/
Результат поиска


Золотухина А. И. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2007. Вып. 2 (18). С. 176-178. — Рец. на кн.: Platon, Ménexène / Traduction, introd. et notes par Daniel Loayza. P.: Flammarion, 2006. (Garnier Flammarion). 176 p.
PDF
Золотухина Анастасия Игоревна
Золотухина А. И. Критон-сократик: пример создания фиктивного представителя школы // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2012. Вып. 3 (41). С. 97-104.
PDF
Статья демонстрирует вероятный механизм составления представительных списков школ в эллинистическую эпоху на примере Критона-сократика и некоторых других «типичных» представителей сократической «школы».
Критон, Диоген Лаэрций, сократики, διαδοχαί, эллинистические списки, сократические диалоги
Золотухина Анастасия Игоревна
Золотухин В. В. Две основные проблемы и два этапа немецкого спекулятивного идеализма // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2015. Вып. 1 (57). С. 41-55. DOI: 10.15382/sturI201557.41-55
Статья посвящена философско-теологической проблематике немецкого спекулятивного идеализма. Автор исходит из того, что через весь немецкий идеализм проходят две ключевые идеи: идея божественного самосознания / самопознания и идея «балансирования» между теизмом и пантеизмом. В статье автор стремится выяснить, как они соотносятся в творчестве немецких идеалистов. При этом в число последних включаются не только И. Г. Фихте, Ф. В. Й. Шеллинг и Г. В. Ф. Гегель, но и так называемые спекулятивные теисты (И. Г. Фихте и другие), учения которых идейно и методологически близки к построениям Шеллинга и Гегеля. В статье на текстовых примерах показано, что две идеи могут быть соотнесены через понятие «творение». Если Бог осознаёт Себя в мире и через мир, то имеет смысл говорить о пантеистическом наполнении философской теологии. Если же божественное самосознание совершается онтологически прежде творения и является внутрибожественным актом, то перед нами теистическая система. В философских теологиях старшего поколения идеалистов творение либо вообще не встраивается в учение об Абсолютном (отрицается), либо совпадает с актом божественного самосознания. В системах же младшего поколения божественное самосознание онтологически предшествует акту творения. Автор полагает, что именно это позволяет различить системы, тяготеющие к пантеизму, и системы, тяготеющие к теизму. Учения старших идеалистов можно охарактеризовать как преимущественно пантеистические, а младших - как преимущественно теистические. Соответственно, немецкий спекулятивный идеализм может быть разделен на два одноименных периода.
И. Г. Фихте (старший), Ф. В. Й. Шеллинг, Г. В. Ф. Гегель, И. Г. Фихте (младший), Г. Ульрици, Р. Роте, философская теология, божественное самосознание, теизм, пантеизм, творение
1. Drews A. Die deutsche Spekulation seit Kant mit besonderer Rücksicht auf das Wesen des Absoluten und die Persönlichkeit Gottes, Berlin, 1893, vol. 1; Leipzig, 1895, vol. 2.
2. Jaeschke W. 1981 “Absolute Idee — absolute Subjektivität. Zum Problem der Persönlichkeit Gottes in der Logik und in der Religionsphilosophie“, in Zeitschrift für philosophische Forschung, 1981, vol. 35, pp. 385–416.
3. Krötke H. Selbstbewusstsein und Spekulation, Berlin, 1999.
4. Leese K. Philosophie und Theologie im Spätidealismus, Berlin, 1929.
5. Schneider A. Personalität und Wirklichkeit, Würzburg, 2001.
6. Золотухин В. В. К вопросу об основной идее немецкого спекулятивного идеализма // Вестник МГУ. Серия 7. Философия. 2014. Вып. 5. С. 16–28.
7. Чернышев Б. С. Предисловие к переводу // Бруно Б. Трубный глас страшного суда над Гегелем. М., 2010. С. 15–17.
