/
Результат поиска


Ковалева И. И. "Судьба этой регистрации такова..." // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2009. Вып. 1 (30). С. 73-78.
PDF
Публикуемый документ — отчет советского чиновника о несостоявшейся перерегистрации религиозных обществ, предпринятой в 1923 г. с целью легализации обновленцев.
православие, обновленчество, регистрация, приходская община
Ковалева Ирина Ивановна
Ковалева И. И., Кривошеева Н. А. Саратовская епархия в 1917-1930 гг. Мемориальная записка А. А. Соловьева // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2010. Вып. 4 (37). С. 88-125.
PDF
В данной публикации приводится хранящаяся в архиве М. Е. Губонина записка церковного деятеля Саратовской епархии А. А. Соловьева о тайных архиерейских хиротониях в 1923 г. и борьбе с «живоцерковниками» в Саратовской епархии в 1917–1930 гг.
Русская Православная Церковь, обновленческий раскол, «живоцерковники», тайные хиротонии, изъятие церковных ценностей, репрессии духовенства, Саратовская епархия
Ковалева Ирина Ивановна
Кривошеева Наталия Александровна
Ковалева И. И., Хайлова О. И. Проповеди священномученика Фаддея, архиепископа Тверского // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2012. Вып. 6 (49). С. 47-64.
PDF
Публикуемые проповеди священномученика Фаддея (Успенского), архиепископа Тверского, сказанные в 1920-х гг. в церквах Житомира, Астрахани и, главным образом, Саратова, найдены в архивно-следственном деле мирянина А. А. Соловьева. С исторической точки зрения они позволяют осветить малоизученный период служения святителя в Саратовской епархии.
Русская Православная Церковь, Саратовская епархия, гомилетическое наследие новомучеников и исповедников Российских, священномученик Фаддей (Успенский)
Ковалева Ирина Ивановна
Хайлова Ольга Игоревна
Ковалева И. И., Хайлова О. И. Проповеди cвященномученика Фаддея, архиепископа Тверского (Окончание) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2013. Вып. 2 (51). С. 97-133.
PDF
Публикуемые проповеди священномученика Фаддея (Успенского), архиепископа Тверского, сказанные в 1920-х гг. в церквах Житомира, Астрахани и главным образом Саратова, найдены в архивно-следственном деле мирянина А. А. Соловьева. С исторической точки зрения они позволяют осветить малоизученный период служения святителя в Саратовской епархии.
Русская Православная Церковь, Саратовская епархия, гомилетическое наследие новомучеников и исповедников Российских, священномученик Фаддей (Успенский)
Ковалева Ирина Ивановна
Хайлова Ольга Игоревна
Ковалев А. Б. Некоторые жанровые особенности хорового цикла Всенощного бдения в творчестве П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова, А. Т. Гречанинова // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2016. Вып. 1 (21). С. 109-120. DOI: 10.15382/sturV201621.109-120
В статье освещаются вопросы специфических жанровых особенностей авторских духовно-музыкальных произведений в творчестве русских композиторов 2-й пол. XIX — нач. XX в. на примере хоровых циклов Всенощного бдения П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова, А. Т. Гречанинова. Соотношение полярных образных сфер, связанных с православным богослужением и индивидуальным творческим мышлением композиторов, рассматривается в плане претворения традиционных церковных роспевов в авторском творчестве, а также общего построения хорового цикла в соответствии с чинопоследованием богослужения.
богослужебно-певческая традиция, богослужение, жанр, духовно-музыкальное произведение, хоровой цикл, гармонизация роспева, знаменный роспев, греческий роспев, киевский роспев, малый роспев
1. Ковалев А. Б. С. В. Рахманинов и традиционные жанры русской духовной музыки: Исследование. Тамбов, 2015.
2. Пашкова М. Всенощное бдение А. Т. Гречанинова // Традиционные жанры русской духовной музыки и современность: Сб. статей и исследований. Вып. 2 / Сост. Ю. И. Паисов. М., 2004. С. 195–205.
3. Протопопов Сергий, прот. О художественном элементе в церковном пении // Богословский вестник. 1901. Февраль.
