/
Результат поиска


Ковалевская С. В. Инициал к молитве “Vere Dignum” в латинских литургических свитках Южной Италии: типология, эволюция // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2020. Вып. 40. С. 34-53. DOI: 10.15382/sturV202040.34-53
В статье исследуются типология и эволюция инициала к молитве «Vere Dignum» на материале южноитальянских литургических свитков. Хронологические рамки исследования ограничены периодом 2-й пол. X — кон. XI в., временем появления всех трех типов инициала. Особая политическая и художественная ситуация, сложившаяся в Южной Италии в это время, является питательной почвой, породившей такие своеобразные культуры, как культуры лангобардских княжеств, греческого Бари и аббатства Монтекассино времен аббата Дезидерия. Выделены, описаны и проанализированы три основных типа инициала и их генезис. Первый тип — монограмма «VD» — приходит в декорацию свитков Южной Италии из каролингских сакраментариев, унаследовав символический смысл монограммы от своего источника. Второй тип — «V=Ω», буква «V», которая имеет абрис перевернутой греческой буквы «омега», свидетельствует о сознательной попытке придать «греческий» вид латинскому литургическому свитку, что связано с особенностями территории Бари, долгое время имевшей и латинский, и греческий клир и церкви на своей территории. Третий тип — латинская буква «V» — используется в рукописях скриптория Монтекассино при аббате Дезидерии. Особенности украшения этого типа инициала свидетельствуют о желании совместить черты разных изобразительных традиций (в частности, местной монтекассинской, оттоновской и византийской). Стремление создать искусство новое и интернациональное, выходящее за рамки местной художественной традиции, связано, в том числе, с усилением роли аббатов Монтекассино в подчинении территорий Южной Италии папскому престолу и ориентацией на более широкий круг изобразительных источников. Таким образом, в статье выявлены связи между определенным типом инициала и породившей его культурной средой, что позволяет отчетливее увидеть общие закономерности в развитии искусства Южной Италии.
литургические свитки, Южная Италия, средневековые рукописи, Экзультет, иллюстрация, Монтекассино, Беневентo, иконография, инициал, монограмма
  1. Евсеева Л. М. Проблема образцов в византийском искусстве и рукописи Монтекассино около 1072 г. // Древнерусское искусство. Искусство рукописной книги. Византия.
  2. Древняя Русь. СПб.: Дмитрий Буланин, 2004. С. 107‒128.
  3. Ковалевская С. В. Латинские литургические свитки Южной Италии как особый тип иллюстрированной рукописи // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 5 / под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой, А. В. Захаровой. СПб.: НП-Принт, 2015. С. 383–391.
  4. Ковалевская С. В. Литургический свиток из Бари. Греческое и латинское в Южной Италии 11 века // Искусствознание. 2016. № 1–2. С. 244–265.
  5. Avery M. The Exultet Rolls of South Italy. Princeton.: University Press, 1936.
  6. Avery M. The relation of the Casanatense Pontifi cal (MS. Casanat.724 B I 13) to 10 century changes in the ordination rites at Rome // Studi e testi. Miscellanea Giovanni Mercati. 1946. Vol. VI. P. 258–271.
  7. Babudri F. L’Exultet di Bari del sec.XI //Archivio Storico Pugliese 10. 1957. P. 8–169
  8. Baldass P. Die Miniaturen zweier Exultet-Rollen, London add.30337; Vat. Barb. lat. 592 // Scriptorium. 8. 1954. P. 75–88, 205–219.
  9. Belting H. Studien zur Beneventanischen Malerei// Forschungen zur Kunstgeschichte und christlichen Archäologie, VII. Wiesbaden: Verlag für Kunst und Wissenschaft, 1968.
  10. Bertaux E. L'art dans l'Italie méridionale. P.: Albert Fontemoing, 1904.
  11. Bloch H. Monte Cassino in the Middle Ages, 3 vols. Rome, 1986.
  12. Brenk B. Bischofl iche und monastische “Committenza” in Suditalien am Beispiel der Exultetrollen // Committenti e produzione artistico-letteraria nell’alto Medioevo occidentale (4–10 aprile 1991), Spoleto 1992 (Settimane di studio del Centro italiano di studi sull’alto Medioevo, 39). I. Spoleto, Centro italiano di studi sull’alto Medioevo. P. 275–300.
  13. Calderoni Masetti A. R. L’Exultet duecentesco del Museo Nazionale di Pisa // Studi di storia dell’arte in memoria di Mario Rotili. Napoli, 1984. P. 211–220.
