/
Результат поиска


Емельянова А. В. Мемуары об обучении детей духовного сословия в России XVIII в // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2014. Вып. 4 (35). С. 90-102. DOI: 10.15382/sturIV201435.90-102
В статье на основании мемуаров рассматривается обучение детей духовного сословия в России XVIII в. Из 100 мемуаров, проанализированных нами, только в шести имеются сведения об этом обучении: мемуарах митрополита Платона, надворного советника И. Г. Григорьева, губернского прокурора Г. И. Добрынина, поэта и переводчика И. И. Мартынова, сенатора Ф. П. Лубяновского и профессора Санкт-Петербургского университета Я. В. Толмачева. Дается краткая биографическая справка каждому из перечисленных авторов. Все они выросли в семьях священников или дьячков центральной России и Украины. Как правило, начальные знания дети получали от отцов или других родственников, а затем отдавались на обучение в духовные школы. Примечательно, что пять из шести авторов воспоминаний продолжили свое обучение в семинариях, коллегиуме, Славяно-греко-латинской академии, Московском университете и информация об этом обучении ярко отражает сложные условия, в которых им приходилось овладевать знаниями. Описывается процесс, условия и методы обучения в Славяногреко-латинской академии, Полтавской семинарии и Харьковском коллегиуме. Использование мемуаров позволяет увидеть процесс обучения глазами учеников, специфику получения начальных знаний в домашних условиях и последующего обучения детей в духовных школах. Кратко анализируется состав предметов, условия и методы обучения, отразившиеся на страницах воспоминаний.
Российская империя, XVIII в., домашнее обучение, мемуары, духовенство, Славяно-греко-латинская академия, Полтавская семинария, Харьковский коллегиум
1. Аннушкин В. И. История русской риторики. Хрестоматия. М., 2011.
2. Владимирский-Буданов М. Ф. Государство и народное образование в России с XVII в. до учреждения министерств. СПб., 1874.
3. Григорьев И. Г. Современные записки надворного советника Ивана Григорьевича Григорьева, им самим написанные. Детям моим // Лященко А. Записки И. Г. Григорьева. СПб., 1899. С. 11–18.
4. Добрынин Г. И. Истинное повествование, или Жизнь Гавриила Добрынина, им самим написанная. 1752–1827 // Русская старина. 1871. № 2. С. 119–160.
5. Знаменский П. В. Духовные школы в России до реформы 1808 года. Казань, 1881.
6. Коллегиум (Харьковский) // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Т. XVa. СПб., 1895. С. 694–695.
7. Лубяновский Ф. П. Воспоминания // Русский архив. 1872. Вып. 1. С. 55–99.
8. Мартынов Иван Иванович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Т. XVIIIa. СПб., 1896. С. 701.
9. Миропольский С. И. Очерк истории церковноприходской школы от первого ее возникновения на Руси до настоящего времени. Вып. 1–3. СПб., 1894–1895.
10. Автобиография Платона, митрополита Московского. М., 1887.
11. Попов М. Лубяновский Федор Петрович // Русский биографический словарь. Спб., 1914. Т.: Лабзина-Лященко. С. 710.
12. Рункевич С. Платон (П. Г. Левшин) // Русский биографический словарь. СПб., 1905. Т.: Плавильщиков-Примо. С. 49–54.
13. Теплова В. А. Мартынов Иван Иванович // Словарь русских писателей XVIII века. Вып. 2. СПб., 1999. С. 273–276.
14. Толмачев Я. В. Автобиографическая записка // Русская старина. 1892. № 9. С. 699–724.
15. Феодоровский Д. Очерк истории Харьковского духовного коллегиума // Духовная беседа. 1863. Т. XVIII. С. 169–202.
16. Чистович И. А. История С.-Петербургской Духовной академии. СПб., 1857.
17. Добрынин Гавриил Иванович // Русский биографический словарь. СПб., 1905. Т.: Дабелов-Дядьковский. С. 485.
Емельянова Анна Вячеславовна
Емельянова О. А. Общенародное богослужебное пение в Русской Православной Церкви рубежа XIX–XX веков: к вопросу об исторической преемственности // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2021. Вып. 43. С. 107-124. DOI: 10.15382/sturV202143.107-124
В статье предпринята попытка рассмотреть истоки общенародного богослужебного пения в Восточно-Христианской Церкви и проследить преемственность этой традиции в церковно-певческой практике Русской Православной Церкви рубежа XIX–XX вв. Особое внимание к теме исторических связей обусловлено тем, что форма общенародного богослужебного пения после продолжительного периода угасания стала активно развиваться в России с кон. XIX в. Об этом свидетельствуют, в частности, материалы Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917–1918 гг., явившиеся откликом на развернувшуюся в этой области деятельность православных братств и других церковных объединений благодаря активной поддержке ряда священнослужителей (прот. Николая Смирнова, свящ. Николая Курлова, прот. Иоанна Вознесенского, диак. Василия Пономарева и др.). Исследование показало, что требования как к качеству богослужебного пения в целом, так и к самим певчим в разные эпохи во многом схожи. Так, еще святые отцы обращали внимание, прежде всего, на дух и характер церковного пения, независимо от его формы. Каким бы оно ни было — общенародным или профессионально-клиросным, — оно должно стремиться к простоте и молитвенности. В раннем христианстве, равно как и в Российской империи, общенародное пение способствовало не только церковному единению людей, но и просвещению, и воспитанию их в христианской вере.
