/
Результат поиска


Грацианский М. В. Св. император Юстиниан и спор о Трех Главах // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2007. Вып. 1 (17). С. 7-26.
PDF
В данной статье рассматривается период спора о Трех Главах и подготовки Пятого Вселенского Собора (553 г.). Основным предметом рассмотрения, с точки зрения соответствия целям императорской церковной политики, являются политические шаги императора Юстиниана (527–565), предпринятые им для проведения осуждения Трех Глав. Большое внимание также уделяется анализу мнений противников осуждения Трех Глав из числа сторонников римского папы.
Грацианский Михаил Вячеславович
Грацианский М. В. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2007. Вып. 2 (18). С. 165-170. — Рец. на кн.: Arab-Byzantine Relations in Early Islamic Times / M. Bonner, ed. Ashgate (Aldershot), 2005. (The Formation of the Classical Islamic World; 8). lv + 465 p.
PDF
Грацианский Михаил Вячеславович
Грацианский М. В. Жанровые особенности "Истории александрийских патриархов" Севира ибн аль-Мукаффы // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2007. Вып. 3 (9). С. 43-49.
PDF
Статья содержит обзор основных особенностей «Истории александрийских патриархов», приписываемой Севиру бен аль-Мукаффе, епископу Ашмунайскому (Гермопольскому). Рассматриваются вопросы авторства, структуры, использованных источников, литературного жанра, а также основные мотивы, принципы хронографии и принадлежность к историографической традиции.
Грацианский Михаил Вячеславович
Грацианский М. В. Возникновение и развитие концепции папского примата в I-V вв // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2014. Вып. 2 (52). С. 9-29. DOI: 10.15382/sturI201452.9-29
Публикуемая статья посвящена анализу возникновения и развития концепции папского примата — специфического воззрения на роль и место епископа Римского во вселенской Церкви. Автором рассматривается период с момента возникновения традиции о мученической смерти апостола Петра в Риме во II веке и до понтификата папы Льва I (440–461), который подвел промежуточный итог развитию идеи об исключительном положении Римского Понтифика в Церкви. В статье анализируются ранние (II–IV вв.) свидетельства об отношении апостола Петра к Риму, представлявшие его сначала как римского мученика, затем как основоположника епископской кафедры, а затем как первого епископа Римского. Таким образом, восприятие личности апостола Петра прежде всего в Римской Церкви подается в его развитии. В статье демонстрируется, как из весьма ненадежной древней традиции, связывающей кончину апостола с Римом, в IV–V вв. вырастает концепция о Петре как «князе апостолов» (princeps apostolorum), передавшем свою «власть» над вселенской Церковью епископам Римским — концепция, нашедшее свое крайнее развитие в учении папы Льва I. Параллельно дается очерк положения Римской Церкви в ранний период и отдельно — границ ее административной юрисдикции. Автор статьи стремится показать, что идея о вселенской роли Римской Церкви и ее претензии на общецерковную юрисдикцию в пределах Римской империи основывались на принципах кардинально отличных от принципов церковно-административного устройства, применявшихся в имперской Церкви и основанных на постановлениях поместных и вселенских соборов.
Римская Церковь, папство, апостол Петр, Евсевий Кесарийский, Тертуллиан, Иероним, каноны, Вселенские соборы, папа Иннокентий I, папа Лев I.
1. Ameling W. 2011 “Petrus in Rom. Zur Genese frühchristlicher Erinnerung” in: Heid S. (ed.) Petrus und Paulus in Rom. Eine interdisziplinäre Debatte, Freiburg im Breisgau, 2011, pp. 468–491.
2. Anastos M. 1957 “The Transfer of Illyricum, Calabria and Sicily to the Jurisdiction of the Patriarchate of Constantinople in 732–733” in: «Silloge Bizantina» in onore di Silvio Giuseppe Mercati, Rome, 1957, pp. 15–31.
3. Caspar E. (ed.) Das Register Gregors VII, Berlin, 1920.
4. Demacopoulos G. E. The Invention of Peter. Apostolic Discourse and Papal Authority in Late Antiquity, Philadelphia, 2013.
