/
Результат поиска


Димяненко А. А. «Примите сии два рубля от любезной вашей дочери и сберегите их на старость вашу»: управление деньгами в детской литературе 1800-1830-х гг. // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2021. Вып. 63. С. 64-75. DOI: 10.15382/sturIV202163.64-75
В статье представлены результаты анализа детской литературы, вышедшей в период с 1800 по 1830-е гг., где изображаются герои, вовлеченные в экономические отношения: получение наследства и распоряжение деньгами, заработок и накопление денежных средств, покупки и благотворительное пожертвование, помощь бедным. Литература традиционно порицает преступное тяготение человека к деньгам, т.к. богатство противопоставляется духовности, однако анализ детской художественной литературы XIX в. показывает, что в произведениях авторы часто высказывают благосклонное отношение к деньгам. При анализе были выявлены 43 текста, в которых дети управляют собственными деньгами или семейными деньгами, являются владельцами наследства или размышляют о богатстве и бедности с позиции материальной выгоды. Распоряжение деньгами и экономическое планирование в произведениях для детей демонстрирует социальное положения героя, предписанные модели женского и мужского монетарного поведения. Описательные характеристики детей в повестях 1800-1830-х гг., в отличие от предшествующего периода, усложняются и приобретают более выраженную гендерную принадлежность: у героев появляются имена, возраст, социальный статус, отношения в семье и т.д. В выводах рассматривается соотношение возраста и пола главного героя в контексте монетарного поведения и социально-экономических отношений, оценивается распоряжение деньгами: разумное и неразумное использование денег, последствия неразумного использования и факторы, влияющие на экономическую социализацию мальчиков и девочек.
детская литература первой половины XIX века, гендер в детской литературе, экономическая социализация, герой детской литературы, монетарное поведение, благотворительность
  1. Белокурая коса // Детский рассказчик, или Собрание повестей, сказок, рассказов и театральных пьесок. Ч. 1 / сочиненных Виктором Бурьяновым [псевд.] и Владимиром Бурнашевым. СПб., 1836. С. 1–28.
  2. Благодарный сын // Детский друг: Книга для чтения поселянам. Ч. 1–2. СПб., 1807. С. 43–45.
  3. Благотворительность // Новый детский собеседник: [Рассказы и стихи рус. и иностр. авторов]. Ч. 1–6. СПб., 1830. Ч. 1. С. 123–154.
  4. Брат и сестра // Новый детский собеседник: [Рассказы и стихи рус. и иностр. авторов]. Ч. 1–6. СПб., 1830. Ч. 1. С. 52–53.
  5. Гессен В. Ю. Труд детей и подростков в России с XVII века до Октябрьской революции. Т. 1. М.; Л., 1927.
  6. Дашинька и Наташа // Новый детский собеседник: [Рассказы и стихи рус. и иностр. авторов]. Ч. 1–6. СПб., 1830. Ч. 1. С.63.
  7. Дюкре-Дюминиль Ф. Г. Яшенька и Жоржетта, или Приключения двух младенцов, обитавших на горе / Изданныя в свет сочинителем Лолотты и Фанфана, Алексиса, или Домика в лесу. М., 1804. 4 т.
  8. Маленькая лотерея, или первый урок в благотворительности // Новый детский собеседник: [Рассказы и стихи рус. и иностр. авторов]. Ч. 1–6. СПб., 1830. Ч. 1. С. 79–99.
  9. Маленькие путешественники, или Испытания молодости / пер. с фр. М., 1834.
  10. О пользе чтения и письма // Детский друг: Книга для чтения поселянам. Ч. 1–2. СПб., 1807. С. 61–63.
  11. Овечка // Повести и сказки для детей / [Соч.] Анны Зонтаг, издательницы повестей для детей первого и второго возрастов. Ч. [2]. СПб., 1833. С. 182–288.
  12. Одоевский В. Ф. Серебряный рубль // Сказки дедушки Иринея. 1838. URL: https://ru.wikisource.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B1%D1%80%D1%8F%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%80%D1%83%D0%B1%D0%BB%D1%8C_(%D0%9E%D0%B4%D0%BE%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9) (дата обращения: 01.10.2021).
  13. Олинька и бабушка ее Назарьевна // Повести и сказки для детей / [Соч.] Анны Зонтаг, издательницы повестей для детей первого и второго возрастов. Ч. [1]. СПб., 1832. С. 87–130.
  14. Павлуша Штыков и Ваня Баклушин // Детский рассказчик, или Собрание повестей, сказок, рассказов и театральных пьесок. Ч. 1 / сочиненных Виктором Бурьяновым [псевд.] и Владимиром Бурнашевым. СПб., 1836. С. 116–143.
  15. Письма // Детский друг: Книга для чтения поселянам. Ч. 1–2. СПб., 1807. С. 116–120. Прогулка в карете: [рассказ]. 3-е изд. СПб., 1839.
  16. Синова И. В. Правовое положение, труд и повседневная жизнь детей во второй половине XIX — начале XX века. М., 2019.
  17. Трудолюбивый Николаша // Детский рассказчик, или Собрание повестей, сказок, рассказов и театральных пьесок. Ч. 2 / сочиненных Виктором Бурьяновым [псевд.] и Владимиром Бурнашевым. СПб., 1836. С. 110–132.
  18. Чтение // Заря / [Картинки рисовал на камне Осокин]. СПб., 1831. С. 1–34.
Димяненко Анна Андреевна
Ученая степень: кандидат филологических наук;
Место работы: Институт русской литературы (ИРЛИ (Пушкинский дом)) РАН; Российская Федерация, 199034, г. Санкт-Петербург, наб. Макарова, д. 4;
Должность: мл. науч. сотрудник центра исследований детской литературы;
ORCID: 0000-0002-7378-0613;
Электронный адрес: ann.dimyanenko@gmail.com.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта 19-013-00381 «Педагогические концепции гендерной социализации в русской детской литературе».