/
Результат поиска


Кирюшина М. А. Проф. Дэвид Дриллок. Воспоминания. Статьи // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2021. Вып. 42. С. 117-164. DOI: 10.15382/sturV202142.117-164
Дэвид Дриллок (David Drillock), поступивший в Свято-Влади мирскую православную богословскую семинарию (Saint Vladimir's Orthodox Theological Seminary)2 в сентябре 1956 г., стал по ее окончании преподавателем богослужебной (литургической) музыки, позже — профессором и проректором семинарии. Д. Дриллок — хоровой дирижер, сделавший немало аудиозаписей богослужебной музыки, автор ряда книг и статей по проблемам православного церковного пения. Творческая деятельность Д. Дриллока примечательна и тем, что в течение нескольких десятилетий он работал в стенах Свято-Владимирской богословской семинарии вместе с известным церковным регентом и композитором Б. М. Ледковским — с 1957 г. до ухода Ледковского из жизни в 1975 г. В предлагаемую публикацию входят доклад «Моя жизнь в церковной музыке», сделанный профессором Дэвидом Дриллоком в 2004 г., в период работы так называемого Летнего института литургической музыки и пастырского служения (St. Vladimir’s Summer Institute) — курсов, организуемых периодически в течение нескольких десятилетий Свято-Владимирской семинарией, а также две его статьи по проблемам, связанным с историей, теорией и практикой церковного пения в православных церквах Америки: «Музыка в православном богослужении» (1996) и «Слово и музыка в православном богослужении» (1999). Все материалы опубликованы на английском языке на сайте Свято-Владимирской семинарии:https://www.svots.edu/content/david-drillockhttps://www.svots.edu/content/my-life-church-musichttp://www.jacwell.org/articles/1996-FALL-Drillock.htmlhttp://www.jacwell.org/articles/1998-WINTER-Drillock.html
русская православная певческая традиция, Свято-Владимирская семинария, Дэвид Дриллок, Борис Михайлович Ледковский, Крествуд, Нью-Йорк, Служебник Изабэль Хэпгуд, Православная Церковь в Америке, Николай Афонский, о. Александр Шмеман, Божественная литургия на английском языке, хор Свято-Сергиевского института, хор Свято-Владимирской cеминарии, хор Синодальной церкви в Париже, И. А. Гарднер, Альфред Сван, о. Иоанн Мейендорф, Синодальный Знаменский собор Нью-Йорка, «Великая вечерня» Б. М. Ледковского на английском языке
  1. Летний институт Св.-Владимирской семинарии, 2004.
  2. Раннеславянский перевод и музыкальные адаптации византийской литургической гимнодии // Ежеквартальный журнал Свято-Владимирской семинарии. 2000. № 44. С. 375–407.
  3. Богослужебное пение в церкви // Ежеквартальный журнал Свято-Владимирской семинарии. 1997. № 41. С. 183–218.
  4. Слово и музыка в православном богослужении: историческое введение. 1999. URL: https://www.svots.edu/content/david-drillock
  5. Музыка в православном богослужении. 1996. URL: https://www.svots.edu/content/ daviddrillock
Кирюшина Мария Александровна
Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов переулок, 6;
Электронный адрес: m_ist@mail.ru.
Кирюшина М. А. «Great Vespers» Б. М. Ледковского в певческой традиции Православной Церкви в Америке // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2022. Вып. 46. С. 106-134. DOI: 10.15382/sturV202246.106-134
В статье рассматривается “Great Vespers” (Великая вечерня) Б. М. Ледковского – сборник песнопений известного церковного композитора и регента, представителя русского музыкального зарубежья, чей творческий путь в течение последних почти двадцати пяти лет его жизни был связан с Соединенными Штатами Америки. Основу сборника составляют переведенные с церковнославянского языка на английский богослужебные тексты чинопоследования великой вечерни. Обращаясь к современной церковно-певческой практике Русской Православной Церкви (РПЦ) и Русской Православной Зарубежной Церкви (РПЦЗ) лишь отчасти, не совершая подробного экскурса в историческое прошлое Америки и не имея намерения создать картину становления и утверждения Православия на американской земле, автор касается лишь отдельных событий и фактов и останавливается преимущественно на некоторых особенностях богослужений Православной церкви в Америке (ПЦА; англ. – OCA ). «Great Vespers» рассматривается в данной статье как сборник, соответствующий чинопоследованию РПЦ, наряду с написанным Б. М. Ледковским сборником “Обиход. Всенощное бдение”. Примененная в «Great Vespers» англоязычная основа видится как специфичная для богослужебного творчества Б. М. Ледковского, всегда принадлежавшего Русской Православной Церкви – и в России, а после революции – за рубежом, но одновременно весьма созвучная богослужебной практике ПЦА, постепенно перешедшей на национальный, английский язык . Опубликованная в 1976 г. издательством Свято-Владимирской семинарии (SVS