/
Результат поиска


Ионов А. С. Работа «Пражского» периода творчества прот. С. Н. Булгакова «Старое и новое» (к находке автографа) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2013. Вып. 1 (50). С. 85-128.
PDF
Статья «Старое и новое», написанная протоиереем Сергием Булгаковым в 1923 г., впервые публикуется на русском языке. В ней дается в широком контексте многовековой истории и перспектив развития христианской цивилизации осмысление таких событий и явлений в жизни Русской Церкви, как падение православной монархии, «церковная революция» весны–лета 1917 г., Поместный Собор 1917–1918 гг., начало и формы гонений против веры и Церкви, личность и подвиг святейшего патриарха Тихона, Русский всезаграничный церковный собор в Сремских Карловцах, обновленческий раскол. В предваряющей публикацию вступительной статье характеризуется место данной работы в контексте творчества прот. С. Булгакова, история создания и особенности недавно найденного рукописного автографа (в т. ч. по отношению к опубликованным переводным версиям).
Русская Церковь и революция, Патриарх Тихон, православная монархия, теократия, единство Церкви
Ионов Александр Сергеевич, священник
Ларионов А. А. Реформы Московской Славяно-греко-латинской академии (вторая четверть XVIII - начало XIX в.) в контексте развития высшего образования в России // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2014. Вып. 4 (59). С. 74-84. DOI: 10.15382/sturII201459.74-84
В статье анализируется непростой путь, который прошла в течение XVIII в. Московская Славяно-греко-латинская академия. Устроенная изначально по принципам европейских «доклассических» университетов, Академия после смерти Петра I переживает трансформацию и из всесословной высшей школы превращается в учебное заведение для духовенства. С этим связано постепенное сокращение материальной базы Академии, а также изменения в социальном составе ее студентов. Концептуальная эволюция Академии рассматривается в контексте усвоения в России университетских идей. Развитие Академии происходило в тесной взаимосвязи с разработкой проектов создания и преобразования российских университетов. В царствование Екатерины II это взаимное влияние было особенно сильным и значимым, но в результате привело к окончательному отделению светского высшего образования от духовного. В начале XIX в. первое оказалось в ведении Министерства народного просвещения, второе находилось в подчинении Святейшего Синода. После завершения преобразований последней четверти XVIII в. Московская Академия начала рассматриваться как образец для других богословских академий, став краеугольным камнем для новой системы специализированного богословского образования в целом. В статье анализируются источники о реформах Московской Академии: записки и проекты ее преобразования, дискуссии в Святейшем Синоде о статусе богословского образования в России и параллельные им проекты развития российских университетов с включением туда богословского факультета. Показано, что даже если не все высказанные в XVIII в. идеи по развитию высшей богословской школы в России были реализованы, опыт их обсуждения был востребован в начале XIX в., на новом этапе разработки реформ духовной школы при императоре Александре I.
высшая школа, высшее образование, духовное образование, привилегия, протектор, ректор, реформа образования, Славяно-греколатинская академия, университет, университетская автономия, университетские уставы
1. Андреев А. Ю. Российские университеты XVIII — первой половины XIX века в контексте университетской истории Европы. М., 2009.
2. Андреев А. Ю. Русские студенты в немецких университетах XVIII — первой половины XIX века. М, 2005.
3. Верховский П. В. Населенные недвижимые имения Св. Синода, Архиерейских домов и монастырей при ближайших преемниках Петра Великого. СПБ., 1909.
4. Петров Ф. А. Формирование системы университетского образования в России. Т. 1. Российские университеты и Устав 1804 года. М., 2002.
5. Рождественский С. В. Очерки по истории систем народного просвещения в России в XVIII — XIX веках. СПб., 1912. Т. 1.
6. Смирнов С. К. История Московской Славяно-Греко-Латинской Академии. М., 1855.
7. Смолич И. К. История Русской Церкви (1700–1917). М., 1996. Ч. 1.
8. Харлампович К. В. Малороссийское влияние на великорусскую церковную жизнь. Казань, 1914. Т. 1.
9. Цыганков Д. А. Университетский попечитель в России: между ценностями европейской науки и государственной службы (вторая половина XVIII — первая треть XIX века) // Полиэтничность России в контексте исторического дискурса и образовательных практик XIX — XXI вв. Чебоксары, 2010. С. 515–527
10. Ruegg W. (ed.) A History of the University in Europe., Cambridge University Press, 1997, vol. 2: Universities in Early Modern Europe (1500–1800).