Золотухин Всеволод Валерьевич
Золотухин В. В. В полемике с Шеллингом: философия веры К. А. Эшенмайера // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2016. Вып. 2 (64). С. 43-56. DOI: 10.15382/sturI201664.43-56
Статья посвящена рассмотрению философии веры К. А. Эшенмайера и двум его важнейшим дискуссиям с Ф. В. Й. Шеллингом, одна из которых приходится на 1803–1804 гг., а другая — на 1810–1812 гг. Автор статьи сосредоточивается прежде всего на работе «Философия в ее переходе к нефилософии» (1803), в которой фидеист Эшенмайер критикует шеллинговскую философию абсолютного тождества, указывая на неясность происхождения многого из всеединства, и показывает, что эта критика побудила Шеллинга несколько изменить свою позицию, создав учение об отпадении мира от Бога. В статье демонстрируется, как философская теология Эшенмайера становится полностью апофатической, а ее противоречия со спекулятивной мыслью Шеллинга — непримиримыми. Формат дискуссии позволяет рельефно выделить позиции обоих философов. Очевидной становится теоретическая тупиковость фидеизма: если всё упирается в чувство и веру, то рассуждать смысла больше нет, остается только верить, и философствование завершается, тогда как поздняя позитивная философия Шеллинга может быть представлена в качестве «третьего пути» между концептуально шатким рационализмом и фидеизмом, исчерпавшим свой эвристический потенциал.
Эшенмайер, Шеллинг, немецкий идеализм, вера, философская теология, дискуссия, апофатизм, натурфилософия, философия свободы, всеединство, фидеизм, рационализм.
1. Чернов С. А., Шевченко И. В. Фридрих Якоби: вера, чувство, разум. М., 2010.
2. Augusto R. 2007 “La polémica epistolar entre Schelling y Eschenmayer”, in Anuario Filosófico, Navarra, 2007, vol. 40/3, pp. 623–645.
3. Jantzen J. 1994 “Eschenmayer und Schelling. Die Philosophie in ihrem Übergang zur Nichtphilosophie“, in Jaeschke W. (ed.) Religionsphilosophie und spekulative Theologie. Der Streit um die Göttlichen Dinge (1799–1812), Hamburg, 1994, pp. 74–97.
4. Wuttke W. 1972 “Materialien zu Leben und Werk Adolph Karl August von Eschenmayers“, in Sudhoffs Archiv, 1972, vol. 56, pp. 255–296.
Золотухин Всеволод Валерьевич
Золотухин В. В. Философия религии В. Де Ветте: религиозное чувство и пути его постижения // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2019. Вып. 86. С. 65-80. DOI: 10.15382/sturI201986.65-80
Данная статья посвящена экспликации основных идей философии религии В. М. Л. де Ветте (1780–1849) — немецкого и швейцарского протестантского теолога и библеиста. Длительное влияние на развитие теологического и религиоведческого знания, судя по всему, оказали два момента в творчестве де Ветте: оригинальное и достаточно детально разработанное учение о религиозном чувстве и наброски тем и методов предполагаемого научного изучения религии в рамках теологического знания. В статье показывается, какое место занимают построения де Ветте в развитии немецкоязычной философии религии XIX в.: они близки к идеям Фриза, хотя и не восходят к ним генетически. Де Ветте утверждает, что сущностью и источником религии является невыразимое, первоначально бессознательное возникающее отдельно у каждого индивида чувство, основанное на восприятии единства и необходимости дискретных вещей и явлений. Естественная и одновременно сверхъестественная способность чувствовать божественное именуется у де Ветте также внутренним откровением. В этом комплексном чувстве заключено сразу несколько моментов: предчувствование присутствия и действия в конечном мире вечной, безусловной, всемогущей Воли; предчувствование царства Божьего на земле; полное доверие и отдача Богу; благоговение перед прекрасным и возвышенным в природе и культуре. Чувство первоначально образно, впоследствии оно концептуализируется рассудком на коллективном общинном уровне; его символизация порождает религиозные институты. Вклад де Ветте в развитие знания о религии заключается в фокусировании исследовательского внимания на прояснении того, что есть религия, стремлении реконструировать первоначальное бессознательное религиозное чувство с помощью максимально строгой интроспекции и рефлексии; обосновании того, что для изучения религии необходимо овладеть языком ее памятников; обосновании необходимости изучать историю религии. Показано, что концептуально и методологически учение де Ветте предвосхищает как позднейшую либеральную теологию, так и ранние религиоведческие проекты.
философия религии, протестантская теология, кантианство, романтизм, эстетика, религиозное чувство, предчувствие, интроспекция, Я. Фриз, В. де Ветте
  1. Золотухин В. В. Чистый теизм и критика всеединства: философия религии Фридриха Бутервека // Вопросы философии. 2017. № 6. С. 190–199.
  2. Несмелов В. И. Наука о человеке. Т. 1: Опыт психологической истории и критики основных вопросов жизни // Русская религиозная антропология: Антология. Т. 1 / ред. Н. К. Гаврюшин. М.: Московский философский фонд, МДА, 1997. С. 205–521.
