/
Результат поиска


Канаева Э. Ю. Споры об исхождении Святого Духа в Константинополе в 30-х годах XIV в. // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2017. Вып. 74. С. 26-40. DOI: 10.15382/sturII201774.26-40
В статье рассматривается один из эпизодов спора вокруг учения о Filioque между Западной и Восточной Церквами в 30-х гг. XIV в. При этом в стороне оставляется вопрос различия методологии у участников полемики и рассматривается исключительно ее догматическое содержание, а также анализируются исторический контекст и взаимосвязи между источниками. На основании недавно опубликованной первоначальной версии основных текстов полемистов с православной стороны Варлаама Калабрийского и свт. Григория Паламы (данный корпус сохранился только в переводе на церковнославянский язык сербского извода) предлагается реконструкция тезисов их католических оппонентов. Автор показывает, что в содержательном плане аргументация Варлаама и Паламы во многом совпадает, и они выступают с общих позиций. Главные их аргументы основываются на учении о различии «природных» и «ипостасных» свойств в Троице, а также о различии предвечного исхождения Святого Духа и его снисхождении к твари. Единственное существенное отличие позиций авторов состоит в их восприятии тезиса латинян об изведении Святого Духа от Отца и Сына «как от одного Начала». Именно это отличие и вызвало продолжение дискуссии уже между православными участниками спора. В статье отмечается развитие аргументации, предложенной обоими богословами на протяжении второго этапа обсуждения. Автор делает вывод, что они защищали учение об исхождении Святого Духа «a solo Patre» с общих позиций и что негативная оценка трудов Варлаама свт. Григорием Паламой не может проистекать из их догматического содержания, а должна быть отнесена на счет различия методологических установок авторов, а также ошибочного понимания Григорием одного из тезисов Варлаама.
Варлаам Калабрийский, Григорий Палама, Filioque, Восток–Запад, антилатинская полемика, XIV век, триадология, католичество
Какридис J. Неко би помислио да се барем делимично сачува догма о монархији: антилатински трактати Варлаама Калабријског у српскословенскомпреводу 14 века // Дечани. У светлу археографских истраживања. Београд, 2012. С. 105–114.
Красиков С. В. Место Никифора Григоры в Византийской антилатинской полемике 30-x гг. XIV в.: Дис. …канд. ист. наук. Екатеринбург, 2000.
Barlaam Calabro. Epistole greche; i primordi episodici e dottrinari delle lotte esicaste / Studio introduttivo e testi a cura di G. Schiro. Palermo, 1954.
Barlaam Calabro. Opere contro i Latini / Introd., testo, trad. e note a cura di A. Fyrigos Citta del Vaticano, 1998.
Demetracopoulos J. A. Further Evidence on the Ancient, Patristic, and Byzantine Sources of Barlaam the Calabrian’s Contra Latinos // Byzantinische Zeitschrift. 2003. 96 (1). P. 83–122.
Fyrigos A. Dalla controversia palamitica alla polemica esicastica (con un’edizione critica delle Epistole greche di Barlaam). Roma, 2005.
Giannelli C. Un progetto di Barlaam per l’unione delle chiese // Miscellania Giovanni Mercati. Citta del Vaticano. 1946. 3. P. 157–208.
Ioannis Cantacuzeni eximperatoris historiarum libri IV / Schopen L., ed. (Corpus scriptorum historiae Byzantinae). Vol. 1. Bonn, 1828.
Kakridis Y., Taseva L. Gegen die Lateiner. Traktate von Gregorios Palamas und Barlaam von Kalabrien in kirchenslavischer U bersetzung. Freiburg i. Br., 2014 (Monumenta Linguae Slavicae Dialecti Veteris. Fontes et Dissertationes. Vol. 63).
Loenertz K. J. La Socie te des fre res pe re grinants. E tude sur l’Orient dommicain. Rome, 1937.
Meyendorff J. Les debuts de la controverse hesychaste // Byzantion. 1953. Vol. 23. P. 87–120.
Nicephori Gregorae historiae Byzantinae / I. Bekker, L. Schopen, ed. (Corpus scriptorum historiae Byzantinae). Vol. 1. Bonn, 1829.
Sinkewicz R. E. A new interpretation for the fi rst episode in the controversy between Barlaam the Calabrian and Gregory Palamas // Journal of Theological Studies. 1980. Vol. 31. P. 489–500.
Γρηγορίου τοE ΠαλαμI συγγράμματα / P. K. Chrestou, ed. Thessalonica, 1962. Vol. 1.
