/
Результат поиска


Дорошенко К. К. Роль изображений дикой природы в трактовке сюжета о Мирном царстве из Книги пророка Исаии (Ис. 11:6-9) в картинах американского художника Эдварда Хикса 1820-1840-х гг. К проблеме взаимодействия иконографических традиций и новаций // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2021. Вып. 44. С. 85-107. DOI: 10.15382/sturV202144.85-107
В данной статье прослеживается трансформация роли изображений дикой природы в композиционно-смысловой структуре живописных картин на сюжет о Мирном царстве в творчестве американского художника Эдварда Хикса (1780-1849). Автором исследования рассматриваются примеры визуализации этого сюжета в произведениях мирового искусства предшествующих веков, в которых обнаруживается скромное представление пейзажного фона или полное его отсутствие. Обозначаются основные предпосылки включения изображений местных природных ландшафтов в композиции Э. Хикса, а также выявляется отражение в них важных аспектов восприятия американской природы первой половины XIX века. Выделяется значение развития науки геологии в формировании тенденции соотнесения специфики дикой природы США с теологическими размышлениями о происхождении мира. Отмечается связь эволюции живописи Хикса, являвшегося служителем религиозного общества Друзей квакеров в Филадельфии, с происходившими в квакерском обществе событиями, которые обусловили стремление художника провести параллели между расколом квакеров 1827 года, подписанием мирного договора У. Пенна с индейцами 1683 года и фрагментом из пророчества Исаии. Анализируется процесс обогащения иконографии сюжета о Мирном царстве в произведениях мастера за счет добавления в их композиции разработанного пейзажного фона. Автор также обозначает точки пересечения текстуальной основы иконографии сюжета и его визуального воплощения в картинах художника, сопоставив отдельные цитаты из Книги пророка Исаии с элементами пейзажных изображений. На основе комплексного анализа живописных произведений Эдварда Хикса на сюжет о Мирном царстве были сделаны выводы, свидетельствующие о выполнении в них пейзажем ряда функций: декоративной, сюжетно-композиционной, хронотопической, коммуникативной и экзегетической, а также о роли изображений дикой американской природы в создании уникального национально-романтического образа рая.
Книга пророка Исаии, Мирное царство, религиозное искусство, иконография, Эдвард Хикс, квакеризм, пейзажный фон, романтизм, американская дикая природа, геология, теология
  1. Алентьева Т. В. Уильям Пенн, квакеры и основание Пенсильвании // Метаморфозы истории. № 2. Псков: ПГПИ им. С. М. Кирова, 2002. C. 259–272.
  2. Лихачев Д. С. Избранные труды по русской и мировой культуре. 2-е изд., перераб. и доп. / сост. и науч. ред. А. С. Запесоцкий . СПб.: СПбГУП, 2015.
  3. Лопухин А. П. Толковая Библия, или Комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов. Книга пророка Исаии. М.: Директ-медиа, 2011.
  4. Парахонская Г. А. Коммуникативная функция пейзажа как предмет социологического анализа // Вестник ТвГУ. Сер. «Философия». 2013. Вып. 4. № 44. С. 83–93.
  5. Соколов М. Н. Принцип рая: Главы об иконологии сада, парка и прекрасного вида. М.: Прогресс-Традиция, 2011.
  6. Adams A. Webs of Allusion: French Protestant Emblem Books of the Sixteenth Century. Geneva: Droz, 2003.
  7. Bedell R. The Anatomy of Nature: Geology and American Landscape Painting, 1825–1875. Princeton, N. J. Oxford: Princeton University Press, 2001.
  8. Campbell S. Early Christian Anemurium and her neighbours in the early Christian period: the mosaics // Actes du XIe congrès international d'archéologie chrétienne. Lyon, Vienne, Grenoble, Genève, Aoste, 21–28 septembre 1986. Rome: École Française de Rome, 1989. P. 1639–1645.
  9. Dillenberger J. The visual arts and Christianity in America: the colonial period through the nineteenth century. Chico, CA: Scholars Press, 1984.
  10. Ford А. Edward Hicks, Painter of the Peaceable Kingdom. Philadelphia: University of Pennsylvania Press, 1998.
  11. Gough M. R. E. The Peaceful Kingdom: An Early Christian Mosaic Pavement in Cilicia Campestris // Mé langes Mansel. Ankara, 1974. P. 411–419.
  12. Hachlili R. Ancient Mosaic Pavements: Themes, Issues and Trends. Leiden; Boston: Brill, 2009.
  13. Hicks E. The Memoirs of the Life and Religious Labors of Edward Hicks, Late of Newtown, Bucks County. Philadelphia: Merrihew & Thompson, 1851.
  14. Kallir J. The folk art tradition: naive painting in Europe and the United States. N. Y.: Galerie St. Etienne and Viking Press, 1982.
  15. Lipman J. American primitive painting. N. Y.: Dover Publications, 1972.
  16. Mather E. P. A Quaker Icon: The Inner Kingdom of Edward Hicks // The Art Quarterly. 1973. Vol. 36, Spring/Summer. P. 84–99.
  17. Mather E. P., Miller D. C. Edward Hicks, his peaceable kingdoms and other paintings. Newark: University of Delaware Press. N. Y.; L. and Toronto: Cornwall Books, 1983.
  18. Mauro H. Messianic Fulfi llments: Staging Indigenous Salvation in America. Lincoln: University of Nebraska Press, 2019.
  19. Moracchini-Mazel G. Les monuments paléochrétiens de la Corse. P.: Bibliothèque des Cahiers archéologiques, 1967.
  20. Porter C. M. Edward Hicks Reads The Book of Nature // Earth Sciences History. 1983. Vol. 2, no. 2. P. 91–96.
  21. Tolles F. B. The Primitive Painter as Poet // Bulletin of Friends Historical Association. 1961. Vol. 50, no. 1. P. 12–30.
  22. William Penn and the founding of Pennsylvania, 1680–1684. A documentary history / еd. by Jean Soderlund. Philadelphia: University of Pennsylvania Press, 1983.
Дорошенко Ксения Константиновна
Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Санкт-Петербургская академия художеств имени Ильи Репина; Российская Федерация, 199034 г. Санкт-Петербург, Университетская наб., 17;
ORCID: 0000-0003-2381-857X;
Электронный адрес: art.prompter@gmail.com.