/
Результат поиска


Павленко Т. А., Кирсанова В. Г. Индивидуально-психологические различия в переживании террористической угрозы студенческой молодежью // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2020. Вып. 59. С. 136-148. DOI: 10.15382/sturIV202059.136-148
В статье рассматривается проблема переживания террористической угрозы в юношеском возрасте. Переживание террористической угрозы определяется как субъективная оценка риска стать жертвой теракта. Согласно данным современных исследований, террористическая угроза является стрессором высокой интенсивности. Интенсивность ее переживания зависит от индивидуальнопсихологических особенностей человека. Установлено, что молодежь значительно сильнее, чем взрослое население, переживает террористическую угрозу. Изучение особенностей переживания террористической угрозы именно молодежью становится актуальной проблемой. В статье приводятся данные о специфике совладания с переживанием террористической угрозы в юношеском возрасте (студенческой молодежью) и ставится вопрос о взаимосвязи степени этого переживания и личностными особенностями, а именно способностью к адаптации, характером совладающего поведения и базовыми убеждениями. Также рассматривается взаимосвязь индекса переживания террористической угрозы с перечисленными индивидуально-психологическими особенностями в выборке юношей и девушек. Повышение уровня переживания террористической угрозы у юношей и девушек зависит от разных базовых убеждений. Делается вывод о необходимости дальнейшего исследования переживания террористической угрозы в юношеском возрасте и использовании полученных данных в практике кризисного консультирования, в организации эффективной психологической помощи в рамках работы психологической службы учебных заведений.
переживание террористической угрозы, студенческая молодежь, базовые убеждения личности, копинг-стратегии, стресс, стратегии совладания с трудностями, социально-психологическая адаптация, индивидуально-психологические особенности, убеждение в благосклонности и осмысленности мира
  1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб., 2010.
  2. Быховец Ю. В., Тарабрина Н. В. Психологическая оценка переживания террористической угрозы. М., 2010.
  3. Ениколопов С. Н., Мкртчян А. А. Психологические последствия терроризма и роль СМИ в процессе их формирования // Национальный психологический журнал. М., 2010. № 2. С. 41–46.
  4. Знаков В. В. Социально-демографические и психологические различия в понимании москвичами террористической угрозы // Психология повседневного и травматического стресса: угрозы, последствия, совладание / А. Л. Журавлев, Е. А. Сергиенко, Н. В. Тарабрина, Н. Е. Харламенкова, отв. ред. М., 2016. С. 64–99.
  5. Знаков В. В., Турок Е. М. Понимание и переживание террористической угрозы // Вестник Московского университета. 2010. № 1. С. 58–69.
  6. Казымова Н. Н. Жизненная перспектива как фактор устойчивости человека к переживанию террористической угрозы // Психология повседневного и травматического стресса: угрозы, последствия, совладание / А. Л. Журавлев, Е. А. Сергиенко, Н. В. Тарабрина, Н. Е. Харламенкова, отв. ред. М., 2016. С. 264–278.
  7. Кашкарова О. Е., Семенова Тян-Шанская М. В., Курпатов А. В., Бухарина М. В. Задачи кризисной службы в оказании помощи пострадавшим в случае террористического акта // Психология и психопатология терроризма. Гуманитарные стратегии антитеррора / М. М. Решетников, ред. СПб., 2018. С. 148–154.
  8. Клиническая психология / М. Перре, У. Бауман, ред. СПб., 2002.
  9. Коркина М. В., Лакосина Н. Д., Личко А. Е., Сергеев И. И. Психиатрия: учебник для студентов мед. вузов. М., 2006.
  10. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс / Л. Леви, ред. Л.: Медицина, 1970. С. 178–208.
  11. Нуркова В. В., Бернштейн Д. М., Лофтус Э. Ф. Эхо взрывов: сравнительный анализ воспоминаний москвичей о террористических актах 1999 г. (Москва) и 2001 г. (Нью-Йорк) // Психологический журнал. 2003. Т. 24. № 1. С. 64–72.
  12. Падун М. А., Котельникова А. В. Психическая травма и картина мира. Теория, эмпирия, практика. М., 2012.
  13. Стрельцова И. П. Представления подростков и юношей о трудных ситуациях и стратегиях совладающего поведения в них: дис. … канд. психол. наук. М., 2003.
  14. Тарабрина Н. В. Психология посттравматического стресса: Теория и практика. М., 2009.
  15. Тарабрина Н. В., Быховец Ю. В. Современное состояние психологических исследований террористической угрозы // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2011. № 5. URL: http://medpsy.ru (дата обращения: 15.11.2019).
  16. Турок Е. М., Федерякин Д. А. Психологические различия понимания и переживания гражданами террористической угрозы // Материалы IV Международной научно-практической конференции «Личность в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности». Владивосток, 2014. С. 234–242.
