/
Результат поиска


Костина Т. В., Кирикова О. А. Предложение Г. Ф. В. Юнкера «касательно введения одинаковых книг во всех школах Российской империи» (1735): к предыстории школьных реформ в России // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2020. Вып. 58. С. 84-106. DOI: 10.15382/sturIV202058.84-106
В середине 1730-х гг. в Петербургской академии наук обсуждалась идея создания комплекса учебных пособий на немецком и русском языках. Замысел получил частичное воплощение: учебники, опубликованные в 1738– 1748 гг., прочно вошли в число основных школьных пособий в России и были востребованы до сер. 1780-х гг. Прояснить масштаб и детали замысла помогает найденная в Санкт-Петербургском филиале Архива РАН записка Г. Ф. В. Юнкера: «Покорнейшее предложение главному командиру Академии наук Вашему превосходительству г-ну камергеру фон Корфу и всем ее членам касательно введения одинаковых книг во всех школах Российской империи» (Unmaaßgeblicher Vorschlag an Еr. Excell. der Herrn Cammer-Herrn von Korff , als Chef, und die sämtlichen Glieder der Academie der Wissenschaften, die Einführung gleicher Bücher in die sämtlichen Schulen der Russischen Reiches betreff end, 1735).В статье пересматривается биография Юнкера, уточненные данные которой впервые вписываются в контекст истории педагогики в России, анализируется содержание записки. Она представляет собой оригинальный проект, насыщенный идеями, актуальными в условиях развития педагогической мысли в России: многошрифтность и мультилингвальность букварей, публикация хрестоматии из текстов образцовых авторов, представляющих не только классическую латинскую, но и новые немецкую и французскую литературы и др. Некоторые описанные в проекте идеи оказались впоследствии реализованными, хотя приоритет Юнкера в их высказывании и влияние на реализацию неочевидны. Введение в научный оборот содержания записки позволяет расширить представление о развитии педагогической мысли в России и участии Академии наук в процессе ее становления.
XVIII век, история образования, история Петербургской академии наук, история учебных пособий, И. А. Корф, Г. Ф. В. Юнкер
  1. Алексеева Н. Ю. Петербургский немецкий поэт Г. В. Фр. Юнкер // XVIII век. СПб., 2002. Сб. 22. С. 8–27.
  2. Алексеева Н. Ю. Русская ода: Развитие одической формы в XVII–XVIII веках. СПб., 2005.
  3. База данных Эрика Амбургера. URL: https://amburger.ios-regensburg.de/index.php?id=52186 (дата обращения: 04.02.2020).
  4. Безрогов В. Г. Die un/sichtbare Welt: рецепция Orbis sensualium pictus Я. А. Коменского в России 1-й пол. XVIII в.: образовательные практики и ранние переводы // Детские чтения. 2018. № 1. С. 220–284.
  5. Безрогов В. Г. XVII век в Северной и Центральной Европе: рационализм, эрудиция и местный говор // Школьные пособия раннего Нового времени: от Часослова к Orbis sensualium pictus: коллективная монография / К. А. Левинсон, Ю. Г. Куровская, В. Г. Безрогов, ред. М., 2017. С. 270–358.
  6. Герман Я., Делиль Ж. Н. Сокращение математическое ко употреблению его величества императора всея России. [Перевел с французскаго И. С. Горлицкий]. Ч. 1–3. СПб., 1728–[1730].
  7. Гусева А. А. Свод русских книг кирилловской печати XVIII века типографий Москвы и Санкт-Петербурга и универсальная методика их идентификации. М., 2010.
  8. Его императорскаго величества Генеральный регламент или Устав. По которому государственные коллегии, також и все оных прина[д]лежащих к ним канцеляреи, и кантор служители, не токмо во внешних и внутренних учреждениях, но и во отправлении своего чина, подданнеише поступать имеют. 3-м тиснением. [СПб.: Печ. при Имп. Акад. наук, 1735].