5. Dinkler E. 1959 “Die Petrus-Rom-Frage” in: Theologische Rundschau, 1959, vol. 25, pp. 189–230, 289–335.
6. Durã V. N. 2006 “The «Petrine Primacy»: The Role of the Bishop of Rome according to the Canonical Legislation of the Ecumenical Councils of the First Millennium, an Ecclesiological-Canonical Evaluation” in: Kasper W. (ed.) The Petrine ministry: Catholics and Orthodox in dialogue, New York, 2006, pp. 159–187
7. Haller J. Das Papsttum. Idee und Wirklichkeit, Stuttgart, 1950.
8. Heid S. 2011 “Die Anfänge der Verehrung der apostolischen Gräber in Rom” in: Heid S. (ed.) Petrus und Paulus in Rom. Eine interdisziplinäre Debatte, Freiburg im Breisgau, 2011, pp. 283–308.
9. Kötter J.-M. 2012 “Autonomie der illyrischen Kirche? Die Sixtus-Briefe der Collectio Thessalonicensis und der Streit um das kirchliche Illyricum” in: Millennium, vol. 9, pp. 163–185.
10. Lanzoni F. Le diocesi d’Italia dalle origini al principio del secolo VII (an. 604). Faenza, 1927, vol. 2.
11. Mielsch H. 2011 “Die Umgebung des Petrusgrabes im 2. Jahrhundert” in: Heid S. (ed.) Petrus und Paulus in Rom. Eine interdisziplinäre Debatte, Freiburg im Breisgau, 2011, pp. 383–404.
12. Mirbt C. Quellen zur Geschichte des Papsttums und des römischen Katholizismus, Tübingen, 19113.
13. Riesner R. 2011 “Apostelgeschichte, Pastoralbriefe, 1. Clemens-Brief und die Martyrien der Apostel in Rom” in: Heid S. (ed.) Petrus und Paulus in Rom. Eine interdisziplinäre Debatte, Freiburg im Breisgau, 2011, pp. 153–179.
14. Schmitt T. 2011 “Die Christenverfolgung unter Nero” in: Heid S. (ed.) Petrus und Paulus in Rom. Eine interdisziplinäre Debatte, Freiburg im Breisgau, 2011, pp. 517–537.
15. Weber W. 2011 “Die Suche nach dem Patrusgrab. Zu den archäologischen Untersuchungen im Bereich der Confessio von St. Peter” in: Heid S. (ed.) Petrus und Paulus in Rom. Eine interdisziplinäre Debatte, Freiburg im Breisgau, 2011, pp. 67–113;
16. Zwierlein O. Petrus in Rom: Die literarischen Zeugnisse, Berlin, 2009.
17. Leporskij P. I. Istorija Fessalonikskogo jekzarhata do vremeni prisoedinenija k Konstantinopol'skomu patriarhatu (History of Exarchate of Thessalonica before Its Addition to Patriarchate of Constantinople), Saint-Petersbourg, 1901.
Грацианский Михаил Вячеславович
Грацианский М. В. Апостол Петр и «акакианская схизма» // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2015. Вып. 3 (59). С. 9-19. DOI: 10.15382/sturI201559.9-19
В статье анализируются идеологические основания исключительной позиции папства во Вселенской Церкви, как они проявились во время конфликта между папством и Константинопольской Церковью в конце V в. Взгляд на особую роль апостола Петра как якобы первого епископа Римского нашел свое приложение в качестве краеугольного камня аргументации, разработанной папой Феликсом III (483–492) для оправдания своих политических действий, которые в свою очередь привели к неканоническому осуждению патриарха Константинопольского Акакия (472–489) и началу длительного раскола между Римом и Востоком. Эта аргументация, или, скорее, экклесиологический концепт, называемый некоторыми исследователями «петровский дискурс», одновременно представляла собой несущую конструкцию папской идеологии и служила в качестве исходной мотивации для конкретных действий пап на церковно-политическом поприще.
патриарх Акакий Константинопольский, папа Феликс III, папа Геласий I, церковная политика, раскол, «петровский дискурс».
1. Bacht H. 1953 “Die Rolle des orientalischen Mönchtums in den kirchenpolitischen Auseinandersetzungen um Chalkedon (431–519)“, in Grillmeier A., Bacht H. Das Konzil von Chalkedon. Geschichte und Gegenwart, Würzburg, 1953, vol. 2, pp. 193–314.