4. Рахманова М. П. А. Т. Гречанинов // История русской музыки: В 10 т. М., 1997. Т. 10А: 1890–1917-е гг. С. 170–216.
5. Рахманова М. П. Огромное и еще едва тронутое поле деятельности // Советская музыка. 1990. № 6. С. 67–74.
Ковалев Андрей Борисович
Ковалева И. И., Буйских А. Е. Представленные во ВЦИК списки церквей, религиозных общин и молитвенных зданий городов России второй половины 1920-х годов // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2016. Вып. 2 (69). С. 101-154. DOI: 10.15382/sturII201669.101-154
Подлинники публикуемых документов хранятся в Государственном архиве Российской Федерации. Они освещают сложный период в истории Русской Церкви, отражают расколы и разделения 1920-х гг., дробление религиозных общин. Нестроения в Церкви использовались богоборческой советской властью для борьбы с Церковью.
Русская Православная Церковь, списки церквей и общин, обновленчество, григорианский раскол, закрытие церквей.
Ковалева Ирина Ивановна
Буйских Алла Евгеньевна
Ковалев А. Б. Духовный концерт как хоровой цикл на рубеже XX–XXI вв.: жанровые и стилевые особенности // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2017. Вып. 25. С. 95-106. DOI: 10.15382/sturV201725.95-106
Статья посвящена жанровым и стилевым особенностям духовного концерта как хорового цикла внебогослужебного предназначения в творчестве отечественных композиторов на рубеже XX–XXI вв., в отличие от духовного концерта, исполняемого на литургии вместо протяженного пения причастного стиха. Тема статьи раскрывается на примере трех циклических сочинений: «Духовного концерта» Н. Сидельникова, Концерта для женского или детского хора «Тебе поем» Д. Смирнова, Духовного концерта «Богородичные песнопения» А. Микиты.
духовный концерт, хоровой цикл, традиционные жанры, нетрадиционные жанры, жанры смешанного типа, традиция, индивидуальный композиторский стиль, тонема
Гуляницкая Н. С. Поэтика музыкальной композиции: Теоретические аспекты русской духовной музыки ХХ века. М., 2002.
Дабаева И. П. Духовный концерт в творчестве русских композиторов второй половины XIX — начала XX века // Вестник Адыгейского государственного университета. Майкоп, 2008. Вып. 10. С. 191–195.
Ковалев А. Б. Духовный концерт «Богородичные песнопения» Андрея Микиты: жанровые и композиционные особенности // Обсерватория культуры. М., 2014. № 6. С. 42–47.
Паисов Ю. И. Духовный концерт в современной музыке России // Традиционные жанры русской духовной музыки и современность: Сб. статей и исследований. Вып. 2 / Ю. И. Паисов, ред.-сост. М., 2004. С. 231–262.
Хватова С. И. Православная певческая традиция на рубеже XX–XXI столетий: Монография. Майкоп, 2011.
Ковалев Андрей Борисович
Ковалев А. Б. Нетрадиционные жанры русской духовной музыки в композиторском творчестве на рубеже XX–XXI вв. // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2017. Вып. 28. С. 159-169. DOI: 10.15382/sturV201728.159-169
Статья посвящена специфическим особенностям нетрадиционных жанров русской духовной музыки, композиционную основу которых составляют внебогослужебные жанры, широко используемые в академической музыке XIX–XX вв.: кантата, оратория, хоровой концерт и др. Нетрадиционные жанры занимают важное место в типологии русской духовной музыки наряду с традиционными жанрами и жанрами смешанного типа. Основной критерий их разграничения — связь с богослужебно-певческой традицией, а также некоторые лексические свойства, приемы композиции, средства музыкальной выразительности, способствующие близости произведений каноническим основам русской духовной музыки или, наоборот, удаленности от них. Исторические предпосылки возникновения нетрадиционных жанров рассматриваются в двух аспектах: в русле развития кантатно-ораториального жанра — от произведений С. И. Танеева до кантат и ораторий Г. В. Свиридова, В. А. Гаврилина, а также, как следствие, трансформации традиционных жанров русской духовной музыки в творчестве А. Д. Кастальского, А. Т. Гречанинова. Цель — определить специфические свойства нетрадиционных жанров русской духовной музыки. Методология работы обусловлена особенностями жанровой сферы русской духовной музыки и основана на положениях и терминологии литургики, а также научных категориях отечественного музыковедения. Выводы. Специфика нетрадиционных жанров определяется сочетанием отдельных элементов сакральности со свойствами внебогослужебных жанров — кантаты, оратории, концерта, симфонии, освещенных литургической идеей, светом христианского вероучения. Свойства внебогослужебных жанров определяются внебогослужебной обстановкой исполнения, использованием различного состава исполнителей и текстовой основы, сочетанием традиционных средств музыкальной выразительности с приемами современной композиторской техники. Элементы опосредованной связи с литургической основой могут быть представлены на уровне богослужебного текста, аллюзий на богослужебное последование, а также музыкальной композиции или программного содержанияпроизведения.
