/
Результат поиска


Егорова М. А. Учитель учителей. Педагогические идеи священномученика Фаддея (Успенского), архиепископа Тверского // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2007. Вып. 2 (5). С. 179-184. — Рец. на кн.: Священномученик Фаддей (Успенский; 1872—1937), архиепископ Тверской. Записки по дидактике
PDF
Егорова Марина Алексеевна
Егорова А. И., Егоров И. В. Исследование риска развития инфантильных черт в юношеском возрасте // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2013. Вып. 3 (30). С. 129-138.
PDF
В статье рассматриваются различные подходы к пониманию инфантилизма в философскопсихологических работах. Дается авторское определение психологического инфантилизма, выделяются составляющие последнего: нежелание брать на себя ответственность за собственное поведение, несамостоятельность, слабое развитие рефлексии, наивность. Подробно изучается один из факторов риска развития психологического инфантилизма в юношеском возрасте — тип семейного воспитания. Методологической основой исследования являются: 1) диспозициональный подход; 2) комплексный подход. В работе эти подходы проявляются в интеграции знаний об инфантилизме в различных направлениях и отраслях научных исследований. В эмпирическом исследовании представлено: выявление составляющих инфантилизма в юношеском возрасте, установление типа семейного воспитания в юношеском возрасте с выраженными показателями по составляющим инфантилизма; установление взаимосвязи между составляющими инфанти типом семейного воспитания в юношеском возрасте. Для решения этих задач использовались следующие методики: анкета, опросник «Уровень субъективного контроля», 16-факторный личностный опросник Р. Кеттела, тест «Родитель — Взрослый — Ребенок», тест самоактуализации Э. Шострома, методика Э. Г. Эйдемиллера, В. В. Юстицкиса «Анализ семейных взаимоотношений», корреляционный анализ. В результате проведенного исследования было установлено, что в группе молодых людей с высокими показателями по составляющим инфантилизма в межличностных отношениях преобладает экстернальный тип контроля, низкий уровень самостоятельности, независимости, самоконтроля, эмоциональная неустойчивость, доминирование позиции «ребенка». В ходе корреляционного анализа были обнаружены взаимосвязи между инфантильными составляющими характера в юношеском возрасте и такими типами семейного воспитания, как потворствование и гиперпротекция.
инфантилизм, психологический инфантилизм, рефлексия, интернальный локус контроля, экстернальный локус контроля, тип семейного воспитания, гиперпротекция, гипопротекция
1.Ananev B. G. Chelovek kak predmet poznania (Man as an Object of Knowledge), Saint-Petersburg, 1999.
2. Egorov I. V. 2007, in Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta, vol. 2/17, pp. 38-50.
3. Eidemiller E. G., Yustitskis B. Psihologia i psihoterapia semyi (Psychology and Psychotherapy of Family), Saint-Petersburg, 1999.
4. Fromm E. Human Soul, Moscow, 1998.
5. Garboozov V. I. Nervnie i trudnie deti (Nervous and Difficult Children), Saint Petersburg, 2008.
6. Kapustina A. N. Mnogofaktornaia lichnostnaia metodika R. Cettell (Multi-factor personality technique of R. Cattell), Saint-Petersburg, 2007.
7. Muzdybaev K. Psihologia otvetstvennosti (Psychology of Responsibility), Leningrad, 1983.
8. Shostrom E. Chelovek-manipulator. Vnutrennee puteshestvie ot manipuljacii k actualizacii (Human-Manipulator. Inner Journey from Manipulation to Actualization), Moscow, 2008.
9. Vygotsky L. S. Izbrannie psihologicheskie issledovanya (Selected Psychological Studies), Moscow, 1956.
10. Yalom I. Jekzistencial'naja psihoterapija (Existential Psychotherapy), Moscow, 2000.
11. Yermolaev O. Y. Matematicheskaya statistika dlya psihologov (Mathematical Statistics for Psychologists), Moscow, 2003.
