/
Результат поиска


Дивногорцева С. Ю. Смысл, сущность и цель воспитания в контексте православной педагогической культуры // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2006. Вып. 3. С. 68-87.
PDF
Без постановки определенной цели невозможно понимание смысла и сущности воспитания, равно как невозможна и полноценная воспитательная деятельность. Автор рассматривает смысл, сущность и цель воспитания человека не только с точки зрения православно ориентированной педагогики, но дает сравнительный анализ ее со светской, гуманистической педагогикой. Это позволяет прийти к выводу о том, что принципиальная разница православной и секуляризованной педагогики не в противоположности целей, а в целевой недостаточности последней, в отсутствии у нее цели «высшего уровня».
Дивногорцева Светлана Юрьевна
Дивногорцева С. Ю. Место духовно-нравственного воспитания в общей структуре содержания обрзования // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2007. Вып. 3 (6). С. 21-38.
PDF
В своей работе автор обозначает и анализирует шесть основных позиций в построении системы духовно-нравственного воспитания: ориентация детей на нравственные (религиозные) ценности; включение во все обязательные дисциплины учебного плана духовно-нравственного компонента; взаимосвязь базового образовательного курса, а также других школьных предметов с системой внеурочной и внеклассной воспитательной работы в школе. Кроме того, полноценная система духовно-нравственного воспитания в школе, по мнению автора, невозможна без взаимосвязи с системой дополнительного образования, а работа с семьей, совместная работа школы, учреждений дополнительного образования и семьи в деле духовно-нравственного воспитания выступает пятой позицией в построении этой системы. И, наконец, шестая позиция – это необходимость формирования духовно-нравственной окружающей среды. В этой статье, представляющей первую часть исследования, представлены три основные позиции в построении системы духовно-нравственного воспитания.
Дивногорцева Светлана Юрьевна
Дивногорцева С. Ю. Церковнославянский язык как способ развития познавательной деятельности // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2007. Вып. 3 (6). С. 197-199. — Рец. на кн.: Архипова И.Г. «Церковнославянский язык. 5 класс». Учебно-методическое пособие. М., 2006. 206 с.
PDF
Дивногорцева Светлана Юрьевна
Дивногорцева С. Ю. Место духовно-нравственного воспитания в общей структуре содержания образования // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2007. Вып. 4 (7). С. 41-63.
PDF
Статья продолжает тему исследования основных позиций в построении системы духовно-нравственного воспитания. Если в первой части исследования анализировались такие позиции, как: 1) ориентация детей на нравственные (религиозные) ценности; 2) включение духовно-нравственного компонента во всеобязательные дисциплины учебного плана и 3) взаимосвязь базового образовательного курса (а также других школьных предметов) с системой внеурочной и внеклассной воспитательной работы в школе, то во второй части затрагиваются: 4) проблемы взаимосвязи с системой дополнительного образования; 5) формирование окружающей среды и 6) работа с семьей.
Дивногорцева Светлана Юрьевна
Дивногорцева С. Ю. Влияние христианского вероучения на становление идеалов духовно-нравственного воспитания в русской педагогике // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2009. Вып. 4 (15). С. 42-49.
PDF
Автор статьи, рассматривая период принятия и становления православия в Древней Руси, затрагивает проблему влияния идей христианства на развитие отечественной педагогики. Православие, будучи государство- и культурообразующей религией наших предков, привнесло идеи духовно-нравственного становления личности в педагогическую практику древнерусского человека, стало побудительной причиной получения им образования. Целью образования наши предки видели приобретение знаний о православной вере и благочестии. Средствами ее реализации стали церковные по своему характеру школы, монастыри и книги.
православие, духовно-нравственное становление личности, православная составляющая древнерусской педагогики.
Дивногорцева Светлана Юрьевна
Дивногорцева С. Ю. Этика учителя в православной педагогической традиции русской школы // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2010. Вып. 1 (16). С. 31-40.
PDF
Принятие святым равноапостольным князем Владимиром православного вероучения и возникновение в связи с этим событием потребности древнерусского народа в постижении его основ через чтение и изучение книг Священного Писания, творений святых отцов Церкви стало причиной появления отечественной системы школьного образования и породило особый вид общественно необходимой деятельности —профессионально-педагогической. Одновременно с ее возникновением зарождается педагогическая этика как важнейший ее элемент.
история образования, школьное образование и воспитание, педагогическая этика, этические нормы, учитель.
Дивногорцева Светлана Юрьевна
Дивногорцева С. Ю. Становление государственной системы педагогического образования в дореволюционной России // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2010. Вып. 2 (17). С. 42-48.