богослужебное общенародное пение, церковное пение, Поместный собор Русской Православной Церкви 1917–1918 гг., игум. Серафим (Кузнецов), диак. Василий Пономарев, иерей Николай Смирнов, свящ. Николай Курлов, прот. Иоанн Вознесенский, Иван Алексеевич Гарднер
  1. Библиотека Отцов и Учителей Церкви. Т. 1: Иустин Философ. Творения. М.: Паломник, Благовест, 1995. [Репр. изд.: М.: Университетская тип., 1892].
  2. Вознесенский И. И., прот. О всесословном участии народа в церковно-богослужебном пении и о порядке этого пения // Православная жизнь. 1987. № 3 (447). С. 15–24.
  3. Гарднер И. А. Богослужебное пение Русской Православной Церкви. Т. II: История. М.: ПСТГУ, 2004.
  4. Гарднер И. А. Несколько соображений об общем пении за богослужением // Православная Русь. Джорданвилль, 1969. № 10. С. 3–6.
  5. Григорьева В. Ю. Древнерусские песнопения Божественной Литургии свт. Иоанна Златоуста. М.: Изд-во Московской Патриархии Русской Православной Церкви; Патриарший центр древнерусской богослужебной традиции, 2018.
  6. Дашевская З. М. Обзор деятельности Братства Святителей Московских Петра, Алексия, Ионы и Филиппа (1909–1917 гг.) // Вестник Свято-Филаретовского института. 2012. № 5. С. 131–150.
  7. Деяния Вселенских Соборов. Т. 4. СПб.: Воскресение; Паломник, 1996.
  8. Евсевий Кесарийский (Памфил). Церковная история / ввод. ст., коммент., библиогр. и указ. И. В. Кривушина. СПб.: Изд. Олега Абышко, 2013. 544 с. (Библиотека христианской мысли: Источники. Т. 9).
  9. Емельянова О. А. Общенародное богослужебное пение как массовое явление в Москве и Санкт-Петербурге в начале XX века // Сборник статей по материалам Всероссийских научных чтений, посвященных Б.Л. Яворскому (26–28 ноября 2019). Саратов, 2020. С. 76–89.
  10. Иоанн Златоуст, свт. Беседы на псалмы. М.: ПСТГУ, 2003.
  11. Исидор Пелусиот. Творения. Ч. 1. М.: Тип. В. Готье, 1859.
  12. Кирилл, архиепископ Иерусалимский. Поучения огласительные и тайноводственные. М.: Благовест, 2010.
  13. Кинстлер А. В., Корнилов А. А. Деятельность епископа Афанасия (Мартоса) во главе северогерманского викариатства (1946–1950 гг.) // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История РПЦ. 2019. Вып. 87. С. 108–123.
  14. Круг церковных песнопений обычных распевов для народа. Литургия, Молебны, Вечерня, Утреня / в перелож. на два и три голоса свящ. Н. Курлова. СПб.: Тип. Н. Уль, 1901.
  15. Макарий (Гневушев), архим. Общенародное церковное пение и его значение для Православной Церкви вообще и в особенности для Западно-Русского Православия. Вильна, 1912.
  16. Непочатова М. И. Церковно-государственные отношения в Эстонии в 1944–1953 гг. // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История РПЦ. 2014. № 60 (5). С. 18–33.
  17. Никодим (Милаш), священноисповедник. Правила Поместных Соборов с толкованиями. М., 2001. URL:https://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash/pravila-pomestnyhsoborov-s-tolkovanij ami/ (дата обращения: 19.11.2019).
  18. Попов А. Общенародное пение в православной церкви. М.: Рус. печатня, 1914.
  19. Правила святых Апостол и святых Отец с толкованиями. М., 2011. URL:https://azbyka.ru/otechnik/pravila/pravila-i-sobory-pravoslavnoj-cerkvi-soderzhanie/ (дата обращения: 20.02.2021).
  20. Русол Е. В. Поместный собор Русской Православной Церкви 1917–1918 года о церковном пении. М.: ПСТГУ, 2002.