Press), – одного из ведущих духовных учебных заведений Православной церкви в Америке, где Б. М. Ледковский работал преподавателем церковной музыки в течение ряда лет, «Great Vespers», составленная композитором именно по заказу семинарии, была опубликована уже после его кончины. Окончательную редакцию и подготовку сборника к печати сделали Дэвид Дриллок, ученик и младший коллега Б. М. Ледковского, Элен и Джон Эриксон, Розмари Евич. Ими же, как указано в издании, осуществлена и англоязычная адаптация богослужебных текстов. Характерно, что музыкальной составляющей большинства песнопений «Great Vespers» является материал Обихода Ледковского, опубликованного в 1959 г. в типографии св. Иова Почаевского Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле. Отдельные песнопения данного сборника (ектении, тропари воскресные и др.) позже были включены в издания Свято-Владимирской семинарии 1980 и 1982 гг. на английском языке («Holy Week» – Страстная седмица; «Divine Liturgy» – Божественная литургия; «The Liturgy of the Presanctified Gifts» – Литургия Преждеосвященных Даров). В статье рассматривается состав сборника с его особенностями, на материале нескольких песнопений показаны подтверждающие высказывания композитора и принципиально важные для него подходы к гармонизации, применяемые им здесь и в других сочинениях. Некоторое внимание уделено также анализу музыкально-языковых параметров гармонизаций, вопросам вокализации распеваемого богослужебного текста. Сделанные на основе проведенного исследования выводы позволяют обозначить существенные для сочинений Б.М. Ледковского стилевые параметры, проявившиеся как в “Great Vespers”, так и в других церковных произведениях композитора.
Великая вечерня, Дэвид Дриллок, Джон Эриксон, православное богослужение в Америке, древние распевы, Православная Церковь в Америке, Русская Православная Зарубежная Церковь, Свято-Владимирская семинария, Изабэль Хэпгуд, англоязычная богослужебная певческая традиция, богослужебные книги на английском языке
  1. Гарднер И. А. Богослужебное пение Русской Православной Церкви. Т. 1: Сущность, система и история; Т. 2: История. М.: Православный Свято-Тихоновский богословский институт, 2004.
  2. Зверева С. Г. Материалы о жизни и деятельности Альфреда Свана в американских архивах // Русские музыкальные архивы за рубежом. Зарубежные музыкальные архивы в России: материалы международных конференций. Вып. 4. М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2010. С. 67–72.
  3. Зверева С. Г. Проблемы сохранения церковно-музыкальных архивов Русского Зарубежья // Русские музыкальные архивы за рубежом. Зарубежные музыкальные архивы в России: материалы международных конференций. Вып. 5. М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2010. С. 27–33.
  4. Зверева С. Г. Судьбы заграничных архивов выпускников Московского Синодального училища // Русские музыкальные архивы за рубежом. Зарубежные музыкальные архивы в России: материалы международных конференций: Вып. 5. М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2010. С. 48–56.
  5. Зверева С. Г. Русское церковно-певческое зарубежье как область научных исследований // Русские музыкальные архивы за рубежом. Зарубежные музыкальные архивы в России: материалы международных конференций. Вып. 3. М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2004. С. 39–46.
  6. Зеленская Н. Н. Русские духовные композиторы в США и их борьба за «настоящее» церковное пение // Русское зарубежье: музыка и православие: международная научная конференция. Москва, 17–19 сентября 2008 г. М.: Дом русского зарубежья им. А. Солженицына: ВИКМО-М, 2013. С. 395–406.
  7. Ледковская М. В. Друзья и единомышленники: Гарднер, Ледковский, Хёкке // Русское зарубежье: музыка и православие: международная научная конференция. Москва, 17–19 сентября 2008 г. М.: Дом русского зарубежья им. А. Солженицына: ВИКМО-М, 2013. С. 517–530. Приложение: Письма Б. М. Ледковского к И. А. Гарднеру. С. 531–542.
  8. Печатнов В. О., Печатнов В. В. Православная Америка: прошлое и настоящее // США & Канада: экономика — политика — культура. М., 2019. Т. 49. Вып. 8. С. 75–91.
  9. Плотникова Н. Ю. Многоголосные формы обработки древних роспевов в русской духовной музыке XIX — начала XX века: дис. … канд. искусствоведения. М., 1996.
  10. Современники о Патриархе Тихоне: в 2 т. М.: Изд-во ПСТГУ, 2007. (Материалы по новейшей истории Русской Православной Церкви)
  11. Янум О. Е. Обиход Б. Ледковского в богослужебной практике церковно-приходского хора: квалификационная работа магистра. Республика Беларусь. Минск: Белорусская государственная академия музыки, 2006.
Кирюшина Мария Александровна
Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов переулок, 6;
Электронный адрес: m_ist@mail.ru.