Результат поиска
Ссылка на статью:
Комарова Т. В. Организация и проведение школьных предметных олимпиад как средство выявления и развития способностей личности школьника (на примере олимпиады по предмету «Основы православной культуры»)
// Вестник ПСТГУ.
Серия IV:
Педагогика. Психология.
2011.
Вып. 3 (22). С. 13-19.
Аннотация
Ключевые слова
Данная статья посвящена вопросу выявления и развития способностей учащихся посредством школьных предметных олимпиад на примере олимпиады по предмету «Основы православной культуры». В статье автором проанализированы основные проблемы организации и проведения ученических предметных олимпиад в России, а также рассмотрены наиболее эффективные пути их решения.
выявление и развитие способностей, школьные олимпиады, православная культура
Комарова Татьяна Владимировна
Ссылка на статью:
Лебедева-Емелина А. В., Комаров А. В. Издание духовной музыки М. С. Березовского в конце XIX века: П. И. Юргенсон, К. К. Альбрехт и П. И. Чайковский
// Вестник ПСТГУ.
Серия V:
Вопросы истории и теории христианского искусства.
2019.
Вып. 35. С. 130-162.
DOI: 10.15382/sturV201935.130-162
Аннотация
Ключевые слова
Список литературы
Данные об авторе
Настоящая статья посвящена всестороннему изучению важного эпизода обширной деятельности, которую вел выдающийся русский музыкальный издатель П. И. Юргенсон по публикации отечественного духовно-музыкального наследия 2-й пол. XVIII — нач. XIX в. Масштабный проект издания духовной музыки М. С. Березовского, а наряду с ним Б. Галуппи, С. И. Давыдова, Дж. Сарти и других авторов, задуманный во 2-й пол. 1880-х гг., не был осуществлен в полной мере, поскольку намеченные к публикации сочинения стали объектом резкой критики авторитетных музыкантов-профессионалов. В статье впервые проанализированы две рукописные партитуры Литургии с причастными стихами М. С. Березовского, содержащие замечания рецензентов. Эти рукописи были просмотрены П. И. Чайковским и К. К. Альбрехтом и вызвали их негативное отношение в связи с многочисленными ошибками при сведении в партитуры комплектов хоровых партий. Установлено, что сочинения М. С. Березовского, изданные П. И. Юргенсоном, увидели свет в редакции К. К. Альбрехта, уточнена датировка этих изданий, упомянут интерес исследователей 1920-х гг. к рассматриваемым рукописям. Статья завершается кратким экскурсом в современную историю изучения и публикации духовной музыки М. С. Березовского, непосредственно связанных с опытом предшественников. Отмечены примеры некритического воспроизведения ошибочно составленных партитур и корректного прочтения источников. В нотном приложении к статье опубликована партитура причастного стиха «Хвалите Господа с небес» (G-dur), реконструированная одним из авторов статьи А. В. Лебедевой-Емелиной.
М. С. Березовский, П. И. Юргенсон, П. И. Чайковский, К. К. Альбрехт, духовная музыка, атрибуция, издание духовно-музыкальных сочинений, реконструкция духовно-музыкальных сочинений, критика источников
- Конинский К. М. Чайковский о русской церковной музыке // Русская музыкальная газета. 1899. № 2. Стб. 50–52.
- Коллекция духовных произведений русских композиторов XVIII–XX веков: в 4 вып. Вып. 1: А–Б / сост., авт. вступ. ст. Г. М. Малинина. М.: НИЦ «Московская консерватория», 2009.
- Коллекция духовных произведений русских композиторов XVIII—XX веков: в 4 вып. Вып. 2: В–И / сост., авт. вступ. ст. Г. М. Малинина. М.: НИЦ «Московская консерватория», 2011.
- Лебедева-Емелина А. В., Малинина Г. М. Загадки рукописи из Berliner Sing-Akademie (к вопросу о духовном творчестве М. С. Березовского) // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2016. Вып. 3 (23). С. 100–125.
