/
Результат поиска


Грибкова А. И. Парные сцены «Рождество Христово» и «Успение Богоматери» в росписи собора Саввино-Сторожевского монастыря 1649–1650 гг.: место в программе и особенности иконографии // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2022. Вып. 45. С. 45-63. DOI: 10.15382/sturV202245.45-63
Статья посвящена истокам возникновения парных композиций «Рождество Христово» и «Успение Богоматери» в росписи Рождественского собора Саввино-Сторожевского монастыря 1649–1650 гг. Сложившаяся во второй четверти – середине XVII в. традиция воспроизведения древних программ позволяет отнести к данной практике монастырский собор в Звенигороде. Наличие больших парных композиций в наосе находит сходство с русскими памятниками XII–XVI вв., а не с росписями своего времени. Оба изображения оказываются созвучны композициям «Рождество Богоматери» на западной стене и «Похвала Богоматери» в центральной конхе. Комбинация четырех сцен раскрывает главный смысл всей программы, который заключается в идее Боговоплощения и прославлении Богородицы. Расположенные на восточной стене наоса сцены житийного цикла Богоматери указывают на их существование до возведения иконостаса середины XVII в. Между тем иконографический анализ парных сцен сближает их с памятниками своего времени. В первую очередь это заметно в композиции «Рождество Христово», которая структурно близка к аналогичным иконам XVI–XVII вв. В «Успении Богоматери» обнаруживается сходство с храмовой иконой из Успенского собора Московского Кремля 1472–1474 гг., а также с вышитой для нее в 1640-е гг. пеленой. Результаты исследования показывают, что парные композиции могли входить в состав древней росписи, при этом в середине XVII в. они вместе со всей программой были исполнены заново и дополнены новыми элементами.
Рождество Христово, Успение Богоматери, парные сцены, роспись, композиция, иконография, живопись.
  1. Алешкина Л. В. Гимнография двунадесятых праздников в богословском и иконографическом осмыслении. М.: Изд-во ООО «Киновек», 2013.
  2. Алпатов М. В. Фрески храма Успения на Волотовом поле // Памятники искусства, разрушенные немецкими захватчиками в СССР: сб. статей под ред. акад. И. Грабаря. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1948. С. 103–148.
  3. Баранов В. В. Результаты новейших исследований живописи алтарной преграды Рождественского собора Саввино-Сторожевского монастыря. К вопросу о датировке храма и его первоначальной росписи // Саввинские чтения: сб. тр. по ист. Звенигородского края. М.: ПАЛЬМИР, 2019. Вып. 4. С. 231–255.
  4. Бетин Л. В., Шередега В. И. Алтарная преграда Рождественского собора Саввино-Сторожевского монастыря // Реставрация и исследования памятников культуры. Вып. 2. М.: Стройиздат, 1982. С. 52–55.
  5. Брюсова В. Г. Андрей Рублев. М.: Изобразительное искусство, 1995.
  6. Брюсова В. Г. Русская живопись 17 века. М.: Искусство, 1984.
  7. Глазунов А. А. Материалы для истории русской иконописи. Вып. 1. М.: Русская Печатня, 1914.
  8. Дмитриев Ю. Н. Стенопись Архангельского собора Московского Кремля (материалы к исследованию) // Древнерусское искусство. XVII век. М.: Наука, 1964. С. 138–158.
  9. Кондрашина В. А. О большом иконостасе Богородице-Рождественского собора Саввино-Сторожевского монастыря. По архивным материалам // Русская поздняя икона от XVII до начала XX столетия: сб. статей / ред.-сост. М. М. Красилин [ГосНИИР]. М., 2001. С. 121–136.
  10. Лидов А. М. Византийские иконы Синая. М.; Афины: Христианский восток, 1999.
  11. Маясова Н. А. Древнерусское лицевое шитье: Каталог. М.: Красная площадь, 2004.
  12. Нерсесян Л. В. Дионисий иконник и фрески Ферапонтова монастыря. М.: Северный паломник, 2002.
  13. Нерсесян Л. В. Фрески Ферапонтова монастыря и система росписи русских храмов XV–XVI вв. // Древнерусское искусство. Идея и образ. Опыты изучения византийского и древнерусского искусства: Материалы международной научной конференции 1–2 ноября 2005 г. М.: Северный паломник, 2009. С. 235–250.
  14. Николаева Т. В. Древний Звенигород. М.: Искусство, 1978.
  15. Осташенко Е. Я. «Успение» — храмовая икона Успенского собора Московского Кремля. К вопросу о развитии живописи Москвы во второй половине XV в. // Древнерусское и поствизантийское искусство. Вторая половина XV — начало XVI века. К 500-летию росписи собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря: сб. статей. М.: Се- верный паломник, 2005. С. 40–64.
  16. Покровский Н. В. Евангелие в памятниках иконографии / вступ. ст. Г. И. Вздорнова. М.: Прогресс-Традиция, 2001.