2. Beck H.-G. Geschichte der orthodoxen Kirche im Byzantinischen Reich, Göttingen, 1980.
3. Blaudeau Ph. Alexandrie et Constantinople (451–491) de l’histoire à la géo-ecclésiologie, Rome, 2006.
4. Blaudeau Ph. 2012 “Between Petrine Ideology and Realpolitik. The See of Constantinople in Roman Geo-Ecclesiology (449–536)”, in Grig L., Kelly G. (eds.) Two Romes. Rome and Constantinople in Late Antiquity, Oxford, 2012, pp. 364–384.
5. Blaudeau Ph. Le Siège de Rome et l’Orient (448–536). Etude géo-ecclésiologique, Rome, 2012.
6. Brennecke H. Ch. 2007 “Chalkedonense und Henotikon. Bemerkungen zum Prozess der östlichen Rezeption der christologischen Formel von Chalkedon“, in Heil U., von Stockhausen A., Ulrich J. (eds.) Ecclesia est in re publica. Studien zur Kirchen- und Theologiegeschichte im Kontext des Imperium Romanum, Berlin, New York, 2007, pp. 259–290.
7. Caspar E. Geschichte des Papsttums von den Anfängen bis zur Höhe der Weltherrschaft, Tübingen, 1933, vol. 2.
8. Deliyannis D. 2014 “The Roman Liber pontificalis, Papal Primacy, and the Acacian Schism”, in Viator, 2014, vol. 45/3, pp. 1–16.
9. Demacopoulos G. The Invention of Peter: The Development and Reception of the Petrine Discourse at the Close of Christian Antiquity, Philadelphia, 2013.
10. Duchesne L. Histoire ancienne de l’Eglise, Paris, 1910, vol. 3.
11. Dvornik F. Byzantium and the Roman Primacy, New York, 1979.
12. Frend W. H. C. 1976 “Eastern Attitudes to Rome during the Acacian Schism”, in Studies in Church History, 1976, vol. 13, pp. 69–82.
13. Grillmeier A. Jesus der Christus im Glauben der Kirche, Freiburg; Basel; Wien, 1991, vol. 2/1.
14. Haacke R. 1953 “Die kaiserliche Politik in den Auseinandersetzungen um Chalkedon (451–553)“, in Grillmeier A., Bacht H. Das Konzil von Chalkedon. Geschichte und Gegenwart, Würzburg, 1953, vol. 2, pp. 95–177.
15. Haller J. Geschichte des Papsttums. Idee und Wirklichkeit, Stuttgart, 1950, vol. 1.
16. Hefele Ch. J., Leclercq H. Histoire des conciles d’après les documents originaux, Paris, 1908, vol. 2/2.
17. Fliche A., Martin V. (eds.) Histoire de l’église, Paris, 1948, vol. 4.
18. Mayeur J.-M., Pietri Ch., Pietri L., Vauchez A., Venard M. (eds.) Histoire du christianisme, Paris, 1998, vol. 3.
19. Jedin H., Dolan J. (eds.) History of the Church, New York, 1980, vol. 2.
20. Ηοfmann F. 1953 “Der Kampf der Päpste um Konzil und Dogma von Chalkedon von Leo dem Großen bis Hormisdas (451–519)“, in Grillmeier A., Bacht H. Das Konzil von Chalkedon. Geschichte und Gegenwart, Würzburg, 1953, vol. 2, pp. 13–94.
21. Kosiński R. 2010 “Dzieje Akacjusza, patriarchy Konstantynopola w latach 472–489“ (History of Acacius, Patriarch of Constantinople, in Years 472–489), in U schyłku starożytności. Studia źródłoznawcze, 2010, vol. 9, pp. 63–97.
22. Κötter J.-M. Zwischen Kaisern und Aposteln. Das Akakianische Schisma (484–519) als kirchlicher Ordnungskonflikt der Spätantike, Stuttgart, 2013.
23. Michel A. 1953 “Der Kampf um das politische oder petrinische Prinzip der Kirchenführung“, in Grillmeier A., Bacht H. Das Konzil von Chalkedon. Geschichte und Gegenwart, Würzburg, 1953, vol. 2, pp. 491–562.
24. Pietri Ch. 1987 “D’Alexandrie à Rome: Jean Talaïa, émule d’Athanase au Ve siècle“, in Mélanges offerts à Claude Mondésert, Paris, 1987, pp. 277–295.
