/
Результат поиска


Павленко Т. А., Кирсанова В. Г. Индивидуально-психологические различия в переживании террористической угрозы студенческой молодежью // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2020. Вып. 59. С. 136-148. DOI: 10.15382/sturIV202059.136-148
В статье рассматривается проблема переживания террористической угрозы в юношеском возрасте. Переживание террористической угрозы определяется как субъективная оценка риска стать жертвой теракта. Согласно данным современных исследований, террористическая угроза является стрессором высокой интенсивности. Интенсивность ее переживания зависит от индивидуальнопсихологических особенностей человека. Установлено, что молодежь значительно сильнее, чем взрослое население, переживает террористическую угрозу. Изучение особенностей переживания террористической угрозы именно молодежью становится актуальной проблемой. В статье приводятся данные о специфике совладания с переживанием террористической угрозы в юношеском возрасте (студенческой молодежью) и ставится вопрос о взаимосвязи степени этого переживания и личностными особенностями, а именно способностью к адаптации, характером совладающего поведения и базовыми убеждениями. Также рассматривается взаимосвязь индекса переживания террористической угрозы с перечисленными индивидуально-психологическими особенностями в выборке юношей и девушек. Повышение уровня переживания террористической угрозы у юношей и девушек зависит от разных базовых убеждений. Делается вывод о необходимости дальнейшего исследования переживания террористической угрозы в юношеском возрасте и использовании полученных данных в практике кризисного консультирования, в организации эффективной психологической помощи в рамках работы психологической службы учебных заведений.
переживание террористической угрозы, студенческая молодежь, базовые убеждения личности, копинг-стратегии, стресс, стратегии совладания с трудностями, социально-психологическая адаптация, индивидуально-психологические особенности, убеждение в благосклонности и осмысленности мира
  1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб., 2010.
  2. Быховец Ю. В., Тарабрина Н. В. Психологическая оценка переживания террористической угрозы. М., 2010.
  3. Ениколопов С. Н., Мкртчян А. А. Психологические последствия терроризма и роль СМИ в процессе их формирования // Национальный психологический журнал. М., 2010. № 2. С. 41–46.
  4. Знаков В. В. Социально-демографические и психологические различия в понимании москвичами террористической угрозы // Психология повседневного и травматического стресса: угрозы, последствия, совладание / А. Л. Журавлев, Е. А. Сергиенко, Н. В. Тарабрина, Н. Е. Харламенкова, отв. ред. М., 2016. С. 64–99.
  5. Знаков В. В., Турок Е. М. Понимание и переживание террористической угрозы // Вестник Московского университета. 2010. № 1. С. 58–69.
  6. Казымова Н. Н. Жизненная перспектива как фактор устойчивости человека к переживанию террористической угрозы // Психология повседневного и травматического стресса: угрозы, последствия, совладание / А. Л. Журавлев, Е. А. Сергиенко, Н. В. Тарабрина, Н. Е. Харламенкова, отв. ред. М., 2016. С. 264–278.
  7. Кашкарова О. Е., Семенова Тян-Шанская М. В., Курпатов А. В., Бухарина М. В. Задачи кризисной службы в оказании помощи пострадавшим в случае террористического акта // Психология и психопатология терроризма. Гуманитарные стратегии антитеррора / М. М. Решетников, ред. СПб., 2018. С. 148–154.
  8. Клиническая психология / М. Перре, У. Бауман, ред. СПб., 2002.
  9. Коркина М. В., Лакосина Н. Д., Личко А. Е., Сергеев И. И. Психиатрия: учебник для студентов мед. вузов. М., 2006.
  10. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс / Л. Леви, ред. Л.: Медицина, 1970. С. 178–208.
  11. Нуркова В. В., Бернштейн Д. М., Лофтус Э. Ф. Эхо взрывов: сравнительный анализ воспоминаний москвичей о террористических актах 1999 г. (Москва) и 2001 г. (Нью-Йорк) // Психологический журнал. 2003. Т. 24. № 1. С. 64–72.
  12. Падун М. А., Котельникова А. В. Психическая травма и картина мира. Теория, эмпирия, практика. М., 2012.
  13. Стрельцова И. П. Представления подростков и юношей о трудных ситуациях и стратегиях совладающего поведения в них: дис. … канд. психол. наук. М., 2003.
  14. Тарабрина Н. В. Психология посттравматического стресса: Теория и практика. М., 2009.
  15. Тарабрина Н. В., Быховец Ю. В. Современное состояние психологических исследований террористической угрозы // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2011. № 5. URL: http://medpsy.ru (дата обращения: 15.11.2019).
  16. Турок Е. М., Федерякин Д. А. Психологические различия понимания и переживания гражданами террористической угрозы // Материалы IV Международной научно-практической конференции «Личность в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности». Владивосток, 2014. С. 234–242.
  17. Харламенкова Н. Е., Тарабрина Н. В., Быховец Ю. В., Ворона О. А., Казымова Н. Н., Дымова Е. Н., Шаталова Н. Е. Психологическая безопасность личности: имплицитная и эксплицитная концепции. М., 2017.
  18. Хожуев И. С., Тарабрина Н. В. Социально-демографические факторы совладающего поведения лиц с опытом переживания стрессов высокой интенсивности // Психология повседневного и травматического стресса: угрозы, последствия, совладание / А. Л. Журавлев, Е. А. Сергиенко, Н. В. Тарабрина, Н. Е. Харламенкова, отв. ред. М., 2016. С. 456–469.
  19. Horowitz M. J. Stress Response Syndromes: A Review of Post Traumatic and Adjustment Disorders // International Handbook of Traumatic Stress Syndromes / Wilson J., Raphael B., eds. New York, 1993. P. 49–60.
  20. Janoff-Bulman R. Assumptive worlds and the stress of traumatic events: Applications on the schema construct // Social Cognition. 1989. Vol. 7. № 2. P. 113–136.
  21. Simeon D., Greenberg J., Knutelska M., Schmeidler J., Hollander E. Peritraumatic reactions associated with the World Trade Center disaster // American Journal of Psychiatry. 2003. Vol. 160. № 9. Р. 1702–1705.
Павленко Татьяна Андреевна
Ученая степень: кандидат психологических наук;
Ученая степень: кандидат психологических наук;
Место работы: Московский городской педагогический университет; Российская Федерация, 129226, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, д. 4;
Должность: доцент;
ORCID: 0000-0001-6313-5576;
Электронный адрес: tatiana_pavlenco@mail.ru.
Кирсанова Вероника Геннадиевна
Ученая степень: кандидат психологических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: ГБОУ ВО МО Академия социального управления; Российская Федерация, 129281, г. Москва, 2-й Староватутинский проезд, д. 8;
Должность: заведующий кафедрой методики воспитания и дополнительного образования;
ORCID: 0000-0001-5104-0641;
Электронный адрес: kirsanova.v@bk.ru.