Результат поиска
Ссылка на статью:
Илакавичус М. Р., Якушкина М. С. Построение эффективных образовательных практик современного религиозного образования
// Вестник ПСТГУ.
Серия IV:
Педагогика. Психология.
2013.
Вып. 4 (31). С. 18-25.
Аннотация
Ключевые слова
Список литературы
Авторы статьи показывают, что современные образовательные практики, содержательно наполненные религиозными представлениями, репрезентуют два феномена, различающихся целями и содержанием. Первый связан с изучением религии как части культуры — это своеобразное получение информации о сущности религии как духовного учения, о транслируемых ею нравственных ценностях. Его результатом являются знания; в образном описании — человек знающий. Сущность второго феномена — вхождение в сознательную жизнь церкви как сообщества верующих. К получению описанной выше информации добавляется освоение культовой, обрядовой деятельности. Результат второго феномена — воцерковление, в образном описании — человек религиозный. В данном тексте авторы прежде всего обращают внимание на необходимость понимания религии как важнейшего культурологического феномена, неотъемлемой части национальной культуры. Восполнение культурно-исторической традиции религиозной составляющей, долгое время находившейся под запретом, основывается на понимании ее глубокой взаимосвязи с народными корнями. Анализируя образовательные практики религиозного наполнения, авторы приходят к обоснованию того, что такие современные практики, реализующиеся в созданном государством правовом поле, актуализируют переосмысление прошлого государства, народа, своей семьи с позиций важнейших смысложизненных ценностей, в результате чего авторы делают заключение, что расширение спектра практик религиозного образования, разворачивающихся в правовом поле, призвано предотвратить распространение идеи насилия и экстремизма как механизмов социальной коммуникации.
культурологический феномен, самоопределение личности, смысложизненные ценности, образовательные практики, традиции религиозного образования, просветительство, нравственные ценности
1. Vasilenko L. I. Kratkij religiozno-filosofskij slovar' (Short Dictionary for Religious Philosophy), Moscow, 2000.
2. Zaharchenko M. V. 2012 “Vospitanie na osnove tradicij kak kljuchevoj koncept novyh obrazovatel'nyh standartov” (Education on Basis of Traditions as Key Concept of New Educational Standarts), in Berseneva T. A. (ed.) Strategii i praktiki duhovno-nravstvennogo razvitija i vospitanija lichnosti uchashhihsja v obrazovatel'nom uchrezhdenii, Saint-Petersburg, 2012.
3. Kolesnikova I. A. Pedagogicheskaja real'nost' v zerkale mezhparadigmal'noj refleksii (Pedagogical Reality in Mirror of Interparadigmal Reflexion), Saint-Petersburg, 1999.
4. Kolodin A. V. Religiovedcheskoe i religioznoe obrazovanie: sushhnost', specifika, problemy realizacii v gosudarstvennyh i obrazovatel'nyh uchrezhdenijah RF. Avtoref. ... kand. filos. nauk (Religious Studying and Religious Education: Essence, Specifics, Problems of Realization in State and Educational Institutions of Russian Federaton. Dissertation Abstract), Saint-Petersburg, Moscow, 2007.
5. Patriarh i molodezh': razgovor bez diplomatii (Patriarch and Youth: Dialogue without Diplomacy), Moscow, 2009.
6. Petrova M. M. Teorija kul'tury: konspekt lekcij (Theory of Culture: Summary of Lectures), Saint-Petersburg, 2000.
7. Hantington S. Stolknovenie civilizacij (Collision of Civilizations), Moscow, 2006.
8. Harisova L. A. Religioznaja kul'tura v soderzhanii obrazovanija (Religious Culture in Content of Education), Moscow, 2002.
2. Zaharchenko M. V. 2012 “Vospitanie na osnove tradicij kak kljuchevoj koncept novyh obrazovatel'nyh standartov” (Education on Basis of Traditions as Key Concept of New Educational Standarts), in Berseneva T. A. (ed.) Strategii i praktiki duhovno-nravstvennogo razvitija i vospitanija lichnosti uchashhihsja v obrazovatel'nom uchrezhdenii, Saint-Petersburg, 2012.
3. Kolesnikova I. A. Pedagogicheskaja real'nost' v zerkale mezhparadigmal'noj refleksii (Pedagogical Reality in Mirror of Interparadigmal Reflexion), Saint-Petersburg, 1999.
4. Kolodin A. V. Religiovedcheskoe i religioznoe obrazovanie: sushhnost', specifika, problemy realizacii v gosudarstvennyh i obrazovatel'nyh uchrezhdenijah RF. Avtoref. ... kand. filos. nauk (Religious Studying and Religious Education: Essence, Specifics, Problems of Realization in State and Educational Institutions of Russian Federaton. Dissertation Abstract), Saint-Petersburg, Moscow, 2007.
5. Patriarh i molodezh': razgovor bez diplomatii (Patriarch and Youth: Dialogue without Diplomacy), Moscow, 2009.
6. Petrova M. M. Teorija kul'tury: konspekt lekcij (Theory of Culture: Summary of Lectures), Saint-Petersburg, 2000.
7. Hantington S. Stolknovenie civilizacij (Collision of Civilizations), Moscow, 2006.
8. Harisova L. A. Religioznaja kul'tura v soderzhanii obrazovanija (Religious Culture in Content of Education), Moscow, 2002.
Илакавичус Марина Римантасовна
Якушкина Марина Сергеевна
Якушкина Марина Сергеевна
Ссылка на статью:
Илакавичус М. Р. Самоорганизация в неформальном образовании для разновозрастных сообществ как ресурс налаживания культурной преемственности
// Вестник ПСТГУ.