традиционные жанры, нетрадиционные жанры, кантата, оратория, богослужебно-певческая традиция, литургическая идея, библейско-христианская тематика, каноническая модель, концертное исполнительство
  1. Гуляницкая Н. С. «Внелитургические» жанры современной духовной музыки: панорамный обзор // XXVI Ежегодная богословская конференция ПСТГУ: Материалы. М.: Изд-во ПСТГУ, 2016. С. 340–344.
  2. Гуляницкая Н. С. Поэтика музыкальной композиции: Теоретические аспекты русской духовной музыки XX века. М.: Языки славянской культуры, 2002.
  3. Зверева С. Г. Александр Кастальский: идеи. Творчество, судьба… М.: Вузовская книга, 1999 (Русская духовная музыка в документах и материалах).
  4. Ковалев А. Б. Вопросы классификации жанров русской духовной музыки на рубеже XX–XXI вв. // XXVI Ежегодная богословская конференция ПСТГУ: Материалы. М., 2016. С. 344–349.
  5. Ковалев А. Б. Типология жанров русской духовной музыки второй половины XIX — начала XXI века // Музыкальная академия. 2015. № 4. С. 54–59.
  6. Паисов Ю. И. Хоровое творчество Георгия Дмитриева / Гос. институт искусствознания, Академия хорового искусства. М., 2007.
  7. Парфентьева Н. В., Парфентьев Н. П. Древнерусские традиции в русской духовной музыке XX в. Челябинский государственный университет, 2000.
  8. Рахманова М. П. А. Т. Гречанинов // История русской музыки: В 10 т. Т. 10А: 1890–1917-е годы. М.: Музыка, 1997. С. 170–216.
Ковалев Андрей Борисович
Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Место работы: Академия хорового искусства имени В.С.Попова; Российская Федерация, 125565, г. Москва, ул. Фестивальная, 2;
Должность: доцент кафедры истории и теории музыки;
ORCID: 0000-0001-5503-3676;
Электронный адрес: andrej-kovalev@yandex.ru.
Тягунова Н. Ф., Ковалева И. И. «…Постоянное чудо Божие» // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2018. Вып. 82. С. 135-145. DOI: 10.15382/sturII201882.135-145
Публикация посвящена воспоминаниям монахини Серафимо-Знаменского скита Московской епархии Вероники (Соколиковой), более полувека хранившимся в личном архиве семьи Криволуцких. Священник Владимир Криволуцкий записал воспоминания монахини Вероники, а его сын передал рукопись в архив ПСТГУ. Будучи записью устного рассказа, воспоминания изобилуют сведениями, не встречающимися ни в одном из известных источников, освещающих историю этой обители и житие ее подвигоположницы преподобноисповедницы Фамари (Марджановой). Мемуарные свидетельства 1920–1930-х гг. о Серафимо-Знаменском ските, его настоятельнице схиигуменье Фамари, насельницах, лицах духовного звания, служивших в храмах скита, о епископе Арсении (Жадановском), многие годы бывшем духовником скитянок, создавались в условиях жесточайших гонений на Русскую Православную Церковь, арестов, обысков и репрессий и, как правило, не включают ни упоминания конкретных лиц, ни хронологии в описываемых событиях. Публикуемый же документ представляет особую ценность тем, что восполняет имеющиеся в историографии этого периода лакуны. Многие факты, упоминаемые в публикации, находят почти буквальное подтверждение в документах исторических и ведомственных архивов, что побуждает исследователей новейшей истории Русской Церкви с большим доверием относиться к помещаемому в настоящем издании новому историческому источнику.