  17. Попов Г. В. «Первое стенное письмо» Рождественского собора Саввино-Сторожевского монастыря // В созвездии Льва: сб. статей по древнерусскому искусству в честь Льва Исааковича Лифшица / отв. ред. М. А. Орлова. М.: Государственный институт искусствознания, 2014. С. 350–369.
  18. Попов Г. В. Живопись и миниатюра Москвы XV — начала XVI века. М., 1975.
  19. Попова О. С. Пути Византийского искусства. 2-е изд., испр. М.: ГАММА-ПРЕСС, 2020.
  20. Преподобный Савва Сторожевский. Иконография XV — начала XX века. М.: Лето, 2013.
  21. Саввино-Сторожевский монастырь и его окрестности: Путеводитель. Звенигород: Изд. отд. Саввино-Сторожевского Ставропигиального мужского монастыря, 2018.
  22. Саввино-Сторожевский монастырь. История: к 600-летию преставления основателя обители преподобного Саввы Сторожевского / [Яшина О. Н., Доценко И. И.] Звенигород: Изд. отд. Саввино-Сторожевского Ставропигиального мужского монастыря, 2006.
  23. Самойлова Т. Е. Княжеские портреты в росписи Архангельского собора Московского Кремля. Иконографическая программа XVI века. М.: Прогресс-Традиция, 2004.
  24. Сарабьянов В. Д. «Успение Богоматери» и «Рождество Христово» в системе декорации собора Антониева монастыря и их иконографический протограф // Искусство христианского мира: сб. статей. Вып. 5. М.: Изд-во Православного Свято-Тихоновского богословского института, 2001. С. 29–39.
  25. Сарабьянов В. Д. Живопись середины 1120-х — начала 1160-х годов // История русского искусства в 22 т. Т. 2, ч. 1: Искусство 20–60-х годов XII века / отв. ред. Л. И. Лифшиц. М.: Государственный институт искусствознания, 2012.
  26. Сарабьянов В. Д. Росписи Успенского собора Киево-Печерской лавры в традициях древнерусской храмовой декорации // Искусствознание. 2/04. М.: Государственный институт искусствознания, 2004. С. 188–236.
  27. Сарабьянов В. Д. Спасо-Преображенская церковь Евфросиньева монастыря и ее фрески: 2-е изд. М.: Северный паломник, 2009.
  28. Сарабьянов В. Д. Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря. М.: Северный паломник, 2015.
  29. Сарабьянов В. Д., Смирнова Э. С. История древнерусской живописи. М.: Изд-во ПСТГУ, 2007.
  30. Сизов Е. С. Датировка росписи Архангельского собора Московского Кремля и историческая основа некоторых ее сюжетов // Древнерусское искусство. XVII век. М.: Наука, 1964. С. 160–174.
  31. Сорокатый В. М. О датировке росписи собора Чуда Архангела Михаила в Хонех Московского Чудова монастыря // Искусство средневековой Руси / редкол.: Н. С. Владимирская, Е. Б. Гусарова, А. Б. Стерлигов, И. А. Стерлигова, Л. А. Щенникова (отв. ред.). (Материалы и исслед. / Гос. историко-культурный Музей-заповедник «Московский Кремль»; 12). М., 1999. С. 181–198.
  32. Толстая Т. В. Храмовая икона Успенского собора Московского Кремля (к проблеме иконографического типа) // Государственные Музеи Московского Кремля. Материалы и исследования. Вып. VII. Проблемы русской средневековой художественной культуры. М.: Искусство, 1990. С. 67–86.
  33. Успенский А. И. История стенописи Успенского собора в Москве // Древности. Труды Имп. Московского археологического общества. Т. 19. Вып. 3. М.: Т-во тип. А. И. Мамонтова, 1902. С. 47–70.
  34. Филатов В. В. Главные фрески Успенского собора в Звенигороде // Звенигород за шесть столетий: сб. статей / под ред. В. А. Кондрашиной, Л. А. Тимошиной. М.: УРСС, 1998. С. 348–360.
  35. Чураков С. С. Отражение рублевского плана росписи в стенописи XVII в. Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры // Андрей Рублев и его эпоха: cб. статей / под ред. М. В. Алпатова. М., 1971. С. 194–212.
  36. Этингоф О. Е. Образ Богоматери. Очерки византийской иконографии XI–XIII вв. М.: Прогресс-Традиция, 2000.
  37. Этингоф О. Е. Сопоставление сцен «Рождество Христово» и «Успение Богоматери» в росписях церквей Богородицы в Студенице и Благовещения в Градаце. Новый взгляд // ДРИ. Русь. Византия. Балканы. XIII век. СПб.: Дмитрий Буланин, 1997. С. 59–76.
  38. Maguire H. Art and Eloquence in Byzantium. New Jersey: Princeton University Press, 1994.
  39. Stichel R. Die Geburt Christi in der russischen Ikonenmalerei: Voraussetzungen in Glauben und Kunst des christlichen Ostens und Westens. Stuttgart: Franz Steiner Verlag, 1990.
Грибкова Анна Ивановна
Статус обучающегося: Аспирант;
Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Государственный институт искусствознания;
ORCID: 0000-0001-7655-4286;
Электронный адрес: gribkovanna@list.ru.