/
Результат поиска


Ивлянова Е. А. Азы православия в первых русских печатных азбуках XVI века // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2020. Вып. 58. С. 46-56. DOI: 10.15382/sturIV202058.46-56
Исследование первопечатных букварей и азбук на протяжении многих лет занимало пристальное внимание ученых. В большинстве случаев исследования посвящены вопросам истории появления первых печатных книг, рассмотрению методики обучения детей грамматике, конструированию этих учебных пособий, проблемам духовно-нравственного воспитания детей через первую книгу. В представленной статье говорится о первых печатных учебных книгах — азбуках — как источниках религиозного образования. В качестве источников исследования в статье рассмотрены западноевропейский букварь, изданный в Германии в 1561 г., азбука Ивана Федорова от 1578 г., азбука Зизания Лаврентия от 1596 г. Автор выполнил сравнительный анализ этих учебных книг, подчеркнув принципиальные конфессиональные отличия западноевропейского издания от русских. Специфика статьи потребовала применения сравнительно-исторического метода, предполагающего сопоставление объектов, существовавших в разных географических точках, сущностных особенностей этих объектов. В исследовании приводятся и сопоставляются данные по религиозной тематике в первых печатных азбуках и букварях. При анализе религиозного содержания первых учебных книг применялся также аналитико-тематический метод для выявления тематических характеристик, тематической рубрикации букваря и азбук. В результате исследования можно сделать вывод о том, что первые русские печатные азбуки в качестве образцов имели западноевропейские книги, предлагали обучающимся по ним определенный набор религиозных знаний, носящих катехизический характер.
церковная школа, православное образование, основы православного вероучения, катехизис, печатная книга, азбука, духовное и нравственное воспитание
  1. Агаджанов Б. В. Создатели первых учебных книг для начального обучения грамоте — букварей и азбук XVI — первой четверти XVIII в. // Проблемы современного образования. 2010. № 2. С. 50–77.
  2. Беленчук Л. Н. Педагогические идеи Московского государства XVI в. // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2016. № 3 (43). С. 61–73.
  3. Букварь. Табла за дицу. Тюбинген, 1561.
  4. Дивногорцева С. Ю. Основы православной педагогической культуры: учебное пособие. М., 2013.
  5. Дивногорцева С. Ю. Православная культура в русских букварях и азбуках дореволюционного периода // Пасхальные чтения: Материалы XIV Межвузовской научнометодической конференции. М., 2017. С. 56–61.
  6. Дивногорцева С. Ю. Православная педагогическая культура России // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2011. № 1 (20). С. 71–80.
  7. Дивногорцева С. Ю. Традиции православной культуры и фольклор в русских букварях и азбуках // Феномен творческой личности в культуре: Материалы XVII Международной научной конференции. М., 2017. С. 142–150.
  8. Зизаний Л. Азбука. Вильна, 1596.
  9. Кизеветтер А. А. Иван Федоров и начало книгопечатания на Руси. М., 1904.
  10. Мошкова Л. В. «Ветер с запада»: к вопросу о европейском влиянии на восточнославянские буквари XVI — первой трети XVII в. // Отечественная и зарубежная педагогика. 2012. № 4 (7). С. 30–39.
  11. Мумрикова Л. И. Исторические традиции духовно-нравственного воспитания в православных букварях и азбуках (2-й половины XVI — начала XXI в.): автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. М., 2007.
  12. Немировский Е. Л. Острожская азбука Ивана Федорова. Исследование, словоуказатель. М., 1983.
  13. Немировский Е. Л. Славянские издания кирилловского (церковнославянского) шрифта 1491–2000. Инвентарь сохранившихся экземпляров и указатель литературы. Т. 2. Кн. 1. 1551–1592. М., 2011.
  14. Починская И. В. Книгопечатание Московского государства второй половины XVI — начала XVII в. в отечественной историографии: концепции, проблемы, гипотезы: автореф. дис. … д-ра ист. наук: 07.00.09. Екатеринбург, 2013.
  15. Янушкявичене О. Л. Историко-теоретический анализ становления и развития теории духовного воспитания подрастающих поколений: дис. … д-ра пед. наук: 13.00.01. М., 2009.
Ивлянова Екатерина Александровна
Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Воскресная школа при храме святителя Димитрия Ростовского в Очакове; Российская Федерация, 119519, г. Москва, 1-я Чоботовская аллея, д. 22 а, стр. 2;
ORCID: 0000-0001-7360-0187;
Электронный адрес: katenela@mail.ru.
Статья поддержана грантом Фондом развития ПСТГУ «Школьное религиозное (христианское) образование в России и за рубежом: исторический опыт, проблемы и перспективы».