Русская Православная Церковь, Московская епархия, Серафимо-Знаменский скит, схиигуменья Фамарь (Марджанова), епископ Арсений (Жадановский)
Тягунова Наталия Федоровна
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер. д. 6/1, комн. 219;
Должность: науч. сотр. Научно-исследовательского отдела новейшей истории РПЦ;
ORCID: 0000-0001-8148-0170;
Электронный адрес: nattg89@gmail.com.
Ковалева Ирина Ивановна
Ученое звание: старший научный сотрудник;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер. д. 6/1, комн. 219;
Должность: cт. науч. сотр. Научно-исследовательского отдела новейшей истории РПЦ;
ORCID: 0000-0002-3941-1101;
Электронный адрес: cia@pstgu.ru.
Ковалев А. Б. Русская литургия Родиона Щедрина «Запечатленный ангел»: загадка жанрового наименования // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2018. Вып. 32. С. 139-150. DOI: 10.15382/sturV201832.139-150
Статья посвящена жанровым особенностям и своеобразию музыкально-композиционного решения произведения Р. К. Щедрина «Запечатленный ангел», с подзаголовком «русская литургия», не имеющим непосредственного отношения к богослужению, так как здесь отсутствует чинопоследование Божественной литургии. Однако литургическая идея лежит в основе музыкально-художественной концепции этого произведения, связывая в единое целое сакральную сущность богослужения Литургии, глубинный смысл повести Н. С. Лескова и содержание использованных композитором словесных текстов богослужебных песнопений, относящихся преимущественно к периоду Великого поста. Цель статьи — определить сущность музыкально-художественного замысла композитора, выраженного в жанровом подзаголовке произведения — русская литургия. Методология работы включает в себя междисциплинарный подход к изучению духовно-музыкального произведения с использованием положений и терминологии литургики как науки о богослужении, а также научных категорий отечественного музыковедения.Смысл жанрового наименования «Запечатленного ангела» — русская литургия — исключительно метафорический, свидетельствующий о масштабности замысла, глубине воплощения композитором духовно-нравственной тематики, а также о наличии в композиционном последовании произведения некоторых аллюзий на богослужение литургии. Как произведение, относящееся к нетрадиционным жанрам русской духовной музыки, «Запечатленный ангел» отличается своеобразием композиционного построения, подбора и преподнесения канонических и внебогослужебных текстов, воплощением сакрального содержания в гармоничном соединении сферы внеличностного с индивидуальнотворческим мышлением автора, широким использованием приемов современной композиторской техники.
литургическая идея, духовная музыка, нетрадиционные жанры, богослужение, великопостные песнопения, повести Н. С. Лескова, аллюзия, старообрядцы
  1. Ковалев А. Б. Вопросы классификации жанров русской духовной музыки на рубеже XX–XXI вв. // XXVI Ежегодная богословская конференция ПСТГУ: Материалы. М.: Изд-во ПСТГУ, 2016. С. 344–349.
  2. Ковалев А. Б. Жанры русской духовной музыки в творчестве отечественных композиторов (вторая половина XIX — начало XXI веков): Монография. Тамбов: Музей-усадьба С. В. Рахманинова «Ивановка», 2018.
  3. Лесков Н. С. Собрание сочинений: В 6 т. / Изд. подгот. Л. Аннинским. М.: Экран, 1993. Т. 5: Повести и рассказы.
  4. Холопова В. Н. Путь по центру. Композитор Родион Щедрин. М.: Композитор, 2000.
  5. Шмеман А., прот. Великий пост. М.: Храм святой мученицы Татианы при МГУ, 2002.