Серия IV:
Педагогика. Психология.
2014.
Вып. 2 (33). С. 33-41.
DOI: 10.15382/sturIV201433.33-41
Аннотация
Ключевые слова
Список литературы
Данные об авторе
История
России последних 30 лет — история глубоких исторических перемен. В
данных условиях мы имеем возможность наблюдать такое явление, как
самоорганизация акторов в социуме, находящемся в стадии преодоления
хаоса и выхода к новой упорядоченности. Современная наука описывает
подобный переход как итог многолинейных социальных взаимодействий,
креативных актов формулирования адекватных вызовам норм, зарождения и
становления новых социальных институтов. Современное российское общество
развивается в ориентации на идеалы гражданского общества. Принятые
демократические принципы социального устройства обусловливают
формирование особого типа личности — гражданина, то есть человека,
осознающего меру и степень своей свободы и ответственности. Формируемая
таким образом социальная среда отличается меньшей степенью
регламентации, большей потребностью в активном участии каждого члена
общества в деле развития. В подобных условиях возрастает роль частных
инициатив, выполняющих функцию своеобразного «сканирования» современного
состояния общества, выявляющих угрозы существованию единства.
Социокультурная обстановка в современной России противоречива. С одной
стороны, в ней появляется больше возможностей для осознанной
самоидентификации личности, для включения ее в разнообразные
объединения. С другой стороны, постиндустриальное общество несет в себе
опасность крайнего индивидуализма, разрушающего стремление к
консолидации, социальному единству. Устранить данное противоречие
пытаются частные инициативы в области неформального образования. Анализ
гражданских инициатив последних пяти лет обнаруживает тенденцию их
развития в образовательном направлении. Самоорганизующиеся практики
неформального образования используют форму разновозрастных сообществ.
Они позволяют решать задачу организации площадки для диалога между
поколениями, объединения на основе значимых для российского народа
высших ценностей. Подобная деятельность сложна в организации и требует
государственной поддержки
самоорганизация, гражданское общество, непрерывное образование, неформальное образование, дополнительное образование, развитие личности, образование взрослых, актуальные тенденции образования взрослых, разновозрастные сообщества, культурная преемственнос
1. Кочарян Б. Г. Концепт самоорганизации в современной социологической теории: на примере социологических исследований предпринимательства. Автореф. ...канд. социол. наук. М., 2010.
2. Парфенов К. Б. Самоорганизация населения в трансформируемой социальной системе. Дисс. … канд. социол. наук. Хабаровск, 2003.
3. Резник Ю.М. Гражданское общество как феномен цивилизации. Ч. 1. Идея гражданского общества в ее историческом развитии. М., 1993.
4. Штомпка П. Социология. Анализ современного общества. М., 2005.
2. Парфенов К. Б. Самоорганизация населения в трансформируемой социальной системе. Дисс. … канд. социол. наук. Хабаровск, 2003.
3. Резник Ю.М. Гражданское общество как феномен цивилизации. Ч. 1. Идея гражданского общества в ее историческом развитии. М., 1993.
4. Штомпка П. Социология. Анализ современного общества. М., 2005.
Илакавичус Марина Римантасовна
Ссылка на статью:
Илакавичус М. Р. Онтологические и историко-педагогические основания неформальных образовательных практик
// Вестник ПСТГУ.
Серия IV:
Педагогика. Психология.
2016.
Вып. 3 (42). С. 22-30.
DOI: 10.15382/sturIV201642.22-30
Аннотация
Ключевые слова
Список литературы
Данные об авторе
Новейшая история развитых стран позволяет говорить о неформальном образовании одновременно как о ресурсе социально-экономического и личностного развития. Теоретические исследования позволяют определить сущность истинного образовательного взаимодействия с помощью его атрибута — неформальности. Он онтологически укоренен в особой форме передачи традиции — личной встрече. В ней сохранены параметры построения взаимодействия, влияющие на формирование родового человеческого качества с сохранением специфики определенной культуры. На основании предпринятого онтологического и историко-педагогического анализа феномена образовательного взаимодействия автор предлагает адекватную его природе систему организационнопедагогических условий. К ней относятся реализация свободы выбора сообщества, мастера, места, времени образовательных встреч, меры участия и занимаемой позиции. Автор обосновывает инструментальную ценность понятия «неформальные образовательные практики», переводящего научно-педагогический взгляд на уровень самоорганизующихся несистемных сообществ, в среде которых воспроизводятся все элементы атрибута неформальности. Изучение подобного опыта позволяет обогатить эффективный инструментарий формального образования, существенно продвинуться в решении проблемы поддержания высокой образовательной мотивации.
неформальное образование, неформальные образовательные практики, образовательное взаимодействие, человекосообразные условия образования, личная встреча, традиция.
1. Волков В. В., Хархордин О. В. Теория практик. СПб., 2008.
2. Илакавичус М. Р. Неформальность как атрибут образовательного взаимодействия // Европейский журнал социальных наук. 2015. № 7. С. 235–240.
3. Карпов А. О. Онтологизация, «онтологизация» и образование // Вопросы философии. 2013. № 9. С. 38.
4. Фарби К. Э. О подражании у животных // Вопросы философии. 1974. № 2. С. 104–115.
2. Илакавичус М. Р. Неформальность как атрибут образовательного взаимодействия // Европейский журнал социальных наук. 2015. № 7. С. 235–240.
3. Карпов А. О. Онтологизация, «онтологизация» и образование // Вопросы философии. 2013. № 9. С. 38.
4. Фарби К. Э. О подражании у животных // Вопросы философии. 1974. № 2. С. 104–115.
Илакавичус Марина Римантасовна