  17. Харламенкова Н. Е., Тарабрина Н. В., Быховец Ю. В., Ворона О. А., Казымова Н. Н., Дымова Е. Н., Шаталова Н. Е. Психологическая безопасность личности: имплицитная и эксплицитная концепции. М., 2017.
  18. Хожуев И. С., Тарабрина Н. В. Социально-демографические факторы совладающего поведения лиц с опытом переживания стрессов высокой интенсивности // Психология повседневного и травматического стресса: угрозы, последствия, совладание / А. Л. Журавлев, Е. А. Сергиенко, Н. В. Тарабрина, Н. Е. Харламенкова, отв. ред. М., 2016. С. 456–469.
  19. Horowitz M. J. Stress Response Syndromes: A Review of Post Traumatic and Adjustment Disorders // International Handbook of Traumatic Stress Syndromes / Wilson J., Raphael B., eds. New York, 1993. P. 49–60.
  20. Janoff-Bulman R. Assumptive worlds and the stress of traumatic events: Applications on the schema construct // Social Cognition. 1989. Vol. 7. № 2. P. 113–136.
  21. Simeon D., Greenberg J., Knutelska M., Schmeidler J., Hollander E. Peritraumatic reactions associated with the World Trade Center disaster // American Journal of Psychiatry. 2003. Vol. 160. № 9. Р. 1702–1705.
Павленко Татьяна Андреевна
Ученая степень: кандидат психологических наук;
Ученая степень: кандидат психологических наук;
Место работы: Московский городской педагогический университет; Российская Федерация, 129226, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, д. 4;
Должность: доцент;
ORCID: 0000-0001-6313-5576;
Электронный адрес: tatiana_pavlenco@mail.ru.
Кирсанова Вероника Геннадиевна
Ученая степень: кандидат психологических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: ГБОУ ВО МО Академия социального управления; Российская Федерация, 129281, г. Москва, 2-й Староватутинский проезд, д. 8;
Должность: заведующий кафедрой методики воспитания и дополнительного образования;
ORCID: 0000-0001-5104-0641;
Электронный адрес: kirsanova.v@bk.ru.
Кирсанова В. Г., Павленко Т. А. Особенности ценностно-смысловой сферы студентов педагогических специальностей с различной структурой индивидуальной религиозности // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2021. Вып. 62. С. 127-141. DOI: 10.15382/sturIV202162.127-141
Актуальность представленного исследования обусловлена необходимостью изучения ценностно-смысловой сферы личности будущих педагогов. Цель исследования — определение особенностей ценностно-смысловой сферы студентов с различной структурой религиозности, а также взаимосвязи составляющих структуры индивидуальной религиозности с базовыми убеждениями. Исследование проведено в ГОУ ВО МО «Московский государственный областной университет» с применением следующих методик: тест структуры индивидуальной религиозности Ю. В. Щербатых, методика «Определение сформированности ценностных ориентаций» (Б. С. Круглов), шкала базовых убеждений (Р. Янофф-Бульман, адаптация О. Кравцовой). Выявлено, что наиболее сильные, значимые положительные связи компонентов индивидуальной религиозности обнаружены с терминальными ценностями — равенство, счастливая семья, с инструментальными ценностями — воспитанность, честность, терпимость. Чем больше выражены различные компоненты религиозности, тем в меньшей степени в качестве жизненной перспективы (терминальные ценности) выступают цели обеспечения себе материального достатка и реализации активной и деятельной жизни, тем в меньшей степени в качестве средств достижения этих целей и значимых личностных характеристик выступают смелость в отстаивании своих взглядов, мнений, а также чувство долга и умение держать слово. Такой компонент индивидуальной религиозности, как вера в творца и высшие силы, связан с формированием базового убеждения об осмысленности жизни. Базовое убеждение о благосклонности мира и убеждение в собственной ценности, способности управлять событиями проявляются тем сильнее, чем меньше человек религиозен. Особую значимость приобретает дальнейшее исследование ценностно-смысловой сферы будущих педагогов с различным отношением к религиозным конфессиям с целью определения степени влияния взглядов и верований педагогов на учащихся.
структура индивидуальной религиозности, терминальные ценности, инструментальные ценности, студенты педагогических специальностей, студенческая молодежь, базовые убеждения личности, убеждение в благосклонности и осмысленности мира
  1. Артеменко О. М. Религиозная идентичность личности как психологический феномен // Академическое исследование и концептуализация религии в XXI веке: традиции и новые вызовы: сб. материалов Третьего конгр. рос. исследователей религии: в 6 т. Т. 3. Владимир, 2016.