PDF
Несмотря на то, что устроение первых школ на Руси воспринималось как дело государственное, долгое время специально подготовленного педагогического сословия в нашей стране не было. Это объясняется, с одной стороны, церковным, вплоть до конца XVII в., характером русской школы, для преподавания в которой вполне соответствовала подготовка священнослужителей. Другой объективной причиной была неразвитость педагогики как науки и методик преподавания отдельных предметов как ее составляющих. Государственная подготовка учительского сословия в России зарождается с конца XVIII в., в начале следующего она начинает складываться в систему, претерпевая интенсивное реформирование и развитие.
история образования, отечественное образование, учебные заведения, подготовка учителей, церковный характер преподавания
Дивногорцева Светлана Юрьевна
Дивногорцева С. Ю. Развитие идеи церковной школы в русской педагогике на рубеже XIX - XX вв. // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2010. Вып. 4 (19). С. 70-80.
PDF
С момента возникновения отечественная школа, ставя своей целью духовно-нравственное воспитание личности, выстраивает содержание образования на постижении истин православного вероучения. После длительного периода увлечения идеей профессиональной, светской школы, начавшегося с петровских реформ, свое второе рождение идея церковной школы получает во второй половине XIX в. Высказанная философами- славянофилами, она была поддержана многими видными педагогами, писателями и общественными деятелями того времени. Среди принимавших непосредственное участие в теоретическом обосновании и практической реализации данной идеи — К. Д. Ушинский, С. А. Рачинский, К. П. Победоносцев и др. В русской эмиграции идеи «воцерковления школы» и «обучающего воспитания» развивались в трудах профессора протоиерея Василия Зеньковского.
история образования, отечественное образование, учебные заведения, народная школа, церковный характер преподавания, духовно-нравственное воспитание и образование
Дивногорцева Светлана Юрьевна
Дивногорцева С. Ю. Наследие русского зарубежья: религиозная педагогика протоиерея В. В. Зеньковского и «Педагогика культуры» С. И. Гессена // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2011. Вып. 2 (21). С. 68-75.
PDF
В историко-педагогическом наследии русской эмиграции особое место занимают два имени — прот. Василия Зеньковского и Сергея Иосифовича Гессена. Несмотря на общность интересующих их проблем и подходов к их решению, основные позиции двух крупнейших педагогов Российского Зарубежья концептуально различны. Зеньковский рассматривает историю педагогики ХХ в. сквозь призму православного религиозного миросозерцания, основанного на христианской антропологии и философии. Гессен как представитель «педагогики культуры» опирается на аксиологический подход.
наследие русского зарубежья, религиозная (православная) педагогика, педагогика культуры, воспитание, образование, антропология, христианская философия, трансцендентализм, богословие
Дивногорцева Светлана Юрьевна
Дивногорцева С. Ю. Православная педагогическая культура России // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2011. Вып. 1 (20). С. 71-80.
PDF
В связи с приоритетностью проблемы духовно-нравственного развития личности в образовательном пространстве современной России актуальной темой педагогических исследований становится обоснование соответствующих путей и способов воспитательной работы, обращение к историческому опыту, который, в том числе, предлагает православная культура. Пройдя тысячелетний период становления и развития в нашей стране, выявляя ошибки и заблуждения, обобщая лучшие опыт и традиции, вырабатывая и удерживая научные знания о педагогическом процессе и его закономерностях, православная педагогическая культура может способствовать лучшему пониманию современных педагогических проблем, нахождению эффективных способов их решения. Предлагаемая статья посвящена целостному отображению феномена православной педагогической культуры России в его историческом развитии и формах, рождающихся в современных реалиях.
православная культура, педагогическая культура, воспитание
Дивногорцева Светлана Юрьевна
Дивногорцева С. Ю. Подготовка учителей религиозной культуры и светской этики в системе современного отечественного педагогического образования // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2013. Вып. 2 (29). С. 57-68.
PDF
Введение в 2012 г. в российские школы предмета «Основы религиозных культур и светской этики» актуализировало проблему подготовки соответствующих педагогических кадров. В статье описан накопленный в отечественном образовательном пространстве за последние двадцать лет опыт подготовки учителей православной культуры, приведены данные об имеющихся на сегодняшний день формах подготовки учителей религиозной культуры и этики, обозначены перспективы обучения педагогов.
