/
Результат поиска


Гришина Н. В. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2011. Вып. 4 (41). С. 119-123. — Рец. на кн.: Цыганков Д. А. Профессор В.И. Герье и его ученики. М.: Изд-во РОССПЭН, 2010. 503 с.
PDF
Гришина Наталья Владимировна
Гришин А. А. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2012. Вып. 4 (42). С. 135-139. — Рец. на кн.: Ure A. Vasili Rozanov and the Сreation: Edenic Vision and the Rejection of Eschatology. N. Y.: Continuum, 2011. 272 p.
PDF
Гришин Алексей Алексеевич
Гришин А. А. О. Павел Флоренский и В. В. Розанов: диалог священника и семьянина // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2012. Вып. 6 (44). С. 117-123. — Рец. на кн.: Розанов В. В. Собрание сочинений. Литературные изгнанники. Книга вторая. Республика, 2010
PDF
Гришин Алексей Алексеевич
Гришин А. А. Пол, семья и религия в переписке В. В. Розанова и С. А. Рачинского. // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2013. Вып. 6 (50). С. 46-64.
PDF
Статья посвящена анализу переписки В. В. Розанова и С. А. Рачинского с точки зрения вопросов пола, семьи и их соотношения с религией. Два мыслителя выступают как представители различных мировоззрений, противоположность которых выявляется в ходе осмысления их взглядов на указанные вопросы. Ключевой проблемой в рассматриваемом диалоге является вопрос о восприятии явлений пола, брака и семьи как явлений, относящихся к области сакрального или профанного бытия. Для осмысления этой проблемы представляется конструктивным обращение к отдельным аспектам современных теорий сакрального. Размышление о вопросах пола В. В. Розанов начинает с мысли о связи религиозности с сексуальностью. Позиция Церкви по вопросам брака, как отмечает Розанов, весьма двойственна и неоднозначна: с одной стороны, внешне и теоретически брак признаётся таинством и благословляется, но с другой стороны, внутренне и на уровне непосредственной практики область пола и брака оказывается полем действия административно-репрессивных мер и запретной темой для обсуждения. Выразителем подобного взгляда является и С. А. Рачинский. По Розанову же, высшим проявлением связи пола и религии является сотворение души нового человека Богом, происходящее непосредственно в момент зачатия. Подобное восприятие пола как благословения, по Розанову, — лучшее из возможных лекарств от различного рода вольнодумства, атеизма и других подобных явлений. Проблемы, о которых писал Розанов, в настоящее время отнюдь не исчезли, но скорее напротив усугубились. Обращение к наследию В. В. Розанова и, в частности, рассмотрение идей, высказанных им в диалоге с С. А. Рачинским, может способствовать поиску путей разрешения этих проблем.
пол, семья, брак, любовь, религия, человеческая природа, грех, духовность, святость, В. В. Розанов, С. А. Рачинский
1. Zenkin S. N. Nebozhestvennoe sakral'noe: teorija i hudozhestvennaja praktika (Non-Divine Sacral” Theory and Artistic Practice), Moscow, 2012.
2. Rozanov V. V. Religija. Filosofija. Kul'tura (Religion. Philosophy. Culture), Moscow, 1992.
3. Rozanov V. V. Sobranie sochinenij. Literaturnye izgnanniki (Collected Works. Literary Exiles), M.oscow, 2010. Kn. 2.
4. Struve P. B. (1995) “Bol'shoj pisatel' s organicheskim porokom” (Big Writer with Organic Vice) in: V. V. Rozanov: pro et contra, Saint-Petersburg, 1995, vol. 1, pp. 378–387.
Гришин Алексей Алексеевич
Гришин А. А. Сакральное без головы // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2014. Вып. 2 (52). С. 145-150. — Рец. на кн.: Зенкин С. Н. Небожественное сакральное: теория и художественная практика. РГГУ, 2012
PDF
Гришин Алексей Алексеевич
Гришина Е. В. Четвертый путь или универсальный принцип этики? // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2022. Вып. 99. С. 153-158. — Рец. на кн.: Шохин В. К. Философия практического разума: агатологический проект. СПб.: Владимир Даль, 2020. 421 с. (Серия «Слово о сущем», т. 129)
PDF
Гришина Елена Валерьевна
Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет;
ORCID: 0000-0002-9214-1024;
Электронный адрес: abameleck@yandex.ru; для публикаций - grilen2015@yandex.ru.