Егорова Анастасия Ильинична
Егоров Илья Владимирович
Егорова А. С. Херувим из иллюстративного ряда Speculum theologiae // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2019. Вып. 35. С. 33-47. DOI: 10.15382/sturV201935.33-47
Коллекция иллюстраций-диаграмм «Зерцало теологии» (Speculum theologiae) — уникальный вид книжной миниатюры латинского Средневековья, представляющий собой предельно концентрированное визуальное воплощение католической дидактики XIII–XV вв. Статья посвящена одной из миниатюр иллюстративного ряда «Зерцало теологии» со схематичным рисунком херувима, который является не только изображением, но и одновременно таблицей, в которую вписаны основные положения трактата Алана Лилльского «О шестикрылом херувиме». На примере нескольких памятников подробно рассматривается становление и развитие иконографии. Детальный анализ каждой миниатюры позволяет понять и проследить, каким именно образом в этих специфических изображениях выражено сосуществование и взаимное влияние слова и образа. Помимо прочего, в статье показано соотношение рассматриваемой иконографической схемы с другими дидактическими визуальными диаграммами, входящими в коллекцию «Зерцала теологии» (Speculum theologiae). Лист со схематичным изображением херувима рассматривается в статье не как обособленная иллюстрация, сопровождающая богословское сочинение, но как часть целого комплекса миниатюр. Автором статьи были прочитаны и переведены на русский язык таблицы-иллюстрации с изображениями херувимов. Подробный перевод помог понять механизм, по которому работает здесь иллюстрация: как в ней сопоставлены изображения и тексты и как они занимают свои иногда взаимозаменяемые, иногда несводимые друг к другу позиции, как именно создается в этот золотой век схематического богословия схоластики столь исключительная иконография.
искусство западноевропейского Средневековья, средневековые иллюстрированные рукописи, средневековая миниатюра, средневековая иконография, визуальные диаграммы, херувим, искусство памяти в Средние века, cредневековое богословие, Алан Лилльский, Гуго Сен-Викторский
  1. Дионисий Ареопагит. Святого Дионисия Ареопагита о небесной иерархии / пер. с греч. 6-е изд. М.: Синодальная типография, 1898.
  2. Нестерова О. Е. Теория множественности «смыслов» Св. Писания в средневековой христианской экзегетической традиции // Жанры и формы в письменной культуре Средневековья. М.: ИМЛИ РАН, 2005. С. 23–44.
  3. Alani de Insulis, “De sex alis Cherubim”. In Opera omnia / ed. by J.-P. Migne. PL, t. 210. P.: Migne, 1855. Col. 265–280.
  4. Carruthers M. The craft of thought: meditation, rhetoric and the making of images 400-1200. Cambridge: Cambridge University Press, 2003.
  5. The Medieval Craft of Memory: An Anthology of Texts and Pictures / ed. by M. Carruthers, Jan M. Ziolkowski. Philadelphia: University of Pennsylvania Press, 2004.
  6. Carruthers M. The Book of Memory. A Study of Memory in Medieval Culture. Second edition. N. Y.: Cambridge University Press, 2008.
  7. Carruthers M. Ars oblivionalis, ars inveniendi: The Cherub Figure and the Arts of Memory // Gesta. 2009. № 48. P. 99–117.
  8. Clopper Lawrence M. Inscribing Mentalities: Alan of Lille, the De Lisle Psalter Cherub, and Franciscan Meditation // Mindful Spirit in Late Medieval Literature: Essays in Honor of Elizabeth D. Kirk / ed. by Elizabeth D. Kirk, B. Wheeler. N. Y.: Palgrave Macmillan, 2006. P. 57–80.
  9. Evans Michael W. The Geometry of the Mind // AAQ. Architectural Association Quarterly. 1980. Vol. 12. № 4. P. 32–55.
  10. Fergusson G. Signs and symbols in Christian art. London: Oxford University Press, 1989.
  11. Freeman Sandler L. The Psalter of Robert de Lisle in the British Library. L.: Harvey Miller Publishers, 1999.
  12. Hugonis de S. Victore. «De arca Noe morali». In Opera omnia / ed. by J.-P. Migne. PL, t. 176. P.: Migne, 1854. Col. 681–703.
  13. Ladner Gerhart B. Images and ideas in the Middle Ages: Selected studies in history and art. Roma: Edizioni di storia e letteratura, 1983.
