/
Результат поиска


Плотникова Н. Ю., Золотова Е. В. «Строгий стиль гармонии» В. М. Металлова: замысел автора и критические отзывы // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2020. Вып. 40. С. 149-165. DOI: 10.15382/sturV202040.149-165
Книга историка и теоретика музыки, медиевиста священника о. Василия Михайловича Металлова (1862–1926) «Строгий стиль гармонии: Опыт изложения оснований строгого и строгоцерковного стиля гармонии» была закончена в 1894 г., одобрена Учебным комитетом при Святейшем Синоде в качестве учебного пособия по церковному пению в духовных семинариях в 1895 г. и вышла в свет в 1897 г. В результате изучения переписки Металлова с директором Синодального училища церковного пения С. В. Смоленским авторы статьи пришли к выводу, что труд Металлова, задуманный как достаточно традиционное пособие по гармонии, под влиянием критики Смоленского приобрел новый смысл и стал первым теоретическим трудом по строгому стилю именно в русском церковном пении. Поистине новаторской стала вторая часть книги — «Строгоцерковный стиль гармонии», где Металлов пишет о церковном диатоническом звукоряде, о гаммах в строгоцерковном стиле, рассматривает виды и формы каденций и уделяет особое внимание контрапунктическому голосоведению и контрапунктической обработке церковной мелодии. Вместе с тем концепция автора оказалась недостаточно целостной, границы строгого стиля вообще и строго-церковного в частности были определены нечетко как в историческом, так и в теоретическом планах. Эти недостатки, как и некоторые неточности в толковании гармонических правил и терминов, несистематичность изложения, стали объектом критики в рецензиях свящ. М. А. Лисицына в «Прибавлениях к Церковным ведомостям» и Ю. В. Курдюмова в «Русской музыкальной газете». Цель настоящей статьи — раскрыть основные положения книги В. М. Металлова и некоторые идеи критических отзывов с акцентом на их роли в истории русского церковного пения.
В. М. Металлов, С. В. Смоленский, М. А. Лисицын, Ю. В. Курдюмов, строгий стиль гармонии, русское церковное пение
  1. Бусслер Л. Строгий стиль: Учеб. простого и слож. контрапункта, имитации, фуги и канона в церк. ладах // Соч. Людвига Бусслера / пер. с нем. [и с предисл.] С. И. Танеева. М.: П. Юргенсон, 1885.
  2. Карцовник В. Г. Григорианское пение // Православная энциклопедия. Т. 12. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2006. С. 461–471.
  3. Курдюмов Ю. В. Строгий стиль гармонии. Опыт изложения оснований строгаго и строгоцерковнаго стиля гармонии / cост. священник В. Металловъ. [Рецензия] // Русская музыкальная газета. 1897. № 12. Стб. 1860–1867.
  4. Лисицын М. А. Письмо к Металлову В. М. (РГБ. Ф. 178. Оп. 1. М 10794. № 19).
  5. Л. [Лисицын М. А.] Строгий стиль гармонии. Опыт изложения оснований строгаго и строгоцерковнаго стиля гармонии / сост. священник В. Металлов [Рецензия] // Прибавления к Церковным ведомостям. 1897. № 47 (22 ноября). Стб. 1732–1733.
  6. Локотьянова Д. Е. Цецилианство и Брукнер // Журнал Общества теории музыки. 2017. № 1 (17). С. 8–25.
  7. Металлов В. М. Письмо в редакцию // Русская музыкальная газета. 1897. № 12. Стб. 1763–1766.
  8. Металлов В. М. Строгий стиль гармонии: Опыт изложения оснований строгого и строго-церковного стиля гармонии / сост. свящ. В. Металлов. М.: П. Юргенсон, 1897.
  9. Плотникова Н. Ю. К проблеме строгого стиля в русской духовной музыке второй половины XIX века // Русская книга о Палестрине. К 400-летию со дня смерти / Науч. труды МГК им. П. И. Чайковского. Сб. 33. М.: МГК им. П. И. Чайковского, 2002. С. 225–239.
  10. Плотникова Н. Ю. Опыты и замыслы М. И. Глинки в русской духовной музыке // Дни славянской письменности и культуры. Материалы Всерос. науч. конференции. Владивосток, 1998. С.142–149.
  11. Римский-Корсаков Н. А. Практический учебник гармонии / сост. Н. Римский-Корсаков. СПб., 1886.
  12. Русская духовная музыка в документах и материалах. Т. VI. С. В. Смоленский и его корреспонденты: переписка с С. С. Волковой, Д. В. Разумовским, А. В. Преображенским, В. М. Металловым, С. И. Танеевым, П. И. и М. И. Чайковскими. Письма к С. В. Смоленскому разных лиц. Кн. 2 / Гос. ин-т искусствознания; Гос. центр. музей муз. культуры им. М. И. Глинки; подгот. текста, вступ. ст. и коммент. М. П. Рахмановой; науч. консультант А. А. Наумов. М.: Знак, 2010. С. 569–577.
  13. Смоленский С. В. Письма к Металлову В. М. (РГБ. Ф. 178. Оп. 1. М 10794. № 36).
  14. Чайковский П. И. Руководство к практическому изучению гармонии. Изд. 6-е. М.: П. Юргенсон, 1897.
