/
Результат поиска


Коначева С. А. Современная континентальная философская теология: феноменологическо-герменевтический подход // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2017. Вып. 73. С. 106-119. DOI: 10.15382/sturI201773.106-119
В статье исследуются особенности современной континентальной философской теологии, ориентированной на феноменологически-герменевтические методы. Показано, что континентальная философская теология ХХ века начинает с того, что ставит под вопрос само это понятие и заново обосновывает возможность диалога между философией и теологией. Выделены и описаны основные направления трактовки этого диалога: обновление метафизики, характерное для католической теологии прослеженное по работам К.Ранера, Б.Вельте и преодоление метафизики в протестантской мысли, в трудах К.Барта, Г.Отта, В.Вайшеделя. В трудах Карла Ранера вопрос об отношениях между философией и теологией рассматривается как метафизический вопрос о природе человека. Бернхард Вельте возможность описания Бога в философской теологии обосновывает через обращение к феноменологическому описанию путей, на которых человек может пережить опыт Бога. Мы показываем, что обновление метафизики в католической мысли означает, что философская теология понимается как особый путь мышления, предполагающий отказ от стратегий опредмечивающего схватывания, который позволит священному явиться, оставаясь полностью непредметным. В протестантской теологии проект преодоления метафизики разворачивается как радикальная критика традиционных форм объединения философии и теологии, демонстрация несовместимости познавательных стратегий философии с Откровением, и как попытка, вступив в диалог с феноменологическо-герменевтической философией, вернуть теологию к ее исходной задаче: мыслить Бога из события Его Откровения. Основной вывод статьи: возможность философской теологии в континентальной мысли связывается с изменением способов мышления о Боге, переводом мышления в модус вопрошания, где сам спрашивающий ставится под вопрос.
философская теология, феноменологический метод, мышление, метафизика, бытие, сущее, мир, Откровение,опыт, диалог, событие
  1. Фома Аквинский. Сумма теологии. Ч. 1. Вопросы 1–64. М., 2006.
  2. Brunner E. Theologie und Ontologie — oder die Theologie am Scheidewege // Zeitschrift für Theologie und Kirche. 1931. Bd. 12. S. 111–122.
  3. Bultmann R. Die Geschichtlichkeit des Daseins und der Glaube. Antwort an G. Kulmann // Heidegger und die Theologie: Beginn und Fortgang der Diskussion / G. Noller, Hrsg. München, 1967. S. 72–94.
  4. Fischer N. Die philosophische Frage nach Gott. Padeborn, 1995.
  5. Macquarrie J. Principles of Christian Theology. L., 1972.
  6. Maréchal J. Le point de départ de la métaphysique. Bruges, 1943.
  7. Ott H. Das Hermeneutische als das Unumgängliche der Philosophie // Die Zukunft der Philosophie / H. R. Schielte, Hrsg. Freiburg, 1968. S. 87–104.
  8. Ott H. Denken und Sein. Der Weg Martin Heideggers und der Weg der Theologie. Zollikon, 1959.
  9. Ott H. Theologie als Gebet und Wissenschaft // Theologische Zeitschrift. 1958. Bd. 14. S. 120–132.
  10. Rahner K. Hörer des Wortes. Zur Grundlegung einer Religionsphilosophie. München, 1963.
  11. Robinson J. Die deutsche Auseinandersetzung mit dem späteren Heidegger // Der spätere Heidegger und die Theologie / J. Robinson, J. B. Cobb, Hrsg. Zürich, 1964. S. 12–69.
  12. Schäffler R. Religions philosophie. Freiburg, 1983.
  13. Weischedel W. Der Gott der Philosophen. Grundlegung einer philosophischen Theologie im Zeitalter des Nihilismus. Darmstadt, 1971.
  14. Welte B. Auf der Spur des Ewigen. Frankfurt a. M., 1958.
Коначева Светлана Александровна
Ученая степень: доктор философских наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Российский государственный гуманитарный университет; Российская Федерация, 125993, ГСП-3, г. Москва, Миусская площадь, д. 6;
Должность: заведующая кафедрой современных проблем философии;
Электронный адрес: konacheva@mail.ru.