25. Revillout E. 1877 “Le premier schisme de Constantinople. Acace et Pierre Monge”, in Revue des questions historiques, 1877, vol. 22, pp. 83–134.
26. Richards J. The Popes and the Papacy in the Early Middle Ages 476–752, London, 1979.
27. Salaville S. 1918–1919 “L’affaire de l’Hénotique ou le premier schisme byzantin au Ve siècle”, in Échos d’Orient, 1918, vol. 18/114, pp. 255–265; 1919, vol. 18/116, pp. 389–397; vol. 19/117, pp. 49–68; vol. 19/120, pp. 415–433.
28. Schwartz E. 1934 “Publizistische Sammlungen zum acacianischen Schisma“, in Abhandlungen der Bayerischen Akademie der Wissenschaften. Philosophisch-historische Abteilung. Neue Folge, München, 1934, vol. 10.
29. Townsend W. T. 1936 “The Henotikon Schism and the Roman Church”, in The Journal of Religion, 1936, vol. 16/1, pp. 78–86.
30. Ullmann W. Gelasius I. (492–496). Das Papsttum an der Wende der Spätantike zum Mittelalter, Stuttgart, 1981.
31. Ullmann W. 1960 “Leo I and the Theme of Papal Primacy”, in Journal of Theological Studies, 1960, vol. 11, pp. 25–51.
32. Wessel S. Leo the Great and the Spiritual Rebuilding of a Universal Rome, Leiden; Boston, 2008.
33. Winkelmann F. Die östlichen Kirchen in der Epoche der christologischen Auseinandersetzungen, Berlin, 1980.
34. Bolotov V. V. Lekcii po istorii Drevnej Cerkvi (Lectures for History of Ancient Church), Saint-Petersburg, 1918, vol. 4.
34. Болотов В. В. Лекции по истории Древней Церкви. СПб., 1918. Т. 4.
35. Грацианский М. В. «Православная партия» и приход к власти императора Юстина I (518–527 гг.) // Византийский временник. 2007. Т. 66. С. 125–145.
36. Грацианский М. В. Акакианская схизма // Православная энциклопедия. М., 2000. Т. 1. С. 362.
37. Грацианский М. В. Возникновение и развитие концепции папского примата в I–V вв. // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2014. Вып. 2 (52). С. 9–29.
38. Грацианский М. В. Причины и обстоятельства начала «Акакианской» схизмы (484 г.) // Иресиона. Античный мир и его наследие. Вып. IV. Сб. науч. трудов к 50-летию профессора Н. Н. Болгова. Белгород, 2015. С. 188–200.
39. История Древней Церкви: Учеб. пособие. Ч. I: 33–843 гг. / К. А. Максимович, ред. М., 2012.
40. Кулаковский Ю. А. История Византии. СПб., 1996. Т. 1.
41. Максимович К. А. Метарецензия на: Захаров Г. Е. Рецензия на монографию: Demacopoulos G. E. The Invention of Peter: The Development and Reception of the Petrine Discourse at the Close of Christian Antiquity. Philadelphia, 2013. // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2014. Вып. 5 (55). С. 149–156.
Грацианский Михаил Вячеславович
Грацианский М. В. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2015. Вып. 6 (62). С. 122-126. — Рец. на кн.: Kötter J.-M. Zwischen Kaisern und Aposteln. Das Akakianische Schisma (484-519) als kirchlicher Ordnungskonflikt der Spätantike. Franz Steiner Verlag, 2013
PDF
Грацианский Михаил Вячеславович
Грацианский М. В. Папа Геласий I (492-496) и его экклезиологические воззрения // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2016. Вып. 3 (65). С. 25-41. DOI: 10.15382/sturI201665.25-41
В статье рассматриваются экклезиологические воззрения Римского папы Геласия I (492–496), сложившиеся в условиях раскола между Римской Церковью и Церквами Востока после 484 г. Развитие экклезиологической концепции Геласия изучается в связи с идейно-политическим наследием папы Льва I (440–461), внесшего большой вклад в развитие идеи римского первенства как в идейном, так и в политическом смысле. В статье рассматриваются взгляды Геласия на содержание привилегий Римской Церкви, в целом характеризующих ее властное положение среди других Церквей. На основании особым образом интерпретируемых определений Никейского Собора Геласий вслед за папой Львом I утверждает порядок вселенских кафедр: за Римом следуют Александрия и Антиохия, причем это соотношение является соотношением ранга и власти. Согласно его воззрениям, Римский папский престол как престол святого Петра находится в исключительном положении, в то время как Константинопольская кафедра низводится им до положения обычной епископии. Объем властных полномочий епископа Римского несопоставим с таковым прочих иерархов. Папе принадлежит право верховного суда во Вселенской Церкви; его решение не может быть обжаловано. Римский понтифик имеет право созывать Вселенские Соборы, его же решением утверждаются соборные определения. Своим решением, не принимая апелляцию с мест и без проведения особого Собора, он может низлагать предстоятелей поместных Церквей. Также своим решением папа определяет и осуждает ересь.