  3. Пылаев М. А. Философия религии в феноменологии религии Рудольфа Отто // Вестник ПСТГУ. Сер. 1: Богословие. Философия. 2011. № 6 (38). С. 59–74.
  4. Пылаев М. А. Категория «священное» в феноменологии религии, теологии и философии ХХ века. М.: РГГУ, 2011.
  5. Howard T. A. Religion and the Rise of Historicism: W. M. L. de Wette, Jacob Burckhardt, and the Theological Origins of Nineteenth-Century Historical Consciousness. Cambridge: Cambridge University Press, 1999.
  6. Iff M. Religionsphilosophie und Theologie. Rudolfs Otto Bezug auf Wilhelm Martin Leberecht de Wette // Rudolf Otto: Theologie — Religionsphilosophie — Religionsgeschichte / J. Lauster, P. Schüz, R. Barth, Chr. Danz, Hrsg. Berlin; Boston: W. de Gruyter, S. 191–202.
  7. Iff M. Vernunftglaube und Wahrheitsgefühl. Zur Religionstheologie W. M. L. de Wettes im Anschluss an J. F. Fries // Wort und Weisheit. Festschrift für Johannes von Lüpke zum 65. Geburtstag / D. Kannemann, V. Stümke, Hrsg. Leipzig: Evangelische Verlagsanstalt, 2016. S. 267–276.
  8. Otto R. Kantisch-Fries’sche Religionsphilosophie und ihre Anwendung auf die Theologie. Tübingen: J. C. B. Mohr, 1909.
  9. Robinson J. W. M. L. de Wette, Founder of Modern Biblical Criticism: an Intellectual Biography. Sheffield: Sheffi eld Academic Press, 1992.
  10. Staehelin E. Dewettiana: Forschungen und Texte zu Wilhelm Martin Leberecht de Wettes Leben und Werk. Basel, 1956.
  11. W. M. L. De Wette. Eine Idee über das Studium der Theologie / A. Stieren, Hrsg. Leipzig: T. O. Weidel, 1850.
  12. Weisse Chr. H. Philosophische Dogmatik oder Philosophie des Christentums. Bd. 1. Leipzig: S. Hirzel, 1855.
  13. Wiegand A. De Wette in Jena, 1799–1807 // Kirchen- und Schulblatt. 1875. № 24. S. 338–343.
  14. Wilhelm Martin Leberecht de Wette — ein Universaltheologe des 19. Jahrhunderts / H.-P. Mathys, K. Seybold, Hrsg. Basel, 2001.
Золотухин Всеволод Валерьевич
Ученая степень: кандидат философских наук;
Место работы: НИУ "Высшая школа экономики"; Российская Федерация, 105066, г. Москва, Старая Басманная ул., 21/4, стр. 1;
Должность: доцент;
ORCID: 0000-0002-4405-5543;
Электронный адрес: vakis2011@gmail.com.
Золотухин В. В. Рождение наук о религии из духа теологии // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2020. Вып. 92. С. 76-97. DOI: 10.15382/sturI202092.76-97
Статья посвящена изучению непростого вопроса кристаллизации методологии знания о религии (прежде всего сравнительного религиоведения или истории религии, а также психологии религии) в континентальной мысли второй половины XIX — начала ХХ в. Дело в том, что именно на этом материале хорошо прослеживаются методологические трансформации, произошедшие с протестантской либеральной теологией и способствовавшие окончательному формированию институционального научного знания о религии. В первой части статьи рассматриваются ранние идеи теолога и религиоведа К. П. Тиле, которые касаются соотношения теологии и религиоведения: теология имеет искусственную структуру, свои мировоззренческие позиции она потеряла, а следовательно, подлежит радикальным трансформациям и должна в итоге уступить место беспристрастной эмпирической и сравнительной науке о религии, которая стремится сформулировать ее всеобщие законы. Эти взгляды Тиле широко обсуждались в Нидерландах в рамках подготовки к принятию образовательного закона 1876 г. и были в итоге частично в нем учтены. Вторая часть статьи посвящена становлению опытной психологии религии в Германии, которому сопутствовала дискуссия между философствующим теологом Г. Воббермином и одним из первых теологов-экспериментаторов В. Штелином (к последнему также присоединился Ф. Трауб). Штелин и Трауб настаивают на полной независимости психологии религии от теологии и философии; ее материалом должны быть исключительно данные психологических экспериментов. Она не может руководствоваться ни генерализирующим философским интересом, ни целями теологической систематизации. Также психология религии ни в коем разе не должна обосновывать истинность религиозного переживания: ее задача — лишь наблюдать и описывать его. В итоге выясняется, что научное знание о религии институционально, в значительной степени конституируется на теологической почве в результате окончательного методологического перелома, связанного с секуляризацией и эмансипацией гуманитарных исследований под влиянием позитивистского идеала научности. Ни отказа от личной религиозности, ни необходимости завершить теологическую карьеру эта смена парадигмы, однако, не означает.
