/
Результат поиска


Дашевская З. М. Литургические разработки И.А. Карабинова с точки зрения современной литургической науки // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2020. Вып. 93. С. 97-116. DOI: 10.15382/sturII202093.97-116
В статье рассматриваются идеи и концепции И. А. Карабинова о формировании евхаристической молитвы, представленные им в диссертации «Евхаристическая молитва (анафора). Опыт историко-литургического анализа» и лекционных курсах 1910-х гг. Анализируются научные взгляды И. А. Карабинова наформирование структуры евхаристической молитвы, а также исследовательская методология ученого, применявшаяся им при рассмотрении первоначальных богослужебных форм, этапов развития евхаристической молитвы и взаимовлияния различных литургических традиций. Карабинов впервые в русскоязычной литургической науке осуществил анализ последований как структур и применил при рассмотрении евхологического материала сравнительный метод наряду с историко-генетическими реконструкциями, отказавшись от описания, комментирования и толкования, принятых в литургике прежде. Как представляется русскому ученому, анафора, состоявшая из славословия, благодарения и кратких прошений, заполняется словами призывания, установления, догматическими вставками и расширенными ходатайствами. Эти элементы увеличили общий объем текста, что, по мнению Карабинова, привело к сокращению изначальных элементов анафоры, а именно молитвы благодарения. Заявленная И. А. Карабиновым методология открывает возможности для литургических реконструкций, которые, однако, не будут полными вне рассмотрения историко-богословского контекста и церковной практики, не попавшими в исследовательское поле Карабинова. Тем не менее, избранный И. А. Карабиновым подход сравнительного анализа позволяет не возвращаться к назидательно-толковательному изъяснению евхаристической молитвы в узко-конфессиональных рамках, но дает возможность рассматривать текст евхаристической молитвы в его развитии, учитывая все изменения в его структуре и содержании.
литургическая наука, евхаристическая молитва, анафора, Карабинов, благодарение, установительные слова, эпиклесис, призывание, ходатайство
  1. Бовкало А. А. Последний год существования Богословского института // Минувшее: Исторический альманах. СПб., 1998. № 24.
  2. Желтов М., свящ. Анафора // Православная энциклопедия. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия». Т. 2: Алексий, человек Божий — Анфим Анхиальский. 2006. С. 279–289.
  3. Желтов М., свящ. Карабинов // Православная энциклопедия. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия». Т. 30: Каменец-Подольская и Городокская епархия — Каракал. 2012. С. 614–615.
  4. Желтов М., свящ. Обзор истории православной литургической науки до конца ХХ века. БОГОСЛОВ. RU. URL: http://www.bogoslov.ru/text/1883125.html (дата размещения: 17.09.2011).
  5. Карабинов И. А. Постная Триодь. Исторический обзор её плана, состава, редакций и славянских переводов. М.: ИХТИОС, 2004.
  6. Никифорова А. Ю. «В темные для России годы советского пленения я ежедневно повторял молитву: “Спаситель мира, спаси Россию!”»: Интервью с профессором Папского Восточного института о. Робертом Тафтом // http://pstgu.ru/news/smi/2011/06/09/30391?fbclid=IwAR3MM0zjm36mCAZ7RKRkEIvy1GHvpv_9abVOsM36IsUQWZevXedayEQjvqE (дата обращения: 25.12.2019)
  7. Пивоварова Н. В. Забытые имена в Русской церковной археологии: И. А. Карабинов и Н. В. Малицкий // Искусство христианского мира: сб. статей. Вып. 8. М.: Изд-во ПСTБИ, 2004.
  8. Сове Б. И. История литургической науки в России // Ученые записки Российского Православного университета св. Иоанна Богослова. М., 1996. Вып. 2. С. 21–98.
  9. Сухова Н. Ю. Высшая духовная школа: проблемы и реформы (вторая половина XIX века). М.: Изд-во ПСТГУ, 2006.
