/
Результат поиска


Кольцов А. В. Феноменология религии «нового стиля» Ж. Ваарденбурга в контексте голландской традиции феноменологии религии // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2013. Вып. 3 (47). С. 87-100.
PDF
В статье предпринимается попытка анализа концепции феноменологии религии нового стиля, разрабатываемой голландским религиоведом Ж. Ваарденбургом. В результате обзора вариантов выделения различных направлений в рамках феноменологии религии и их классификаций автор рассматривает феноменологию религии нового стиля в контексте наследия голландских классиков феноменологии религии (Ш. де ла Соссе, В. Б. Кристенсена и Г. ван дер Леу). Сопоставление концепций в рамках отдельных вопросов выявляет определенные закономерности, наблюдаемые в восприятии Ваарденбургом классического наследия. Автор относит к ним восприятие представлений о предмете феноменологии религии и ее отношении к эмпирическим дисциплинам, при этом элементы классических концепций, апеллирующие к экзистенциальному уровню осмысления данных, исключаются Ваарденбургом. Ваарденбург предлагает заменить философскую герменевтику прикладной, поскольку, по мысли автора, феноменология религии нового стиля отказывается от задачи опосредования между дисциплинами, изучающими эмпирический материал, и философским осмыслением религии. Кроме того, Ваарденбург отмечает, что феноменология религии имеет своей неизменной задачей опосредование между эмпирическими дисциплинами и познавательными запросами, стоящими перед исследователем религии; при этом в качестве первых на смену истории приходит социология и культурная антропология, а познавательный интерес становится более прагматичным.
феноменология религии, прикладная герменевтика, религиозные смыслы и значения
1. Allen D. 2005. Encyclopedia of religion, pp. 7086–7101;
2. Chantepi de la Saussaye. Lehrbuch der Religionsgeschichte. Freiburg, 1887.
3. Cox J. L. A Guide to the Phenomenology of Religion. London, 2006;
4. Gebelt J. 2009. Court J., Klocker M. (eds.). Wege und Welten der Religionen: Forschungen und Vermittlungen. Frankfurt am Main, 2009, pp. 157–164.
5. Krasnikov A. N. Metodologicheskie problem religiovedenija (Methodological questions of
religious studies). Мoscow, 2007;
6. Krasnikov A. N. 2002. Sovremennaja fenomenologija religii (Contemporary Phenomenology of Religion) Religiovedenie, vol. 2, pp. 102–103.
7. Kristensen W. B. The meaning of religion.The Hague, 1960.
8. Leeuw G. van der. Einfuhrung in die Phanomenologie der Religion. München, 1925.
9. Pylaev M. A. Kategorija «svjashhennoe» v fenomenologiireligii, teologii i filosofii XX veka (Thecategory of «Holy» in the XX c. phenomenology of religion, theology and philosophy). Мoscow, 2011.
10. Rahmanin A. Ju. Metateoreticheskie procedury v sovremennom religiovedenii(Metatheoretical processes in modern religious studies). Saint-Petersburg, 2008;
11. Shahnovich M. M. 2001. Fenomenologicheskoe religiovedenie: mezhdu teologiej i «naukoj o religii» (Phenomenological Religious Studies: between Theology and «Science about Religion»). Vestnik of the St. Petersburg university: Philosophy, vol. 4, pp. 3–12;
12. Waardenburg J. Religionen und Religion. Berlin, 1986.
13. Waardenburg J. 2001. Religionsphänomenologie 2000. Michaels A., Pezzoli-Olgiati D., Stolz F. (eds.). Nocheine Chance fur die
Religionsphanomenologie?
Bern, 2001, pp. 441–488.
14. Waardenburg J. Reflections on the Study of Religion. The Hague, 1978.
15. Waardenburg J. 1972. Religion between Reality and Idea: A century of phenomenology of religion in the Neverlands. Numen, vol. 19. 2/3, pp. 128–203.