  2. Афанасенко И. В. Специфика индивидуальной религиозности и выраженности самоактуализации у представителей различных конфессий (на примере православных христиан и иудаистов) // Северо-Кавказский психологический вестник. 2014. Вып. 1. С. 10–11.
  3. Афанасенко И. В., Спивак Д. Л. Религиозно психологические установки молодежи: гендерный аспект (на примере мусульман) // Психотехники и измененные состояния сознания: сб. материалов Второй научной конференции (12–14 декабря 2013). СПб., 2015. C. 244–253.
  4. Балич Н. Л. Религиозная идентичность в культуре современного общества // Социологический альманах. 2015. № 6. С. 234–243.
  5. Буланова И. С. Религиозное обращение как повторная нарративизация жизни // Психология религии: между теорией и эмпирикой: сб. научных статей / К. М. Антонов, Т. В. Малевич, Т. В. Фолиева, ред.-сост. М., 2015. С. 107–120.
  6. Груздев Н. В., Спивак Д. Л. Религиозно-психологические ориентации современных россиян и американцев: новые данные // Точки/Puncta. 2004. Т. 4. С. 274–284.
  7. Густова Л. В. Исследование взаимосвязи индивидуального уровня религиозности и личностных качеств // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2012. Т. 18. № 3. С. 62–67.
  8. Егоров И. В. Идеалы как динамическая основа аттитюдов и их связь личностными характеристиками студенческой молодежи // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2018. Вып. 50. С. 57–72.
  9. Егоров И. В., Наумова Д. В., Павленко Т. А., Рассказова И. Н. Система ценностей девушек-студенток педагогических вузов с разным уровнем антисоциальной креативности // Перспективы науки и образования. 2021. № 3. С. 375–389. doi: 10.32744/pse.2021.3.26.
  10. Круглов Б. С. Социальная направленность личности // Формирование личности старшеклассника / И. В. Дубровина, ред. М., 1989. С. 12–14.
  11. Лазуткина М. А. Теоретический анализ структуры религиозной идентичности и способов ее измерения // Грамота. 2012. Вып. 67. № 12. Ч. I. C. 79–82.
  12. Леонтьев Д. А. Методика изучения ценностных ориентаций. M., 1992.
  13. Лосский Н. О. Бог и мировое зло. М., 1994.
  14. Маслоу А. Психология бытия. М.; Киев, 1997.
  15. Мягков И. Ф., Щербатых Ю. В., Кравцова М. С. Психологический анализ уровня индивидуальной религиозности // Психологический журнал. 1996. Т. 17. № 6. С. 120–122.
  16. Павленко Т. А. Физический перфекционизм. Особенности проявления у студенческой молодежи // Материалы Всероссийской научно-практической конференции 5–6 апреля 2018 г. «Ребенок в современном образовательном пространстве мегаполиса». Известия Института педагогики и психологии образования МГПУ. URL: http://ippo.selfip.com:85/izvestia/pavlenko-t-a-fi zicheskiy-perfekcioniz/ (дата обращения: 28.06.2021).
  17. Понимание и ценности (норма и патология). Монография. Екатеринбург, 2018.
  18. Роджерс К. Клиентоцентрированная терапия. М.; Киев, 1997.
  19. Фрейд З. Я и ОНО: труды разных лет: в 2 т. Т. 2. Тбилиси, 1991.
  20. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994.
  21. Фромм Э. Психоанализ и этика. М., 1993.
  22. Шварц Ш., Бутенко Т. П., Седова Д. С., Липатова А. С. Уточненная теория базовых индивидуальных ценностей: применение в России // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2012. Т. 9. № 1. С. 43–70.
  23. Шорохова В. А. Религиозная идентичность в зарубежных психологических исследованиях: теоретические модели и способы изучения // Социальная психология и общество. 2014. Т. 5. № 4. С. 44–61.
  24. Janoff-Bulman R. Assumptive worlds and the stress of traumatic events: Applications on the schema construct // Social Cognition. 1989. Vol. 7. № 2. P. 113–136.
Кирсанова Вероника Геннадиевна
Ученая степень: кандидат психологических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: ГБОУ ВО МО Академия социального управления; Российская Федерация, 129281, г. Москва, 2-й Староватутинский проезд, д. 8;
Должность: заведующий кафедрой методики воспитания и дополнительного образования;
ORCID: 0000-0001-5104-0641;
Электронный адрес: kirsanova.v@bk.ru.
Павленко Татьяна Андреевна
Ученая степень: кандидат психологических наук;
Ученая степень: кандидат психологических наук;
Место работы: Московский городской педагогический университет; Российская Федерация, 129226, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, д. 4;
Должность: доцент;
ORCID: 0000-0001-6313-5576;
Электронный адрес: tatiana_pavlenco@mail.ru.