религиозная культура и светская этика, подготовка педагогов, образовательная программа
1. Daniljuk A. Ja. Koncepcija duhovno-nravstvennogo razvitija i vospitanija lichnosti grazhdanina Rossii (Concept of Spiritual-Moral Development and Education of Person of Russian Citizen), Moscow, 2009.
2. Janushkjavichene O. L. 2004 “O vozrastnyh osobennostjah detej i metodike prepodavanija Osnov pravoslavnoj kul'tury” (About Age-Related Features of Children and Methodic of Teaching of Basics of Orthodox Culture), in Obrazovanie, 2004, vol. 9, pp. 9-17.
3. Rozina O. V. 2011 “Kljuchevye i predmetnye kompetencii v mirovozzrenii i samosoznanii prepodavatelej «pravoslavnoj kul'tury»” (Key and Subject Competences in World View and Consciousness of Teachers of “Orthodox Culture”), in Vestnik PSTGU. Serija: Pedagogika. Psihologija, Moscow, 2011, vol. 3/22, pp. 10—11.
Дивногорцева Светлана Юрьевна
Дивногорцева С. Ю. К. Д. Ушинский и православная педагогическая культура России середины XIX в // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2014. Вып. 2 (33). С. 102-110. DOI: 10.15382/sturIV201433.102-110
В марте 2014 г. педагогическая общественность России отметила 190-летие со дня рождения выдающегося отечественного ученого и педагога Константина Дмитриевича Ушинского (1824–1870). Его личности и творчеству посвящено множество исследований: в конце XIX в. они в основном были направлены на описание жизни и педагогической деятельности К. Д. Ушинского (В. А. Волкович, М. Л. Модзалевский, Н. К. Маккавейский, М. Л. Песковецкий и др.); в советский период подробно изучался архив К. Д. Ушинского (В. Я. Струминский), рассматривались антропологические идеи ученого (Б. Г. Ананьев, В. Ю. Бельский), общие вопросы его педагогического учения (Д. О. Лордкипанидзе); в постперестроечное время внимание исследователей привлекли философские идеи К. Д. Ушинского (В. Ю. Бельский, А. В. Зацепин), идеи о народности воспитания и организации русской школы (Е. П. Белозерцев, М. Ю. Гвоздецкий, В. М. Меньшиков), христианские мотивы в его педагогическом наследии (С. В. Шевчук), собственно учебные книги К. Д. Ушинского (И. А. Горячева) и методика обучения по ним (Л. Н. Исаев, Н. Г. Медведева и др.). При этом одни исследователи считали и продолжают характеризовать воззрения К. Д. Ушинского как материалистически направленные, близкие к французскому Просвещению, другие горячо отстаивают принадлежность ученого православной культуре. Целью данной статьи является попытка ответить на вопрос: насколько вписывается творчество К. Д. Ушинского в православную педагогическую культуру России вообще и XIX в. в частности?
К. Д. Ушинский, христианство, православная педагогическая культура, религиозно-нравственное влияние, народность воспитания, церковь и школа, наука и религия
1. Архив К. Д. Ушинского: В 4 т. Т. 1 / Струминский В. Я., сост. и подгот. к печати. М., 1959.
2. К. Д. Ушинский. Его жизнь и педагогическая деятельность. Биографический очерк М. Л. Песковецкаго. СПб., 1893.
3. Л. Н. Толстой / Егоров С. Ф., сост. и авт. предисл. М., 1997.
4. Ушинский К. Д. Педагогические сочинения Пирогова // Собрание сочинений. В 11 т. Т. 3. М.; Л., 1948–1952.
5. Ушинский К. Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Т. 1, 2 / С. Ф. Егоров, сост. М., 1988.
Дивногорцева Светлана Юрьевна
Дивногорцева С. Ю. Методика преподавания православной культуры как новая область дидактической науки // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2015. Вып. 2 (37). С. 89-97. DOI: 10.15382/sturIV201537.89-97
Статья посвящена актуальной проблеме преподавания религиозной культуры и светской этики в современной российской общеобразовательной школе. Автор акцентирует внимание на необходимости организации и проведения научно-педагогических исследований для решения общих проблем методики преподавания религиозных культур. На примере методики преподавания православной культуры определены основные направления этих исследований.
дидактика, религиозное образование, методика преподавания православной культуры, научное исследование, учебная дисциплина
1. Дивногорцева С. Ю. Историко-теоретический анализ православной педагогической культуры в России: автореф. дис. … д-ра пед. наук. М., 2011.
2. Дивногорцева С. Ю. Культуросообразность православного воспитания // Педагогика. 2009. № 1. С. 30–37.