  10. Тарасов И., свящ. Жизненный путь профессора Санкт-Петербургской духовной академии Ивана Алексеевича Карабинова (1878–1937) // Христианское чтение. 2014. № 4. С. 125–155.
  11. Тафт Роберт, архим. Византийский церковный обряд: Краткий очерк / пер. с англ. А. А. Чекаловой; ред. рус. перевода и послесловие В. М. Лурье. СПб.: Алетейя, 2000.
  12. Тафт Роберт, архим. Литургическое дело 25 лет спустя после Александра Шмемана (1921–1983): человек и его наследие // Тафт Р. Ф. Статьи. Т. II. Омск, 2011.
  13. Тафт Роберт, архим. Экуменическая наука и католическо-православный спор об эпиклезисе // Тафт Р. Ф. Статьи. Т. II. Омск, 2011.
  14. Успенский Н. Д. Анафора (опыт историко-литургического анализа) // Богословские труды. № 13. С. 40–147. URL:http://www.btrudy.ru/resources/BT13/40_Uspensky_Anaphora.pdf (дата обращения: 25.12.2019)
  15. Baumstark Anton. [Vom geschichtlichen Werden der Liturgie. English] On the historical development of the liturgy / introduction, translation, and annotation by Fritz West; foreword by Robert F. Taft.
  16. Bouley Allan, O. S. B. From Freedom to Formula / The Evolution of the Eucharistic Prayer from Oral Improvisation to Written texts. Washington, D. C.: “The Catholic University of America Press”, 1980.
  17. Fenwick John R. K. The Anaphoras of St Basil and St James. An Investigation into their Common Origin. P. xxvi + 315. (Orientalia Christiana Analecta, 240) Rome: Pontifi cium Institutum Orientale, 1992.
  18. Galadza Daniel. “The Assumptionists and the Study of Byzantine Liturgy”: L’apport des Assomptionnistes français aux études byzantines. Une approche critique, ed. M.-H. Blanchet and I. A. Tudorie (Archives de l’Orient Chrétien 21, P.: Institut Français d’études byzantines, 2017), 233–258.
  19. Galadza Daniel. «Les grandes étapes de la liturgie byzantine» de Miguel Arranz quarante ans après // 60 semaines liturgiques à Saint-Serge. Bilans et perspectives Nouvelles / ed. by A. Lossky and G. Sekulovski. Münster: Aschendorff , 2016. P. 295–310.
  20. Galadza Peter. Baumstark’s Kievan Contemporary, Mikhail N. Skaballanovich (1871–1931 [?]): A Sketch of His Life and Heorthology // Comparative Liturgy Fifty Years After Anton Baumstark (1872–1948): Acts of the International Congress. Rome, 25–29 September 1998.
  21. Orientalia Christiana Analecta. Vol. 265 / ed. by Robert F. Taft, Gabriele Winkler. PIO, 2001. P. 761–777.
  22. Getcha Job. Les études liturgiques russes au XIXe — XXe siècles et leur impact sur la pratique // Les mouvements liturgiques. Corrélations entre pratiques et recherches (Bibliotheca Ephemerides Liturgicae, «Subsidia» 129). Roma, 2004. P. 279–290.
  23. Hann T. [Рец. на дис. И. А. Карабинова «Евхаристическая молитва (анафора). Опыт историко-литургического анализа». СПб., Ч. Киршбаума, 1908] // Theologische Literatturzeitung. 1912. Nr. 26. P. 812–813.
  24. Ligier Louis, S. J. The Origins of the Eucharistic Prayer: From the Last Supper to the Eucharist // Studia Liturgica. 1973. Vol. 9. P. 161–185.
  25. Mateos Juan S. J. La célébration de la Parole dans la Liturgie byzantine. Étude historique. OCA 191. Rome: Pontifi cium Institutum Studiorum Orientalium, 1971.
