/
Результат поиска


Ендольцева Е. Ю. Архитектурная пластика Абхазского царства (VIII-XI вв.). Из коллекции Абхазского государственного музея (г. Сухум, РА) // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2019. Вып. 33. С. 9-30. DOI: 10.15382/sturV201933.9-30
Статья посвящена коллекции рельефов, относящихся к эпохе Абхазского царства, из собрания Абхазского государственного музея (г. Сухум). Рассмотрены перипетии исторической судьбы каждого артефакта. Использование в анализе исследований последних лет помогает уточнить датировку многих рассматриваемых памятников. В результате проведенной в фондах музея работы (2008 г.) выявлены новые неизвестные ранее памятники. Каждый памятник рассмотрен отдельно, материал представлен в форме комментированного каталога. В процессе работы с коллекцией средневековых рельефов из собрания Абхазского государственного музея удалось уточнить датировки некоторых артефактов (№ 3, 4), обнаружить и атрибутировать часть артефактов, которые ранее оставались неизвестными (№ 24). В итоге из общего массива средневековых рельефов, хранящихся в собрании Абхазского государственного музея, стало возможным выделить компактную группу, относящуюся к эпохе Абхазского царства. Работа с другими лапидарными коллекциями, происходящими с территории Республики Абхазия (алтарная преграда в Дранде, рельефы из алтаря церкви св. Феодора на горе Анакопия), позволила установить несколько стилистических групп, на которые можно разделить артефакты эпохи Абхазского царства из собрания музея. Одна из них характеризуется классической манерой исполнения, близкой греко-византийской (рельефы из алтарной преграды из Дранды (№ 15–21), плита с изображением Сна Иосифа (№ 24), фрагменты алтарной преграды и предалтарный столбик из Анухвы (№ 8–13)), другая — более схематичной, графически-плоской манерой, представляющей, вероятно, работу местных мастеров (№ 3, 4).
рельеф, Абхазское царство, архитектурная пластика, зооморфные мотивы, плетеный геометрический орнамент, алтарная преграда
  1. Абхазия с древнейших времен до наших дней. Очерки по истории Грузии / Ред. кол.: Д. Гамахария, Т. Берадзе, Т. Гванцеладзе. Тбилиси, 2009.
  2. Авидзба А. Любопытная страница истории // Советская Абхазия. 1967. 7 окт.
  3. Айналов Д. В. Некоторые христианские памятники Кавказа // Археологические известия и заметки. Т. III. Вып. 7–8. М., 1895. С. 233–243.
  4. Айналов Д. В. Эллинистические основы Византийского искусства // Записки Русского археологического общества. XII. Вып. 3, 4. СПб., 1901.
  5. Аладашвили Н. А., Беридзе В. В. Искусство Грузии // История искусства народов СССР. Т. 2. М., 1973.
  6. Амиранашвили Ш. Я. История грузинского искусства. М., 1963.
  7. Ахаладзе Л. Эпиграфика Абхазии как исторический источник. I: Лапидарные и фресковые надписи. Тбилиси, 2005.
  8. Бгажба Х. Из истории письменности в Абхазии. Тбилиси, 1967.
  9. Виноградов А. Ю., Белецкий Д. В. Церковная архитектура Абхазии в эпоху Абхазского царства. Конец VIII — X в. М., 2015.
  10. Воронов Ю. Н. Труды. Т. III. Сухум, 2010.
  11. Воронов Ю. Н., Бгажба О. Х. Исследования средневековых памятников в Цебельде // Археологические открытия 1981–1982 гг. в Абхазии. Тбилиси, 1985. С. 32–34.
  12. Ендольцева Е. Ю., Виноградов А. Ю. Разные интерпретации одного сюжета в средневековом христианском изобразительном искусстве // Восток. Афро-азиатские общества: История и современность. 2016. № 6. С. 90–97.
  13. Ендольцева Е. Ю., Дорофей (Дбар), архимандрит. Алтарная преграда из церкви в Дранде: Новые данные // Кавказ в системе культурных связей Евразии в древности и Средневековье. XXX «Крупновские чтения»: Материалы международной научной конференции. Карачаевск, 22–29 апреля 2018. Карачаевск, 2018. С. 456–459.