3. Дивногорцева С. Ю. Принципы воспитания в православно-ориентированной педагогической концепции // Вестник МГГУ им. М. А. Шолохова. 2007. № 1. С. 70–90.
4. Козырев Н. Ф. Религиозное образование в светской школе: Теория и международный опыт в отечественной перспективе. СПб., 2005.
5. Лихачев Б. Т. Педагогика: Курс лекций. М., 1993.
6. Склярова Т. В. Теория и методика преподавания православной культуры в школе // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2012. Вып. 4 (27). С. 7–12.
7. Ушинский К. Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Т. 1 / Сост. С. Ф. Егоров. М., 1988. С. 194–257.
8. Grimmitt Michael. 1981 “When is Commitment a Problem in Religious Education?”, in British Journal of Religious Studies, 1981, vol. 29/1, pp. 42–53.
Дивногорцева Светлана Юрьевна
Дивногорцева С. Ю. Канонизированные новомученики и исповедники Русской Православной Церкви: их педагогическая деятельность и взгляды на рубеже XIX–XX вв. // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2018. Вып. 48. С. 92-104. DOI: 10.15382/sturIV201848.92-104
В статье анализируется педагогическая деятельность и взгляды некоторых иерархов Русской Православной Церкви, причисленных позднее к лику святых. Основой статьи стала компьютерная база данных «Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX в.» (база данных «За Христа пострадавшие»), разработанная в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете, научные работы, издания проповедей и педагогических работ священномучеников. Вывод, который сделан в конце статьи, позволяет утверждать, что, осознавая сложности и риски сложившейся в России на рубеже XIX–XX вв. политической и социокультурной ситуации, священнослужители Русской Церкви предпринимали усилия, направленные на преодоление индифферентного и негативного отношения населения к православию. В результате анализа их деятельности выделены три основных направления работы: меры по повышению эффективности преподавания и воспитательного воздействия «Закона Божия», усиление общественно-методического и научного-методического направлений в решении этого вопроса; расширение религиозно-просветительской деятельности среди всех слоев населения; обращение к будущим священникам и учителям, к пастве через проповедь-призыв к духовному и нравственному совершенствованию, через печатное слово, издание работ по религиозному обучению и воспитанию.
новомученики и исповедники Русской Православной Церкви, педагогическая деятельность, религиозное обучение, воспитание, просвещение
  1. Канонизированные новомученики и исповедники Русской Православной Церкви. URL: http://martyrs.pstbi.ru/bin/code.exe/frames/mcanonf.html?/ans
  2. Козлов В. Ф. Епархиальный дом в Москве. Хроника жизни дома и Князь-Владимирского храма. 1902–1918 гг. М., 2015.
  3. Кривошеева Н. А. Мысли святителя Тихона об образовании и воспитании. URL: http:// www.taday.ru/text/1240402.html
  4. Митрофанов Георгий, прот. История Русской Церкви (1900–1927) годов. СПб., 2002.
  5. Становская Т. А. Преподавание православной культуры в школах России во второй половине XIX — начале XX в.: Дис. ...канд. пед. наук. М., 2017.
Дивногорцева Светлана Юрьевна
Ученая степень: доктор педагогических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, Москва, 127051, Лихов пер., д. 6;
Должность: Заведующая кафедрой педагогики и методики начального образования;
ORCID: 0000-0002-4143-2614;
Электронный адрес: sdivnogortseva@mail.ru.
Статья поддержана грантом Фонда развития ПСТГУ «Церковь и школа в России в период 1900–1918 гг.» (01-0317/КИП 3).
Дивногорцева С. Ю. Преподавание православного вероучения и православной культуры: задачи, способы обучения и его результат // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2019. Вып. 53. С. 9-19. DOI: 10.15382/sturIV201953.9-19
Автор статьи поднимает проблему необходимости глубокой и фундаментальной подготовки учителей по основам религиозного вероучения и религиозной культуры. Практика преподавания этих предметов в современной российской школе насчитывает около тридцати лет, и для эффективного развития этого процесса становится недостаточным наличие и обобщение опыта. Автор статьи высказывает убеждение в том, в отечественном образовательном пространстве настало время научных исследований и появления науки о религиозном вероучении и религиозной культуре как учебных предметах и закономерностях обучения им различных возрастных групп, которая ляжет в основу подготовки соответствующих педагогических кадров. На примере разработки методики преподавания основ православного вероучения и православной культуры показана позиция автора и его научной школы в отношении постановки целей обучения этим предметам в школе, которые «диктуют» подходы к формулировке принципов, методов обучения и выявления его результатов. Во второй части статьи автором приведены примеры некоторых проблем методики преподавания православного вероучения и православной культуры, которые выявлены им на сегодняшний день и которые могут стать предметом научно-педагогических исследований: логика построения программ, особенности работы с терминологией, отбор содержания учебных книг и формулировки вопросов и заданий. Основной вывод, который делает автор статьи, касается того, что научные разработки методики преподавания православного вероучения и право- славной культуры не должны отставать от школьного обучения или идти вслед за ним, но удовлетворять его запросы, ориентировать школьных учителей на обоснованные, эффективные технологии и методики обучения.