  14. Calderoni Masetti A. R., Fonseca C. D., Cavallo G. L’Exultet “beneventano” del Duomo di Pisa. Galatina: Congedo, 1989.
  15. Carucci A. Il rotolo salernitano dell’Exultet. Salerno: Scuola Arti Grafi che Istituto Maschile Umberto I, 1971.
  16. Carucci A. L’Exultet salernitano. Marigliano: Istituto Anselmi, 1990.
  17. Сavallo G. La genesi dei rotoli liturgici beneventani alla luce del fenomeno storico-librario in Occidente ed Oriente // Miscellanea in memoria di Giorgio Cencetti. Torino. 1973. P. 213–222.
  18. Cavallo G. Rotoli di Exultet dell’Italia meridionale. Bari: Adriatica, 1973.
  19. Cavallo G., d’Aniello A. L’Exultet di Salerno. ‒ Roma: Istituto Poligrafi co e Zecca dello Stato, 1993.
  20. Exultet, rotoli liturgici del medioevo meridionale / G. Cavallo, ed. Roma: Istituto Poligrafi co e Zecca dello Stato, 1994.
  21. Exultet. Testo e immagine nei rotoli liturgici dell’Italia meridionale, Università degli studi di Cassino — Ministero per i Beni e le Attività Culturali, 1999 (CD-ROM).
  22. Grabar A. Un rouleau liturgique constantinopolitain et ses penture // Dumbarton Oaks Papers. 1954. Vol. 8. P. 161–199.
  23. Gyug R. A Fragment of a Liturgical Roll at Montecassino (Compactiones XVI) // Medieval Studies. 1990. 52. P. 268–277.
  24. Kelly Th. F. The Beneventan Chant. Cambridge: Cambridge University Press, 1989.
  25. Kelly Th. F. The Exultet in Southern Italy. Oxford.: Oxford University Press, 1996.
  26. Ladner G. B. The «Portraits» of Emperors in Southern Italian Exultet Rolls // Speculum. XVII. 1942. P. 181–200.
  27. Loew E. A. The Beneventan Script. Oxford: Clarendon Press, 1914.
  28. Maniaci M., Orofino G. Les ‘rouleaux d’Exultet’ du Mont Cassin (techniques de fabrication, caractéristiques matérielles, décoration, rapports avec les rouleaux grecs // Les Cahiers de Saint-Michel de Cuxa. Gestes et techniques de l’artiste à l’époque romane (Actes de XLIIIes Journées romanes de Cuxa, 6–13 juillet 2011). XLIII. 2012. P. 71–82.
  29. Micunco G. Exultet I di Bari. Parole e immagini alle origini della letteratura in Puglia. Bari: Stilo, 2011.
  30. Orofino G. I codici decorati dell’Archivio di Montecassino. V. I–III. Roma: Istituto Poligrafi co e Zecca dello Stato, 1994–2006.
  31. Paht O. Buchmalerei des Mittelalters. Munchen: Prestel Verlag, 1984.
  32. Speciale L. Un contributo cassinese alla Riforma Gregorian: L’Exultet Vat. Barb. lat. 592 (Tesi di laurea). Roma, 1982–1983.
  33. Speciale L. Montecassino e la Riforma Gregoriana: L'Exultet Vat. Barb. lat. 592. Roma: Viella Libreria, 1991.
  34. Speciale L. Liturgia e potere. Le commemorazioni fi nali nei rotoli dell’Exultet // Melanges de l’Ecole francaise de Rome. Moyen-Age, Temps modernes. 2000. T.112. N 1. P. 191–224.
  35. Speciale L. The Salerno Exultet: a Historical Overview // Quinio. 2000. Vol. 2. P. 159‒188.
  36. Tsuji S. G. Analyse iconographique de quelques miniaturesdes rouleaux d’Exultet dans leurs rapports avec le texte//Problems in the Relation between Text and illustration. Osaca: SAOO, 1982 (Studia atrium orientalis et occidentalis, I). P. 15–28.
  37. Zuccaro R. Les miniatures des rouleaux liturgiques, L’illustration de la prose “Exultet” // Bertaux E. L’art dans l’Italie meridionale. Aggiornamento dell’opera di Emile Bertaux. Roma: École Française de Rome, 1978. IV. P. 423–466.
Ковалевская Светлана Викторовна
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов переулок, 6;
Должность: преподаватель;
ORCID: 0000-0002-1576-0956;
Электронный адрес: svk542@yandex.ru.