Ивлянова Е. А. Школьная религиозно-учебная литература и ее изучение в рамках подготовки педагогов в ПСТГУ // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2022. Вып. 66. С. 37-46. DOI: 10.15382/sturIV202266.37-46
Политические, экономические, социальные, духовные изменения, происходящие в России на рубеже XX – XXI веков, способствовали возрождению религиозного образования. Введение изучения религиозной культуры в учебных заведениях страны вызвало необходимость в подготовке соответствующих педагогических кадров. Открытие образовательной программы по заочной форме обучения «Религиозная культура, этика, просветительская и добровольческая деятельность в школе» в рамках направления подготовки бакалавров 44.03.01 «Педагогическое образование» в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете стало одним из путей решения обозначенной проблемы.Статья посвящена рассмотрению основ проектирования авторского учебного курса, который в рамках подготовки педагогов по выше указанной программе помогает полноценно готовить учителя религиозной (православной) культуры и вероучения.Опираясь на цивилизационный, компаративистский, аксиологический, исторический подходы, а также категориальный компонент парадигмального подхода, лексический и контекстуальный анализ, автор статьи дает определение новой дефиниции «Школьная религиозно-учебная литература», характеризует периоды развития данной литературы, указывая на роль и ее значение в деле народного просвещения, показывает преемственность религиозной культуры от Византии и ее влияние на становление, развитие учебно-религиозной литературы в России. Кроме того, выделяет основные виды учебной литературы по религии, а также указывает на требования к содержанию и оформлению учебника по Закону Божию, сформулированные дореволюционными законоучителями-методистами. Далее автор дает обоснование введения курса «Школьная религиозно-учебная литература», разработанного для студентов заочной формы обучения, обучающихся по программе «Религиозная культура, этика, просветительская и добровольческая деятельность в школе» и его методическое описание.
Закон Божий, основы православной веры, основы православной культуры, православное образование, религиозно-учебная литература, учебная книга, подготовка педагогов
  1. Безрогов В.Г., Кошелева О.Е. Методологические аспекты сравнительныхисследований в изучении учебной литературы // Отечественная и зарубежнаяпедагогика. 2013. №4. С. 6-22.
  2. Богуславский М. В. История педагогики: методология, теория, персоналии:Монография. – М.: ФГНУ ИТИП РАО, Издательский центрИЭТ, 2012. 434 с.
  3. Галагузова, М.А. Научные и нормативные понятия впедагогических исследованиях // Педагогические науки. 2016. С.4-7.
  4. Дивногорцева, С.Ю. Использование наследия русской православнойпедагогики в образовательном процессе современного вуза /С.Ю.Дивногорцева // Гуманитарное знание в современном информационномобществе: сб. матер. науч.-практ. конф.— Саров: СарФТИ, 2007.С.48–50
  5. Дивногорцева, С.Ю. Православная педагогическая культураРоссии // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика и психология. 2011. Вып.1 (20). С.71-80
  6. Занданова, Л.В. Кулакова, Я.В. Подготовка будущегоучителя к реализации регионального компонента при изучении истории в школе:опыт практической работы. / Л.В. Занданова, Я.В. Кулакова // Ученые запискиЗабГУ. 2019. Т. 14.№ 4. С. 68-75
  7. Ивлянова, Е.А. Религиозный минимум в содержании азбук ибукварей православного миссионерского общества для новокрещенных инородцев /Отечественная и зарубежная педагогика. 2021. Т.1. №3 (76). С.153-170.
  8. Ивлянова, Е.А. Учебник по Закону Божию для начальнойшколы в начале XX века: функции, требования и критерии оценки / Е.А. Ивлянова// История и актуальные проблемы религиозного (христианского) образования вРоссии и за рубежом: Коллективная монография / науч. ред. С.Ю.Дивногорцева.– М.: Изд-во ПСТГУ, 2022. 268 с., С. 34-57.
  9. Ивлянова, Е.А. Ценности и ценностные ориентиры всодержании учебных книг по православной культуре (на примере учебника «Основыправославной культуры» протодиакона Андрея Кураева) / Е.А.Ивлянова// Образовательная среда организации: пространство для духовно-нравственного ипатриотического воспитания: материалы II Международной научно-практическойконференции (29 ноября 2019). – Ижевск: Управление информационных ресурсов ИжГТУ имени М. Т. Калашникова, 2020. С. 44-52
  10. Склярова, Т.В. Содержание современного православногообразования в России: проблемы выявления, принципы конструирования и созданияучебной литературы// Богослужебные практики и культовые искусства всовременном мире: Сборник материалов международной научной конференции. Майкоп:Изд-во «Магарин О.Г.», 2017. С. 818-837.
  11. Смирнов, В.И. Учебная книга по педагогике: от прошлого кбудущему // Историко-педагогический журнал. Нижний Тагил, 2014. С.24 – 38
Ивлянова Екатерина Александровна
Ученая степень: доктор богословия;
Место работы: Кафедра педагогики историко-филологического факультета ПСТГУ;
Должность: Старший преподаватель;
ORCID: 0000-0001-7360-0187;
Электронный адрес: katenela@mail.ru.
Статья поддержана грантом Фонда развития ПСТГУ и Фонда развития науки, образования и семьи «Живая традиция» «Научно-методические основы построения курса «Методика изучения православного вероучения в школе»»