папа Геласий I, папа Лев I, папа Феликс III, патриарх Акакий Константинопольский, экклезиология, соборы, 28-е правило Халкидонского собора, римское первенство.
1. Грацианский М. В. Дело Иоанна Талайи и начало «акакианской схизмы» (484 г.) // Византийский Временник. 2015. Т. 74 (99). P. 31–46.
2. Грацианский М. В. “Secundum Calchedonensem synodum haec ab apostolica sede gesta”: Папа Геласий I и «ересь» Акакия Константинопольского // Византийские очерки. СПб., 2016. С. 63–75.
3. Грацианский М. В. «Православная партия» и приход к власти императора Юстина I (518–527) // Византийский Временник. 2007. Т. 66 (91). С. 125–145.
4. Грацианский М. В. Каноническая позиция папства в деле Акакия Константинопольского // Античная древность и Средние века. 2015. Вып. 43. С. 53–72.
5. Грацианский М. В. Причины и обстоятельства начала «Акакианской» схизмы (484 г.) // Иресиона. Античный мир и его наследие. Вып. IV. Сборник научных трудов к 50-летию профессора Н. Н. Болгова. Белгород, 2015. С. 188–200.
6. Кузенков П. В. Канонический статус Константинополя и его интерпретация в Византии // Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. 2014. Вып. 3 (53). С. 25–51.
7. Blaudeau Ph. 2007 “Motifs et structures de divisions ecclésiales. Le schisme acacien (484–519)”, in Annuarium Historiae Conciliorum, 2007, vol. 39/1–2, pp. 65–98.
8. Caspar E. Geschichte des Papsttums von den Anfängen bis zur Höhe der Weltherrschaft, Tübingen, 1933, vol. 2.
9. Demacopoulos G. 2015 “Are all Universalist Politics Local? Pope Gelasius I’s International Ambition as a Tonic for Local Humiliation”, in Dunn G. D. (ed.) The Bishop of Rome in Late Antiquity, Farnham, 2015, pp. 141–153.
10. Demacopoulos G. The Invention of Peter: The Development and Reception of the Petrine Discourse at the Close of Christian Antiquity, Philadelphia, 2013.
11. Haller J. Das Papsttum. Idee und Wirklichkeit, Stuttgart, 1950, vol. 1.
12. Koch H. Gelasius im kirchenpolitischen Dienste seiner Vorgänger, der Päpste Simplicius (468–483) und Felix III. (483–492). Ein Beitrag zur Sprache des Papstes Gelasius I. (492–496) und früherer Papstbriefe, München, 1935.
13. Stein E. Histoire du Bas-Empire, Paris; Brussels; Amsterdam, 1949, vol. 2.
14. Ullmann W. Gelasius I. (492–496). Das Papsttum an der Wende der Spätantike zum Mittelalter, Stuttgart, 1981.
15. Ullmann W. 1960 “Leo I and the Theme of Papal Primacy”, in Journal of Theological Studies, 1960, vol. 11, pp. 25–51.
16. Vasiliev A. Justin the First. An Introduction to the Epoch of Justinian the Great, Cambridge; Massachusetts, 1950.
17. Wessel S. Leo the Great and the Spiritual Rebuilding of a Universal Rome, Leiden; Boston, 2008.
18. Κötter J.-M. Zwischen Kaisern und Aposteln. Das Akakianische Schisma (484–519) als kirchlicher Ordnungskonflikt der Spätantike, Stuttgart, 2013.