  9. Живов В. М. История языка русской письменности: в 2 т. М., 2017. Т. 2.
  10. Кирикова О. А. Школьный проект профессора Г. Ф. В. Юнкера (1735) // Наука и техника: Вопросы истории и теории. Материалы XL Международной годичной научной конференции Санкт-Петербургского отделения Российского национального комитета по истории и философии науки и техники РАН (28 октября — 1 ноября 2019 г.). СПб., 2019. С. 90–91.
  11. Кирикова О. А., Костина Т. В. Учебные книги в гимназии Академии наук 1730-х гг. // Детские чтения. 2018. № 1. С. 194–219.
  12. Коршунова Н. В. Школьная реформа Екатерины II // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2010. № 8. С. 107–114.
  13. Костин А. А. Крестик, черточка, точка: учебные пособия Академии наук 1730-х годов и их прусские контексты // Pedagogik — Педагогика: русско-немецкие контакты в XVIII–XX вв. / С. Г. Маслинская, отв. ред. СПб., 2020 (в печати).
  14. Костин А. А., Костина Т. В. «Русский автор» в 1739 году: Т. 3. Байер, И. И. Тауберт и формирование русского школьного канона // Slověne = Словѣне: International Journal of Slavic Studies. 2019. Vol. 8. № 2. С. 163–197.
  15. Крамер М. Новыя французские немецкие и российские разговоры Матвея Крамера / Переведенные на российской язык в пользу российскаго юношества Иосифом Гандини. М., 1782.
  16. Крафт Г. В. Краткое руководство к теоретической геометрии в пользу учащагося в гимназии при Императорской Академии наук российскаго юношества, сочинено тойже Академии наук членом Георгом Волфгангом Крафтом, и переведено с немецкаго языка переводчиком Иваном Голубцовым. СПб., 1748.
  17. Крафт Г. В. Краткое руководство к математической и натуральной географии с употреблением земнаго глобуса и ландкарт, сочинено в пользу российскаго юношества. Переведено с немецкаго языка [Иваном Голубцовым]. СПб., 1739.
  18. Крафт Г. В. Краткое руководство к познанию простых и сложных машин cочиненное для употребления российскаго юношества. Переведено с немецкаго языка чрез Василья Адодурова адъюнкта при Академии наук. СПб., 1738.
  19. Материалы для истории Императорской Академии наук. Т. 2: (1731–1735). СПб., 1886.
  20. Материалы для истории Императорской Академии наук. Т. 6. СПб., 1890.
  21. Миллер Г. Ф. Избранные труды / С. С. Илизарова, сост., статья, примечания. М., 2006.
  22. Немировский Е. Л., Шустова Ю. Э. Кириллические Азбуки и Буквари XVI–XVIII вв.: библиографический свод изданий // «В России надо жить по книге»: начальное обучение чтению и письму (становление учебной книги в XVI–XIX вв.): сб. науч. ст. и матер. / М. В. Тендрякова, В. Г. Безрогов, ред. М., 2015. С. 185–337.
  23. Описание великои иллуминации в 28 генваря 1733 года. Яко в высокии день рождения... государыни Анны Иоанновны... При феиэрверке в Санктпетербурге представленныя. [СПб.]: Печ. при Имп. Акад. наук, [1733].
  24. Прейслер И. Д. Основательные правила или краткое руководство к рисовальному художеству. Ч. 1–3, изданная от Иоанна Даниила Прейслера, управителя Нирнбергской академии живописного художества. Пер. с нем. яз. при Акад. наук. St. Petersburg: gedruckt bey der Kaiserl. Academie der Wissenschaff ten, 1734.
  25. Протоколы заседаний Конференции Академии наук с 1725 по 1803 г. Т. 1. СПб., 1897.
  26. Пумпянский Л. В. Тредиаковский и немецкая школа разума // Западный сборник / В. М. Жирмунский, ред. М.; Л., 1936. С. 157–186.