  14. Ендольцева Е. Ю., Дорофей (Дбар), архимандрит. Архитектурная декорация и малые формы в церкви в Дранде: Новые данные // Вестник Волгоградского Университета. Сер. 4: История. Регионоведение. Международные отношения. 2018. Т. 23. № 5. С. 196–210.
  15. Ендольцева Е. Ю. Об изображениях пророчества Исайи (11. 6–9). Рельеф из Абхазского государственного музея в г. Сухуме // Проблемы хронологии и периодизации археологических памятников и культур Северного Кавказа. XXVI «Крупновские чтения» по археологии Северного Кавказа. Магас. 26–30 апреля 2010 г.: Тезисы докладов международной научной конференции. Магас, 2010. С. 129–132.
  16. Ендольцева Е. Ю. Об одном необычном изображении «Сна Иосифа» // Библейские и литургические темы и образы в искусстве Востока и Запада: Диалог культур, традиция и современность. М., 2017. С. 176–181.
  17. Ендольцева Е. Ю. Об одном рельефе из хранилища бывшего Государственного управления охраны историко-культурного наследия Республики Абхазия // Международная научная конференция «Археология средневекового храма» к 170-летию К. К. Косцюшко-Валюжинича. 25–29 сентября 2017 г.: Материалы. Севастополь, 2017.
  18. Искусство Абхазского царства VIII–XI веков. Христианские памятники Анакопийской крепости / Е. Ю. Ендольцева, отв. ред. и сост. СПб., 2011.
  19. Силогава В. Эпиграфика Мегрелии и Абхазии. Тбилиси. 2004. С. 51 (на груз. яз.).
  20. Стражев В. И. Руинная Абхазия. Сухум, 1925.
  21. Уварова П. С. Христианские памятники Кавказа // МАК. IV. М., 1894.
  22. Хрушкова Л. Г. Раннехристианские памятники Восточного Причерноморья (IV–VII века). М., 2002.
  23. Хрушкова Л. Г. Рельефная плита с изображением птиц из Цебельды // Советская археология. 1977. № 1. С. 75–82.
  24. Хрушкова Л. Г. Скульптура раннесредневековой Абхазии V–X века. Тбилиси, 1980.
  25. Чубинашвили Г. Н. История грузинского искусства. Тбилиси, 1936.
  26. Шервашидзе Л. А. Неизвестный храм на горе Амбара Гудаутского района около села
  27. Хуап // XVII научная сессия Абхазского института: Тезисы докладов. Сухуми, 1969. С. 19–20.
  28. Шервашидзе Л. А. Резные камни церкви на холме Арасараху близ Цебельды // Известия. Т. IV. Тбилиси, 1975.
  29. Шервашидзе Л. А. Столб из села Анухва // Труды Абхазского государственного музея. Вып. IV. Сухуми, 1974. С. 176–185.
  30. Шервашидзе Л. А. Церковь святого Николая в селе Хуап Гудаутского района // Доклады на Всесоюзной сессии археологов и этнографов. М., 1968. С. 23–24.
  31. Шмерлинг Р. О. Малые формы в архитектуре средневековой Грузии. Тбилиси, 1962.
  32. Iamanidzé N. Les installations liturgiques sculptées des églises de Géorgie (IV–XIII siе cles). Turnhout, 2010.
  33. Khroushkova L. Les monuments chrétiens de la côte orientale de la mer Noire. Abkhazie IV–XIV siе cles. Turnhout, 2006.
  34. Medieval Georgian Ecclesiastical Art in the Georgian National Museum. Tbilisi, 2012.
  35. Ricard Marie-Claire. Notre Dame du Port. Clermont-Ferrand, 1992.
Ендольцева Екатерина Юрьевна
Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Место работы: ИВ РАН; Российская Федерация, 107031, г. Москва, ул. Рождественка, д. 12/1;
Должность: старший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-8133-6379;
Электронный адрес: kendoltseva@ivran.ru.
Автор благодарит М. К. Инал-Ипа за предоставленную возможность работать в фондах Музея осенью 2008 г.
