/
Результат поиска


Дашевская З. М. Литургические разработки И.А. Карабинова с точки зрения современной литургической науки // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2020. Вып. 93. С. 97-116. DOI: 10.15382/sturII202093.97-116
В статье рассматриваются идеи и концепции И. А. Карабинова о формировании евхаристической молитвы, представленные им в диссертации «Евхаристическая молитва (анафора). Опыт историко-литургического анализа» и лекционных курсах 1910-х гг. Анализируются научные взгляды И. А. Карабинова наформирование структуры евхаристической молитвы, а также исследовательская методология ученого, применявшаяся им при рассмотрении первоначальных богослужебных форм, этапов развития евхаристической молитвы и взаимовлияния различных литургических традиций. Карабинов впервые в русскоязычной литургической науке осуществил анализ последований как структур и применил при рассмотрении евхологического материала сравнительный метод наряду с историко-генетическими реконструкциями, отказавшись от описания, комментирования и толкования, принятых в литургике прежде. Как представляется русскому ученому, анафора, состоявшая из славословия, благодарения и кратких прошений, заполняется словами призывания, установления, догматическими вставками и расширенными ходатайствами. Эти элементы увеличили общий объем текста, что, по мнению Карабинова, привело к сокращению изначальных элементов анафоры, а именно молитвы благодарения. Заявленная И. А. Карабиновым методология открывает возможности для литургических реконструкций, которые, однако, не будут полными вне рассмотрения историко-богословского контекста и церковной практики, не попавшими в исследовательское поле Карабинова. Тем не менее, избранный И. А. Карабиновым подход сравнительного анализа позволяет не возвращаться к назидательно-толковательному изъяснению евхаристической молитвы в узко-конфессиональных рамках, но дает возможность рассматривать текст евхаристической молитвы в его развитии, учитывая все изменения в его структуре и содержании.
литургическая наука, евхаристическая молитва, анафора, Карабинов, благодарение, установительные слова, эпиклесис, призывание, ходатайство
  1. Бовкало А. А. Последний год существования Богословского института // Минувшее: Исторический альманах. СПб., 1998. № 24.
  2. Желтов М., свящ. Анафора // Православная энциклопедия. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия». Т. 2: Алексий, человек Божий — Анфим Анхиальский. 2006. С. 279–289.
  3. Желтов М., свящ. Карабинов // Православная энциклопедия. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия». Т. 30: Каменец-Подольская и Городокская епархия — Каракал. 2012. С. 614–615.
  4. Желтов М., свящ. Обзор истории православной литургической науки до конца ХХ века. БОГОСЛОВ. RU. URL: http://www.bogoslov.ru/text/1883125.html (дата размещения: 17.09.2011).
  5. Карабинов И. А. Постная Триодь. Исторический обзор её плана, состава, редакций и славянских переводов. М.: ИХТИОС, 2004.
  6. Никифорова А. Ю. «В темные для России годы советского пленения я ежедневно повторял молитву: “Спаситель мира, спаси Россию!”»: Интервью с профессором Папского Восточного института о. Робертом Тафтом // http://pstgu.ru/news/smi/2011/06/09/30391?fbclid=IwAR3MM0zjm36mCAZ7RKRkEIvy1GHvpv_9abVOsM36IsUQWZevXedayEQjvqE (дата обращения: 25.12.2019)
  7. Пивоварова Н. В. Забытые имена в Русской церковной археологии: И. А. Карабинов и Н. В. Малицкий // Искусство христианского мира: сб. статей. Вып. 8. М.: Изд-во ПСTБИ, 2004.
  8. Сове Б. И. История литургической науки в России // Ученые записки Российского Православного университета св. Иоанна Богослова. М., 1996. Вып. 2. С. 21–98.
  9. Сухова Н. Ю. Высшая духовная школа: проблемы и реформы (вторая половина XIX века). М.: Изд-во ПСТГУ, 2006.
  10. Тарасов И., свящ. Жизненный путь профессора Санкт-Петербургской духовной академии Ивана Алексеевича Карабинова (1878–1937) // Христианское чтение. 2014. № 4. С. 125–155.
  11. Тафт Роберт, архим. Византийский церковный обряд: Краткий очерк / пер. с англ. А. А. Чекаловой; ред. рус. перевода и послесловие В. М. Лурье. СПб.: Алетейя, 2000.
  12. Тафт Роберт, архим. Литургическое дело 25 лет спустя после Александра Шмемана (1921–1983): человек и его наследие // Тафт Р. Ф. Статьи. Т. II. Омск, 2011.
  13. Тафт Роберт, архим. Экуменическая наука и католическо-православный спор об эпиклезисе // Тафт Р. Ф. Статьи. Т. II. Омск, 2011.
  14. Успенский Н. Д. Анафора (опыт историко-литургического анализа) // Богословские труды. № 13. С. 40–147. URL:http://www.btrudy.ru/resources/BT13/40_Uspensky_Anaphora.pdf (дата обращения: 25.12.2019)
  15. Baumstark Anton. [Vom geschichtlichen Werden der Liturgie. English] On the historical development of the liturgy / introduction, translation, and annotation by Fritz West; foreword by Robert F. Taft.
  16. Bouley Allan, O. S. B. From Freedom to Formula / The Evolution of the Eucharistic Prayer from Oral Improvisation to Written texts. Washington, D. C.: “The Catholic University of America Press”, 1980.
  17. Fenwick John R. K. The Anaphoras of St Basil and St James. An Investigation into their Common Origin. P. xxvi + 315. (Orientalia Christiana Analecta, 240) Rome: Pontifi cium Institutum Orientale, 1992.