  21. Русская духовная музыка в документах и материалах. Т. III: Церковное пение порефор- менной России в осмыслении современников (1961–1918); Поместный Собор Русской Православной Церкви 1917–1918 гг. / вступ. ст., подг. текста и коммент. С. Г. Зверева. М.: Языки славянской культуры, 2002.
  22. Скабалланович М. Н. Толковый типикон. М.: Изд-во Донского монастыря, ТОО «Светлячок», 1993. [Репр. изд.: Киев: Тип. Акц. общ-ва печатного и издательского дела Н. Т. Корчак-Новицкаго, 1910].
  23. Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской: в 3 т. Т. 1. СПб.: Тип. П. П. Сойкина, 1911.
  24. Творения святых отцов в русском переводе. М.: Тип. В. Готье, 1861.
  25. Туманов А. А. О некоторых изменениях в клиросной и богослужебной практике Русской Православной Церкви в ХХ веке // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2017. № 27. С. 122–134.
  26. Филарет (Гумилевский), архиеп. Исторический обзор песнопевцев и песнопения греческой церкви. Троице-Сергиева Лавра, 1995. [Репр. изд.: СПб.: Изд. И. Л. Тузова, 1902].
  27. Хватова С. И. Управление общенародным пением в православном храме // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 2: Филология и искусствоведение. 2010. № 2. С. 185–190.
  28. Шувалова Ю. Б. Памятники Первой мировой войны в Российской провинции (по материалам Пермской епархии) // Манускрипт. 2017. № 6 (80): в 2 ч. Ч. 1. С. 208–212.
Емельянова Ольга Александровна
Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., 6/1;
ORCID: 0000-0003-3649-2601;
Электронный адрес: olga.emelianova95@gmail.com.
Емельянова О. А. Общенародное богослужебное пение в Санкт-Петербургской епархии на рубеже XIX-XX веков // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2022. Вып. 46. С. 74-89. DOI: 10.15382/sturV202246.74-89
В Российской Империи на рубеже XIX-XX столетий наблюдается высокий интерес к практике общенародного церковного пения. Документы русского Поместного собора 1917-1918 годов, певческих съездов, отчеты о деятельности церковных братств и обществ, публикации в прессе позволяют в полной мере представить, с каким размахом было организовано общенародное пение на богослужениях. Особую роль, безусловно, здесь сыграла поддержка высшего церковного священноначалия, что демонстрируют Указы Святейшего Синода, изданные еще в 1804 и 1847 годов.В начале ХХ века в Санкт-Петербургской епархии, где на протяжении долгого времени активно поддерживались и развивались профессиональное церковное пение и авторская богослужебная музыка, также как и в других крупных епархиях (Московской, Тамбовской, Казанской и др.) были заложены прочные основания для массового участия народа в богослужении через пение и чтение церковных песнопений: особые церковные распоряжения, располагающие духовенство к новой приходской деятельности, обучение прихожан и учащихся церковно-приходских школ церковному пению, издание нотных пособий для общенародного богослужебного пения (Литургии, Вечерни, Утрени, Молебна, Панихиды). Активными организаторами и руководителями общенародного церковного пения на рубеже XIX–XX веков в Санкт-Петербургской епархии были священники Михаил Дубенский, Константин Лорченко, Николай Курлов, а также Александро-Невское общество трезвости.Несомненно, изучение истории общенародного пения и накопленного богатого практического опыта чрезвычайно важно именно сегодня, когда вновь наблюдается возрождение и распространение этой древнейшей традиции, остающейся мощным средством не только церковного объединения людей, но и просвещения и воспитания их в христианской вере.
общенародное пение, свящ. Михаил Дубенский, свящ. Константин Лорченко, свящ. Николай Курлов, свящ. Александр Рождественский, свящ. Петр Миртов, Александро-Невское общество трезвости, Круг церковных песнопений обычных распевов для народа
  1. [Без авт.] Круг церковных песнопений обычных роспевов для народа, в переложении на два и на три голоса священника Николая Курлова // Херсонские епархиальные ведомости. 1902. № 2 (разд. «Библиографические известия»). С. 49–53.
  2. Быстряков П., свящ. О. Константин Лорченко (Некролог) // Известия по Санкт-Петербургской Епархии, издаваемые при журнале «Отдых христианина». 1904. № 1. С. 17–21.
  3. Дубенский М. С., свящ. // Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.: база данных ПСТГУ [Электронный ресурс]. URL: http://kuz3.pstbi.ru/bin/nkws.exe/no_dbpath/docum/ans/nm/?TYZCF2JMTdG6Xbu2su4ZfS4ee8YUX8XZc8Wf674Zf8Khfe8ctk* (дата обращения: 28.09.2021).