Ендольцева Е. Ю. Зооморфные образы в архитектурной пластике Кавказа IX-XI вв. (Абхазия и Южная Осетия): традиционная культура в формировании христианских образов // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2020. Вып. 37. С. 9-27. DOI: 10.15382/sturV202037.9-27
Статья посвящена поиску истоков некоторых зооморфных образов, которые встречаются во внешней облицовке христианских храмов (наличники окон и порталы дверей) в основном на территории Абхазии и Южной Осетии. Изучая памятники периода Абхазского царства (VIII–XI вв.), удалось выявить гомогенную с точки зрения стиля группу зооморфных изображений. Все они выполнены в плоскостно-графическом стиле, биологическая идентификация зверей порой вызывает затруднения. Зачастую определить вид зверя можно только благодаря аналогиям и общему символическому контексту христианской художественной культуры. Такого рода изображения встречаются по преимуществу на христианских памятниках с территории Абхазии и Южной Осетии, некоторые аналогии возникают с памятниками с территории Грузии и Армении (фасадная пластика). Рассуждения о возможных истоках подобного рода изображений рождают мысли о влиянии традиционной культуры. Действительно, репертуар зооморфных образов средневекового искусства перекликается с бестиарием, характерным для более ранних периодов искусства в Центральном Кавказе, Западном Закавказье и прилегающих регионах. Так, звери на более ранних археологических предметах выполнены в том же плоскостно-графическом стиле. Их образы синкретичны, уверенное определение видовой принадлежности изображенного животного затруднено. Плоскостно-графический стиль вполне соответствует традициям искусства данной территории в эпоху поздней бронзы — раннего железа. К примеру, для зооморфной пластики, носившей, как правило, подчеркнуто объемный характер, именно в регионах Центрального, Западного и Восточного Кавказа, в горной и предгорной зоне, характерны подчеркнутая плоскостность, стремление максимально избежать объемности и дать почти исключительно контур животного. В результате место статуэток занимают фигурные и ажурные бляшки или пряжки. Возможно, своеобразие средневековых рельефов обусловлено как раз влиянием традиционной культуры на территориях, которые оказались наиболее активны в возрождении художественной жизни в Западном и Центральном Закавказье после опустошительных арабских завоеваний.
зооморфные образы, архитектурная пластика, Кавказ, плоскостно-графический стиль, навершие окна, эпоха поздней бронзы, эпоха раннего железа, традиционная культура, синкретические образы, внешняя облицовка
  1. Андреева Е. Финляндия: Творимый ландшафт. СПб., 2017.
  2. Армарчук Е. А., Мимоход Р. А., Седов Вл. В. Христианский храм у пос. Веселое: предварительная публикация результатов раскопок 2010 г. // РА. 2012. № 3.
  3. Брилева О. А. Неизвестные мотивы антропоморфной пластики из Бамборского клада // Четвертая Кубанская археологическая конференция: тезисы и доклады. Краснодар, 2005.
  4. Виноградов А. Ю., Белецкий Д. В. Церковная архитектура Абхазии в эпоху Абхазского царства. Конец VIII — X в. М., 2015.
  5. Геюшева Т. Бронзовый орнаментированный пояс из Мингечаура // Международная научная конференция «Археология, этнология, фольклористика Кавказа»: Материалы. Баку, 2005.
  6. Геюшева Т. Н. О бронзовом поясе из Апшерона // Кавказ: археология и этнология. Международная научная конференция, 11–12 сентября 2008. Азербайджан, Шамкир: Материалы. Баку, 2009.
  7. Ендольцева Е. Ю. Архитектурная пластика Абхазского царства (VIII–XI вв.). Из коллекции Абхазского государственного музея (г. Сухум, РА) // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2019. Вып. 33. С. 9–31.
  8. Ендольцева Е. Ю. Группа рельефов из поселка Мрамба (Республика Абхазия): уточнение датировки // Обсерватория культуры. 2018. Т. 15 (№ 6). С. 719–728.
  9. Ендольцева Е. Ю. Изображение рыбы в фасадной пластике Абхазского царства: символика образа // Проблемы археологии Кавказа (к 70-летию Ю. Н. Воронова): Сб. материалов Международной научной конференции, посвященной 70-летию Ю. Н. Воронова (10–11 мая 2011 г., г. Сухум) / отв. ред. А. Ю. Скаков. Сухум, 2011. С. 170–178.