  27. Рамазанова Д. Н., Шустова Ю. Э. Кириллические Буквари из собрания Научно-исследовательского отдела редких книг Российской государственной библиотеки: описание изданий и экземпляров. М., 2018.
  28. Ржеуцкий В. С. Воспитание и образование // Всемирная история. Т. 4. Мир в XVIII веке / С. Я. Карп, отв. ред. М., 2013. С. 161–179.
  29. Рождественский С. В. Очерки по истории систем народного просвещения в России в XVIII–XIX веках. Т. 1. СПб., 1912.
  30. Сергеев М. Л. К вопросу о значении немецких учебных пособий для преподавания французского языка в России в XVIII в. // Journal of applied linguistics and lexicography. 2019. Vol. 1. № 1. C. 102–116.
  31. Смагина Г. И. Академия наук и создание учебной литературы в XVIII в. // Академия наук в истории культуры России XVIII–XX веков / Ж. И. Алферов, отв. ред. СПб., 2010. С. 11–38.
  32. Татищев В. Н. Разговор о пользе наук и училищ. С предисловием и указателями Нила Попова. М., 1887.
  33. Уложение по которому суд и расправа во всяких делах в Российском государстве производится, сочиненное и напечатанное при владении е. в. государя царя и великаго князя Алексея Михайловича всея России самодержца в лето от сотворения мира 7156. Издано 2-м тиснением. [СПб.]: При Имп. Акад. наук, 1737.
  34. Уставы Академии наук СССР. М., 1974.
  35. Ученые записки Императорской АН по первому и третьему отделениям. СПб., 1853. Т. 1. Вып. 4.
  36. Шмидт Х. Русская тема в научной публицистике г. Галле и Галльского университета в середине XVIII в. // XVIII век. Т. 21. Памяти Павла Наумовича Беркова (1896–1969). СПб., 1999. С. 108–118.
  37. [Joachim Lange], Colloquia Scholastica, Школьные разговоры, Schul-Gespräche, Dialogues. СПб., 1738.
  38. [Schütz S.] Reales Staats-Zeitungs- und Conversations-Lexicon, darinnen so wohl Die Religion und geistlichen Orden, die Reiche und Staaten, Meere, Seen, Insuln, Flüsse, Städte, Festungen, Schlösser… Nebst vollständigen registern, und einer ausführlichen Vorrede Herrn Johann Hübners, Rectoris zu S. Johannis in Hamburg, usw. Leipzig, 1732.
  39. Amburger E. Die nichtrussischen Schüler des Akademischen Gymnasiums in St. Petersburg 1726–1750 // Beiträge zur Geschichte der deutsch-russischen kulturellen Beziehungen. Giessen, 1961. S. 184–213.
  40. Bayer G.S. Auszug der älteren Staats-Geschichte: Zum Gebrauch Ihro Kayserl. Majestät Petri des II., Kaysers und Souverains von gantz Rußland, etc. etc. etc. St. Petersburg: Akademie der Wissenschaften, 1728.
  41. Bittcher C. F. Pförtner Album: Verzeichniß sämmtlicher Lehrer und Schüler der Königl. Preuß.
  42. Landesschule Pforta vom Jahre 1543 bis 1843; Eine Denkschrift zur dritten Säkularfeier der Anstalt den 21. Mai 1843. Leipzig, 1843.
  43. Buddeus J. Fr. Allgemeines historisches Lexicon... Leipzig, 1709.
  44. Cellarius Ch. Antibarbarus Latinus in VII classes distributus: exemplis scriptorum tum Augustei æui, tum sequioris, ill. Cum indice verborum. Cizae, 1678.
  45. Compendium Grammaticae Latinae, Oder: Kurtzer Auszug aus der grösseren Lateinischen Grammatica Marchica: Zur Erlernung Der Lateinischen Sprache. Nebst einem Appendice etlicher aus den Classicis Auctoribus genommenen kurtzen Historien. Berlin, 1716.