  26. Petit L. A. Dmitrievsky, Description des manuscrits, liturgiques conservés dans les bibliothèques de l’Orient orthodoxe, t. Ier Τυπικά, Ire partie : Documents émanés des patriarches et règles des monastères [review] // Revue des études byzantines. 1899. № 2–6. P. 314–316. URL:https://www.persee.fr/doc/rebyz_1146-447_1899_num_2_6_3230_t1_0314_0000_1?q=Dmitrievsky+A
  27. Salaville S. Bulletin de liturgie (suite) // Revue des études byzantines / 1929 / 154 / P. 173–208. URL: https://www.persee.fr/doc/rebyz_1146-9447_1929_num_28_154_2606?q=Dmitrievsky+A
  28. Salaville Séverien. Bulletin de liturgie et d’archéologie chrétienne [article] // Revue des études byzantines. 1911. № 89. P. 220–230. URL:https://www.persee.fr/doc/rebyz_1146-9447_1911_num_14_89_3921
  29. Salaville Sévérien. J. Karabinov, Evkharitcheskaia molilva (Anajora), Opyt istorikolitourgitcheskago analiza. [review] // Revue des études byzantines. 1910. № 84. P. 306–307. URL: https://www.persee.fr/doc/rebyz_11469447_1910_num_13_84_3874_t1_0306_0000_4?q=Salaville
  30. Sauget J. M. Bibliographie des Liturgies Orientales (1900–1960). Pont. Institutum Orientalium Studiorum. Roma, 1962.
  31. Spynks Bryan D. Do This in Remembrance of Me / The Eucharist from the Early Church to the Present Day. L.: SCM Press, 2013.
  32. Taft, Robert F., S. J. Anton Baumstark’s Comparative Liturgy Revisited // Acts of the International Congress Comparative Liturgy Fifty Years After Anton Baumstark (1872–1948) ; Rome, 25–29 September 1998. OCA # 265. Roma, 2002. P. 191–237.
  33. Taft, Robert F., S. J. Beyond East and West: Problems in Liturgical Understanding. Pontifical Oriental Institute. Rome, 2001.
  34. West Fritz. Baumstark Tree and Thoughts after Harvest // OCA. P. 164.
  35. Winkler Gabriele. The Achievements of the Pontifi cal Oriental Institute in the Study of Oriental Liturgiology // R. F. Taft and J. L. Dugan, eds., Il 75° Anniversario del Pontifi cio Istituto Orientale. Atti delle celebrazioni giubilari, 15–17 ottobre 1992, OCA 244. Rome, 1994. P. 115–141.
  36. Zheltov Michael. The Moment of Eucharistic Consecration in Byzantine Thought // Issues in Eucharistic Praying in East and West: Essays in Liturgical and Theological Analysis / ed. by Maxwell E. Johnson. 2011. P. 263–306.
Дашевская Зоя Михайловна
Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Свято-Филаретовский православно-христианский институт; МГУ им. М. В. Ломоносова; Российская Федерация, 105062, г. Москва, ул. Покровка, 29, нежилое помещение 2;
Должность: старший преподаватель богословского факультета, соискатель кафедры Истории Церкви;
ORCID: 0000-0002-2193-3382;
Электронный адрес: dean@sfi.ru.
Результаты исследования были представлены на секции «Наследие русских литургистов, данность и заданность» в рамках Ежегодной богословской конференции ПСТГУ 12.11.2019.
