: 0000-0003-4619-3736;
Электронный адрес: svetela@inbox.ru.