/
Результат поиска


Захарьина Н. Б. О нотации стихиры «Благовествует Гавриил» // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2019. Вып. 36. С. 66-79. DOI: 10.15382/sturV201936.66-79
Стихира Благовещению «Благовествует Гавриил» сохранилась в древнерусских нотированных рукописях с середины XV в. (ранее она фиксировалась без нотации). Словесный текст — это перевод византийской стихиры E´αγγελίζεται Γαβριήλ, но роспев независим от византийского. Списки сер. XV — нач. XVI в. нотированы неизвестной нотацией палеовизантийского типа (возможно близкой к шартрской). В певческих рукописях XVI в. используется знаменная нотация, крюковая строка состоит полностью из лиц. Возможно, начертания лиц подразумевали вариативность исполнения. В списках XVII в. лица почти всегда фиксируются дробным знаменем. Создаются несколько версий песнопения, каждая из которых маркирована пометой о местном или авторском роспеве. Большинство древнерусских церковных песнопений пережили те же этапы, но стихира «Благовествует Гавриил» демонстрирует уникальные черты. Все изменения музыкального текста происходят не синхронно с общеизвестными редакциями певческих книг. Уникальный роспев и неизвестная нотация ранних списков в поздних списках испытали влияние знаменного роспева и знаменной нотации.
знаменная нотация, палеовизантийская нотация, шартрская нотация, невменная нотация, знаменный роспев, стихира, крюковая строка, лица, методика комбинаторного анализа
  1. Бражников М. В. Лица и фиты знаменного распева. Л.: Музыка, 1984.
  2. Герцман Е. В. Византийское музыкознание. Л.: Музыка, 1988.
  3. Григорьева В. Ю., Григорьев Ю. А. Новые данные об авторстве и датировке «опекаловского» роспева // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2019. Вып. 34. С. 111–133.
  4. Гусейнова З. М. Нотированные рукописи Кирилло-Белозерского монастыря XV века // Устная и письменная трансмиссия церковно-певческой традиции: Восток–Русь–Запад. М.: Моск. консерватория, 2008. С. 85–97 (Гимнология; Вып. 5).
  5. Гусейнова З. М. Принципы систематизации древнерусской письменности XI–XIV веков: (К проблеме дешифровки знаменной нотации): автореф. дис. ... канд. иск. Л., 1982.
  6. Гусейнова З. М. Руководства по теории знаменного пения 15 века (источники и редакции) // Древнерусская певческая культура и книжность. Л.: Рос. ин-т истории искусств, 1990. С. 20–46.
  7. Гусейнова З. М. Русские музыкальные азбуки 15–16 веков: учеб. пособие. СПб.: б.и., 1999.
  8. Дроздецкая Н. К. Опекаловский распев: Именование и бытование // Древняя Русь: Вопросы медиевистики. 2005. № 1(19). С. 80–91.
  9. Заболотная Н. В. Церковно-певческие рукописи Древней Руси XI–XIV веков: Основные типы книг в историко-функциональном аспекте. М.: б.и., 2001.
  10. Исторический атлас средневековой музыки / пер. с итал. и ред. С. Н. Лебедев. М.: Арт Волхонка, 2016.
  11. Лозовая И. Е. Византийские прототипы древнерусской певческой терминологии // Келдышевский сборник: Музыкально-исторические чтения памяти Ю. В. Келдыша 1997. М.: б.и., 1999. С. 62–72.
  12. Парфентьев Н. П. Древнерусское певческое искусство в духовной культуре Российского государства XVI–XVII вв.: Школы. Центры. Мастера. Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1991.
  13. Плетнева Е. В. Нотация в песнопениях древнерусских Октоихов Изборных и Шестодневов Служебных (XIII–XV вв.) // XIII Ежегодная Богословская конференция ПСТБИ: Материалы 2003. М., 2003. С. 443–451.
  14. Пугачева М. М. Стихира «Благовествует Гавриил» в русских нотированных рукописях XV–XIX веков: дипломная работа. СПб., 2015.