  14. Noell B. Medieval Representation of the Cherub and the Diagram in Beinecke MS 416. URL:http://brbl-archive.library.yale.edu/exhibitions/speculum/pdf/8r-noell.pdf (15.05.2019).
  15. Rudolph C. The Mystic Ark: Hugh of Saint Victor, Art, and Thought in the Twelfth Century. N. Y.: Cambridge University Press, 2014.
  16. Saxl F. A spiritual encyclopaedia of the later middle ages // Journal of the Warburg and Courtauld Institutes. 1942. № 5. P. 82–139.
Егорова Анастасия Сергеевна
Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: МГУ им. М. В. Ломоносова; Российская Федерация, 119991, г. Москва, Ломоносовский проспект, 27-4;
ORCID: 0000-0002-9356-2744;
Электронный адрес: eto.nastya@gmail.com.
Егорова А. Ю. «Начинается земля, как известно, от Кремля»: город в азбуках и букварях национальных школ СССР 1940-1991 гг. // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2021. Вып. 62. С. 72-81. DOI: 10.15382/sturIV202162.72-81
Статья посвящена анализу азбук и букварей для национальных школ СССР с 1940 по 1991 г. Предварительно были сформулированы следующие исследовательские вопросы: представлено ли городское пространство в учебниках данного типа? если да, то какой(ие) это город(а)? какие характеристики понятия «город» и какие функции городского образа жизни презентуются ребенку авторами учебников? отличаются ли учебники национальных школ от общесоюзных в данном аспекте?В большинстве учебников для национальных школ представлен только один город — Москва; в единичных случаях — столица союзной или автономной республики, либо края (Мордовия, Белоруссия). Прежде всего город демонстрируется как символ государственной или местной власти — через изображения Кремля и правительственных зданий. Стоит отметить, что, презентируя ребенку городское пространство, составители азбук и букварей выбирали и подчеркивали только одну — политическую характеристику города. Москва в этом случае — символ единой страны, точка «притяжения» и «собирания» национальных окраин. В букварях, изданных для центральных областей СССР, городское пространство было представлено шире, чем в национальных. Реже встречается вариант города как площадки, «сцены» для повседневных событий жизни ребенка. Таким образом, на протяжении рассматриваемого периода сохраняется тенденция презентации города как исключительно столичного, отмеченная в дореволюционных азбуках и букварях В. Г. Безроговым и М. В. Тендряковой, а в пособиях первых лет советской власти — Е. Ю. Ромашиной. И в национальных, и во всесоюзных учебниках прослеживается общая государственная политика идеологизации первой учебной книги для детей.
азбука, букварь, национальная школа, национальный учебник, городское пространство, столица, Москва, Кремль, идеология, младшие школьники
  1. Афтений М. К., Доценко П. С. Абечедар. Кишинев, 1954.
  2. Байбуртян Н. А. Букварь: Для II кл. арм. школы. Ереван, 1981.
  3. Бедняков А. С. Букварь: учебник русского языка для 1 класса горно-алтайских школ. Горно-Алтайск, 1954.
  4. Безрогов В. Г., Тендрякова М. В. Город и Корф: fi gura urbis novae в учебных книгах для земской школы // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2019. Вып. 55. С. 110–127.
  5. Гериева Е. Я. Букварь. Орджоникидзе, 1955.
  6. Гревс И. М. Монументальный город и исторические экскурсии. Пг., 1921.
  7. Деполович Л. П. Букварь. Киев, 1955.
  8. Жукова А. Н., Икавав М. Ф., Агинь И. С. Букварь. Л., 1986.
  9. Заборова Е. Н. Городское управление. Екатеринбург, 2014.
  10. Курилов Г. Н. Букварь. Якутск, 1987.
  11. Кутовой А. А. Букварь. Абакан, 1942.
  12. Морозова П. П., Носова М. С., Радаев В. К. Букварь. Саранск, 1981.
  13. Ромашина Е. Ю. «Мы с тобой родные братья»: смычка города и деревни в букварях и азбуках Советской России 1925–1927 гг. // История. Историки. Источники. 2020. № 4. С. 80–89.
  14. Сивко Н. И. Букварь. Минск, 1954.
