/
Результат поиска


Сухова Н. Ю., Дружинин А. В. Комитет для преобразования учебной части семинарий (1840-1847 гг.): успехи и неудачи // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2021. Вып. 101. С. 101-113. DOI: 10.15382/sturII2021101.101-113
Представляемая статья посвящена одному из наименее изученных эпизодов в истории российской духовной школы — действию Комитета для пересмотра «конспектов семинарского учения» (1840–1847). Работа данного комитета была инициирована обер-прокурором Святейшего Синода графом Н. А. Протасовым (1836–1855) в рамках проекта по преобразованию духовно-учебной системы. В выработке и проведении преобразований принимало участие немало деятелей духовно-учебной среды: видных богословов и иерархов своего времени, имевших собственный богословский взгляд на подготовку пастыря. Актуальность рассмотрения деятельности Комитета обуславливается тем, что его работа стоит на пересечении внутренних духовно-академических процессов и влияния внешнего контекста. Отчасти происходит укрепление того, что было решено в рамках реформы 1808–1814 гг., отчасти раскрывается заложенное на перспективу. В идейно-богословском контексте это отражено в выделении новых областей богословского знания из его общей структуры, их активное развитие, в духовно-учебном — происходит поиск новых образовательных моделей в рамках частных инициатив ректоров духовных школ. В то же время был поставлен вопрос об уточнении цели образования в духовных семинариях, высказан призыв приблизить духовно-учебный процесс к цели — подготовке пастыря Церкви, которая в рамках духовно-учебной реформы 1808–1814 гг. была лишь имплицитно заложена в итоговых документах наряду с другой задачей — дать образование детям духовного сословия. Однако работа подобных комитетов ставит вопрос о соотнесении богословских и пасторологических идей эпохи с непосредственными результатами их работы. Насколько богословская мысль эпохи учитывалась в рамках заседаний, была ли она достаточно развита для концептуализации учебного курса, либо причиной неудач стали лишь организационные проблемы? Таким образом, по итогам исследования сделан вывод о причинах неудач протасовских реформ сквозь призму работы основного комитета этой эпохи. Исходя из задач, структура статьи строится по хронологическому принципу, а рассматриваемый период охватывает действие устава духовных училищ: 1820–1860-е гг. По результатам исследования удается установить, что Комитету отводилась ключевая роль в продвижении инициатив различных деятелей духовно-учебной среды и выработке содержательной богословской концепции преобразований, для которых институт обер-прокуратуры являлся лишь внешним стимулом. Однако на итог работы Комитета оказал влияние как ряд организационных проблем синодальной духовно-учебной системы, так и отсутствие единства среди членов Синода относительно взглядов на подготовку пастыря. Представленные выводы показывают неразрывную связь между духовно-учебным процессом и богословским пониманием пастырства, а проблема подготовки пастыря постепенно осознается как ключевая для духовной школы.
история Русской Православной Церкви, Российская духовная школа, пастырская подготовка, граф Н. А. Протасов
  1. Дружинин А. В. Концептуализация идеи пастырской подготовки в российских духовных школах (1814–1869 гг.) // Христианские ценности в культуре современной молодежи: сб. докладов VII международной конференции студентов, магистрантов и аспирантов (26 октября 2018 г.) / ред.-сост.: С. И. Шатравский, С. А. Юшкевич. Минск, 2019. C. 173–184.
  2. Дружинин А. В. Пасторологические аспекты духовного образования в контексте реформы 1808–1814 гг. // Актуальные вопросы церковной науки: научный журнал. 2020. № 1. C. 41–44.
  3. Зайцева Л. А. Общий устав императорских российских университетов 1835 г.: генезис «университетского» законодательства // Lex Russica. 2014. № 7. C. 862–875.
  4. Смолич И. К. История Русской Церкви: 1700–1917. Кн. 8. Ч. 1–2. М., 1996.
  5. Сухова Н. Ю. История центральных органов управления духовно-учебными заведениями в России 1807–1918 гг. // Вестник архивиста. 2001. № 6 (66). С. 264–302.
  6. Федорук В. Н. Реформа духовно-учебных заведений при обер-прокуроре Н. А. Протасове // Среднерусский вестник общественных наук. 2010. № 2. С. 176–181.
Сухова Наталия Юрьевна
Ученая степень: доктор исторических наук;
Ученая степень: доктор богословия;
Ученое звание: профессор;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1;
Должность: профессор кафедры общей и русской церковной истории и канонического права, заведующий Научным центром истории богословия и богословского образования;
ORCID: 0000-0002-3825-2073;
Электронный адрес: suhovanat@gmail.com.
Дружинин Андрей Владимирович
Статус обучающегося: Аспирант;
Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Научно-исследовательский центр истории богословия и богословского образования богословского факультета ПСТГУ;
Должность: младший научный сотрудник Научного центра истории богословия и богословского образования;
ORCID: 0000-0002-1033-2012;
Электронный адрес: andr.pstbi@gmail.com.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19–39–90062.