  4. Емельянова О. А. Общенародное богослужебное пение как массовое явление в Москве и Санкт-Петербурге в начале XX века // Проблемы художественного творчества: сб. статей по материалам Всероссийских научных чтений, посвященных Б. Л. Яворскому (26–28 ноября 2019.). Саратов: Саратовская гос. консерватория им. Л. В. Собинова, 2020. С. 76–89.
  5. Критико-библиографические заметки по литературе школьного пения // Тамбовские епархиальные ведомости. 1904. № 3. С. 65–71.
  6. Курлов Н. И., свящ. Опыт всенародного церковного пения в селах и в армии. СПб: Типолит. Фроловой, 1902. 96 с.
  7. Курлов Н. И., свящ. Ирмосы воскресные осми гласов: на два и на три голоса a capella. СПб.: Лит. П. К. Селиверстова, 1901. 32 с.
  8. Курлов Н. И., свящ. Литургия св. Иоанна. СПб.: Нотопечатня П. К. Селиверстова, 1901. 31 с. (Круг церковных песнопений обычных роспевов для народа в переложении на два и на три голоса священника Николая Курлова).
  9. Курлов Н. И., свящ. Молебны: на два и на три голоса a capella. СПб.: Лит. П. К. Селиверстова, 1901. 19 с. (Круг церковных песнопений обычных роспевов для народа в переложении на два и на три голоса священника Николая Курлова).
  10. Курлов Н. И., свящ. Всенощное бдение: Ч. 1: Вечерня: на два голоса a capella. СПб.: Лит. Н. Г. Уль, 1901, 24 с. (Круг церковных песнопений обычных роспевов для народа в переложении на два и на три голоса священника Николая Курлова).
  11. Курлов Н. И., свящ. Утреня: на два и три голоса a capella. СПб.: Лит. П.К. Селиверстова, 1901. 40 с. (Круг церковных песнопений обычных роспевов для народа в переложении на два и на три голоса священника Николая Курлова).
  12. Курлов Н. И., свящ. Панихида. СПб.: Лит. П. К. Селиверстова, 1901. 12 с. (Круг церковных песнопений обычных роспевов для народа в переложении на два и на три голоса священника Николая Курлова).
  13. Курлов Н. И., свящ. Господи воззвах 8-ми гласов: Киев. роспева: Перелож. на два и на три голоса. СПб.: Типо-Литография и Нотопечатня Н. Г. Уль, 1902. 21 с.
  14. Лорченко К., свящ. Выразительность и осмысленность в исполнении церковных песнопений // Известия по Санкт-Петербургской епархии, издаваемые при журнале «Отдых христианина». 1904. № 4. С. 14–19.
  15. Лебедев В. В., свящ. Общее церковное пение. Народно-певческие хоры. Тамбов: Тип. губернского земства, 1913. 66 с.
  16. Обиход нотного церковного пения при Высочайшем Дворе употребляемый: Ч. 1, 2 / пересмотр., испр. и доп. под рук. Н. Бахметева. СПб.: Лит. Г. Шмидт, 1869. 213 с.
  17. Поселянин Е. Общее церковное пение; народно-певческие хоры. Значение и место Церковного пения при богослужении православной Церкви // Тамбовские епархиальные ведомости. 1906. № 21. С. 968–973.
  18. Поселянин Е. Общее церковное пение; народно-певческие хоры. Значение и место Церковного пения при богослужении православной Церкви // Тамбовские епархиальные ведомости. 1906. № 22. С. 1016–1029.
  19. Рождественский А. Пение и миссия (Из доклада, читанного на миссионерских курсах в Бизюковом монастыре в м. июне сего года) // Херсонские епархиальные ведомости. 1913. № 22. С. 572–577.
  20. Руководственные для православного духовенства указы Святейшего правительствующего синода. 1721–1878 гг. М.: Тип. М. Н. Лаврова и Ко, 1879. 504 с.
  21. Русол Е.В. Поместный собор Русской Православной Церкви 1917–1918 года о церковном пении. М.: ПСТГУ, 2002. 332 с.
  22. Распоряжения епархиального начальства // Известия по Санкт-Петербургской епархии, издаваемые при журнале «Отдых христианина». 1909. № 23. С. 1–5.
  23. С. Д-в. Библиографическая заметка // Архангельские епархиальные ведомости. 1903. № 4. С. 128–130.
  24. Типикон, сиесть Устав. 3-е изд. М.: Изд. Московской Патриархии РПЦ, 2015. 1200 с. Успенский В., прот. Сборник церковных песнопений с переводом их на русский язык. М.: Синод. тип., 1911. 248 с.
  25. Хоровое и регентское дело (раздел «Хроника»). 1909. № 11. С. 289–290.
  26. Хоровое и регентское дело (раздел «Из жизни»). 1910. № 3. С. 67–70.
Емельянова Ольга Александровна
Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., 6/1;
ORCID: 0000-0003-3649-2601;
Электронный адрес: olga.emelianova95@gmail.com.