  10. Ендольцева Е. Ю. Об изображениях пророчества Исайи (11:6-9). Рельеф из Абхазского государственного музея в г. Сухуме // Проблемы хронологии и периодизации археологических памятников и культур Северного Кавказа. XXVI «Крупновские чтения» по археологии Северного Кавказа. Магас, 26–30 апреля 2010 г.: Тезисы докладов. С. 129–132.
  11. Ендольцева Е. Ю. Особенности формирования художественной культуры Абхазского царства и ее взаимодействие с Византией (на примере архитектурной пластики) // Труды Института востоковедения РАН. Вып. 9: Национальная культура в транснациональном пространстве / отв. ред. Ю. В. Любимов; сост. С. В. Прожогина. М., 2018. С. 37–54.
  12. Ендольцева Е. Ю. Синкретизм христианских и дохристианских верований на примере архитектурной пластики Северного Кавказа // Историко-культурное наследие Юга России: Научно-практическая конференция, г. Ставрополь, 9 февраля 2015 г. М., 2015. С. 271–280.
  13. Ендольцева Е. Ю. Храм Лашкендар и абхазо-аланские культурные контакты: перспективы исследования // Обсерватория культуры. 2018. Т. 15 (№ 3). С. 298–309.
  14. Ендольцева Е. Ю., Дорофей (Дбар), архимандрит. Архитектурная декорация и малые формы в церкви в Дранде: новые данные // Вестник Волгоградского государственного университета. 2018. Т. 23 (№ 5). С. 196–210.
  15. Искусство Абхазского царства VIII–XI веков. Христианские памятники Анакопийской крепости / отв. ред. и сост. Е. Ю. Ендольцева. СПб.: Изд-во РХГА, 2011.
  16. Куфтин Б. А. Материалы к археологии Колхиды. Т. I. Тбилиси, 1949.
  17. Куфтин Б. А. Материалы к археологии Колхиды. Т. II: Археологические изыскания в Рионской низменности и на Черноморском побережье 1935 и 1936 годов. Тбилиси, 1950.
  18. Меписашвили Р., Цинцадзе В. Архитектура нагорной части исторической провинции Грузии — Шида Картли. Тбилиси, 1975.
  19. Скаков А. Ю. Некоторые проблемы истории Северо-Западного Закавказья в эпоху поздней бронзы — раннего железа // КСИА. Вып. 223. М., 2009.
  20. Скаков А. Ю. Об одной из групп кобано-колхидских орнаментированных топоров // Историко-археологический альманах. Вып. 4. Армавир; М., 1998.
  21. Сланов А. Х. Железный век на территории Южной Осетии. Цхинвали, 1989.
  22. Смирнов Н. Ю. Путеводный олень: сюжет преследования оленя героем на колеснице в изобразительной традиции востока и запада Евразии второй половины II — рубежа II–I тыс. до н. э. и некоторые фольклорно-эпические параллели // ПИФК. 2018. № 2 (66). М.; Магнитогорск; Новосибирск.
  23. Техов Б. Археология южной части Осетии. Владикавказ, 2006.
  24. Халилов Дж. А. Бронзовые пояса, обнаруженные в Азербайджане // Материальная культура Азербайджана. Т. IV. Баку, 1962.
  25. Шевченко Д. В. Проблема идентификации зооморфного образа в рельефе церкви Святого Феодора Анакопийской крепости (Абхазия) // Народы и религии Евразии. Этнология. Религиоведение. Археология. Вып. 3–4 (12–13). 2017. С. 42–51.
  26. Castellucсia Manuel. Transcaucasian Bronze Belts. BAR International Series 2842. Oxford, 2017.
  27. Dadiani T., Khundadze T., Kvachatadze E. Meideval Georgian Sculpture. Tbilisi, 2017.
Ендольцева Екатерина Юрьевна
Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Место работы: ИВ РАН; Российская Федерация, 107031, г. Москва, ул. Рождественка, д. 12/1;
Должность: старший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-8133-6379;
Электронный адрес: kendoltseva@ivran.ru.
Исследование выполнено при поддержке гранта РФФИ № 18-012-00319 «Взаимодействие традиционных и монотеистических религий на Кавказе в памятниках материальной культуры».