методика преподавания, православное вероучение, православная культура, учебный предмет, духовно-нравственное воспитание, педагогическая деятельность, научно-педагогическое исследование
  1. Актуальные проблемы методики преподавания православной культуры: коллективная монография / [И. В. Метлик, С. Ю. Дивногорцева, Т. В. Склярова и др., научный редактор С. Ю. Дивногорцева]. М., 2016.
  2. Дивногорцева С. Ю., Агеева А. В. Методика преподавания курса «Основы православной культуры»: учебное пособие. М., 2017.
  3. Дорофеева Л. Г. Человек смиренный в агиографии Древней Руси (XI — первая треть XVII в.). Калининград, 2013.
  4. Законы и справочные сведения по начальному народному образованию / А. С. Пругавин, сост. СПб., 1898.
  5. Занков Л. В. Избранные педагогические труды. М., 1990.
  6. Зеньковский В. В., прот. Психология детства. Екатеринбург, 1995.
  7. Игнатьев А. А. Священник Евгений Федорович Сосунцов и его литературно-педагогическая деятельность / А. А. Игнатьев, сост. Казань, 1917.
  8. Иоанн Лествичник, прп. Лествица. Издание Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, 1994.
  9. Становская Т. А. Преподавание православной культуры в школах России во второй половине XIX — начале XX в. : автореф. дис. … канд. пед. н. М., 2017.
  10. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. URL: https://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/543 (дата обращения: 17.01.2019).
Дивногорцева Светлана Юрьевна
Ученая степень: доктор педагогических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, Москва, 127051, Лихов пер., д. 6;
Должность: Заведующая кафедрой педагогики и методики начального образования;
ORCID: 0000-0002-4143-2614;
Электронный адрес: sdivnogortseva@mail.ru.
Статья поддержана грантом Фонда развития ПСТГУ «Школьное религиозное (христианское) образование в России и за рубежом: исторический опыт, проблемы и перспективы».
Дивногорцева С. Ю. Православная педагогика и проблемы религиозного образования // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2020. Вып. 58. С. 11-19. DOI: 10.15382/sturIV202058.11-19
В предлагаемой статье поднимается проблема соответствия методики организации школьного религиозного образования тем нормам, ценностям и принципам, которые лежат в основе религиозной педагогики. Автором обосновывается необходимость существования в образовательном пространстве современной школы феномена религиозного образования, исходя из той задачи, которую ставит современная педагогика перед школой, — всестороннее развитие личности, предполагающее в том числе духовное развитие. Именно религиозное образование, по мнению автора статьи, в наибольшей степени обеспечивает эту сторону развития личности, что свидетельствует о его необходимости. Решение проблемы духовного развития личности в процессе религиозного образования предполагает не только тщательный отбор его содержания, но не менее аккуратный, внимательный и профессиональный подход к методам, приемам и средствам обучения и воспитания учащихся. По мнению автора, важным является их соответствие парадигме той или иной религиозной педагогической культуры, ее ценностным установкам, идеям и принципам. Одновременно такой подход требует критического анализа иных педагогических идей, новаций и инноваций с целью применения в религиозном образовании тех из них, которые сущностно не противоречат традициям религиозной педагогической культуры и не вредят задаче духовного развития личности школьника. На некоторых конкретных примерах автором статьи показано, как те или иные педагогические идеи могут быть приняты или отклонены в религиозном (православном) образовании в силу их соотнесенности с традициями, ценностями и установками православной педагогической культуры.
православная педагогическая культура, религиозное образование, духовное развитие личности
  1. Гутнер Г. Б. Теология и идентичность. Замечания о месте теологии в современном образовании // Теология и образование. Ежегодник Научно-образовательной теологической ассоциации. М., 2018. С. 93–102.
  2. Дивногорцева С. Ю. Основы православной педагогической культуры. М., 2013.
  3. Знаков В. В. Понимание в мышлении, общении, человеческом бытии. М., 2007.