Егорова Анастасия Юрьевна
Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого; Российская Федерация, 300026, г. Тула, пр. Ленина, д. 125;
ORCID: 0000-0002-6036-1233;
Электронный адрес: anasego1994@mail.ru.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-013-00246.
Егорова Д. М. «Бог в тундре», «Бог в чуме» и «Бог в душе»: как советская секуляризация влияла на религиозность ненцев (НАО) // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2022. Вып. 103. С. 108-120. DOI: 10.15382/sturI2022103.108-120
Современные процессы национального возрождения коренных малочисленных народов России включают в себя не только возвращение к истокам национальной культуры, они имеют и религиозную составляющую. Повсеместно совершаются попытки воспроизведения древних религиозных традиций и культовых практик. Однако трансформация религиозного мировоззрения, проходившая в течение XX века, изучена недостаточно; в частности, мы имеем мало достоверных данных о том, как повлияло на это активное внедрение советской идеологии. В данной статье рассмотрены процессы секуляризации, происходившие в советский период на территории Ненецкого автономного округа, произведена попытка выявить и осмыслить особенности их влияния на жизнь коренного малочисленного народа России – ненцев. Ненцы являются самыми многочисленными среди прочих коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, ареал их расселения составляют три автономных округа (Ненецкий автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ, Таймырский автономный округ), поэтому они неоднородны благодаря различному контексту исторического формирования, следовательно, на их религиозное мировоззрение влияли различные факторы: соседство с представителями других национальностей, национальная политика Российской империи, христианизация малых народов, политика советского государства в отношении коренных малочисленных народов. Ненцы НАО отличаются от ненцев, проживающих в Ямало-Ненецком и Таймырском автономных округах, не только диалектом, но и культурными традициями. При изучении религиозного мировоззрения современных ненцев НАО было выявлено, что советская секуляризация повлияла на них в большей степени, чем на ненцев ЯНАО и Таймырского АО. Цель данной статьи – выяснить, каким образом советская секуляризация повлияла на мировоззрение ненцев НАО. В основу методологии исследования легла концепция трехуровневой модели секуляризации К. Доббелере. В качестве источников использованы материалы Государственного архива Ненецкого автономного округа, местной газеты «Наръяна вындер» и результаты полевого исследования на территории Ненецкого автономного округа с 2014 по 2019 г.
секуляризация, советская секуляризация, Доббелере, бриколаж, ненцы, Ненецкий автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ
  1. Абульханов А. И. Ненецкий автономный округ. Архангельск, 1977.
  2. Амелина М. К. Акцентные характеристики непроизводных имен в тундровом наречии ненецкогоязыка. Часть I. Ямальский и канинский диалекты // Урало-алтайские исследования. 2011. №2(5). С. 7-38
  3. Гипп К. С., Епихина Е. А. Религиозные верования современного населенияЮгорского полуострова // Гуманитарное пространство: Междунар. альманах. Т. 4. № 5. М.; Явне, 2015. С. 850–862.
  4. Киселев С. Б. Традиционная экономика кочевого населения полуострова Канин в первой третиXX века и вначале XXIвека. Санкт-Петербург, 2018. 211 стр.
  5. Лар Л. А. Традиционная религиозно-обрядовая жизнь ненцев // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2008. № 62. С. 98–108.
  6. Ленин В. И. Социализм и религия: Об отношении рабочей партии к религии. М., 1935.
  7. ТолкачевВ. Ф. Россия. Крайний север. Власть. Архангельск, 2000.
  8. Узланер Д. А. Советская модель секуляризации // Социологические исследования. № 6. Июнь 2010. С. 62 – 69
  9. Dobbelaere K. Secularization: AMulti-Dimensional Concept // Current sociology. 1981. V. 29. P. 10–24.
  10. Vagramenko T. A. Religious conversionand Nenets bricolage: making modernity in the Polar Ural tundra. NationalUniversity of Ireland Maynooth, 2014. 296 p.
Егорова Дарья Михайловна
Статус обучающегося: Аспирант;
Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: ПСТГУ;
Должность: нет;
ORCID: 0000-0002-7969-146X;
Электронный адрес: edm19954@yandex.ru.
Статья подготовлена в рамках проекта «Традиционные сообщества в постсекулярную эпоху» при поддержке ПСТГУ и Фонда «Живая традиция».