Ендольцева Е. Ю. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2020. Вып. 40. С. 189-191. — Рец. на кн.: Иванова С. В. Воскресение и Сошествие во ад: история двух сюжетов в христианском искусстве. СПб.: Российский институт истории искусства, 2019. 398 с.
PDF
Ендольцева Екатерина Юрьевна
Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Место работы: ИВ РАН; Российская Федерация, 107031, г. Москва, ул. Рождественка, д. 12/1;
Должность: старший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-8133-6379;
Электронный адрес: kendoltseva@ivran.ru.
Ендольцева Е. Ю. Образы змеи и рыбы в архитектурной декорации христианских храмов Кавказа в эпоху средневековья: некоторые размышления // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2022. Вып. 47. С. 34-52. DOI: 10.15382/sturV202247.34-52
Статья посвящена изображениям рыб и змей в архитектурной пластике христианских храмов на Кавказе в 10 – 14 вв. Тема змееборцев не рассматривается. В фокусе исследования – изображения змей (без лап и клыков, в отличие от змеев-драконов), когда они представлены изолированно, в геральдических позах или в сценах поглощения пророка Ионы китом, а также изолированные изображения рыб. Обзор изображений змей и змеев-драконов на фасадах христианских храмов на Кавказе позволяет утверждать, что наиболее ранние изображения змей появляются в 10 в. на территории Северного Кавказа и Грузии. Позже они трансформируются в гибридных существ, змеев-драконов (с лапами и клыками, иногда чешуей рыб). Двуглавость змей на ранних изображениях, а также тот факт, что их тела свернуты в кольцо или узел усиливает охранное значение этих образов. Возможно, появление змей, а не змеев-драконов на обозначенных территориях связано с влиянием локальной археологической культуры (кобано-колхидской культурно-исторической общности). На фасадах храмов они выполняли функцию апотропеев. Появление изолированных изображений рыб в архитектурной пластике также могло быть связано с влиянием древней локальной археологической культуры. Характер исполнения чешуи (на рельефе из Анакопии) позволяет предположить, что изображена форель (наиболее распространенный вид в горах Кавказа). Вероятно, рыбы будучи представленными на фасадах храмов, также имели защитную функцию.
апотропей, архитектурная пластика, змея, змей-дракон, рельеф, Кавказ
  1. Азизян А.Змееподобные орнаменты на керамике Шенгавитской культуры// Вишап на стыке сказки и реальности. Ереван,2019. С. 274 – 281 (на арм. яз.).
  2. Аладашвили Н. А. Монументальная скульптура Грузии: фигурные рельефыV – XI вв. Москва, 1977.
  3. Базеян К. Змей-драконв армянской вышивке XVIII – XIX вв.// Вишап настыке сказки и реальности. Ереван, 2019. С. 333 – 334. (на арм. яз., резюме –на русском).
  4. Вадбольский М.Геральдическая символика Грузии. Тбилиси, 1980.
  5. Гаглойти Р. Х.О некоторых культах (барана, козла, лошади, рыбы), доминирующих на территорииЮжной Осетии в позднеантичный и раннесредневековый периоды (по археологическимматериалам)// Известия Юго-осетинского научно-исследовательского института им.З. Н. Ванеева. Вып. XXXVI. Цхинвал,2000.
  6. Геворкян А.Изображение змеи-вишапа на древней бронзе// Вишап на стыке сказки и реальности. Ереван, 2019. С. 289 – 293.
  7. Голан А. Миф исимвол. Москва-Иерусалим, 1994.
  8. Давидова Г.Змея в армянской народной медицине// Вишап на стыке сказки и реальности. Ереван, 2019. С. 206 – 214 (на арм.яз.).
  9. Дудочкин Б. Н. Об изображении «кита» пророка Ионы в росписи АндреяРублева и Даниила 1408 г. в Успенском соборе Владимира и в миниатюрах Евангелиягруппы Хитрово / Б. Н. Дудочкин // Неизвестные произведения. Новые открытия.Сборник научных статей к юбилею Музея имени Андрея Рублева. М., 2017.
  10. Енгибарян Н. Дракон-змея в урартской иконографии// Вишап на стыке сказки и реальности. Ереван, 2019. С. 295 - 303.
