/
Результат поиска


Ибрагимова К. Р. Роль топосов Фортуны и "сцены жизни" в формировании категории трагического в Средние века // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2021. Вып. 67. С. 50-60. DOI: 10.15382/sturIII202167.50-60
Статья посвящена топосам, характерным для осмысления категории трагического в Средние века. Дается краткая характеристика понятиям «трагедия» и «трагическое» в эпоху Средневековья: в Средние века драматическая трагедия как жанр исчезает, имя же «трагедия» перенимают повествовательные жанры, содержание которых связано с печальными сюжетами о падении людей высокого положения. Двумя важными образами, на которых строится «трагическое» повествование о власти судьбы над человеческой жизнью, становятся воспринятые в средневековом духе образы Фортуны и «сцены жизни». Произведением, определившим ключевую роль Фортуны в Средние века, оказывается «Утешение Философией» Боэция, вписывающее древнеримскую богиню в христианский контекст в качестве орудия Провидения. На материале «Утешения Философией» термин «трагедия» также рассматривается как пример упоминания об античном жанре и элемент риторического украшения. Раскрывают идею образа Фортуны, тесно связанного со средневековой концепцией «трагического», комментаторы Боэция (Гильом Коншский, анонимный комментатор из монастыря Хайлигенкройц), благодаря которым понятия «Фортуна» и «трагедия» окончательно сближаются. Образ «сцены жизни» рассматривается в связи с его ролью в развитии категории трагического в эпоху Средневековья. Подробно освещаются происхождение этого образа и изменения, которые он претерпевает, оказавшись вписанным в христианский контекст. Топос «сцены жизни», «театра жизни» дается в трактовке Иоанна Солсберийского, Гонория Августодунского, поднимающих тему сопряженности человеческого бытия, театрального представления и Божественного промысла. Таким образом, благодаря возникновению новых топосов, происходит значительное расширение категории трагического в средневековой словесности.
трагедия, трагическое, Средневековье, Фортуна, «сцена жизни», Боэций, «Утешение Философией», комментаторы Боэция, Иоанн Солсберийский
  1. Андреев М. Л. Средневековая европейская драма. М.: Искусство, 1989.
  2. Боэций. Утешение Философией и другие трактаты / Пер. В. И. Уколовой и М. Н. Цейтлина, примеч. В. И. Уколовой. М.: Наука, 1990.
  3. Платон. Законы, послезаконие, письма. СПб.: Наука, 2014.
  4. Платон. Филеб // Собрание сочинений: в 4 т. Т. 3. М.: Мысль, 1994.
  5. Сенека Луций Анней. Нравственные письма к Луцилию / Пер., примеч, подг. изд. С. А. Ошерова, отв. ред. М. Л. Гаспарян. М.: Наука, 1977.
  6. Barton C. A. The Sorrows of the Ancient Romans: The Gladiator and the Monster. Princeton: Princeton University Press, 1995.
  7. Chadwick H. Boethius: The Consolations of Music, Logic, Theology, and Philosophy. Oxford: Oxford University Press, 1981.
  8. Clopper L. M. Drama, Play, and Game: English Festive Culture in the Medieval and Early Modern Period. Chicago: University of Chicago Press, 2001.
  9. Curtius E. R. European Literature and the Latin Middle Ages / Translated from the German by Willard R. Trask. N. Y.: Bollingen Foundation Inc.; Harper & Row, Publishers, Inc., 1963.
  10. Dox D. The Idea of the Theater in Latin Christian Thought. Ann Arbor, Michigan: University of Michigan Press, 2009.
  11. Gubbini G. King Arthur in Medieval French Literature: History and Fiction, the Sense of the Tragic, and the Role of Dreams in La Mort le Roi Artu: The Pan-European Tradition. History and Drama: The Pan-European Tradition / J. Küpper, J. Mosch, E. Penskaya, eds. Berlin: Walter de Gruyter GmbH & Co KG, 2018. P. 42–55.
  12. Herold C. Boethius’s “Consolatio Philosophiae” As a Bridge Between Classical and Christian Conceptions of Tragedy // Carmina Philosophiae. 1994. № 3. P. 37–52.
  13. Häring N. M. Four Commentaries on the ‘De consolatione Philosophiae’ in MS Heiligenkreuz 130 // Mediaeval Studies. 1969. № 31. P. 287–316.
  14. John of Salisbury. Frivolities of Courtiers and Footprints of Philosophers. Translation of the First, Second, and Third Books and Selections from the Seventh and Eighth Books of the Policraticus of John of Salisbury / J. B. Pike, ed. N. Y.: Octagon books, 1972.
  15. Kelly H. A. Chaucerian Tragedy. Cambridge: D. S. Brewer, 1997.
  16. Kelly H. A. Ideas and Forms of Tragedy from Aristotle to the Middle Ages. Cambridge: Cambridge University Press, 1993.
  17. Minnis A. J. Chaucer’s Boece and the Medieval Tradition of Boethius. Woodbridge: Boydell & Brewer, 1993.
  18. O’Daly G. The Poetry of Boethius. Chapel Hill: University of North Carolina Press, 1991.
  19. Patch H. R. The Goddess Fortuna in Mediaeval Literature. Cambridge: Harvard University Press, 1927.
  20. Publius Terentius Afer. Comoediae sex. Vol. 2 / Peter Gosse, ed. Hague: Bibliopolam, 1726.
  21. Radding Ch. M. Fortune and her Wheel: The Meaning of a Medieval Symbol // Mediaevistik. 1992. Vol. 5. P. 127–138.
  22. Remy G. Tragedy in the Thought of Augustine // Revue des sciences philosophiques et théologiques. 2008. № 2. P. 257–285.
  23. Robertson D. W. Chaucerian Tragedy // A Journal of English Literary History. 1952. Vol. 19. № 1. P. 1–37.
  24. Robinson D. M. The Wheel of Fortune // Classical Philology. 1946. Vol. 41. № 4. P. 207–216.
  25. Seneca. Agamemnon / R. J. Tarrant, ed. Cambridge: Cambridge University Press, 2004.
  26. Tertullian. Apology and De Spectaculis / Terrot Reaveley Glover and Gerald Henry Rendall, eds. Cambridge: Harvard University Press, 1931.
Ибрагимова Карина Рашитовна
Статус обучающегося: Аспирант;
Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: МГУ имени М.В. Ломоносова; Российская Федерация, 119991, г. Москва, Ленинские горы, 1;
ORCID: 0000-0002-9639-3261;
Электронный адрес: agitato72@mail.ru.