16. Zabijako A. P. 2010. Fenomenologija religii (Phenomenology of Religion). Religiovedenie, vol. 4, pp. 152–164;
17. Zabijako A. P. 2011. Fenomenologija religii (Phenomenology of Religion). Religiovedenie, vol. 1, pp. 114–162.
Кольцов Александр Валерьевич
Кольцов А. В. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2016. Вып. 1 (63). С. 136-139. — Рец. на кн.: Оттовский ренессанс в Германии Рец. на: Otto R. Theologie - Religionsphilosophie - Religionsgeschichte / J. Lauster, P. Schüz, R. Barth, Ch. Danz, Hrsg. De Gruyter, 2014
PDF
Кольцов Александр Валерьевич
Кольцов А. В. Был ли Гуссерль верующим христианином? Новое исследование о религиозных обращениях в Вене начала ХХ века // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2018. Вып. 75. С. 146-150. — Рец. на кн.: Schweighofer A. Religiöse Sucher in der Moderne: Konversionen vom Judentum zum Protestantismus in Wien um 1900. Berlin; Boston: De Gruyter, 2015 (Arbeiten zur Kirchengeschichte; 126). S. XXIV, 493.
PDF
Кольцов Александр Валерьевич
Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1;
Должность: преподаватель;
ORCID: 0000-0003-0791-2371;
Электронный адрес: avk-23@yandex.ru.
Кольцов А. В. «Религиозное переживание» как предмет философии религии в проекте А. Райнаха // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2020. Вып. 88. С. 60-79. DOI: 10.15382/sturI202088.60-79
Статья посвящена сохранившемуся в черновых набросках А. Райнаха (1883–1917) проекту применения феноменологического подхода в философии религии. Показывается, что методологические особенности этой программы определяют особый характер проекта, ориентированного, с одной стороны, на понятийный аппарат реалистической феноменологии и, с другой стороны, на позитивные данности религиозного опыта. Вследствие этого центральным понятием феноменологии религии Райнаха становится «религиозное переживание». Выявляя три основные коннотации, связанные с введением этого понятия — (1) апологетическое стремление «сохранить» самобытность явления, настаивая на его несводимости ни к каким другим, (2) герменевтический подход, сближающий понятия сущности и смысла, и (3) обращение к выработанному в философии жизни концепту «переживания» (Erlebnis), подчеркивающему непосредственный характер данности религиозного опыта, — автор статьи устанавливает их связь с общетеоретическими установками реалистической феноменологии, прослеживая их возникновение в ранних сочинениях Райнаха. В дальнейшем изложении показывается, какое развитие эти установки получают в религиозно-философских «Фрагментах». В результате удается выделить два направления развития концепта «переживания» во «Фрагментах»: первое, связанное с познавательным статусом переживания как интенционального акта, и второе, описывающее внутреннюю динамику ноэмо-ноэтической корреляции и в этом смысле оказывающееся в известном роде «психологическим». В связи с первым направлением религиозное переживание рассматривается в контексте дискуссии о «знании» и «чувстве», а также устанавливается его сущностная специфика как особого вида интенциональности. Второе направление позволяет противопоставить религиозный акт другим видам опыта, лежащего в основе позитивных наук, а также пересмотреть субъект-объектную модель религиозного отношения. Кроме того, в ходе рассмотрения отмечаются новые аспекты общефилософской теории переживания, выработанные Райнахом в результате анализа религиозного опыта. Итогом рассмотрения становится вывод о том, что во «Фрагментах» предложена специфическая стратегия совмещения философского и теологического дискурсов, которая должна быть осмыслена в контексте многообразия проектов философской теологии как уникальный религиозно-философский синтез.
переживание, религиозный опыт, реалистическая феноменология, Райнах, философская теология
  1. Доброхотов А. Л. Философия и христианство // Избранное. М.: Издательский дом «Территория будущего», 2007. С. 75–88.