  15. Русская духовная музыка в документах и материалах. Т. VII: Афонская экспедиция Общества любителей древней письменности (1906). Кн. 2: Афонская коллекция. М., 2012.
  16. Снимки с певческих рукописей Соловецкой библиотеки: Приложение к неизданному описанию их С. В. Смоленского. Б.м., б. г. (лит. Данилова).
  17. Тюрина О. В. Древнерусская мелизматика: большой роспев: автореф. дис. … канд иск. М., 2011.
  18. Успенский Б. А. Буква Э в древнерусских певческих текстах и в списках библейской книги Исход // Вопросы языкознания. 2013. № 6. С. 79–114.
  19. Codex Vindobonensis theol. gr. 136 (Sticherarium antiquum Vindobonense) // Reproduction integrale, ed. Gerda Wolfram. Pars Principalis. Vindobonае, 1987. (МMB; Vol. X).
  20. Troelsgård Ch. Byzantine neumes. Copenhagen: Museum Tusculanum press, 2011. (MMB. Subsidia; Vol. IX).
Захарьина Нина Борисовна
Ученая степень: доктор искусствоведения;
Место работы: Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова; Российская Федерация, 190000, г. Санкт-Петербург, Театральная пл., д. 3;
Должность: доцент;
ORCID: 0000-0001-9511-7794;
Электронный адрес: zakharina@rambler.ru.
Исследование проведено при поддержке РФФИ, проект № 17-34-00023-ОГН ОГН-МОЛ-А1. Благодарю И. В. Герасимову за предоставленные материалы.
Захарьина Н. Б. О музыкальной композиции канона Успению Богородицы «Преукрашенная Божественною славою» // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2020. Вып. 38. С. 9-22. DOI: 10.15382/sturV202038.9-22
Гимнография восточнохристианской традиции имеет ряд типических музыкальных форм, создаваемых при помощи интонационных формул. Использование этих форм связано с системой подобия. Музыкальная композиция канона Успению Богородицы «Преукрашена» составлена из интонационных формул знаменного роспева. Две формулы имеют одинаковый подвод и разные окончания, тем самым формируя нарушение или разрешение слушательского ожидания. Канон сохранился в византийских, древнерусских и киево-литовских певческих книгах. Он записан палеовизантийской, средневизантийской (круглой) и пятилинейной (киевской) нотацией. Палеовизантийская версия канона послужила основой знаменной, а киевские списки (как крюковые, так и нотолинейные) основаны на знаменном роспеве. Сравнение списков трех традиций демонстрирует неизменность музыкальной формы. Рукописи средневизантийской нотации и печатные издания девнерусских песнопений являются дополнительными источниками, которые используются для реконструкции мелодической линии. Композиция, основанная на двух интонационных формулах, использована также в славянских списках подобна «О дивное чудо» (стихира Успению Богородицы). Подобен записан в тех же рукописях, что и канон. Композиция стихиры с веками изменялась, возможно, под влиянием канона. Сравнение мелодического рисунка показывает, что именно форма была стабильной в трех традициях, в то время как интонационное наполнение может различаться.
компаративные исследования, знаменный роспев, канон, подобен, музыкальная форма, интонационная формула
  1. Бражников М. В. Лица и фиты знаменного распева. Л.: Музыка, 1984.
  2. Гусейнова З. М. Ранние Ирмологии Троице-Сергиевой лавры // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Музыкальное искусство христианского мира. 2009. Вып. 1 (4). С. 7–16.
  3. Ильина книга: Рукопись РГАДА, Тип. 131 / лингвист. изд., подгот. греч. текста, коммент, словоуказатели В. Б. Крысько. М.: Индрик, 2005.
  4. Казанцева М. Г. История певческого искусства в письменной культуре Древней Руси XII–XVII вв. (по книге Ирмологий): автореф. дис. ... канд. ист. наук. Екатеринбург, 1995.
