/
Результат поиска


Гудилина Е. Н. В поисках Пути: Христианское братство борьбы и его программа // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2019. Вып. 91. С. 74-91. DOI: 10.15382/sturII201991.74-91
Статья посвящена исследованию идейных установок религиозно-политической организации «Христианское братство борьбы», существовавшей с 1905 по 1908 г. и представлявшей собой яркий образец Русского религиозного возрождения. Христианское братство борьбы не только сформулировало взгляды на социально-экономические и политические отношения сквозь призму православия, но и предпринимало попытки активной политической борьбы за воплощение идеала-Церкви на практике. Программные документы Христианского братства борьбы (программа братства, ряд «обращений» к общественности, а также публицистические работы «Взыскующим Града», «Письма ко всем» и «Христианское отношение к власти и насилию») содержат в себе религиозносоциальный идеал, реконструкция которого и является целью статьи. Нерасторжимость социального и религиозного элементов в конструировании идеала привело к своеобразному видению Христианским братством борьбы концепций христианской общественности и христианского общественного служения, свободы и насилия, подлинного общения и выборности. По мнению Христианского братства борьбы, индивидуальное спасение должно быть дополнено активной борьбой за религиозно-социальный идеал и вовлечением Церкви и верующих в политическую сферу и в борьбу за власть. Изложенное в программных документах видение Христианским братством борьбы идеального устройства общества представляет собой своеобразное смешение утопичного, «непременно конечного и окончательного идеала», наполненного эсхатологическими ожиданиями, с реальной политикой, учитывающей нужды и потребности конкретного человека и гарантирующей ему основные права и свободы. Установка Христианского братства борьбы на выделение в своей программе программы-минимум в экономической и политической сферах лишь подчеркивала особенности христианской политики, распространяющейся не только на духовную сферу общественных отношений, но и на все общество в целом. При этом исключительно инструментальный подход к религии и Церкви, стремление к их использованию в политике способно привести к десакрализации и обесцениванию столь значимых для человека и общества феноменов общественной жизни.
Христианское братство борьбы, христианская политика, христианская общественность, принцип выборности, свобода, насилие, Русское религиозное возрождение
  1. Антонов К. Политическое измерение русской религиозной философии // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. 2014. № 3 (32). С. 265‒294.
  2. Берлин И. Два понимания свободы // Берлин И. Философия свободы. Европа. М., 2001. С. 122–185.
  3. Булгаков С. Н. Церковь и государство // Вопросы религии. М., 1906.
  4. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.
  5. Взыскующие града. Хроника частной жизни русских религиозных философов в письмах и дневниках / сост., подг. текста, вступ. ст. и коммент. В. И. Кейдана. М., 1997.
  6. Воронцова И. В. «Свободное христианство» еп. Михаила (Семенова) и «социальные» программы 1905‒1915 гг. // Гуманитарные науки в Сибири. 2013. № 2. С. 52‒56.
  7. Воронцова И. В. Архимандрит Феодор (А. М. Бухарев) и проблема «плоти и духа» в «неохристианстве». На материале писем к диакону А. А. Лебедеву // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2013. № 2. С. 7–21.
  8. Воронцова И. В. В поисках христианского социального идеала: «неохристиане» и «христианские социалисты» (1890–1908) // Труды Нижегородской духовной семинарии. 2018. Вып. 16. С. 349‒365.
  9. Воронцова И. В. «Социальное христианство» С. Н. Булгакова, Христианского братства борьбы и Н. Н. Неплюева (1905‒1908) // Вестник ПСТГУ. Сер: II: История. История Русской православной Церкви. 2015. № 3 (64). С. 18‒30.
  10. Жукова О. А. Имперский порядок и метафизика свободы: христианский социализм В. Ф. Эрна // Имперская и монархическая составляющая либеральной идеологии: Сб. материалов Всероссийской научной конференции. 24–26 сентября 2014 г. Орёл
  11. Госуниверситет–УНПК. Орел, 2014. С. 103–114.
  12. Зернов Н. Русское религиозное возрождение ХХ века. Paris, 1974.
  13. Исупов К. Судьбы классического наследия и философско-эстетическая культура серебряного века. СПб., 2010.
  14. Колеров М. А. Не мир, но меч. Русская религиозно-философская печать от «Проблем идеализма» до «Вех». 1902–1909. СПб., 1996.
  15. Лузина Т. В. П. Свенцицкий времени Христианского братства борьбы и «голгофского христианства» // Церковь и государство в истории русской мысли. Свято-Троицкие чтения в РХГА. 31 мая 2013 г.
  16. Нашедшие Град. История Христианского братства борьбы в письмах и документах / сост., предисл., коммент. С. В. Черткова. М., 2017.
  17. Останина О. Обновленчество и реформаторство в Русской Православной Церкви в начале ХХ века. Л., 1991.
  18. Скиннер К. Истоки современной политической мысли: в 2 т. Т. 1: Эпоха Ренессанса. М., 2018.
  19. Чертков С. В. В. П. Свенцицкий, его последователи и эпигоны (И. А. Ильин, Д. С. Мережковский, Н. Бердяев) // Философия и культура. 2010. № 5 (29). С. 102–114.
  20. Шерер Ю. В поисках «христианского социализма» в России // Вопросы философии. 2000. № 12. С. 88–133.
Гудилина Екатерина Николаевна
Статус обучающегося: Аспирант;
Статус обучающегося: Аспирант;
Ученое звание: академик РАН;
Место учёбы: Санкт-Петербургский государственный университет; Российская Федерация, 191124, г. Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 1/3, 7-й подъезд;
ORCID: 0000-0002-0435-1671;
Электронный адрес: ek.gudilina@gmail.com.