  11. Енгибарян Н. Змеиный орнамент на керамике эпохи бронзы и железаАрмении: II тысячелетие – начало I тысячелетия до н.э.// Вишап на стыке сказки и реальности. Ереван, 2019. С. 282 - 288 (на арм.яз.).
  12. Ендольцева Е. Ю. Архитектурная пластика Абхазии в период Абхазскогоцарства (VIII – XI вв.). Москва, 2020.
  13. Ендольцева Е.Ю., Скаков А. Ю. Зооморфные образы в архитектурной пластике Кавказа 9–11 вв. //Вестник православного Свято- Тихоновского гуманитарного университета. Вопросыистории и теории христианского искусства. Вып. V: 37. М., 2020. С. 9–28.
  14. Макалатия С.История этнографии Мегрелии. Тбилиси, 1941.
  15. Меписашвили Р.,Цинцадзе В. Архитектура нагорной части исторической провинции Грузии –Шида-Картли. Тбилиси, 1975.
  16. Микаелян Л. Образ дракона-змея в скульптуре Армении X – XIV вв.: иконография и символические аспекты в контексте христианскойкультуры// Вишап на стыке сказки и реальности. Ереван, 2019. С. 396 – 410. (наарм. яз.).
  17. Микаелян Л. Ш. Две ипостаси образадракона-змея в средневековой пластике Армении X–XIVвеков// Международнаяконференция. Искусство и культура Средневековья: наследие и перспективыосмысления Тезисы докладов. Санкт-Петербург, 26 – 31 октября 2020 г. / под ред.С.В.Мальцевой, Е.Ю.Станюкович-Денисовой,А.В.Захаровой. СПб, 2020.
  18. Погосян А. Овопросах происхождения и типологии классических вишапагоргов// Вишап на стыке сказки и реальности. Ереван,2019. С. 323. (на арм. яз., резюме – на русском).
  19. Погосян С.Змееобразные узоры в армянском национальном костюме и украшениях// Вишап на стыке сказки и реальности. Ереван,2019. С. 343 - 344. (на арм. яз., резюме – на русском).
  20. Скаков А. Ю. Образы змеи, лягушки и рыбы в мифологии древнего населенияКавказа (кобано-колхидская культурно-историческая общность эпохи раннегожелеза)// ALLON. К 60-летиюзаслуженного деятеля науки РЮО профессора Ю. А. Дзиццойты: Коллективнаямонография (Москва 2021; Цхинвал 2021). Коллективная монография/ отв. ред. А.Ю. Скаков, И. В. Скакова. Москва, 2021.
  21. Чибиров Л. А.Традиционная духовная культура осетин. Москва, 2008.
  22. Bovini, G. Repertorium der christlich- antiken Sarkophage. I. Rom undOstia. Textband und Tafelband/ G. Bovini, H. Brandenburg. Wiesbaden, 1967.
  23. Dadiani T., Khundadze T., Kvachatadze E.Medieval Georgian Sculpture. Tbilisi, 2017.
  24. Hakobyan Z., Mikayelyan L. The Senmurv and Other Mythical Creatures withSasanian Iconography in the Medieval Art of Armenia and Transcaucasia//Fabulous Creations and Spirits in Ancient Iran. Proceedings of a Workshop heldon May 3d 2016 at the Near Eastern Department, University of California,Berkley. Bologna, 2018. P. 39 – 77.
  25. Kuehn S. The Dragon in Medieval EastChristian and Islamic Art. Leiden – Boston, 2011.
  26. Mikayelyan L. Sh. VariousAspects of the Image of a Dragon-serpent in Armenian and South-CaucasianSculpture of the 7 – 14 Centuries// Актуальные проблемы теории и истории искусства: сборник научных статей. Вып. 11/ под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю.Станюкович-Денисовой. Санкт-Петербург, 2021. С. 232 – 243.
  27. Vanderheyde C. La sculpture byzantine du IX auXV siècle. Contexte.Mise en oeuvre. Décors. Paris, 2020.
  28. Yacoub M. Splendeurs des mosaïques de Tunisie. Simpact,2002.
Ендольцева Екатерина Юрьевна
Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Место работы: ИВ РАН; Российская Федерация, 107031, г. Москва, ул. Рождественка, д. 12/1;
Должность: старший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-8133-6379;
Электронный адрес: kendoltseva@ivran.ru.