Ковалев Андрей Борисович
Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Место работы: Академия хорового искусства имени В.С.Попова; Российская Федерация, 125565, г. Москва, ул. Фестивальная, 2;
Должность: доцент кафедры истории и теории музыки;
ORCID: 0000-0001-5503-3676;
Электронный адрес: andrej-kovalev@yandex.ru.
Ковалев А. Б. Современная духовная музыка: вопросы терминологии // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2019. Вып. 36. С. 196-204. DOI: 10.15382/sturV201936.196-204
В статье рассматриваются два аспекта терминологии в области современной духовной музыки: типология жанров; наименования авторских духовных произведений, связанные с их образным содержанием. Предлагается жанровая типология духовной музыки, где выделены три основных типа — традиционные жанры, смешанного типа и нетрадиционные. К традиционным жанрам относятся произведения, непосредственно связанные с богослужебными чинопоследованиями; в произведениях жанров смешанного типа, при сохранении признаков богослужебно-певческой традиции, отсутствует связь с тем или иным конкретным богослужением; произведения нетрадиционных жанров отличают относительно свободная композиция, не связанная со структурой богослужения и певческим каноном, широкое использование средств выразительности современной музыки. Проблема наименований произведений рассматривается в связи с уточнением их жанровой разновидности, обусловленной идейно-образным содержанием. Методология работы включает в себя междисциплинарный подход к изучению духовно-музыкального произведения с использованием положений литургики, а также научных категорий отечественного музыковедения.
жанровая типология, традиционные жанры, жанры смешанного типа, нетрадиционные жанры, Литургия, литургические песнопения, духовный концерт
  1. Гарднер И. А. Богослужебное пение русской православной церкви. Сущность. Система. История. Сергиев Посад: Московская духовная академия, 1998. Т. 1.
  2. Гуляницкая Н. С. Поэтика музыкальной композиции. Теоретические аспекты русской духовной музыки ХХ века. М.: Языки славянской культуры, 2002.
  3. Ковалев А. Б. Жанры русской духовной музыки в творчестве отечественных композиторов (вторая половина XIX — начало XXI века): монография. Тамбов: Музей-усадьба С. В. Рахманинова «Ивановка», 2018.
  4. Ковалев А. Б. Русская литургия Родиона Щедрина «Запечатленный ангел»: загадка жанрового наименования // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2018. Вып. 32. С. 139–150.
  5. Левашев Е. М. Традиционные жанры древнерусского певческого искусства от Глинки до Рахманинова // Традиционные жанры русской духовной музыки и современность: сб. ст., иссл., интервью / ред.-сост. Ю. И. Паисов. М.: Композитор, 1999. Вып. 1. С. 6–41.
Ковалев Андрей Борисович
Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Место работы: Академия хорового искусства имени В.С.Попова; Российская Федерация, 125565, г. Москва, ул. Фестивальная, 2;
Должность: доцент кафедры истории и теории музыки;
ORCID: 0000-0001-5503-3676;
Электронный адрес: andrej-kovalev@yandex.ru.
Ковалев А. Б. Литургический аспект в творчестве С. В. Рахманинова // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2020. Вып. 39. С. 99-114. DOI: 10.15382/sturV202039.99-114
В статье рассматривается вопрос о наличии в сочинениях великого русского композитора С. В. Рахманинова, написанных в разных жанрах, литургического идейно-образного содержания, а также сопутствующих ему смысловых интонационных элементов — цитат или аллюзий на знаменный роспев. Подобные ладоинтонационные структуры могут быть или непосредственно связаны с содержанием церковного богослужения и соответственно с церковнопевческой традицией, или довольно опосредованно нести в себе символический подтекст, обусловленный темами и образами Священного Писания. В первом случае имеются в виду, прежде всего, традиционные жанры русской духовной музыки — Литургия, Всенощное бдение, Духовный концерт «В молитвах неусыпающую Богородицу», во втором — произведения, относящиеся к области внехрамовой, светской музыки (фортепианные и симфонические произведения, романсы). Цель — проследить соотношение идейно-образного содержания произведений Рахманинова с его индивидуальным авторским стилем, в котором преобладают интонации церковного мелоса. В основе методологии — совмещение научных категорий теоретического и исторического музыкознания. Научно-теоретической основой исследования стали труды В. Н. Брянцевой, Ю. В. Келдыша, В. В. Медушевского и др. При всей широте жанрового диапазона произведений Рахманинова, их многоплановости и многогранности, во многих из них непосредственно или весьма опосредованно просматривается литургическое идейно-образное содержание, а также наличие ладоинтонационных структур, в той или иной степени связанных с православной певческой культурой.
