/
Результат поиска


Зиновкин А. Ю. К интерпретации сирийских понятий PARṢŌP̄Ā и QNŌMĀ (на материале комментария Ишодада Мервского на Евангелие от Матфея) // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2021. Вып. 69. С. 68-86. DOI: 10.15382/sturIII202169.68-86
Статья посвящена специфики интерпретации сирийских понятий parṣōp̄ā и qnōmā, которые являются аналогами греческих понятий πρόσωπον ‘лицо’ и úπоστασις ‘личность’. Известно, что последние приобретают специфическое значение в контексте триадологических и христологических споров в эпоху Вселенских соборов. Для восточных христиан, в частности для представителей Антиохийской и Эдесс-Нисибийской школ, интерпретация этих греческих понятий и их сирийских аналогов несколько отличается от интерпретации, изложенной в оросах 3 и 4 Вселенских соборов. Ярким выразителем первых всегда считался Феодор Мопсуестийский (428), библейский экзегет и богослов par excellence. В зарубежной и отечественной научной литературе позиция Феодора в отношении понятий πρόσωπον и úπоστασις была достаточно хорошо изучена. В этих работах были также рассмотрены сочинения ярких представителей восточного христианства, таких как Афраат (сер. IV в.), Ефрем Сирин (373), Несторий (451), Нарсай (502), Баввай Великий (ок. 628) и пр. Однако вместе с этим до сих пор остаются почти совершенно неизученными сочинения Ишодада Мервского (IX в.), который в своих библейских комментариях отразил не только позднюю экзегетическую традицию своей Церкви Востока, но также и ее богословие, которое к IX в. претерпело ряд изменений и преобразований. Таким образом, в настоящей статье впервые исследуется позиция крупного средневекового сирийского автора в отношении понятий parṣōp̄ā и qnōmā, в частности в определении их лексико-семантических значений и дифференциальных позиций друг к другу. Кроме того, новизна работы заключается также в том, что исследование осуществляется по еще неизданной и неизученной рукописи Dorn 622 (= St Petersburg Syr. 33), которая содержит комментарий Ишодада Мервского на весь Новый Завет и хранится в рукописном фонде Российской национальной библиотеки.
лицо, личность, Ишодад Мервский, сирийский язык, Новый Завет, евангелие от Матфея, христология, триадология
  1. Заболотный Е. А. Сирийское христианство между Византией и Ираном. СПб.: Наука, 2020.
  2. Зиновкин А. Ю. Особенности комментария Ишодада Мервского на Ин 1:1–5 // Христианское чтение. 2020. № 4. С. 60–78.
  3. Новиков Л. А. Сема // Лингвистический энциклопедический словарь / Глав. ред. В. Н. Ярцева. М.: Советская энциклопедия, 1990. С. 437–438.
  4. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е изд. М.: ООО «А ТЕМП», 2006.
  5. Селезнев Н. Н. Христология Ассирийской Церкви Востока: Анализ основных материалов в контексте истории формирования вероучения. М.: Euroasiatica, 2002.
  6. Abramowski L., Goodman A. E. A Nestorian Collection of Christological Texts: Cambridge University Library Ms. Orientaal 1319. Cambridge: University Press, 1972. T. 1: Syriac Text.
  7. Abramowski L., Goodman A. E. A Nestorian Collection of Christological Texts: Cambridge University Library Ms. Orientaal 1319. Cambridge: University Press, 1972. T. 2: Introduction, Translation, Indexes.
  8. Assemani J. S. Bibliotheca Orientalis. Rome, 1725. T. 3. Pars 1: Scriptoribus Syris Nestorianis.
  9. Behr J. The Case Against Diodore and Theodore: Texts and their Contexts. Oxford: Oxford University Press, 2011. (Oxford Early Christian Texts.)
  10. Commentaire d’Išoʽdad de Merv sur l’Ancien Testament / C. van den Eynde, éd. Louvain: L. Durberq, 1955. Vol. 1: Genèse. (CSCO; 156. Syr.; 75.)
  11. The Commentaries of Isho‘dad of Merv, Bishop of Hadatha (c. 850 A. D.): in Syriac and English / M. D. Gibson, ed. and transl. Cambridge: Cambridge University Press, 1911. Vol. 1–3.
  12. Hofstra J. D. The Sources used by Isho`dad of Merw in his Commentary on St. John, Chapter I // Symposium Syriacum VII, 11–14 August 1996 / S. J. R. Lavenant, ed. Roma: Pontifi cio Istituto Orientale, 1998. P. 23–35.
  13. Isho’dad of Merw: Commentary on the Gospel of John / J. D. Hofstra, ed. Leuven: Peeters Publisher, 2019. (CSCO ; 671–672. Syr.; 259–260.)
  14. Lampe G. W. H. A Patristic Greek Lexicon. Oxford: At the Clarendon Press, 1961.
  15. Liddell H., Scott R. A Greek-English Lexicon. Oxford: Clarendon Press, 1996.
  16. Nestorius. Le Livre d’Héraclide de Damas / F. Nau, trad., avec le concours du R. P. Bedjan et de M. Briere. Paris: Letouzey et Ané, 1910.
  17. Sokoloff M. A Syriac Lexicon: A Translation from the Latin, Correction, Expansion, and Update of C. Brockelmann’s Lexican Syriacum. Winona Lake, New Jersey: Eisenbrauns, Gorgias Press, 2009.
Зиновкин Александр Юрьевич, священник
Ученая степень: кандидат богословия;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Санкт-Петербургская духовная академия;
Должность: Секретарь Ученого совета;
ORCID: 0000-0001-7227-1836;
Электронный адрес: zinovkinpds@mail.ru.