/
Результат поиска


Попова И. И., Демакова И. Д. Гуманитарная экспертиза как метод научного познания в педагогике // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2021. Вып. 60. С. 37-48. DOI: 10.15382/sturIV202160.37-48
Статья посвящена актуальной проблеме методологии в сфере научно-педагогических исследований: анализу предпосылок оформления гуманитарной экспертизы как метода научного познания в педагогике. Акцент делается на обосновании роли, назначения и инструментального обеспечения гуманитарной экспертизы в образовании. Гипотетически выделяются и рассматриваются три наиболее значимых в педагогике фундаментальных метода, позволяющих определить научные основания метода гуманитарной экспертизы и его инструментальной части применения в педагогических исследованиях. К ним относятся педагогическое наблюдение, педагогическая рефлексия и педагогическая герменевтика. Представленное исследование отражает содержание опыта и выводы отечественных ученых, обратившихся к методу гуманитарной экспертизы с целью определить риски апробации и внедрения новых технологий в жизнь человека. Подчеркивается особое назначение гуманитарной экспертизы в обеспечении этического измерения в процессе оценки рисков, связанных с современными инновационными проектами. В исследовании поднимается проблема формирования экспертной позиции педагога, ориентированного на применение метода гуманитарной экспертизы в практике педагогической деятельности непосредственно в условиях работы с детьми. Статья носит обзорный аналитический характер и формирует представление о направлениях научных исследований, в которых метод гуманитарной экспертизы представляется в качестве предмета исследовательской деятельности. На основе проведенного исследования вносится существенное уточнение в понимание гуманитарной экспертизы в образовании как метода исследования синергичного по своей сути и направленного на анализ гуманитарного потенциала процесса и результатов, полученных в ситуации внедрения педагогических инноваций посредством применения образовательных технологий, а также в условиях внедрения новаторских педагогических моделей и систем.
научно-исследовательская деятельность, гуманитарная экспертиза, отечественная педагогика, педагогические исследования, методы педагогических исследований, метод гуманитарной экспертизы, педагогическое наблюдение, педагогическая рефлексия, педагогическая герменевтика
  1. Ашмарин И. И., Юдин Б. Г. Основы гуманитарной экспертизы // Человек. 1997. № 3. С. 76–87.
  2. Белова С. В. Гуманитарная экспертиза как форма профессиональной рефлексии педагога // Вестник Калмыцкого университета. 2012. № 1 (13). С. 34–41.
  3. Братченко С. Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования: метод. пособие. СПб., 2003.
  4. Братченко С. Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования (психологический аспект). М., 1993.
  5. Брызгалина Е. В., Аласания К. Ю., Садовничий В. А., Миронов В. В., Гавриленко С. М., Вархотов Т. А., Шкомова Е. М., Набиулина Е. А. Социально-гуманитарная экспертиза функционирования национальных депозитариев биоматериалов // Вопросы философии. 2016. № 2. С. 18–21.
  6. Воронин А. А. Контуры гуманитарной экспертизы // Человек. 2014. № 1. С. 81–92.
  7. Выготский Л. С. Педагогическая психология. Глава XVIII. Основные формы изучения личности ребенка. М., 1999. URL: http://a-mov.ru/books/vygotskij -pedagogicheskajapsihologija/116.html (дата обращения: 10.06.2020).
  8. Демакова И. Д. Януш Корчак: живая педагогика изменяющегося мира. М., 2013.
  9. Климова С. М. Гуманитарная экспертиза и экспертное сообщество: постановка проблемы // Философские науки. 2017. № 4. С. 68–80.
  10. Ковров В. В., Оганесян Н. Т. Теоретические подходы к экспертизе процесса воспитания в школе в аспекте его психологической безопасности // Портал психологических изданий PsyJournals.ru. URL: https://psyjournals.ru/cepp/issue/45358_full.shtml [Теоретические подходы к экспертизе процесса воспитания в школе в аспекте его психологической безопасности — Теоретические и прикладные аспекты деятельности Центра экстренной психологической помощи МГППУ] (дата обращения: 12.06.2020).
  11. Скирбекк Г. Есть ли у экспертизы этические основы? // Человек. 1991. № 1. С. 86–93.
  12. Юдин Б. Г. От этической экспертизы к экспертизе гуманитарной // Гуманитарное знание: тенденции развития в XXI веке. В честь 70-летия Игоря Михайловича Ильинского / колл. моногр.; В. А. Луков, общ. ред. М., 2006. С. 214–237.
  13. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М., 2001.
Попова Ирина Ирина Николаевна Попова
Ученая степень: кандидат педагогических наук;
Ученая степень: кандидат педагогических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: ФИРО РАНХиГС; Российская Федерация, 125319, г. Москва, ул. Черняховского, д. 9, стр. 1;
Должность: ведущий научный сотрудник;
ORCID: 0000-0001-6523-4498;
Электронный адрес: popova-in@ranepa.ru.
Демакова Ирина Дмитриевна
Ученая степень: доктор педагогических наук;
Ученая степень: доктор педагогических наук;
Ученое звание: профессор;
Место работы: Московский педагогический государственный университет; Российская Федерация, 119571, г. Москва, проспект Вернадского, д. 88;
Должность: заведующая кафедрой психологической антропологии;
ORCID: 0000-0002-0861-2453;
Электронный адрес: kpndp@yandex.ru.
Статья подготовлена при поддержке гранта РФФИ. Проект № 20-013-00184.