С. В. Рахманинов, знаменный роспев, русская духовная музыка, традиционные жанры, попевка, тонема, микротема
  1. Асафьев Б. В. С. В. Рахманинов // Воспоминания о Рахманинове: в 2 т. / сост., ред., предисл., коммент. и указат. З. Апетян. Изд. 5-е, доп. М., 1988. Т. 2. С. 373–400.
  2. Бекетова Н. В. Рахманинов и Чайковский: экзистенциональная диалектика // Материалы II научного собрания памяти С. В. Рахманинова, 14–15 мая 2015 г. / Музей-усадьба С. В. Рахманинова «Ивановка» / ред.-сост. И. Н. Вановская. Ивановка: Изд-во Р. В. Першина, 2016. С. 3–24.
  3. Брянцева В. Н. С. В. Рахманинов. М.: Советский композитор, 1976.
  4. Кандинский А. И. «Всенощное бдение» Рахманинова и русское искусство рубежа веков // Алексей Иванович Кандинский: Воспоминания. Статьи. Материалы. М., 2005. С. 73–78.
  5. Келдыш Ю. В. С. В. Рахманинов //История русской музыки в десяти томах. Т. 10А: 1890–1917-е годы. М., 1997. С. 69–133.
  6. Медушевский В. В. Духовные акценты в содержании музыкального образования // Теория и методика музыкального образования детей: научно-методическое пособие / Л. В. Школяр, М. С. Красильникова, Е. Д. Критская и др. М., 1998. С. 260–289.
  7. Медушевский В. В. Духовный анализ музыки: учеб. пособие: в 2 ч. М., 2014.
  8. Новицкая Л. П. Музыка Рахманинова — безмолвный зов, несомый звуком. Кода или прелюдия эпохи человека мыслящего? // С. Рахманинов: на переломе столетий: сб. матер. Междунар. симпозиума «С. Рахманинов: на переломе столетий» / ред. Л. Н. Трубникова. Харьков, 2008. Вып. 5. С.
  9. Скафтымова Л. А. О мелодике Рахманинова // Страницы истории русской музыки: статьи молодых музыковедов / общ. ред. и сост. Е. М. Орловой и Е. А. Ручьевской. Л.: Музыка, 1973. С. 103–122.
  10. Ханнанов И. Д. Музыка Сергея Рахманинова: семь музыкально-теоретических этюдов. М.: Композитор., 2011.
Ковалев Андрей Борисович
Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Место работы: Академия хорового искусства имени В.С.Попова; Российская Федерация, 125565, г. Москва, ул. Фестивальная, 2;
Должность: доцент кафедры истории и теории музыки;
ORCID: 0000-0001-5503-3676;
Электронный адрес: andrej-kovalev@yandex.ru.