Σπουρλάκου-Ε^τυχιάδου Α. Ο αντιλατίνος Βαρλαάμ Καλαβρός. Οι πρός Λατίνους λόγοι του περί του Αγίου Πνεύματος και η σχετική διένεξη του με τον αγίο Γρηγόριο Παλαμά // Επιστημονική Επετήρις της Θεολογικής Σχολής. Αθήναι, 2006.
Канаева Эльга Юрьевна
Канаева Э. Ю. «Ведь совершенно одно и то же "знать Бога" и "быть боговидцем"»: Варлаам Калабрийский о методе в богословии // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2019. Вып. 81. С. 50-68. DOI: 10.15382/sturI201981.50-68
В статье рассматриваются взгляды Варлаама Калабрийского на методологию богословия на основании его богословских работ (три последовательные версии «Трактата Против Латинян», переписка со свт. Григорием Паламой, сочинения на латинском языке). Ставится вопрос об источниках и целостности позиции Варлаама. Показывается, что Варлаам занимал антисхоластическую позицию и, опровергая учение Фомы Аквинского, ощущал себя продолжателем борьбы, которую вел свт. Григорий Богослов с евномианами. Варлаам следует свт. Григорию не только в его критике возможности рационального постижения Бога, но и в положительных аспектах его гносеологии: необходимости духовного возрастания для богослова, доступности полноты богопознания после смерти. Опровергая рациональную программу латинян средствами аристотелевской логики, Калабриец перенимает у свт. Григория и метод полемики. Варлаам существенно разделяет веру и знание, накладывая на последнее требование «касания» постигаемой сущности. Обсуждается различение Варлаамом «богословов по вере» и «богословов по знанию», которое не позволило ему найти действительно продуктивное решение основного вопроса. Предлагается реконструкция его взглядов на соотношение возможностей отдельных богословов и богословия в целом. Взгляды Варлаама на невозможность доказательного богословия по образцу аристотелевской науки систематизируются на основании существенных частей доказательства: предмета рассуждения, его структуры, посылок и вывода. Делается вывод о соответствии взглядов Варлаама на роль доказательства в богословии как позиции Аристотеля, так и святоотеческой традиции. Излагается взгляд Варлаама на место диалектики в богословии с указанием на терминологическое расхождение, которое послужило началом конфликта между Калабрийцем и свт. Григорием Паламой. Показывается, что после перехода в католичество Варлаам не изменил своих методологических установок, и делается предположение о том, как именно эти установки связаны с его обращением.
Варлаам Калабрийский, метод в богословии, византийская логика, логика, антитомизм, Фома Аквинский, диалектика, свт. Григорий Палама, паламитские споры, вера и знание, история богословия, византийская философия
  1. Байер Х.-Ф. Силлогизм Григория Паламы, показывающий или даже доказывающий, что Святой Дух исходит единственно от Отца // Античная древность и Средние века. 1999. Вып. 30. С. 288–293.
  2. Жильсон Э. Философия в Средние века: От истоков патристики до конца XIV века. М., 2004.
  3. Канаева Э. Ю. Взгляд одного богослова на примат папы с двух сторон: эволюция взглядов Варлаама Калабрийского // Вестник РХГА. 2018. Т. 19. Вып. 1. С. 140–145.
  4. Канаева Э. Ю. Споры об исхождении Святого Духа в Константинополе в 30-х годах XIV в. // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История РПЦ. 2017. Вып. 74. C. 26–40.
  5. Поспелов Д. А. Антитомизм в Византийской Империи конца XIV столетия (преподобный Каллист Ангеликуд) // Власть. М., 2009. Т. 8. С. 167–169.
  6. Athanasopoulos C. Demonstration (Από δειξις) and its problems for St Gregory Palamas: Some neglected Aristotelian aspects of St Gregory Palamas’ Philosophy and Theology // The Ways of Byzantine Philosophy / M. Knezevic, ed. Alhambra (California), 2015. P. 361–364.
  7. Barlaam Calabro. Opere contro i Latini / A. Fyrigos, intr., testo, trad. e note. Città del Vaticano, 1998.
  8. Beeley Ch. A. Gregory of Nazianzus on the Trinity and Knowledge of God: In Your Light We Shall See Light // Oxford Studies in Historical Theology. N. Y., 2008. P. 105–113.
  9. Bydén B. «To Every Argument There is a Counter-Argument»: Theodore Metochites’ Defence of Scepticism (Semeiosis 61) // Byzantine Philosophy and its Ancient Sources / K. Ierodiakonou, ed. Oxford, 2002. P. 183–218.
  10. Demetracopoulos J. A. Further Evidence on the Ancient, Patristic, and Byzantine Sources of Barlaam the Calabrian’s Contra Latinos // Byzantinische Zeitschrift. 2003. Bd. 96 (1). S. 83–122.