Дашевская З. М. Становление историко-литургического направления в русской академической науке конца XIX — начала XX вв.: исследования церковных таинств // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2021. Вып. 99. С. 110-133. DOI: 10.15382/sturII202199.110-133
В русской академической науке второй половины XIX в., вплоть до закрытия духовных школ, историко-литургические исследования занимают особое место. Рассматривая их в комплексе, можно наблюдать формирование самостоятельного направления, в рамках которого развивалась целая отрасль исторической науки. Плодом этого развития стали формирующееся литургическое источниковедение и становление исследовательской методологии, показавшей свою плодотворность и в последующее время, в ХХ в. Работы представителей русской школы, в том числе А. А. Дмитриевского, А. И. Алмазова, И. А. Карабинова, архиепископа Венедикта (Алентова), использовали в своих разработках известные специалисты Папского восточного института, последователи так называемой «Школы Матеоса». Историко-литургический анализ последований церковных таинств составлял важнейшее направление в этих работах. Подходы русских ученых к изучению историко-литургических аспектов церковных таинств и их научная методология являются предметом данной статьи. Исследования литургической стороны чинопоследований в работах литургистов не конфликтовали с догматическим содержанием церковных таинств, поскольку их авторы увязывали развитие богослужения (в том числе таинств и обрядов) с церковной и общественной историей, как и с развитием богословских идей и концепций. Плоды трудов представителей историко-литургического направления свидетельствуют о формирующейся историко-литургической научной школе в России в пореформенное время. Русские литургисты, несмотря на разные позиции в отношении литургической истории и даже взаимную критику, привнесли в историческую науку историко-критический и сравнительногенетический методы изучения литургических памятников; их работы стали вкладом в интеллектуальную историю России, а исследовательские подходы и сегодня сохраняют свою актуальность. Разработка историко-литургического направления в русской духовной школе стимулировала дальнейшие исторические исследования; ученые, оставаясь в рамках науки, продолжали критически рассматривать и анализировать исторические свидетельства в их взаимосвязи. Их работы дают возможность выстроить целостную историю развития богослужения византийского обряда.
литургика, церковные таинства, богослужение, византийский обряд, А. А. Дмитриевский, И. А. Карабинов, А. И. Алмазов, архиепископ Венедикт (Алентов)
  1. Бухингер Х. Крещение и миропомазание в сирийской традиции III–IV вв. // Православное учение о церковных таинствах: Материалы подготовительных семинаров Международной богословской конференции Русской Православной Церкви «Православное учение о церковных таинствах» (Москва, 13–16 ноября 2007 г.). М., 2007. Т. 1. С. 220–233.
  2. Венедикт (Алентов), архиеп. К истории православного богослужения: Историко-литургическое и археологическое исследование о чине таинства Елеосвящения. Киев: Изд-во им. свт. Льва, папы Римского, 2004.
  3. Глубоковский Н. Н. Русская богословская наука в ее историческом развитии и новейшем состоянии. М.: Изд-во Свято-Владимирского братства, 2002.
  4. Готц Р. Таинства в истории отношений между Востоком и Западом / пер. с нем.; науч. ред. П. Д. Сахаров. М.: Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2014.
  5. Джонсон М. Крещение и Миропомазание в египетской традиции III–IV вв. // Православное учение о церковных таинствах: Материалы подготовительных семинаров Международной богословской конференции Русской Православной Церкви «Православное учение о церковных таинствах» (Москва, 13–16 ноября 2007 г.). М., 2007. Т. 1. С. 234–256.
  6. Дмитриевский А. А. Лекции по литургике. Ч. 1: Курсы лекций, прочитанные студентам Казанской духовной академии в 1882–1884 гг. Екатеринбург, 2017.
  7. Дмитриевский А. А. Наука о православном богослужении: Курс лекций, читанный на Петроградских Богословских курсах. 1923–1928.
  8. Желтов Михаил, диак. Историко-литургические аспекты сакраментологии // Православное учение о церковных таинствах. Т. I: Синодальная библейско-богословская комиссия. М., 2009. С. 124–133.
  9. Желтов М., свящ. Обзор истории православной литургической науки до конца ХХ века. // Сайт «Богослов.ru». URL: http://www.bogoslov.ru/text/1883125.html (дата обращения 17.09.2011).
  10. Желтов М. С., К. А. М. А. И. Алмазов // Православная энциклопедия. Т. 2. М.: ЦНЦ «Православная энциклопедия», 2001. С. 38–39.
  11. Катанский А. Л. Догматическое учение о семи церковных таинствах в творениях древнейших отцов и писателей церкви до Оригена включительно. Историко-догматическое исследование. М.: Паломник, 2003.: Репринт с издания 1877 г.