  4. Иларион (Алфеев), митрополит Волоколамский. Теология в образовании и науке: развитие отрасли. Ч. 1. Теология в системе университетского образования: проблемы и перспективы // Теология и образование. Ежегодник Научно-образовательной теологической ассоциации. М., 2019. С. 14–19.
  5. Леонов В., прот. Основы православной антропологии. М., 2013.
  6. Линицкий П. И. Славянофильство и либерализм. Киев, 1882.
  7. Склярова Т. В. Православное образование в современной России: структура и содержание // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2016. Вып. 1 (40). С. 9–16.
Дивногорцева Светлана Юрьевна
Ученая степень: доктор педагогических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, Москва, 127051, Лихов пер., д. 6;
Должность: Заведующая кафедрой педагогики и методики начального образования;
ORCID: 0000-0002-4143-2614;
Электронный адрес: sdivnogortseva@mail.ru.
Статья поддержана грантом Фондом развития ПСТГУ «Школьное религиозное (христианское) образование в России и за рубежом: исторический опыт, проблемы и перспективы».
Дивногорцева С. Ю. Методика преподавания религии как наука и учебная дисциплина // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2021. Вып. 63. С. 50-63. DOI: 10.15382/sturIV202163.50-63
В системе современного российского образования вновь существует и развивается процесс обучения религии. Однако до сих пор в отечественной педагогике отсутствуют работы, посвященные научному анализу, обобщению и выработке экспериментально подтвержденных методических рекомендаций по осуществлению эффективного процесса религиозного образования личности. Цель статьи – анализ проблематики научно-педагогических исследований, посвященных проблеме религиозного образования, выявление и обозначение тех задач, решение которых будет способствовать становлению и развитию новой отрасли знания и учебной дисциплины вуза – методике преподавания религии. Материалы и методы. Ведущими методами исследования стал поиск и анализ проблематики научно-педагогических исследований, посвященных обозначенной проблеме, синтез, обобщение и сравнение материала по общим и частным дидактическим исследованиям. Результаты. Поиск и анализ научных работ, выполненных в Российской Федерации, по методике преподавания религии привели автора статьи к констатации факта об отсутствии педагогических исследований прежде всего в области преподавания религии в конфессионально-ориентированных образовательных учреждениях. Вместе с тем закрепившаяся практика религиозного обучения в России требует ее глубокого научного анализа и обобщения, с одной стороны, а, с другой – разработки концептуальных позиций, подходов к преподаванию религии. Они могут быть разными в зависимости от тех задач, которые ученые будут видеть приоритетными в обучении религии, от возрастных особенностей обучающихся, от типов образовательных учреждений, реализующих процесс религиозного образования обучающихся. Выводы. Автор статьи предлагает считать приоритетным в разработке стратегии религиозного обучения школьников в конфессионально-ориентированных образовательных учреждениях задачу религиозно-нравственного развития и воспитания личности, обозначает возможные принципы, методы и технологии обучения, направленные на ее решение.
религиозное образование, методика преподавания, религии, методика преподавания православного вероучения, дидактика, принципы обучения, методы и технологии обучения
  1. Алексеев В. Ю. Трудности преподавания религии в России // Наука и образование третьего тысячелетия. М., 2018. С. 131–132.
  2. Алфеев Г. В. Теология и преподавание религии в школе // Церковь и время. 2018. № 1 (82). С. 19–28.
  3. Балабейкина О. А. Развитие методики преподавания Закона Божия в Российской империи начала ХХ в. как направление деятельности православного духовенства: протоиерей Аполлоний Темномеров // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской духовной академии. 2021. № 1 (6). С. 31–40.
  4. Балакина Е. И., Сидоренко Н. В. Система духовного образования детей в практике воскресной школы // Полипарадигмальность современного образования: подходы и направления: материалы научно-практической конференции. Барнаул, 2016. С. 162–164.
  5. Барабанов В. В., Григоренко А. Ю. К вопросу о преподавании «Основ религиозных культур и светской этики» в школах // Universum: Вестник Герценовского университета. 2013. № 2. С. 92–102.
  6. Бигнова М. Р. Религиозное образование как социальный феномен: философский анализ: автореф. дис. … канд. философ. наук. Уфа, 2015.
  7. Блинкова А. О. Образование в области религии в школе в России и странах Европейского союза: сравнительный анализ: автореф. дис. … канд. философ. наук. СПб., 2018.
  8. Богомилова Н. Модели и «философия» преподавания религии в современной Европе // Научный результат. Серия: Социальные и гуманитарные исследования. 2015. Т. 1. № 1 (3). С. 27–31.