  11. Früchtel L., Stählin O., Treu U. Clemens Alexandrinus. B., 1960. Vol. 2. 1970. Vol. 3.
  12. Fyrigos A. Dalla controversia palamitica alla polemica esicastica (con un’edizione critica delle Epistole greche di Barlaam). R., 2005. L. 573.
  13. Kakridis Y., Taseva. L. Gegen die Lateiner. Traktate von Gregorios Palamas und Barlaam von Kalabrien in kirchenslavischer Ü bersetzung. Freiburg i. Br., 2014.
  14. Kislas Th. Introduction // Nil Cabasilas. Sur le Saint-Esprit / hierom. Théophile Kislas, intr., critiq., trad., not. P., 2001.
  15. Meyendorff J. Un mauvais théologien de l’unité: Barlaam le Calabrais // 1054–1954: L’Église et les Églises. Études et travaux off erts à Dom Lambert de Beaudouin. Chevetogne 1955. T. 2. P. 47–64.
  16. Nicephori Gregorae historiae Byzantinae / I. Bekker, L. Schopen, ed. Bonn,. 1829; 1830; 1855. Vol. 1.
  17. Plotini Opera / P. Henry, H. R. Schwyzer, eds. Oxford, 1964–1982.
  18. Podskalsky G. Il significato di Barlaam per l’Ortodossia Bisantino-Slava (da un punto di vista cattolico) // Barlaam Calabro. L’uomo, l’opera, il pensiero. Atti del convegno internazionale Reggio Calabria-Seminara-Gerace 10–11–12 dicembre 1999 / A. Fyrigos, ed. R., 2001. P. 13–25.
  19. Romanides J. S. Notes on the Palamite Controversy // Greek Orthodox Theological Rewiew. 1960–1961. Vol. 6. P. 186–205.
  20. Sinkewicz R. E. The «Solutions» addressed to George Lapithes by Barlaam the Calabrian and their philosophical context // Mediaeval Studies. Toronto. 1981. Vol. 43. P. 151–217.
  21. Sinkewicz R. E. The doctrine of the knowledge of God in the early writings of Barlaam the Calabrian // Mediaeval Studies. 1982. Vol. 44. P. 181–242.
  22. Usacheva A. The Contact Theories of Epistemology in Aristotle and Gregory Nazianzen: «then shell i know, even as also I am known» (1 Cor 13. 12) // The Hermeneutic, Institutional and Textological principles of Early Christian discourse / A.-Ch. Jacobsen, A. Usacheva, eds. Frankfurt am Main, 2018. P. 8–15.
  23. Usacheva A. Who Knows His Aristotle Better? Apropos of the Philosophical Polemics of Gregory Nazianzen against the Eunomians // Les polémiques religieuses du Ier au IVe siècle de notre ère / G. Bady, D. Cuny, eds. P., 2018. P. 407–420.
Канаева Эльга Юрьевна
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., д. 6;
Должность: Исполнительный редактор Редакции cайтов;
ORCID: 0000-0001-8909-8371;
Электронный адрес: mvereskov@list.ru.
Канаева Э. Ю. Восприятие наследия Фомы Аквинского в византийском богословии периода начала исихастских споров // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2020. Вып. 87. С. 11-25. DOI: 10.15382/sturI202087.11-25
В статье рассматривается первый эпизод встречи восточных богословов с богословием Фомы Аквинского (в пересказе папских легатов), который состоялся в 30-х гг. XIV в. Показывается, что из двух православных авторов, Варлаама и свт. Григория Паламы, первый занял резко отрицательную позицию, в то время как второй — положительную. Варлаам, Фома и Палама сходились во взглядах на естественную теологию, которую считали возможной, однако Варлаам не разделял взгляд Фомы на возможность построения «священного учения» (doctrina sacra) как аристотелевской науки. Рассматриваются критические аргументы Варлаама против Фомы. Показывается, что, с одной стороны, Варлаам не знал многих существенных особенностей богословия Аквината (теория субальтернации, использование имен «по аналогии», однако, с другой стороны, нашел ряд слабых пунктов в построениях оппонента (проблема единичности и каузальности в богословии). Делается вывод о том, что Варлаам не имел знакомства с оригинальными текстами Фомы, но пользовался пересказом. В споре с Варлаамом свт. Григорий Палама сначала защищал возможность построения догматического богословия как науки и был на этом этапе методологически близок к Фоме, предлагая собственные силлогизмы об исхождении Святого Духа, однако в ходе спора скорректировал свою позицию. Хотя на этом этапе развития его системы предложенное им «доказательство выше доказательства» не оформилось как программа, но начало разработки вопроса о соотношении сущности и энергии в Боге знаменовало собой не только введение исихастской проблематики в дискуссии, но и новый шаг на пути поиска способа включения разума в процесс познания теологических истин. Делается вывод также о том, что Варлааму удалось успешно отыграть роль критика систем своих оппонентов, что послужило их развитию. Самому же Калабрицу создать свой синтез не удалось.