  46. Dialogues Sur L'Eloquence En General Et Sur Celle De La Chaire En Articulier / Par feu Messire François De Salignac De La Motte Fenelon... Amsterdam, 1718.
  47. Dictionnaire de l’Académie françoise. Paris, 1694.
  48. Die Höchstvergnüglichste Mäyen-Lust, Solten, Als Der... Hr. Christian Juncker, Weltberühmter Philologus, Hochfürstl. ...Historiographus, des... Sächß. Gymnasii zu Altenburg... Director .. Sein Höchst-erfreuliches Nahmens-Fest, Den 14. Mäy 1714. mit vielen Vergnügen celebrirte, Aus obliegender Schuldigkeit glückwünschend erwegen Innenbenante. Altenburg, 1714.
  49. Die Teutsche Grammatica aus unterschiedenen Auctoribus zusammen getragen und der Russischen Jugend zum Besten heraus gegeben von dem Informatore der Teutschen Sprache bey dem St. Petersburgischen Gymnasio = Немецкая грамматика собранная из разных авторов и в пользу издана от учителя немецкаго языка при Санкт Петербургскои гимназии. [СПб.], 1730.
  50. Faber B. Thesaurus Eruditionis Scholasticae: Omnium Usui Et Disciplinis Omnibus Accommodatissimus... Lipsiæ, 1717.
  51. Frisch J.L. Nouveau Dictionaire des passagers françois-allemand et allemand-françois. Oder Neues frantzösisch-teutsches und teutsch-frantzösisches Wörter-Buch. Leipzig, 1712.
  52. Gottlieb Stolles Philos. Civil. Profes. P. O. in Acad. Ienensi Anleitung zur Historie der Gelahrheit, denen zum besten so den Fryen Fürsten und der Philosophie obliegen. Halle, 1718.
  53. Hederich B. Reales Schul-Lexicon, Worinne nicht allein Von den Ländern, Städten, Schlössern, Meeren, Seen, Flüssen, Brunnen u. d. g. Leipzig, 1717.
  54. Herrn von Hoff mannswaldau und andrer Deutschen auserlesener und bissher ungedruckter Gedichte: Benjamin Neukirchs Anthologie. Bd. 7: Nach dem Druck vom Jahre 1727 mit einer kritischen Einleitung und Lesarten; sowie einem Anhang Poetischer Staar-Stecher (1730) / hrsg. von Erika A. Metzger und Michael M. Metzger. Tübingen, 1991.
  55. Il nuovo Parlatorio Italiano-Tedesco, cioè Dialoghetti. Sopra ogni qualsivoglia sorte di Materie familiari: Molto piacevoli e brevi, per facilitarne l'Intelligenza e l'Imitazione à Coloro, che s'applicano ad imparare per Fondamento, una delle dette Lingue. Nürnberg, 1733.
  56. Juncker Ch. Grundlegung zur Kirchen-Historie, oder Kurtz-gefaßter Unterricht in der Kirchen-Historie Altes und Neues Testamentes biß auf gegenwärtiges Jahr 1710. Hamburg; Leipzig, 1710.
  57. Juncker Ch. Lineae primae eruditionis universae et historiae philosophicae ac speciatim earum disciplinarum Linea primae eruditionis universae et historicae philosophicae. Altenburgi, 1714.
  58. Keipert H. Der Fremdsprachenunterricht in der Frühzeit des Petersburger Akademie-Gymnasiums // Polata Knigopisnaia: an Information Bulletin Devoted to the Study of Early Slavic Books, Texts and Literatures. 1987. Vol. 16 (August). P. 68–82.
  59. Kirsch A. F. Abundantissimum Cornucopiae Linguae Latinae Et Germanicae Selectum... Noribergae, 1718.
  60. Kramer М. Nouveau Parlement, c’est-à-dire Dialogues François-Alemands/Neu Parlement […] Frantzösisch-Teutsche Gespräche. Nürnberg, 1699.