  9. Бокова О. А., Карандашов В. Д. О некоторых вопросах преподавания дисциплины «Современная философия религии» // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2016. № 3. С. 212–220.
  10. Борецкая В. К. Преподавание курса о религии в ситуации современного поликонфессионального польского общества // Религия и общество. Могилев, 2016. С. 284–286.
  11. Демидов Г. В. Религиозное образование в постсекулярном обществе: автореф. дис. … канд. философ. наук. М., 2018.
  12. Дивногорцева С. Ю. Методика преподавания православной культуры как новая область дидактической науки // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2015. № 2 (37). С. 89–97.
  13. Евсеев Н. Н. Особенности преподавания курса «История религий» в рамках теологического образования // Вестник ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО». Тульское образовательное пространство. 2019. № 4-2. С. 37–38.
  14. Ермошин А. В. Религиозное обучение в светских средних учебных заведениях Казанского учебного округа в 1864–1918 гг.: автореф. дис. … канд. ист. наук. Казань, 2014.
  15. Зайцева О. Р. Религиозное воспитание учащихся в современной школе Германии: дис. … канд. пед. наук. Волгоград, 2005.
  16. Зеньковский В. В. Педагогика. М.; Париж, 1996.
  17. Иванов И. А. К вопросу о методологии преподавания истории нехристианских религий в духовных школах // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской духовной академии. 2020. № 1 (5). С. 64–72.
  18. Кабанова Х. А. Опыт преподавания религии в Греции // Педагогика и психология в современном мире: теоретические и практические исследования. М., 2018. С. 48–53.
  19. Козырев Ф. Н. Методологические ресурсы повышения качества преподавания религии в средней школе // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2006. Т. 6. № 14. С. 191–204.
  20. Козырев Ф. Н. Неконфессиональное религиозное образование в зарубежной школе: дис. … д-ра пед. наук. СПб., 2006.
  21. Колодин А. В. Религиоведческое и религиозное образование: сущность, специфика, проблемы реализации в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Российской Федерации: автореф. дис. … канд. философ. наук. М., 2007.
  22. Конвисер В. Л. Преподавание религии в школах Германии // Преподавание истории и обществознания в школе. 2008. № 8. С. 58–62.
  23. Корскова А. В. «Должен ли быть в школе отдельный урок о религии?». Преподавание «Основ православной культуры» на примере муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Лицей № 21» города Тамбова // Геродот Science. 2018. № 1. С. 67–70.
  24. Левин В. И. Проблема преподавания религии в государственной школе РФ // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского. 2012. № 28. С. 833–836.
  25. Метлик И. В. Интеграция знаний о религии в учебно-воспитательной деятельности светской школы: дис. … д-ра пед. наук. М., 2005.
  26. Розин В. М. Религия вчера и сегодня и о преподавании духовных дисциплин // Философские науки. 2011. № 2. С. 7–25.
  27. Синельников С. П. Православное религиозное образование в РСФСР в 1918–1929 гг.: на материалах Царицынской, Саратовской губерний и Донской области: автореф. дис. … канд. ист. наук. Волгоград, 2011.
  28. Склярова Т. В. Теория и методика преподавания религиозной культуры в школе // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2012. Вып. 4 (27). С. 7–12.
  29. Становская Т. А. Изучение православного богослужения в школах России: история и современность // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2020. Вып. 56. С. 57–71.
  30. Становская Т. А. Преподавание православной культуры в школах России во второй половине XIX — начале ХХ в.: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2017.
  31. Урбанович Л. Н. Евангельские притчи в межпредметной интеграции школьного образования // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2015. Т. 16. № 4. С. 222–232.
  32. Чичерина А. И. Концептуальные положения священномученика Фаддея (Успенского) о методике преподавания дисциплины «Закон Божий» // Вестник Науки и Творчества. 2018. № 5 (29). С. 27–31.
  33. Чумаков М. В., Чумакова Д. М. Психология религии в университете: особенности преподавания // Стратегические ориентиры современного образования. Екатеринбург, 2020. С. 251–253.
  34. Янушкявичене О. Л. Постижение смыслов и тишина на уроке православной культуры // Христианство и педагогика: история и современность. Материалы IV Международной научно-практической конференции. Пенза, 2018. С. 113–120.
Дивногорцева Светлана Юрьевна
Ученая степень: доктор педагогических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, Москва, 127051, Лихов пер., д. 6;
Должность: Заведующая кафедрой педагогики и методики начального образования;
ORCID: 0000-0002-4143-2614;
Электронный адрес: sdivnogortseva@mail.ru.