Варлаам Калабрийский, метод в богословии, византийская логика, логика, антитомизм, Фома Аквинский, диалектика, свт. Григорий Палама, паламитские споры, вера и знание, история богословия, византийская философия
  1. Байер Х.-Ф. Силлогизм Григория Паламы, показывающий или даже доказывающий, что Святой Дух исходит единственно от Отца // Античная древность и Средние века. 1999. № 30. С. 288–293.
  2. Канаева Э. Ю. «Ведь совершенно одно и то же “знать Бога” и “быть боговидцем”»: Варлаам Калабрий ский о методе в богословии // Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2019. № 81. C. 50–68.
  3. Красиков С. В. Григорий Палама как защитник аристотелевских силлогизмов // Мир Православия. 2004. Т. 4. С. 125–131.
  4. Фома Аквинский. Сумма против язычников. Книга первая / пер. и примеч. Т. Ю. Бородай. М., 2004.
  5. Фома Аквинский. Сумма теологии. Ч. I. Киев, 2002.
  6. Христов И. Бытие и существование в дискуссии св. Григория Паламы и Варлаама // Современная болгарская патрология: cб. статей / сост. Г. Каприев, И. Г. Бей , С. Марков, С. Риболов, С. Тутеков. Киев, 2016. С. 125–136.
  7. Barlaam Calabro. Opere contro i Latini / A. Fyrigos, ed. Città del Vaticano, 1998.
  8. Chenu M.-D. OP. Position de la theologie / La parole de Dieu. I La Foi dans l’intelligence. Paris, 1984.
  9. Chenu M.-D. OP. La Théologie comme science au XIIIe siècle. 3ème edn. Paris, 1969.
  10. Demetracopoulos J. A. The Infl uence of Thomas Aquinas on Late Byzantine Philosophical and Theological Thought: À propos of the Thomas de Aquino Byzantinus Project // Bulletin de Philosophie Medievale. 2012. Vol. 54. P. 101–124.
  11. Fyrigos A. Dalla controversia palamitica alla polemica esicastica (con un’edizione critica delle Epistole greche di Barlaam). Roma, 2005.
  12. Fyrigos A. Tomismo e antitomismo a Bisanzio (con una nota sulla Defensio S. Thomae adversus Nilum Cabasilam di Demetrio Cidone) // Tommaso d’Aquino († 1274) e il mondo bizantino / A. Molle, ed. Venafro, 2004.
  13. Fyrigos A. Quando Barlaam Calabro conobbe il concilio di Lione II (1274)? // Rivista di studi bizantini e neoellenici. 1980-1982. Vol. 17–19 n.s. P. 247–265.
  14. Jenkins J. I. Knowledge and faith in Thomas Aquinas. Cambridge, 1997.
  15. Kakridis Y., Taseva. L. Gegen die Lateiner. Traktate von Gregorios Palamas und Barlaam von
  16. Kalabrien in kirchenslavischer Ü bersetzung. Freiburg i. Br., 2014 / Monumenta Linguae Slavicae Dialecti Veteris. Fontes et Dissertationes. Vol. 63.
  17. Kislas Th. Introduction // Nil Cabasilas. Sur le Saint-Esprit / Théophile Kislas, ed. P., 2001.
  18. Papadopulos S. G. Thomas in Byzanz. Thomas-Rezeption und Thomas-Kritik in Byzanz zwischen 1354 und 1435 // Theologie und Philosophie. 1974. № 49. P. 274–305.
  19. Plested M. Orthodox Readings of Aquinas. Oxford, 2012.
  20. Rosental C. J. The Reconciliation of faith and reason in Thomas Aquinas. Doctoral dissertation. University of Massachusetts Amherst, 2004.
  21. Sinkewicz R. E. The «Solutions» addressed to George Lapithes by Barlaam the Calabrian and their philosophical context // Mediaeval Studies. Toronto. 1981. Vol. 43. 151–217.
Канаева Эльга Юрьевна
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., д. 6;
Должность: Исполнительный редактор Редакции cайтов;
ORCID: 0000-0001-8909-8371;
Электронный адрес: mvereskov@list.ru.