Ларионов Алексей Александрович
Родионова Н. А. Портрет жены А. А. Брусилова: Н. В. Брусилова на родине и в эмиграции // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2016. Вып. 1 (68). С. 71-88. DOI: 10.15382/sturII201668.71-88
Статья посвящена супруге знаменитого полководца 1-й мировой войны А. А. Брусилова — Н. В. Желиховской-Брусиловой, верной и любимой спутницы генерала до конца его жизни. Значение Надежды Владимировны в судьбе А. А. Брусилова до недавнего времени замалчивалось в связи с ее явной антисоветской политической позицией, которая была обусловлена главным образом неприятием истово верующей православной христианкой богоборческой политики новой власти. Статья написана на основе неопубликованной переписки Брусиловой и ее мужа в 1914–1917 гг., когда А. А. Брусилов находился на фронте, а его супруга занималась благотворительной деятельностью в тылу, а также дневниковых записей Н. В. Брусиловой, которые она вела в эмиграции (ГА РФ. Ф. 5972. А. А. и Н. В. Брусиловы). В 1934 г. в эмиграции все документы были перепечатаны, сверены с подлинниками (хранящимися у Н. В. Брусиловой) ее сестрой Ел. В. Желиховской и генералом В. В. Чернавиным, снабжены примечаниями, сделанными рукой Н. В. Брусиловой. Понимая ценность переписки для потомства, эпистолярное наследие четы Брусиловых после смерти Надежды Владимировны было сдано ее сестрой в РЗИА наряду с другими документальными материалами. Эго-документы свидетельствуют о большой любви супругов, отношения между которыми не всегда были гладкими. Брусилова обладала сильным характером, пыталась влиять на мужа, давала рекомендации, как вести военные действия, чтобы избежать людских потерь, однако она сумела скрасить одиночество полководца в последний период его жизни, заботилась о нем, сохранила и опубликовала его воспоминания. Брусилов считал их брак счастливым. После смерти мужа (1926) под предлогом лечения Брусилова выехала в Чехословакию (1930) и на родину не вернулась. Эмиграция не простила генералу переход на службу в Красную армию, и Брусилова оказалась в изоляции, «чужой среди своих». Позицию мужа она безоговорочно оправдывала патриотическими мотивами (Брусилов вступил в Красную армию во время советско-польской войны). Свои ностальгические переживания по утраченной родине и свое одиночество на чужбине она, человек письменной культуры, фиксировала в дневнике, не предназначавшемся к публикации, так как Н. В. Брусилова боялась навредить людям, оставшимся в России. Представляют интерес оценки Брусиловой эмигрантской повседневности 1930-х гг. и отдельных ее представителей, положение Церкви на родине и в эмиграции.
Генерал Брусилов, Надежда Желиховская-Брусилова, послереволюционная эмиграция.
1. Александров Б. Ю. Деятельность А. А. Брусилова в «Особом Совещании при Главкоме штаба РККА» // Ключевские чтения — 2009. Что изучает и чему учит история: актуальные проблемы политической и социальной истории России: Сб. научных трудов. М., 2009. С. 303–306.
2. Аронсон Г. Е. Д. Кускова // Новый журнал. Нью-Йорк, 1954. № 37. С. 256.
3. Бредихин А. В. Украина. В центре конфликта // Первая мировая война: Историографические мифы и историческая память. М., 2014. Кн. 1. C. 162–184.
4. Голиков А. Г. Генерал Брусилов: страницы жизни и деятельности // Новая и новейшая история. 1998. № 4. C. 147–169.
5. Грицаева А. Н. Благотворительность в России в годы Первой мировой войны: Дис. … канд. ист. наук. М., 2008.
6. Зданович А. А. Возвращение генерала Слащова / Неизвестная Россия. ХХ век. М., 1993. Т. 3. С. 107–118.
7. Ильин Ив. А. О грядущей России: Избранные статьи. М., 1993.
8. Оськин М. Брусилов. Царский красный генерал. М., 2013.
9. Пашенцева С. В. Деятельность женских благотворительных обществ России в конце ХIХ — начале ХХ в. М., 1995.
10. Рунов В. Генерал Брусилов. Лучший полководец Первой мировой войны. М., 2014.
11. Соколов Ю. В. Алексей Алексеевич Брусилов // Вопросы истории. 1988. № 11. С. 80–97.
12. Соколов Ю. В. Красная звезда или крест? Жизнь и судьба генерала Брусилова. М., 1994.
13. Шабанов В. М. Брусилов А. А. // Отечественная история. История России с древнейших времен до 1917 г.: Энциклопедия. М., 1994. Т. 1. C. 293.