Статья подготовлена при поддержке гранта РФФИ №15-03-00802 «Эстетизация и событийность в современной феноменологии»
Коначева С. А. Онтология и софиология смерти: трансформации танатологического дискурса в философско-теологической мысли ХХ века // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2021. Вып. 98. С. 50-67. DOI: 10.15382/sturI202198.50-67
В статье исследуются изменения в понимании смерти в философской и теологической мысли ХХ в. Мы анализируем влияние трактовки смерти М. Хайдеггером на христианскую теологию. Для Хайдеггера смерть — это экзистенциал целостности в структуре Dasein; смерть определяет и охватывает все человеческое существование. Смерть оставляет человека «открытым» или обязательно указывает на что-то помимо него самого, в конечном счете на само бытие. В христианской мысли новое понимание смерти представлено в теологии Карла Ранера, Эберхарда Юнгеля и в трудах о. Сергия Булгакова. Мы рассматриваем понятия «автономная» и «теономная» смерть в трудах Ранера, показываем, что теономная смерть характеризуется одновременно как акт свободы и акт благодати, действенный только благодаря смерти Иисуса Христа. Эберхард Юнгель ищет понимание смерти, которое связано с присутствием Бога в смерти человека. Смысл смерти человека заключается не в нем самом и его выживании, а вне его, в Боге, который есть все во всем. Смерть — это «антропологический пассив». Рассматривается также проблема теологического языка, эксплицирующего смерть. В анализе проблемы конечности в богословии С. Н. Булгакова отмечаются его попытки выработать позитивное отношение к смерти. Смерть осмысляется не как «некоторое онтологическое недоразумение», но как вытекающая из основания мироздания. Отмечаются особенности булгаковского понимания смерти через ее включенность в антиномичность божественного кенозиса. Мы показываем, что если Хайдеггер акцентирует решимость на свою конечность, поступание к смерти, вырывающее вот-бытие из уютного устройства и приводящее к простоте его судьбы, то христианские теологи осмысляют смерть как со-умирание со Христом.
смерть, бессмертие, конечность, экзистенция, свобода, бытие, кенозис
  1. Булгаков С. Н. Агнец Божий. О Богочеловечестве. Ч. I. Париж: YMCA Press, 1933.
  2. Булгаков С. Н. Софиология смерти // Вестник РХД. Париж; Нью-Йорк; М., 1978. № 127 (IV); 1979. № 130 (IV).
  3. Ваганова Н. А. Софиология протоиерея Сергия Булгакова. М.: Изд-во ПСТГУ, 2011.
  4. Зандер Л. А. Бог и мир (Миросозерцание отца Сергия Булгакова). Париж: YMCA Press, 1948. Т. I.
  5. Хайдеггер М. Бытие и время / пер. с нем. В. В. Бибихина. М.: Ad Marginem, 1997.
  6. Demske J. M. Being, Man & Death. A Key to Heidegger. The University Press of Kentucky, 1970.
  7. Jüngel E. Das dunkle Wort vom “Tode Gottes” // Evangelische Kommentare. 1969. № 2. S. 133–138.
  8. Jüngel E. Der Tod als Geheimnis des Lebens // Grenzerfahrung Tod / A. Paus, Hrsg. Graz; Vienna, 1976. S. 9–39.
  9. Jüngel E. Lob der Grenze // Attempto. 1973. № 47/8. S. 12–15.
  10. Jüngel E. Tod. Stuttgart: Kreuz-Verlag, 1971.
  11. Ochs R. The Death in Every Now. N.Y.: Sheed and Ward, 1969.
  12. Phan P. C. Eternity in Time: A Study of Karl Rahner’s Eschatology. Selinsgrove: Susquehanna University Press, 1988.
  13. Rahner K. Theological Investigations. Vol. IV. L.: Darton, Longman and Todd, 1966.
  14. Rahner K. On the Theology of Death. L.: Burns and Oates, 1962.
  15. Webster J. B. Eberhard Jüngel: An introduction to his Theology. Cambridge: Cambridge University Press, 1986.
  16. White C. J. Time and Death: Heidegger’s Analysis of Finitude / M. Ralkowski, ed. Haunts: Ashgate Publishing Limited, 2005.
Коначева Светлана Александровна
Ученая степень: доктор философских наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Российский государственный гуманитарный университет; Российская Федерация, 125993, ГСП-3, г. Москва, Миусская площадь, 6;
Должность: зав.кафедрой современных проблем философии;
ORCID: 0000-0001-5085-5638;
Электронный адрес: konacheva@mail.ru.
Статья подготовлена при поддержке гранта РФФИ № 21-011-44030 «Мышление бытия и вера Откровения: пути соотнесения в немецкоязычной протестантской теологии и русской религиозной философии ХХ века»