  5. Кручинина А. Н. Попевка знаменного роспева в русской музыкальной теории XVII века // Певческое наследие Древней Руси: История, теория, эстетика. СПб.: Ut, 2002. С. 46–150.
  6. Парфентьева Н. В., Парфентьев Н. П. Стихиры «на подобен» царя Ивана Грозного в честь Владимирской иконы пресвятой Богородицы // Вестник ЮУрГУ. Сер. «Социально-гуманитарные науки». 2015. Т. 15. № 4. С. 83–99.
  7. Попов А. Ю. Техника композиции древнерусских роспевщиков (на примере Ирмология конца XVII в.) // Гимнология. М., 2000. Вып. 1, кн. 1: Материалы Международной научной конференции «Памяти протоиерея Димитрия Разумовского» (к 130-летию Московской консерватории) 3–8 сентября 1996. С. 281–290.
  8. Рамазанова Н. В. Музыкальная драматургия древнерусского певческого цикла: (На примере цикла Михаилу Черниговскому и боярину его Федору): автореф. дис. ... канд. искусствоведения. Л., 1987.
  9. Рамазанова Н. В. Об иерархии жанров в древнерусской службе // Источниковедческое изучение памятников письменной культуры: Поэтика древнерусского певческого искусства: сб. науч. тр. / [сост. и науч. ред. А. Н. Кручинина, Н. В. Рамазанова]. СПб., 1992. С. 150–160.
  10. Русская духовная музыка в документах и материалах. Т. VII: Афонская экспедиция Общества любителей древней письменности (1906). Кн. 2: Афонская коллекция / Гос. Ин-т искусствознания; подгот. текстов, вступ. ст. и коммент. М. П. Рахмановой, Е. А. Борисовец при участии И. П. Шеховцовой, С. Н. Тутолминой. М., 2012.
  11. Старикова И. В. Канон // Православная энциклопедия. М., 2017. Т. 30. С. 204–212.
  12. Типографский Устав: Устав с кондакарем конца XI — начала XII века / под ред. Б. А. Успенского М.: Языки славянских культур, 2006. (Памятники славяно-русской письменности. Новая серия).
  13. Христофор. Ключ знаменной, 1604 / публ. и пер. М. Бражникова и Г. Никишова; предисл., коммент., исслед. Г. Никишова. М.: Музыка, 1983. (Памятники русского музыкального искусства. Вып. 9).
  14. Школьник М. Г. Проблемы реконструкции знаменного роспева XII–XVII веков (на материале византийского и древнерусского Ирмология): автореф. дис. ... канд. иск. М., 1996.
  15. Щепкина Н. А. Служба Введения во храм Пресвятой Богородицы по греческим певческим рукописям X — начала XIX века: дис. ... канд. иск. СПб., 2017.
  16. Fragmenta Chilandarica palaeoslavica: B.: Hirmologium: Codex monasterii Chilandarici 308: Phototypice depictus / Prepared by R. Jakobson. Copengagen: Ejnar Munksgaard, 1957. (Monumenta musicae byzantinae; Vol. 5 В).
  17. Strunk O. Essays on Music in the Byzantine World / еd. Kennet Levy. N. Y.: Norton, 1977.
  18. Troelsgard Ch. The Repertories of Model Melodies (Automela) in Byzantine Musical Manuscripts // Cahiers de l'Institut du Moyen-Âge Grec et Latin, 71. Copenhague, 2000. P. 3–27.
Захарьина Нина Борисовна
Ученая степень: доктор искусствоведения;
Место работы: Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова; Российская Федерация, 190000, г. Санкт-Петербург, Театральная пл., д. 3;
Должность: доцент;
ORCID: 0000-0001-9511-7794;
Электронный адрес: zakharina@rambler.ru.
Исследование проведено при поддержке РФФИ, проект № 17-34-00023-ОГН ОГН-МОЛ-А1 «Монодические песнопения богородичных праздников XI–XVII веков: греко-славянские параллели».