Ковалевская С. В. Инициал к молитве “Vere Dignum” в латинских литургических свитках Южной Италии: типология, эволюция // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2020. Вып. 40. С. 34-53. DOI: 10.15382/sturV202040.34-53
В статье исследуются типология и эволюция инициала к молитве «Vere Dignum» на материале южноитальянских литургических свитков. Хронологические рамки исследования ограничены периодом 2-й пол. X — кон. XI в., временем появления всех трех типов инициала. Особая политическая и художественная ситуация, сложившаяся в Южной Италии в это время, является питательной почвой, породившей такие своеобразные культуры, как культуры лангобардских княжеств, греческого Бари и аббатства Монтекассино времен аббата Дезидерия. Выделены, описаны и проанализированы три основных типа инициала и их генезис. Первый тип — монограмма «VD» — приходит в декорацию свитков Южной Италии из каролингских сакраментариев, унаследовав символический смысл монограммы от своего источника. Второй тип — «V=Ω», буква «V», которая имеет абрис перевернутой греческой буквы «омега», свидетельствует о сознательной попытке придать «греческий» вид латинскому литургическому свитку, что связано с особенностями территории Бари, долгое время имевшей и латинский, и греческий клир и церкви на своей территории. Третий тип — латинская буква «V» — используется в рукописях скриптория Монтекассино при аббате Дезидерии. Особенности украшения этого типа инициала свидетельствуют о желании совместить черты разных изобразительных традиций (в частности, местной монтекассинской, оттоновской и византийской). Стремление создать искусство новое и интернациональное, выходящее за рамки местной художественной традиции, связано, в том числе, с усилением роли аббатов Монтекассино в подчинении территорий Южной Италии папскому престолу и ориентацией на более широкий круг изобразительных источников. Таким образом, в статье выявлены связи между определенным типом инициала и породившей его культурной средой, что позволяет отчетливее увидеть общие закономерности в развитии искусства Южной Италии.
литургические свитки, Южная Италия, средневековые рукописи, Экзультет, иллюстрация, Монтекассино, Беневентo, иконография, инициал, монограмма
  1. Евсеева Л. М. Проблема образцов в византийском искусстве и рукописи Монтекассино около 1072 г. // Древнерусское искусство. Искусство рукописной книги. Византия.
  2. Древняя Русь. СПб.: Дмитрий Буланин, 2004. С. 107‒128.
  3. Ковалевская С. В. Латинские литургические свитки Южной Италии как особый тип иллюстрированной рукописи // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 5 / под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой, А. В. Захаровой. СПб.: НП-Принт, 2015. С. 383–391.
  4. Ковалевская С. В. Литургический свиток из Бари. Греческое и латинское в Южной Италии 11 века // Искусствознание. 2016. № 1–2. С. 244–265.
  5. Avery M. The Exultet Rolls of South Italy. Princeton.: University Press, 1936.
  6. Avery M. The relation of the Casanatense Pontifi cal (MS. Casanat.724 B I 13) to 10 century changes in the ordination rites at Rome // Studi e testi. Miscellanea Giovanni Mercati. 1946. Vol. VI. P. 258–271.
  7. Babudri F. L’Exultet di Bari del sec.XI //Archivio Storico Pugliese 10. 1957. P. 8–169
  8. Baldass P. Die Miniaturen zweier Exultet-Rollen, London add.30337; Vat. Barb. lat. 592 // Scriptorium. 8. 1954. P. 75–88, 205–219.
  9. Belting H. Studien zur Beneventanischen Malerei// Forschungen zur Kunstgeschichte und christlichen Archäologie, VII. Wiesbaden: Verlag für Kunst und Wissenschaft, 1968.
  10. Bertaux E. L'art dans l'Italie méridionale. P.: Albert Fontemoing, 1904.
  11. Bloch H. Monte Cassino in the Middle Ages, 3 vols. Rome, 1986.
  12. Brenk B. Bischofl iche und monastische “Committenza” in Suditalien am Beispiel der Exultetrollen // Committenti e produzione artistico-letteraria nell’alto Medioevo occidentale (4–10 aprile 1991), Spoleto 1992 (Settimane di studio del Centro italiano di studi sull’alto Medioevo, 39). I. Spoleto, Centro italiano di studi sull’alto Medioevo. P. 275–300.
  13. Calderoni Masetti A. R. L’Exultet duecentesco del Museo Nazionale di Pisa // Studi di storia dell’arte in memoria di Mario Rotili. Napoli, 1984. P. 211–220.
  14. Calderoni Masetti A. R., Fonseca C. D., Cavallo G. L’Exultet “beneventano” del Duomo di Pisa. Galatina: Congedo, 1989.