Гришина Е. В. Лев Толстой в диалектике Б. П. Вышеславцева // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2022. Вып. 102. С. 53-69. DOI: 10.15382/sturI2022102.53-69
Автор предпринимает попытку реконструкции философского диалога Б. П. Вышеславцева со Л. Н. Толстым. Учитывая, что убеждения этих мыслителей касательно философско-правовых, религиозных и социально-экономических вопросов на первый взгляд носят оппозиционный характер, в статье исследуется как их различие, так и сходство. Автор рассматривает тексты, где упоминается Толстой, анализирует контекст и выявляет ряд идей, которые могли бы помочь изучению мировоззрения обоих философов и поднимаемых ими проблем. На первый взгляд, толстовские темы у Вышеславцева собраны в области философии права, но более глубокое обсуждение позволяет увидеть, что эти темы имеют религиозные основания. Выясняется также значимость фигуры П. И. Новгородцева в формировании Вышеславцева как диалектика. Философ рисует монументальный образ Толстого, в то же время указывая на наивность его решений и пытаясь осмыслить объективные причины его бунта. В связи с этим становятся более понятными и обоснованными причины бунта самого Вышеславцева, активно выступавшего против всякого рода тоталитаризма и насильственного социального действия. По его мнению, власть может оправдать себя только перейдя в совершенно иное экзистенциальное состояние, а именно – в состояние относительного безвластия. Таким состоянием общественно-политических структур являются «право» и «демократия (феномен, противоположный «диктатуре»). Вышеславцев размышляет над антиномией абсолютного и относительного, и приходит к выводу, что абсолютное может осуществляться в относительном только в относительных формах. Однако абсолютное есть не только идея, которая движет человеком на пути самосовершенствования и социального развития, но и высший элемент человеческой природы, на основе которого, по христианскому обетованию, формируется богоподобное устроение жизни. Для реализации идеи личной нравственности требуется соответствующим образом организованное государство. Такое государство, по его мнению, вполне возможно. Однако анализируя сложность современной ему действительности, и подводя итоги последнего периода развития индустриальной культуры (50-е годы XX века), философ констатирует весьма неутешительный результат, который, однако, не лишает его оптимизма на путях поиска новых конструктивных решений.
Вышеславцев, Толстой, Новгородцев, антиномия, право, власть, христианский анархизм
  1. Бердяев Н. А. Судьба России. М., 1918.
  2. Вышеславцев Б. П. Богооставленность // Путь. 1940. № 61. С. 15–21.
  3. Вышеславцев Б. П. Вечное в русской философии. М.: Республика, 1994.
  4. Вышеславцев Б. П. Два пути социального движения // Путь. Париж, 1926. № 4. Июнь-июль. С. 127–138.
  5. Вышеславцев Б. П. Кризис индустриальной культуры // Сочинения / ред. В. В. Сапов. М.: Раритет, 1995. С. 181–434.
  6. Вышеславцев Б. П. Лев Толстой // Русская земля: альманах для юношества (ко дню рус. культуры) / под ред. А. М. Чёрного и В. В. Зеньковского. Париж: Религиозно-педагогический кабинет, 1928. С. 92–95.
  7. Вышеславцев Б. П. Образ Божий в грехопадении // Путь. 1938. № 55. С. 24–40.
  8. Вышеславцев Б. П. Проблема власти и ее религиозный смысл // Путь. 1934. № 42. Январь-март. С. 3–21.
  9. Вышеславцев Б. П. Религия и безрелигиозность // Проблемы русского религиозного сознания: сб. статей. Берлин, 1924. С. 7–52.
  10. Вышеславцев Б. П. Русская стихия у Достоевского. Берлин: Обелиск, 1923.
  11. Вышеславцев Б. П. Русский национальный характер // Вопросы философии. 1995. № 6. С. 112–121.
  12. Вышеславцев Б. П. Христианство и социальный вопрос. Париж; Варшава, 1929.
  13. Вышеславцев Б. П. Этика преображённого Эроса. М.: Республика, 1994.
  14. Вышеславцев Б. П. Этика Фихте. Основы права и нравственности в системе трансцендентальной философии. М., 1914.
  15. Евлампиев И. И. «Анархизм» Л. Н. Толстого и его возможные философские основания // Русская литература и философия: пути взаимодействия. М.: Водолей, 2018. С. 180–195.
  16. Новгородцев П. И. Введение в философию права: Кризис современного правосознания. М., 1909.
  17. Новгородцев П. И. Кризис анархизма // Вопросы философии и психологии. 1917. № 4–5 (139–140). С. 127–154.
  18. Новгородцев П. И. Об общественном идеале. Берлин: Слово, 1921.
  19. Солнцева Н. М. Вышеславцев Борис Петрович // Русские литературоведы ХХ века: биобиблиографический словарь. Т. 1: А — Л. / сост. А. А. Холиков; под общ. ред. А. О. Клинга и А. А. Холикова. М.; СПб.: Нестор-История, 2017. С. 212–213.
  20. Табаков А. Л. Справедливость и право: некоторые аспекты соотношения в русской философии права второй половины XIX — первой половины XX века // Вестник Московского университета. Сер. 11: Право. 2017. № 3. С. 88–97.
  21. Толстой Л. Н. [Письмо студенту о праве] // Полное собрание сочинений. Т. 38. М.: Художественная литература, 1936. С. 54–60.
  22. Толстой Л. Н. Царство Божие внутри вас // Полное собрание сочинений. Т. 28. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1957.
Гришина Елена Валерьевна
Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Россия, г. Москва;
ORCID: 0000-0002-9214-1024;
Электронный адрес: abameleck@yandex.ru.