- Лебедева-Емелина А. В. Русское хоровое искусство второй половины XVIII — начала XIX века как целостное художественное явление: дис. … д-ра иск. М.: Государственный институт искусствознания, 2018.
- Левашев Е. М., Полехин А. В. М. С. Березовский // История русской музыки: в 10 т. Т. 3: XVIII век. Часть вторая / редколл.: Ю. В. Келдыш, О. Е. Левашева, А. И. Кандинский. М.: Музыка, 1985. С. 132–159.
- Мологин М. С. Цикл Божественной Литургии М. С. Березовского в духовном наследии композитора. Дипломный реферат / науч. рук. проф. А. С. Рыжинский. М.: Российская академия музыки имени Гнесиных, 2018.
- Разумовский Д. В., прот. Церковное пение в России (Опыт историко-технического изложения): в 3 вып. Вып. 2. М., 1868.
- Рыцарева М. Г. Максим Березовский. Жизнь и творчество композитора. 2-е изд., пересмотр. и доп. СПб.: Композитор • Санкт-Петербург, 2013.
- Смоленский С. В. О собрании русских древне-певческих рукописей в Московском Синодальном училище церковного пения (краткое предварительное сообщение) // Русская музыкальная газета. 1899. № 5. Стб. 141–147.
- Тетерина Н. И. Бортнянский, Чайковский & Юргенсон // Искусство музыки: теория и история. 2013. № 7. С. 5—22. URL: http://sias.ru/upload/iblock/075/teterina.pdf (дата обращения: 02.05.2019).
- Чайковский П. И., Юргенсон П. И. Переписка: в 2 т. Т. 1: 1866–1885 / сост. и науч. ред. П. Е. Вайдман. М.: П. Юргенсон, 2011.
- Чайковский П. И., Юргенсон П. И. Переписка: в 2 т. Т. 2: 1886–1893 / сост. и науч. ред. П. Е. Вайдман. М.: П. Юргенсон, 2013.
- Шумилiна О. А. Стильова динаміка української духовної музики XVII—XVIII столiть (за матеріалами рукописних колекцій). Донецьк, 2012.
- Шумiлiна О. А. Причасні вірші Максима Березовського: оригінал чи пізніша підробка? [Причастные стихи Максима Березовского: оригинал или поздняя подделка?] // Часопис Національної Музичної Академії України імені П. І. Чайковського. 2016. № 4 (33). С. 25–37.
- Юрченко М. С. Итальянские письма о Максиме Березовском // Памятники культуры. Новые открытия. Письменность. Искусство. Археология: Ежегодник 1987 / редколл.: Д. С. Лихачев (предс.) и др. М.: Наука, 1988. С. 150–160.
Лебедева-Емелина Антонина Викторовна
Ученая степень: доктор искусствоведения;
Ученое звание: старший научный сотрудник;
Место работы: Государственный институт искусствознания; Российская Федерация, 125009, г. Москва, Козицкий переулок, д. 5;
Должность: старший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0003-0803-6879;
Электронный адрес: lebedeva-emelina@list.ru.
Комаров Александр Викторович
Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Место работы: Российский национальный музей музыки; Российская Федерация, 125047, г. Москва, ул. Фадеева, д. 4;
Должность: ведущий научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-9613-2213;
Электронный адрес: komluvi@mail.ru.
Ученая степень: доктор искусствоведения;
Ученое звание: старший научный сотрудник;
Место работы: Государственный институт искусствознания; Российская Федерация, 125009, г. Москва, Козицкий переулок, д. 5;
Должность: старший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0003-0803-6879;
Электронный адрес: lebedeva-emelina@list.ru.
Комаров Александр Викторович
Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Место работы: Российский национальный музей музыки; Российская Федерация, 125047, г. Москва, ул. Фадеева, д. 4;
Должность: ведущий научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-9613-2213;
Электронный адрес: komluvi@mail.ru.