  15. Carucci A. Il rotolo salernitano dell’Exultet. Salerno: Scuola Arti Grafi che Istituto Maschile Umberto I, 1971.
  16. Carucci A. L’Exultet salernitano. Marigliano: Istituto Anselmi, 1990.
  17. Сavallo G. La genesi dei rotoli liturgici beneventani alla luce del fenomeno storico-librario in Occidente ed Oriente // Miscellanea in memoria di Giorgio Cencetti. Torino. 1973. P. 213–222.
  18. Cavallo G. Rotoli di Exultet dell’Italia meridionale. Bari: Adriatica, 1973.
  19. Cavallo G., d’Aniello A. L’Exultet di Salerno. ‒ Roma: Istituto Poligrafi co e Zecca dello Stato, 1993.
  20. Exultet, rotoli liturgici del medioevo meridionale / G. Cavallo, ed. Roma: Istituto Poligrafi co e Zecca dello Stato, 1994.
  21. Exultet. Testo e immagine nei rotoli liturgici dell’Italia meridionale, Università degli studi di Cassino — Ministero per i Beni e le Attività Culturali, 1999 (CD-ROM).
  22. Grabar A. Un rouleau liturgique constantinopolitain et ses penture // Dumbarton Oaks Papers. 1954. Vol. 8. P. 161–199.
  23. Gyug R. A Fragment of a Liturgical Roll at Montecassino (Compactiones XVI) // Medieval Studies. 1990. 52. P. 268–277.
  24. Kelly Th. F. The Beneventan Chant. Cambridge: Cambridge University Press, 1989.
  25. Kelly Th. F. The Exultet in Southern Italy. Oxford.: Oxford University Press, 1996.
  26. Ladner G. B. The «Portraits» of Emperors in Southern Italian Exultet Rolls // Speculum. XVII. 1942. P. 181–200.
  27. Loew E. A. The Beneventan Script. Oxford: Clarendon Press, 1914.
  28. Maniaci M., Orofino G. Les ‘rouleaux d’Exultet’ du Mont Cassin (techniques de fabrication, caractéristiques matérielles, décoration, rapports avec les rouleaux grecs // Les Cahiers de Saint-Michel de Cuxa. Gestes et techniques de l’artiste à l’époque romane (Actes de XLIIIes Journées romanes de Cuxa, 6–13 juillet 2011). XLIII. 2012. P. 71–82.
  29. Micunco G. Exultet I di Bari. Parole e immagini alle origini della letteratura in Puglia. Bari: Stilo, 2011.
  30. Orofino G. I codici decorati dell’Archivio di Montecassino. V. I–III. Roma: Istituto Poligrafi co e Zecca dello Stato, 1994–2006.
  31. Paht O. Buchmalerei des Mittelalters. Munchen: Prestel Verlag, 1984.
  32. Speciale L. Un contributo cassinese alla Riforma Gregorian: L’Exultet Vat. Barb. lat. 592 (Tesi di laurea). Roma, 1982–1983.
  33. Speciale L. Montecassino e la Riforma Gregoriana: L'Exultet Vat. Barb. lat. 592. Roma: Viella Libreria, 1991.
  34. Speciale L. Liturgia e potere. Le commemorazioni fi nali nei rotoli dell’Exultet // Melanges de l’Ecole francaise de Rome. Moyen-Age, Temps modernes. 2000. T.112. N 1. P. 191–224.
  35. Speciale L. The Salerno Exultet: a Historical Overview // Quinio. 2000. Vol. 2. P. 159‒188.
  36. Tsuji S. G. Analyse iconographique de quelques miniaturesdes rouleaux d’Exultet dans leurs rapports avec le texte//Problems in the Relation between Text and illustration. Osaca: SAOO, 1982 (Studia atrium orientalis et occidentalis, I). P. 15–28.
  37. Zuccaro R. Les miniatures des rouleaux liturgiques, L’illustration de la prose “Exultet” // Bertaux E. L’art dans l’Italie meridionale. Aggiornamento dell’opera di Emile Bertaux. Roma: École Française de Rome, 1978. IV. P. 423–466.
Ковалевская Светлана Викторовна
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов переулок, 6;
Должность: преподаватель;
ORCID: 0000-0002-1576-0956;
Электронный адрес: svk542@yandex.ru.