Дивногорцева С. Ю. Проектирование логики и содержания подготовки будущих педагогов к преподаванию православного вероучения в школе // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2022. Вып. 66. С. 13-24. DOI: 10.15382/sturIV202266.13-24
Введение. В работе зафиксированы два возможных направления подготовки учителей православного вероучения для воскресных и православных общеобразовательных школ современной России – теологическая подготовка с усилением педагогической составляющей и педагогическая с включением теологической компоненты. Целью предложенной статьи является обоснование логики и содержания подготовки учителя православного вероучения в рамках педагогического направления образования с включением богословской (теологической) составляющей. Материалы и методы. Ведущими методами исследования стали анализ и синтез информации из современных научных статей, сопоставление научных идей и концепций, педагогического опыта прошлого и современности, нормативных документов, сайтов православных образовательных учреждений, включенное наблюдение, моделирование. Результаты. В статье представлены выработанные логика и содержание подготовки учителей основ православного вероучения. В качестве исходной составляющей были взяты традиции и опыт подготовки учителей начальных классов, в содержание образовательной программы и учебного плана которых были включены новые элементы: основы православного богословия и культуры; христианская антропология как дисциплина, непосредственно связывающая богословие с педагогикой и раскрывающей для последней иные горизонты взгляда на личность, ее воспитание и развитие, а, значит, позволяющая формулировать иные принципы педагогической деятельности, применять свои особые методы образования личности; методика преподавания основ православного вероучения, знания, умения и опыт овладения которой расширяются и закрепляются в ходе прохождения обучающимися педагогической практики в воскресной и православной общеобразовательной школе, исследования ее отдельных аспектов в ходе подготовки обучающимися курсовых и выпускных квалификационных работ. Выводы. Предложенные логика и содержание подготовки преподавателя основ православного вероучения не требуют разработки отдельной образовательной программы подготовки в рамках бакалавриата, они вполне вписываются в структуру существующих образовательных программ, например, подготовки учителя начальных классов, при условии, что разработчики данных программ ставят своей целью включить в ряд формируемых у обучающихся профессиональных компетенций готовность к осуществлению образовательного процесса в православно-ориентированной школе. Допускаем, что предложенная модель (от изучения теологии к методике преподавания религии в школе) может быть распространена на подготовку учителя любой иной традиционной религии в школе при сохранении логики и изменении содержательного наполнения дисциплин.
подготовка учителя, основы православного вероучения, богословие (теология), христианская антропология, методика преподавания, православный вуз
  1. Беленок И.Л. Теоретические основы профессионально-методической подготовки учителя в педагогическом вузе (на примере подготовки учителя физики): дис. … докт.пед.наук, Новосибирск, 2000. 345 с.
  2. Дивногорцева С.Ю. Историко-теоретический анализ православной педагогической культуры в России. М., 2011. 420 с.
  3. Исидор (Тупикин Р.В.), митр. Государственная аккредитация Смоленской православной духовной семинарии: задачи, опыт, перспективы // Богословский сборник Тамбовской духовной семинарии. 2020. № 3 (12). С. 119–129.
  4. Кедров Н. И. Московская духовная семинария. М., 1889. 158 с.
  5. Компетентностный подход в процессе непрерывного профессионального педагогического образования студентов. Ярославль, 2011. 139 с.
  6. Официальный сайт Пензенской духовной семинарии https://seminariapenza.ru/sveden/files/ilovepdf_merged.pdf
  7. Официальный сайт Смоленской Православной Духовной Семинарии http://smolensk-seminaria.ru/sveden/files/Uchebnyy_plan_2021-2025(2).pdf
  8. Склярова Т.В. Теологическое образование и наука в России с 1993 по 2015 год: документы, события, факты// Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия Педагогика. Психология. 2021. Вып. 63. С. 11-17.
  9. Становская Т.А. Преподавание православной культуры в школах России во второй половине XIX - начале XX вв.: дис. ... канд. пед. наук. М., 2017. 198 с.
  10. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование https://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak/440301_B_3_16032018.pdf
  11. Шмонин Д.В. «Толедские принципы» и теология в школе / Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. 2017. №4. С. 72-88.
Дивногорцева Светлана Юрьевна
Ученая степень: доктор педагогических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, Москва, 127051, Лихов пер., д. 6;
Должность: Заведующая кафедрой педагогики и методики начального образования;
ORCID: 0000-0002-4143-2614;
Электронный адрес: sdivnogortseva@mail.ru.