  12. Корогодина М. В. Исповедь в России в XIV–XIX вв.: Исследование и тексты. СПб.: Дмитрий Буланин, 2006.
  13. Меррас М. Некоторые важнейшие аспекты Крещения и Миропомазания в ранневизантийской традиции // Православное учение о церковных таинствах: Материалы подготовительных семинаров Международной богословской конференции Русской Православной Церкви «Православное учение о церковных таинствах» (Москва, 13–16 ноября 2007 г.). М., 2007. Т. 1. С. 280–294.
  14. Пентковский А. М. Покаянная практика христианской Церкви во второй половине первого тысячелетия по Р. Х. // Православное учение о церковных таинствах: Материалы подготовительных семинаров Международной богословской конференции Русской Православной Церкви «Православное учение о церковных таинствах» (Москва, 1316 ноября 2007 г.). М., 2007. Т. 3. С. 203–215.
  15. Санюк Глеб, свящ. Литургические исследования профессора СПбДА А. Л. Катанского // Христианское Чтение. 2015. № 2. С. 178–187.
  16. Сухова Н. Ю. Высшая духовная школа: проблемы и реформы (вторая половина XIX века). М.: Изд-во ПСТГУ, 2006.
  17. Сухова Н. Ю. Вертоград наук духовный: сб. статей по истории высшего духовного образования в России XIX — начала XX века. М.: Изд-во ПСТГУ, 2007.
  18. Сухова Н. Ю. Система научно-богословской аттестации в России в XIX — начале XX в. М.: Изд-во ПСТГУ, 2009.
  19. Сухова Н. Ю. Формирование литургики как академической дисциплины // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2017. Вып. 2(18). С. 88–116.
  20. Тафт Роберт, архим. Литургическое дело 25 лет спустя после Александра Шмемана (1921–1983): человек и его наследие // Он же. Статьи. Т. II. Омск, 2011.
  21. Тафт Р. Ф. Как растут литургии // Матеос Х., Тафт Р. Ф. Развитие византийской литургии. Киев: Quo Vadis, 2009.
  22. Ткаченко А. А. Исповедь // Православная энциклопедия. М.: ЦНЦ «Православная энциклопедия», 2011. Т. 27. С. 624–634.
  23. Ткаченко А. А., Реморов Иоанн, диак. Елеосвящение // Православная энциклопедия. М.: ЦНЦ «Православная энциклопедия», 2008. Т. 18. С. 325–337.
  24. Христофоров В. С. Венедикт // Православная энциклопедия. М.: ЦНЦ «Православная энциклопедия», 2004. Т. 7. С. 576–577.
  25. Getcha Job. Les études liturgiques russes au XIXe — XXe siècles et leur impact sur la pratique // Les mouvements liturgiques. Corrélations entre pratiques et recherches. Roma, 2004. P. 279–290.
  26. Meyendorff P. The Anointing of the Sick. Orthodox Liturgy Series 1. Crestwood, N. Y.: SVS Press, 2009.
  27. Sauget Joseph-Marie. Bibliographie des liturgies orientales, 1900–1960. Pont. Institutum Orientalium Studiorum, 1962. P. 57–59.
  28. The Church at Prayer: Vol. III: The Sacraments. The Liturgical Press: Collegeville, Minnesota, 1987.
  29. The Study of Liturgy (Revised Edition). Edited by Cheslyn Jones, Edward Yarnold, SJ, Geoffrey Wainwright, and Paul Bradshaw. Oxford university press, 1992.
Дашевская Зоя Михайловна
Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Свято-Филаретовский православно-христианский институт; МГУ им. М. В. Ломоносова; Российская Федерация, 105062, г. Москва, ул. Покровка, 29, нежилое помещение 2;
Должность: старший преподаватель богословского факультета, соискатель кафедры Истории Церкви;
ORCID: 0000-0002-2193-3382;
Электронный адрес: dean@sfi.ru.