/
Результат поиска


Ивлянова Е. А. Азы православия в первых русских печатных азбуках XVI века // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2020. Вып. 58. С. 46-56. DOI: 10.15382/sturIV202058.46-56
Исследование первопечатных букварей и азбук на протяжении многих лет занимало пристальное внимание ученых. В большинстве случаев исследования посвящены вопросам истории появления первых печатных книг, рассмотрению методики обучения детей грамматике, конструированию этих учебных пособий, проблемам духовно-нравственного воспитания детей через первую книгу. В представленной статье говорится о первых печатных учебных книгах — азбуках — как источниках религиозного образования. В качестве источников исследования в статье рассмотрены западноевропейский букварь, изданный в Германии в 1561 г., азбука Ивана Федорова от 1578 г., азбука Зизания Лаврентия от 1596 г. Автор выполнил сравнительный анализ этих учебных книг, подчеркнув принципиальные конфессиональные отличия западноевропейского издания от русских. Специфика статьи потребовала применения сравнительно-исторического метода, предполагающего сопоставление объектов, существовавших в разных географических точках, сущностных особенностей этих объектов. В исследовании приводятся и сопоставляются данные по религиозной тематике в первых печатных азбуках и букварях. При анализе религиозного содержания первых учебных книг применялся также аналитико-тематический метод для выявления тематических характеристик, тематической рубрикации букваря и азбук. В результате исследования можно сделать вывод о том, что первые русские печатные азбуки в качестве образцов имели западноевропейские книги, предлагали обучающимся по ним определенный набор религиозных знаний, носящих катехизический характер.
церковная школа, православное образование, основы православного вероучения, катехизис, печатная книга, азбука, духовное и нравственное воспитание
  1. Агаджанов Б. В. Создатели первых учебных книг для начального обучения грамоте — букварей и азбук XVI — первой четверти XVIII в. // Проблемы современного образования. 2010. № 2. С. 50–77.
  2. Беленчук Л. Н. Педагогические идеи Московского государства XVI в. // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2016. № 3 (43). С. 61–73.
  3. Букварь. Табла за дицу. Тюбинген, 1561.
  4. Дивногорцева С. Ю. Основы православной педагогической культуры: учебное пособие. М., 2013.
  5. Дивногорцева С. Ю. Православная культура в русских букварях и азбуках дореволюционного периода // Пасхальные чтения: Материалы XIV Межвузовской научнометодической конференции. М., 2017. С. 56–61.
  6. Дивногорцева С. Ю. Православная педагогическая культура России // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2011. № 1 (20). С. 71–80.
  7. Дивногорцева С. Ю. Традиции православной культуры и фольклор в русских букварях и азбуках // Феномен творческой личности в культуре: Материалы XVII Международной научной конференции. М., 2017. С. 142–150.
  8. Зизаний Л. Азбука. Вильна, 1596.
  9. Кизеветтер А. А. Иван Федоров и начало книгопечатания на Руси. М., 1904.
  10. Мошкова Л. В. «Ветер с запада»: к вопросу о европейском влиянии на восточнославянские буквари XVI — первой трети XVII в. // Отечественная и зарубежная педагогика. 2012. № 4 (7). С. 30–39.
  11. Мумрикова Л. И. Исторические традиции духовно-нравственного воспитания в православных букварях и азбуках (2-й половины XVI — начала XXI в.): автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. М., 2007.
  12. Немировский Е. Л. Острожская азбука Ивана Федорова. Исследование, словоуказатель. М., 1983.
  13. Немировский Е. Л. Славянские издания кирилловского (церковнославянского) шрифта 1491–2000. Инвентарь сохранившихся экземпляров и указатель литературы. Т. 2. Кн. 1. 1551–1592. М., 2011.
  14. Починская И. В. Книгопечатание Московского государства второй половины XVI — начала XVII в. в отечественной историографии: концепции, проблемы, гипотезы: автореф. дис. … д-ра ист. наук: 07.00.09. Екатеринбург, 2013.
  15. Янушкявичене О. Л. Историко-теоретический анализ становления и развития теории духовного воспитания подрастающих поколений: дис. … д-ра пед. наук: 13.00.01. М., 2009.
Ивлянова Екатерина Александровна
Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Воскресная школа при храме святителя Димитрия Ростовского в Очакове; Российская Федерация, 119519, г. Москва, 1-я Чоботовская аллея, д. 22 а, стр. 2;
ORCID: 0000-0001-7360-0187;
Электронный адрес: katenela@mail.ru.
Статья поддержана грантом Фондом развития ПСТГУ «Школьное религиозное (христианское) образование в России и за рубежом: исторический опыт, проблемы и перспективы».