  2. Кольцов А. Философская феноменология религии (М. Шелер, А. Райнах, Э. Штайн) в контексте религиозности модерна // Вопросы философии. 2019. № 9. С. 66–67.
  3. Коначева С. А. Бытие. Священное. Бог. Хайдеггер и философская теология ХХ века. М.: РГГУ, 2010.
  4. Пылаев М. А. Категория «священное» в феноменологии религии, теологии и философии ХХ века. М.: РГГУ, 2011.
  5. Пылаев М. А. Философия и теология в “неоортодоксии” Карла Барта // Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2016. № 6 (68). С. 26–40.
  6. Райнах А. Собрание сочинений / пер. В. Куренной. М.: Дом интеллектуальной книги, 2001.
  7. Beckmann B. Phänomenologie des Religiösen Erlebnisses: Religionsphilosophische Überlegungen im Anschluss an Adolf Reinach und Edith Stein. Würzburg: Königshausen & Neumann, 2003.
  8. Reinach A. Aufzeichnungen // Idem. Sämtliche Werke: Textkritische Ausgabe in 2 Bänden / K. Schuhmann, Hrsg. Bd. 1. München: Philosophia-Verlag, 1989. S. 589–611.
  9. Reinach A. Einleitung in die Philosophie // Idem. Sämtliche Werke: Textkritische Ausgabe in 2 Bänden / K. Schuhmann, Hrsg. Bd. 1. München: Philosophia-Verlag, 1989. S. 369–513.
  10. Reinach A. Über Phänomenologie // Idem. Sämtliche Werke: textkritische Ausgabe in 2 Bänden / Karl Schuhmann, Hrsg. B. 1. München: Philosophia-Verlag, 1989. S. 531–550.
  11. Reinach A. William James und der Pragmatismus // Idem. Sämtliche Werke: textkritische Ausgabe in 2 Bänden / K. Schuhmann, Hrsg. Bd. 1. München: Philosophia-Verlag, 1989. S. 45–50.
  12. Scheler M. Vom Ewigen im Menschen. 1. Hrsg. Leipzig: Verlag der Neue Geist, 1921.
  13. Schuhmann K., Hrsg. Reinach A. Sämtliche Werke: Textkritische Ausgabe in 2 Bänden. Bd. 2. Kommentar und Textkritik. München: Philosophia-Verlag, 1989.
  14. Silva Santos B. Martin Heidegger e o “Absoluto”. A apropriação fenomenológica dos fragmentos sobre filosofia da religião (1916–1917) de Adolf Reinach // O Que Nos Faz Pensar. 2017. Vol. 26. № 40. P. 353–380.
  15. Stein E. Was ist Philosophie? Ein Gespräch zwischen Edmund Husserl und Thomas von Aquin // ‘Freiheit und Gnade’ und weitere Beiträge zu Phänomenologie und Ontologie (1917 bis 1937) / B. Beckmann-Zöller, H. R. Sepp, Hrsg. Freiburg: Herder, 2014. (Edith Stein Gesamtausgabe, 9). S. 91–118.
  16. Vendrell Ferran I. Die Grammatik der Gefühle. Einführung in eine Phänomenologie der Emotionen // Praktische Theologie. 2013. № 2. S. 76–77.
  17. Vendrell Ferran I. The Emotions in Early Phenomenology // Studia Phaenomenologica. 2015. № 15. P. 341–343
  18. Vendrell Ferran I. Die Emotionen: Gefühle in der realistischen Phänomenologie. Berlin: Akademie, 2008.
Кольцов Александр Валерьевич
Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1;
Должность: преподаватель;
ORCID: 0000-0003-0791-2371;
Электронный адрес: avk-23@yandex.ru.
Статья подготовлена в рамках проекта «Русская религиозная мысль второй половины ХIХ — начала ХХ в.: проблема немецкого влияния в условиях кризиса духовной культуры» при поддержке Фонда развития ПСТГУ.