/
Результат поиска


Жданов В. В. Миф, боги, человек: "спекулятивная теология" как культурный и религиозный феномен древнеегипетской мысли XV-XIII вв. до н.э. // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2022. Вып. 101. С. 99-117. DOI: 10.15382/sturI2022101.99-117
В статье рассматриваются особенности так называемой «спекулятивной теологии» Амуна-Ра, наиболее заметного направления древнеегипетской религиозно-теологической мысли XV-XIII в. до н.э. на примере двух наиболее значимых её источников – Каирского (Pap. Boulaq 17 Pap. Kairo CG 58038) и Лейденского (Pap. Leiden I 350) гимнов Амуну. В отличие от более ранних форм египетской духовной культуры, она впервые в истории древнеегипетской религии создаёт образ трансцендентного божества, связь верующего с которым отныне осуществляется через непосредственный личностный контакт, а не посредством традиционных для египетской религии форм культа. Одновременно многие черты образа Амуна в фиванской «спекулятивной теологии» Нового царства уже можно рассматривать и как попытку принципиально новой рефлексии традиционных категорий древнеегипетской культуры, таких, как, например, «Маат» (миропорядок, справедливость, истина), одновременно как опирающуюся на традиционные ценности, так и отходящую от них. Причиной этого стал кризис традиционных представлений о Маат после эпохи Амарны, принципиально изменивший характер народного благочестия и одновременно базовые принципы египетской религиозной и политической этики. С точки зрения мифогенной концепции генезиса философии «спекулятивная теология» - как в Египте Нового царства, так и несколько позднее в архаической Греции – представляет исключительный интерес как важнейшая «переходная форма» на пути трансформации первобытного мифа в философский дискурс и одновременно интереснейший пример взаимопроникновения и совместной эволюции мифологического, религиозного и становящегося философского мировоззрения. Не всегда превращаясь в полноценную философскую традицию (именно так, в частности, и происходит с фиванской «спекулятивной теологией» Амуна-Ра), она, тем не менее, демонстрирует сложные пути трансформации духовного мира древнего человека Восточного Средиземноморья, благодаря которым во многом стала возможной духовная трансформация «осевого времени». ». На примере образа Амуна также изучается трансформация представлений о религиозном опыте в египетской культуре эпохи Нового царства
предфилософия, теология, мифология, осевое время, божественость, теокосмогония, Амун
  1. Ассман Я. Египет: теология и благочестие ранней цивилизации. М.: Присцельс, 1999.
  2. Емельянов В. В. Предфилософия Древнего Востока как источник нового философского дискурса // Вопросы философии. 2009. № 9. С. 153–163.
  3. Жданов В. В. «Спекулятивная теология» в предфилософии Древнего Египта: кризис мифа или рождение метафизики? // Вестник Воронежского государственного университета. 2021. № 1 (39). С. 30–38
  4. Павлова О. И. Амон Фиванский. Ранняя история культа (V–XVII династии). М.: Наука, 1984.
  5. Сёмушкин А. В. Генезис древнегреческой философии // Избранные сочинения: в 2 т. М.: Издательство РУДН, 2009. Т. 1. С. 157–196.
  6. Сёмушкин А. В. Миф как материнское лоно философии // Избранные сочинения: в 2 т. М.: Издательство РУДН, 2009. Т. 1. С. 465–624.
  7. Assmann J. Steinzeit und Sternzeit. Altägyptische Zeitkonzepte. München: Wilhelm Fink, 2011.
  8. Gardiner A. H. Egyptian Grammar. Being an Introduction to the Study of Hieroglyphs. Oxford: Ashmolean Museum, Griffi th Institute, 1957.
  9. Hornung E. Echnaten. Die Religion des Lichtes. Zürich: Artemis, 1995.
  10. Quack J.-F. Papyrus Moscow 167 and the question of narrative myth in Ancient Egypt // Aegyptiaca Rossica. Supplementum. У истоков русской египтологии: материалы международной научной конференции к 160-летию В. С. Голенищева. М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2020. C. 307–322.
  11. Tobin V. A. Mytho-Theology in Ancient Egypt // Journal of the American Research Center in Egypt. 1988. Vol. 25. P. 169–183.
Жданов Владимир Владимирович
Ученая степень: доктор философских наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Российский университет дружбы народов; Россия, г. Москва;
Должность: Профессор;
ORCID: 0000-0002-0239-6315;
Электронный адрес: tashidelek23@gmail.com.
Статья подготовлена при поддержке Программы стратегического академического лидерства РУДН, гранта РНФ в рамках научного проекта № 22-28-00162, «Концепция “осевого времени” в контексте интеркультурного диалога».