/
Результат поиска


Виноградова Е. А., Кашоид М. В. Икона Богоматери «Всех скорбящих Радость» из собрания Вологодского музея-заповедника: особенности иконографии, стиля, реставрации // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2021. Вып. 43. С. 64-78. DOI: 10.15382/sturV202143.64-78
Статья посвящена исследованию иконы Богоматери «Всех скорбящих Радость» начала XVIII в., поступившей в собрание Вологодского государственного музея-заповедника из церкви Рождества Богородицы на Верхнем Долу в Вологде. В статье рассматриваются некоторые особенности иконографии широко распространенного в вологодской иконописи сюжета «Богоматерь Всех скорбящих Радость», нашедшие отражение в композиции исследуемого произведения. Эти особенности не связаны с почитавшимися в Вологде чудотворными иконами данного сюжета и сложились, по-видимому, задолго до их прославления. Авторами высказывается предположение об участии в разработке иконографии известного вологодского иконописца последней трети XVII в. Ермолая Сергиева, с именем которого исследователи связывают распространение в Вологде сложнейших многофигурных композиций, отличающих произведения этого мастера. На основе формально-стилистического и иконографического анализа авторы пытаются определить место иконы в вологодской иконописи указанного периода. Стилистические особенности произведения позволяют предположить авторство известного вологодского иконописца начала XVIII в. Ивана Григорьева Маркова. Его художественное наследие включает 16 произведений с авторскими подписями, которые являются эталонами для атрибуции других произведений этого круга. Исследование включает материал об истории и особенностях реставрации иконы, наблюдения реставратора в отношении технических приемов исполнения живописи и творческой индивидуальности мастера.
Icon of Theotokos ‘’Consolation of all the afflicted’’ from the collection of Vologda state museum preserve. Features of iconography, style and restoration
  1. Биланчук Р. П., Преображенский А. С. Вологда и вологодская иконопись в конце XVI — третьей четверти XVII века // Иконы Вологды конца XVI–XVII вв. Вологда: Древности Севера; М.: Северный паломник, 2017. С. 5–66.
  2. Виноградов И. Известие о чудотворной иконе Богоматери «Всех скорбящих Радости», находящейся в Вологодском кафедральном соборе, и бывших от нея чудотворениях в 1766, 1767 и 1768 гг. // Вологодские епархиальные ведомости. 1865. Прибавления № 22. С. 850–851.
  3. Виноградова Е. А., Кознева Л. М., Федышин И. Н. Вологодский иконописец Иван Григорьев Марков: исследование и каталог произведений. Вологда: Древности Севера, 2018.
  4. Добряков Д. Сказание о чудотворной иконе Божией Матери «Всех скорбящих Радость», находящейся в Вологодской Скорбященской тюремной церкви. Вологда, 1867.
  5. Комашко Н. И. «Богоматерь Всех скорбящих Радость» // Антиквариат. М., 2004. С. 22–34.
Виноградова Елена Анатольевна
Ученое звание: старший научный сотрудник;
Место работы: Вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник; Российская Федерация, 160000, г. Вологда, ул. С. Орлова, 16;
Должность: старший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-4189-3170;
Электронный адрес: e_vinogradova@inbox.ru.
Кашоид Михаил Викторович
Место работы: Вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник; Российская Федерация, 160000, г. Вологда, ул. С. Орлова, 16;
Должность: художник-реставратор;
ORCID: 0000-0002-5359-8988;
Электронный адрес: mikhail-kashoid@yandex.ru.