  18. Galadza Daniel. “The Assumptionists and the Study of Byzantine Liturgy”: L’apport des Assomptionnistes français aux études byzantines. Une approche critique, ed. M.-H. Blanchet and I. A. Tudorie (Archives de l’Orient Chrétien 21, P.: Institut Français d’études byzantines, 2017), 233–258.
  19. Galadza Daniel. «Les grandes étapes de la liturgie byzantine» de Miguel Arranz quarante ans après // 60 semaines liturgiques à Saint-Serge. Bilans et perspectives Nouvelles / ed. by A. Lossky and G. Sekulovski. Münster: Aschendorff , 2016. P. 295–310.
  20. Galadza Peter. Baumstark’s Kievan Contemporary, Mikhail N. Skaballanovich (1871–1931 [?]): A Sketch of His Life and Heorthology // Comparative Liturgy Fifty Years After Anton Baumstark (1872–1948): Acts of the International Congress. Rome, 25–29 September 1998.
  21. Orientalia Christiana Analecta. Vol. 265 / ed. by Robert F. Taft, Gabriele Winkler. PIO, 2001. P. 761–777.
  22. Getcha Job. Les études liturgiques russes au XIXe — XXe siècles et leur impact sur la pratique // Les mouvements liturgiques. Corrélations entre pratiques et recherches (Bibliotheca Ephemerides Liturgicae, «Subsidia» 129). Roma, 2004. P. 279–290.
  23. Hann T. [Рец. на дис. И. А. Карабинова «Евхаристическая молитва (анафора). Опыт историко-литургического анализа». СПб., Ч. Киршбаума, 1908] // Theologische Literatturzeitung. 1912. Nr. 26. P. 812–813.
  24. Ligier Louis, S. J. The Origins of the Eucharistic Prayer: From the Last Supper to the Eucharist // Studia Liturgica. 1973. Vol. 9. P. 161–185.
  25. Mateos Juan S. J. La célébration de la Parole dans la Liturgie byzantine. Étude historique. OCA 191. Rome: Pontifi cium Institutum Studiorum Orientalium, 1971.
  26. Petit L. A. Dmitrievsky, Description des manuscrits, liturgiques conservés dans les bibliothèques de l’Orient orthodoxe, t. Ier Τυπικά, Ire partie : Documents émanés des patriarches et règles des monastères [review] // Revue des études byzantines. 1899. № 2–6. P. 314–316. URL:https://www.persee.fr/doc/rebyz_1146-447_1899_num_2_6_3230_t1_0314_0000_1?q=Dmitrievsky+A
  27. Salaville S. Bulletin de liturgie (suite) // Revue des études byzantines / 1929 / 154 / P. 173–208. URL: https://www.persee.fr/doc/rebyz_1146-9447_1929_num_28_154_2606?q=Dmitrievsky+A
  28. Salaville Séverien. Bulletin de liturgie et d’archéologie chrétienne [article] // Revue des études byzantines. 1911. № 89. P. 220–230. URL:https://www.persee.fr/doc/rebyz_1146-9447_1911_num_14_89_3921
  29. Salaville Sévérien. J. Karabinov, Evkharitcheskaia molilva (Anajora), Opyt istorikolitourgitcheskago analiza. [review] // Revue des études byzantines. 1910. № 84. P. 306–307. URL: https://www.persee.fr/doc/rebyz_11469447_1910_num_13_84_3874_t1_0306_0000_4?q=Salaville
  30. Sauget J. M. Bibliographie des Liturgies Orientales (1900–1960). Pont. Institutum Orientalium Studiorum. Roma, 1962.
  31. Spynks Bryan D. Do This in Remembrance of Me / The Eucharist from the Early Church to the Present Day. L.: SCM Press, 2013.
  32. Taft, Robert F., S. J. Anton Baumstark’s Comparative Liturgy Revisited // Acts of the International Congress Comparative Liturgy Fifty Years After Anton Baumstark (1872–1948) ; Rome, 25–29 September 1998. OCA # 265. Roma, 2002. P. 191–237.
  33. Taft, Robert F., S. J. Beyond East and West: Problems in Liturgical Understanding. Pontifical Oriental Institute. Rome, 2001.
  34. West Fritz. Baumstark Tree and Thoughts after Harvest // OCA. P. 164.
  35. Winkler Gabriele. The Achievements of the Pontifi cal Oriental Institute in the Study of Oriental Liturgiology // R. F. Taft and J. L. Dugan, eds., Il 75° Anniversario del Pontifi cio Istituto Orientale. Atti delle celebrazioni giubilari, 15–17 ottobre 1992, OCA 244. Rome, 1994. P. 115–141.
  36. Zheltov Michael. The Moment of Eucharistic Consecration in Byzantine Thought // Issues in Eucharistic Praying in East and West: Essays in Liturgical and Theological Analysis / ed. by Maxwell E. Johnson. 2011. P. 263–306.
Дашевская Зоя Михайловна
Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Свято-Филаретовский православно-христианский институт; МГУ им. М. В. Ломоносова; Российская Федерация, 105062, г. Москва, ул. Покровка, 29, нежилое помещение 2;
Должность: декан богословского факультета, соискатель кафедры Истории Церкви;
ORCID: 0000-0002-2193-3382;
Электронный адрес: dean@sfi.ru.
Результаты исследования были представлены на секции «Наследие русских литургистов, данность и заданность» в рамках Ежегодной богословской конференции ПСТГУ 12.11.2019.