история религии, психология религии, теология, история науки, методология науки, секуляризация, К. Тиле, Г. Воббермин, В. Штелин
  1. Антонов К. М. Теология как научная специальность // Вопросы философии. 2012. № 6. С. 73–84.
  2. Бокова О. А., Карандашов В. Д. Дискуссии о теологии в российской высшей школе // Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина. 2015. № 4. С. 194–201.
  3. Иларион (Алфеев), митр. Теология в современном российском академическом пространстве // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2016. № 3 (34). С. 224–239.
  4. Красников А. Н. Методологические проблемы религиоведения. М.: Юрайт, 2020.
  5. Малевич Т. В. Эмпирические методы исследования религиозного опыта в психологии религии: история и современные тенденции (конец XIX — первая пол. XX в.) // Вестник ВолГУ. Сер. 7: Философия. 2014. № 5 (25). С. 60–69.
  6. Самарина Т. С. Дизайнерский проект феноменологического понимания религии: компаративистика Ф. Макса Мюллера // Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2018. Вып. 78. C. 121–131.
  7. Шишков А. Теология без идеологии // OpenDemocracy Russia. 13.03.2019. URL: https://www.opendemocracy.net/ru/theology-without-ideology (дата обращения: 08.11.2020).
  8. Belzen A. van. Religionspsychologie. Eine historische Analyse im Spiegel der Internationalen Gesellschaft. Berlin: Springer, 2015.
  9. Bernouilli C. A. Die wissenschaftliche und die kirchliche Methode in der Theologie. Ein enzyklopädischer Versuch. Freiburg i. B.: J. C. B. Mohr, 1897.
  10. Cabanel P. L’institutionnalisation des «sciences religieuses» en France (1879–1908): Une entreprise protestante? // Bulletin de la Société de l’Histoire du Protestantisme Français (1903–2015). 1994. Vol. 140. P. 33–80.
  11. Chantepie de la Saussaye P. D. Methodologische bij drage tot het onderzoek naar den oorsprong van den godsdienst. Utrecht: P. W. van de Weij er, 1871.
  12. De Jong J. De wetgever van 1876 en de theologie // Nederlands archief voor kerkgeschiedenis / Dutch Review of Church History. 1968. Vol. 48. No. 2. Z. 313–332.
  13. De theologische fakulteit aan de Nederlandse hoogescholen naar aanleiding van het bij de tweede kamer ingediende ontwerp van het wet op het hooger onderwij s, door de godgeleerde fakulteit aan’s Rij ks Hoogeschool te Leiden. Leiden: P. Engels, 1868.
  14. Hjelde S. Die Geburt der Religionswissenschaften aus dem Geist der protestantischen Theologie // Religion(en) deuten. Transformationen der Religionsforschung / F. W. Graf, V. Friedemann, Hrsg. Berlin: Walter de Gruyter, 2010. S. 9–28.
  15. Hjelde S. Religionswissenschaft und Theologie zwischen Grenzziehung und Verschmelzung.
  16. Eine historische Perspektive im Kontext der Entstehungszeit der Religionswissenschaft // Die Bedeutung der Religionswissenschaft und ihrer Subdisziplinen als Bezugswissenschaften für die Theologie / R. Ceylan, C. Saglam, Hrsg. Berlin: Peter Lang, 2016. S. 87–115.
  17. Lessing E. Geschichte der deutschsprachigen evangelischen Theologie von Albrecht Ritschl bis zur Gegenwart. Göttingen: Vandenhoeck & Rupprecht, 2000.
  18. Maier H. Psychologie des emotionalen Denkens. Tübingen: J. C. B. Mohr, 1908.
  19. Molendij k A. L. Abschied vom Christentum: Der Fall Allard Pierson // Post-Theism: Reframing the Judeo-Christian Tradition / H. Krop, A. L. Molendij k, H. de Vries, Hrsg. Leuven: Peeters, 2000. S. 141–157.