Родионова Надежда Александровна
Родионов О. А. Афонское греческое Житие преподобного Антония Печерского // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2022. Вып. 107. С. 113-133. DOI: 10.15382/sturII2022107.113-133
Статья вводит в научный оборот сохранившийся в малодоступных до недавнего времени архивах Афона греческий текст рукописного «Жития Антония Печерского», совсем недавно попавший в поле зрения исследователей. Впервые публикуется критическое издание греческого текста «Жития», перевод которого был осуществлен недавно и увидел свет в сборнике «Каптеревские чтения» в 2018 г. «Житие» входит в состав уникального историографического труда, новооткрытого монументального памятника греческой афонской литературы – без малого тысячестраничной «Афониады», созданной плодовитым афонским книжником XІX в. Иаковом Неаскитиотом. В статье рассматриваются шесть известных списков «Афониады», отложившихся в книжных собраниях различных обителей Святой Горы, а также указываются очевидные источники публикуемого греческого текста – от «Повести временных лет» и «Киево-Печерского патерика» до греческих агиографических сборников XVІІІ–XІX вв. Интересен и вопрос о связи творчества афонского монаха, составителя разнообразных сборников и копииста – Иакова Неаскитиота с русской тематикой. Первоначальные версии «Афониады», по-видимому, сильно зависели от историографических трудов другого известного святогорского книжника – Феодорита Лавриота, который был родственником Иакова Неаскитиота. В дальнейшем «русские» страницы истории Афона и история Русской Церкви занимают все более заметное место в творчестве Иакова. Его обращение к русским и – шире – славянским сюжетам объясняется в первую очередь его пребыванием во время работы над «Афониадой» в Русском монастыре св. Пантелеимона на Афоне и общением с духовником Россикона – иеросхим. Иеронимом (Соломенцовым) и библиотекарем Русской обители Азарией (Попцовым). Этим же обстоятельствам обязаны своим появлением и несколько кодексов, содержащих Жития святых Феодосия Печерского, Митрофана Воронежского и другие тексты русской тематики. Все эти рукописи хранятся в собрании Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне и являются памятником теснейших греческо-русских связей, характерных для Святой Горы середины – второй половины XIX в.
Житие, прп. Антоний Печерский, Иаков Неаскитиот, «Афониада», греческие списки, Афон, рукописная традиция
  1. Артамонов Ю. А. Антоний Печерский // Древняя Русь в средневековом мире. М.: Ладомир, 2014. С. 31–32.
  2. Артамонов Ю. А. Жизнь и подвиги прп. Антония Печерского: факты и вымыслы // От Древней Руси к России Нового времени. М.: Наука, 2003. С. 379–395.
  3. Бибиков М. В. Афонская историографическая традиция о начале русского монашества: «Афониада» (1848–1865) Иакова Неаскитиота // Каптеревские чтения: сб. статей. Вып. 14: Афон в истории и культуре Христианского Востока и России. М.: ИВИ РАН, 2016. С. 146–168.
  4. Бибиков М. В. Житие Антония Печерского в греческой традиции // Каптеревские чтения: сб. статей / отв. ред. Н. П. Чеснокова. Вып. 16. М.: ИВИ РАН, 2018. С. 11–34.
  5. Бибиков М. В. К реконструкции русского прототипа греческого Жития Митрофана Воронежского // Электронный научно-образовательный журнал «История». 2021. T. 12. Вып. 5 (103). URL: https://history.jes.su/s207987840015638-0-1/ (дата обращения: 22.06.2022). DOI: 10.18254/S207987840015638-0.
  6. Бибиков М. В. Неизвестное греческое житие Феодосия Печерского в афонской рукописи Иакова Неаскитиота // Каптеревские чтения: сб. статей / отв. ред. Н. П. Чеснокова. Вып. 17. М.: ИВИ РАН, 2019. С. 7–27.
  7. Бибиков М. В. «Славянский сборник» в греческой афонской книжности // Электронный научно-образовательный журнал «История». 2019. T. 10. Вып. 3 (77). URL: https://history.jes.su/s207987840004683-0-1/ (дата обращения: 22.06.2022). DOI: 10.18254/S207987840004683-0.
  8. Бибиков М. В., Родионов О. А. Греческий афонский текст Жития Митрофана Воронежского // Каптеревские чтения: сб. статей. Вып. 19 / отв. ред. Н. П. Чеснокова. М.: ИВИ РАН, 2021. С. 153–185.
  9. Бибиков М. В., Родионов О. А., Чеснокова Н. П. Византийские традиции и славянские тексты поствизантийского периода. М.: ИВИ РАН, 2015.
  10. Назаренко А. В., Турилов А. А. Антоний // Православная энциклопедия. Т. 2. М.: ЦНЦ «Православная энциклопедия», 2001. С. 602–603.
  11. Петр (Пиголь), иг. Иероним (Соломенцов) // Православная энциклопедия. Т. 21. М., 2009. С. 319–323.
  12. Kontouma V. Un hésychaste au XIXe siècle Jacque de Néa Skète et sa Confession orthodoxe (1834) // Annuaire de l’École pratique des hautes études, Sect. Des sciences rélig. 2015. Vol. 122 (2013–2014). P. 288–298.
  13. Lamberz E. Katalog der griechischen Handschriften des Athoskloster Vatopedi. Bd. I. Thessalonike: Patriarchal Institute for Patristic Studies, 2006.
  14. Lampros S. Catalogue of the Greek Manuscripts on Mount Athos. Vol. II. Cambridge, 1900.
Родионов Олег Алексеевич
Ученая степень: кандидат исторических наук;
Ученое звание: старший научный сотрудник;
Место работы: Институт всеобщей истории РАН;
Должность: старший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-9442-9937;
Электронный адрес: orodionov@mail.ru.
Статья подготовлена при поддержке РФФИ, грант № 20-09-41007 «Историко-культурные связи России с Афоном и Средиземноморьем в поствизантийском рукописном наследии».