Плотникова Наталья Юрьевна
Ученая степень: доктор искусствоведения;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Московская государственная консерватория имени П. И.Чайковского; Российская Федерация, 125009, Москва, ул. Большая Никитская, д. 13/6; Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, Москва, 115184, 1-й Новокузнецкий пер., д. 4, стр. 2;
Должность: профессор кафедры теории музыки; профессор кафедры истории и теории музыки;
ORCID: 0000-0001-7406-7740;
Электронный адрес: n_y_plotnikova@mail.ru.
Золотова Екатерина Владимировна
Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов переулок, 6;
ORCID: 0000-0001-7035-0397;
Электронный адрес: zolotovaeka@mail.ru.
Золотова Е. В. Синодальный хор в отзывах современников: по материалам переписки протоиерея Василия Металлова // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2021. Вып. 44. С. 108-120. DOI: 10.15382/sturV202144.108-120
Выдающийся ученый-медиевист, протоиерей Василий Михайлович Металлов (1862–1926) считал, что Синодальный хор «сыграл не последнюю роль в пробуждении интереса общества и музыковедов к церковному пению». Вопросы, связанные с Синодальным хором и церковно-певческой культурой в целом, возникали не только в научных трудах, но и в переписке отца Василия со священнослужителями, регентами, учителями церковного пения, общественными деятелями, которая ныне хранится в Отделе рукописей Российской государственной библиотеки, Ф. 178 [Музейное собрание]. М 10794, № 1–45. Так, иеродиакон Алексей, студент IV курса Санкт-Петербургской духовной академии (1901) пение Синодального хора признавал образцовым, тогда как хоры Чудова монастыря и храма Христа Спасителя оценивал критически. Его позицию разделял известный хоровой дирижер и педагог А. Н. Карасев (1854–1914). Д. В. Русанов, регент Владикавказского хора, служивший ранее в храмах Финляндии и Саратова, затрагивая проблемы культуры хорового исполнения, выступал против концертного «громогласия» в церкви. Известный русский правовед Н. О. Куплеваский (1847–1917) на страницах своего письма выразил впечатления от петербургского концерта Синодального хора 10 марта 1911 г. В статье сопоставлено его мнение с отзывами рецензентов в периодической печати. Переписка сохранила живую реакцию современников, их отношение к вопросам церковности богослужебного пения.
В. М. Металлов, А. Н. Карасев, Н. О. Куплеваский, Д. В. Русанов, С. В. Рахманинов, Синодальный хор, хор Чудова монастыря, концерты
  1. Антонов П. С. Дореволюционные записи православной духовной музыки // Вестник музыкальной науки. 2020. Т. 8. № 3. С. 29–40.
  2. Иеродиакон Алексей. Письма к В. М. Металлову // РГБ. Ф. 178. Оп. 1. М 10794. № 1.
  3. Карасев А. Н. Письма к В. М. Металлову // РГБ. Ф. 178. Оп. 1. М 10794. № 15.
  4. Концерт Московского Синодального хора в Петербурге // Русская духовная музыка в документах и материалах. Т. II. Кн. 2: Синодальный хор и училище церковного пения. Концерты. Периодика. Программы / Гос. ин-т искусствознания; Гос. центр. музей муз. культуры им. М. И. Глинки; сост., вступ. ст. и коммент. С. Г. Зверевой, А. А. Наумова, М. П. Рахмановой. М.: Языки славянской культуры, 2004. С. 1040–1042.
  5. К. С. По поводу концерта Синодального хора (письмо из Петербурга) // Русская духовная музыка в документах и материалах. Т. II. Кн. 2: Синодальный хор и училище церковного пения. Концерты. Периодика. Программы. С. 1043–1044.
  6. Куплеваский Н. О. Письма к В. М. Металлову // РГБ. Ф. 178. Оп. 1. М 10794. № 17.
  7. Лисицын М. А. Концерт Синодального хора // Русская духовная музыка в документах и материалах. Т. II. Кн. 2: Синодальный хор и училище церковного пения. Концерты. Периодика. Программы. С. 1042–1043.
  8. Металлов В. М. О современном состоянии и нуждах церковного пения // Русская духовная музыка в документах и материалах. Т. III: Церковное пение пореформенной России в осмыслении современников. 1861–1918; Поместный Собор Русской Православной Церкви 1917–1918 годов / Гос. ин-т искусствознания; Гос. центр. музей муз. культуры им. М. И. Глинки; вступ. ст., подгот. текста и коммент. А. А. Наумова, М. П. Рахмановой и С. Г. Зверевой. М.: Языки славянских культур, 2002. С. 489–496.
  9. Мокшин Н. Ф., Мокшина Е. Н. Митрополит Антоний Вадковский — реформатор Русской Православной Церкви. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mitropolit-antoniyvadkovskiy-reformator-russkoy-pravoslavnoy-tserkvi/viewer (дата обращения: 20.06. 2021).
  10. Онегин Д. А. Из истории русского хорового исполнительства: П. И. Сахаров // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Музыкальное искусство христианского мира. 2009. Вып. 2 (5). С. 139–169.
  11. Русанов Д. В. Письма к В. М. Металлову // РГБ. Ф. 178. Оп. 1. М 10794. № 30.
  12. С. М. Духовный концерт Московского Синодального хора // Русская духовная музыка в документах и материалах. Т. II. Кн. 2: Синодальный хор и училище церковного пения. Концерты. Периодика. Программы. С. 1038–1039.
Золотова Екатерина Владимировна
Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов переулок, 6;
ORCID: 0000-0001-7035-0397;
Электронный адрес: zolotovaeka@mail.ru.