  20. Molendij k A. L. The Emergence of the Science of Religion in the Netherlands. Leiden: Brill, 2005.
  21. Pruette L. G. Stanley Hall. A Biography of a Mind. New York: D. Appleton & Comp, 1926.
  22. Reischle M. Die Frage nach dem Wesen der Religion. Grundlegung zu einer Methodologie der Religionsphilosophie. Freiburg i. B.: J. C. B. Mohr, 1889.
  23. Stählin W. Die Wahrheitsfrage in der Religionspsychologie // Archive für Religionspsychologie. 1921. Bd. 2–3. S. 136–159.
  24. Stählin W. Georg Wobbermin, Systematische Theologie nach religionspsychologischer Methode // Archive für Religionspsychologie. 1914. Bd. 1. S. 279–298.
  25. Tiele C. P. De plaats van de godsdiensten der natuurvolken in de godsdienstgeschiedenis. Amsterdam: P. N. van Kampen ond Zoon, 1873.
  26. Tiele C. P. Godsdienstwetenschap en theologie. Nadere toelichting van het artikel “Theologie en godswetenschap” in “De Gids” van Mei 1866 // Theologisch Tij dschrift. 1867. Bd. 1. Z. 38–52.
  27. Tiele C. P. Godsdienstwetenschap en wij sbegeerte in het jongste ontwerp van Wet op het Lager onderwijs // De Gids. 1869. Bd. 33. Z. 121–138.
  28. Tiele C. P. Grundzüge der Religionswissenschaft. Eine kurzgefasste Einführung in das Studium der Religion und ihrer Geschichte. Tübingen: J. C. B. Mohr, 1904.
  29. Tiele C. P. Het wezen en de oorsprong van den godsdienst // Theologische Tijdschrift. 1871. Bd. 5. Z. 373–406.
  30. Tiele C. P. Theologie en godsdienstwetenschap // De Gids, XXX (May 1866). Z. 205–244.
  31. Traub F. Kirchliche und unkirchliche Theologie // Zeitschrift für Theologie und Kirche. 1903. Bd. 13, No. 1. S. 39–76.
  32. Traub F. Theologie, Religionswissenschaft, Metaphysik. Zur Auseinandersetzung mit der theologischen Methode Wobbermins // Zeitschrift für Theologie und Kirche. 1915. Bd. 25. Heft 3/4. S. 93–123.
  33. Vande Kemp H. G. Stanley Hall and the Clark School of Religious Psychology // American Psychologist. 1992. Vol. 47. No. 2. Feb. P. 290–298.
  34. Vernes M. Introduction // Revue de l’histoire des religions. 1880. Vol. 1. P. 1–17.
  35. Vernes M. Lʼhistoire des religions. Son esprit, sa méthode et ses divisions; son enseignement en France et à l’étranger. Paris: E. Leroux, 1887.
  36. Weisse C. H. Philosophische Dogmatik oder Philosophie des Christentums. Bd. 1. Leipzig: S. Hirzel, 1855.
  37. White Chr. A Measured Faith: Edwin Starbuck, William James, and the Scientific Reform of Religious Experience // The Harvard Theological Review. 2008. Vol. 101. No. 3/4. P. 431–450.
  38. Wobbermin G. Der Kampf um die Religionspsychologie // Internationale Wochenschrift für Wissenschaft, Kunst und Technik. 1911. Bd. 5. S. 1101–1120.
  39. Wobbermin G. Die religionspsychologische Methode in der systematischen Theologie. Wider F. Traubs Einwendungen dagegen // Zeitschrift für Theologie und Kirche. 1917. Bd. 27. S. 314–350.
  40. Wobbermin G. Die religionspsychologische Methode in Religionswissenschaft und Theologie. Bd. 1. Leipzig: J. C. Hinrichs, 1913.
  41. Wobbermin G. Psychologie und Erkenntniskritik der religiösen Erfahrung // Weltanschauung, Philosophie und Religion. Berlin: Verlag Reichl und Co., 1911. S. 341–363.
  42. Wobbermin G. Religionspsychologische Arbeit und systematische Theologie // Archive für Religionspsychologie. 1921. Bd. 2–3. S. 200–205.
  43. Wobbermin G. Zwei akademische Vorlesungen über Grundprobleme der systematischen Theologie. Berlin: A. Duncker, 1899.
Золотухин Всеволод Валерьевич
Ученая степень: кандидат философских наук;
Место работы: НИУ "Высшая школа экономики"; Российская Федерация, 105066, г. Москва, Старая Басманная ул., 21/4, стр. 1;
Должность: доцент;
ORCID: 0000-0002-4405-5543;
Электронный адрес: vakis2011@gmail.com.