  61. La Touche P. L’Art de bien parler François. Qui comprend tout ce qui regarde la Grammaire, et les façons de parler douteuses... Amsterdam, 1710.
  62. Ludwigen G. Ordentliches Examen über die Universal-Historie... Leipzig, 1704.
  63. Madariaga I. de. The Foundation of the Russian Educational System by Catherina II // The Slavonic and East European Review. 1979. Vol. 57. № 3. Р. 369–395.
  64. Mencke J. B. Compendiöses Gelehrten-Lexicon... Leipzig, 1715.
  65. Neugebauer W. Absolutistischer Staat und Schulwirklichkeit in Brandenburg-Preussen. Berlin; New York, 1985.
  66. Otto E. Primae lineae notitiae rerum publicarum: in usum auditorum Everhardi Ottonis, Juris Civ. et Publ. Prof. Trajectini. Trajecti a. Rh.: Visch, 1726.
  67. Pufendorff S. Einleitung zu der Historie der vornehmsten Reiche und Staaten... Nach der Methode Herrn Samuel, Frey-Herrns von Puff endorff ... Frankfurt am Mayn, 1733.
  68. Rjéoutski V. Migrants and language learning in Russia (late 17th — fi rst part of 18th c.) // Paedagogica Historica. 2018. Vol. 54. Issue 6. P. 691–703.
  69. Samuelis Pufendorfi i Introductio ad Historiam Europaeam, Latine reddita a Jo. Frid. Cramero. Ultrajecti: Water, 1692.
  70. Schmotther G. Gründliche Anleitung zur Schreib-Übung In denen iezo bräuchlichen Teutsche Current-Cantzley und Fractur sowohl Latein- und Romanischen- als auch Französischen Schrifften, ingleichen Versal und Initial-Buchstaben auch Zugwercke: Der Jugend zum Besten gefertiget / durch Gottfried Schmotthern, Königl. u. Churf.-Sächß. Geheimen Cammer- Cantzlisten zu Dreßden; Alda in Kupfer gestochen und verlegt von Moritz Bodenehrn. [Dresden]: [Bodenehr], [1722].
  71. Vollständigere lateinische Grammatica Marchica: Jn welcher Zu den nöthigen Regeln nützliche
  72. Anmerckungen und gute Exempel gesetzet sind. Berlin, 1718.
  73. Walch J. G. Philosophisches Lexicon: Darinnen die in allen Theilen der Philosophie, als Logic, Metaphysic, Physic, Pneumatic, Ethic, natürlichen Theologie und Rechts-Gelehrsamkeit, wie auch Politic führkommenden Materien und Kunst-Wörter erkläret, und aus der Historie erläutert... Leipzig, 1726.
  74. Winter E. Halle als Ausgangspunkt der deutschen Russlandkunde in 18. Jahrhundert. Berlin, 1953.
  75. Wolff Ch. Mathematisches Lexicon, Darinnen die in allen Theilen der Mathematick üblichen Kunst-Wörter erkläret und zur Historie der Mathematischen Wissenschaff ten dienliche Nachrichten ertheilet, Auch die Schriff ten, wo jede Materie ausgeführet zu fi nden, angeführet werden. Leipzig, 1716.
Костина Татьяна Владимировна
Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: Санкт-Петербургский институт истории (Дом Н.П. Лихачева) РАН; Российская Федерация, 197110, г. Санкт-Петербург, Петрозаводская ул., д. 7;
Должность: научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-5136-4328;
Электронный адрес: tanyabizyaeva@yandex.ru.
Кирикова Ольга Александровна
Ученое звание: старший научный сотрудник;
Место работы: Санкт-Петербургский филиал Архива РАН; Российская Федерация, 199034, г. Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 1;
Должность: старший научный сотрудник Отдела информационного обслуживания;
ORCID: 0000-0002-2527-5815;
Электронный адрес: kirikova.o@bk.ru.
Статья подготовлена при поддержке РФФИ, проект № 18-013-00595.