Грацианский Михаил Вячеславович
Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: МГУ имени М. В. Ломоносова; вед. науч. сотр. Лаборатории по изучению стран Причерноморья и Византии в Средние века при кафедре истории Средних веков исторического факультета;
Электронный адрес: gratsianskiy@mail.ru.
Исследование подготовлено в рамках работы по проекту «Причерноморье и Средиземноморский мир в системе отношений Руси, Востока и Запада в Средние века» (соглашение No 14–28–00213 от 15 августа 2014 г между Российским научным фондом и МГУ им М В Ломоносова)
Грацианский М. В. Haeres Petri sive vicarius Petri: обоснование исключительных властных прерогатив римского епископа папой Львом Великим // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2019. Вып. 89. С. 27-48. DOI: 10.15382/sturII201989.27-48
В статье изучается концепция власти римского епископа на основе высказываний папы Льва Великого (440–461), представленных в его проповедях и посланиях. Особое внимание уделяется анализу «петринологии» папы Льва, т. е. его взглядам на роль и место ап. Петра, который объединяет апостольское и епископское достоинство и оказывается первым епископом Рима как первого города Римской империи. Согласно воззрениям Льва, ап. Петр, сохраняя дары, данные ему Господом, непрерывно и непосредственно управляет Римской Церковью и занимает Римскую кафедру, в силу чего встает вопрос о статусе действующего римского епископа. В сочинениях Льва встречаются утверждения, что римский епископ является либо «наследником» (haeres), либо «заместителем» (vicarius) апостола. В статье делается вывод, что эти обозначения по сути исключают друг друга, поскольку, с одной стороны, Римский папа не мог унаследовать дары ап. Петра, переданные последнему индивидуально Христом, а с другой, если считать его заместителем апостола, не мог претендовать на полноценность своего епископского статуса, поскольку Римская кафедра считалась навечно занятой ап. Петром. Несмотря на эти противоречия, Лев считал римских епископов полноправными «представителями» главы Церкви ап. Петра, в качестве таковых обладающими властными полномочиями в пределах всей Вселенской Церкви. Свои воззрения Лев подтверждал на практике, прибегая в своих посланиях к использованию фразеологии и терминологии, присущей римским административным учреждениям и призванной подчеркнуть властное положение Римской Церкви относительно других поместных Церквей.
апостол Петр, папа Лев Великий, Римская Церковь, римская экклезиология, папский примат
  1. Барон Ю. Система римского гражданского права. СПб., 2005.
  2. Боровой В., протопр. Рим, Константинополь и христианский Восток в период «акакианской схизмы» (484–518 гг.). Минск, 2017.
  3. Грацианский М. В. «Акакианская» или всё же «феликианская» схизма? Проблема обоснованности одного историографического клише // Византийский временник. 2016. Т. 100. С. 44–63.
  4. Грацианский М. В. Акакианская схизма // Православная энциклопедия. Т. 1. М., 2000. С. 362.
  5. Грацианский М. В. Апостол Петр и «Акакианская схизма» // Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. 2015. Вып. 3 (59). С. 9–19.
  6. Грацианский М. В. Борьба Римского папы Льва Великого за церковное первенство в контексте восточных соборов и императорской церковной политики // Византийский временник. 2018. Т. 102. (в печати).
  7. Грацианский М. В. Папа Геласий I (492–496) и его экклезиологические воззрения // Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2016. Вып. 3 (65). С. 25–41.
  8. Грацианский М. В. Папа Лев Великий и его толкование 6-го никейского канона // Церковь в истории России. Сб. 11: К 70-летию Николая Николаевича Лисового. М., 2016. С. 159–175.
  9. Грацианский М. В. Причины и обстоятельства начала «акакианской» схизмы (484 г.) // Иресиона. Античный мир и его наследие. Вып. IV: cб. науч. трудов к 50-летию профессора Н. Н. Болгова. Белгород, 2015. С. 188–200.
  10. Грацианский М. В. «Secundum Calchedonensem synodum haec ab apostolica sede gesta»: Папа Геласий I и «ересь» Акакия Константинопольского // Византийские очерки. Труды российских ученых к XXIII Международному конгрессу византинистов. СПб., 2016. С. 62–73.
  11. Грацианский М. В. Возникновение и развитие концепции папского примата в I–V вв. // Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. 2014. Вып. 2 (52). С. 9–29.
  12. Дождев Д. В. Римское частное право: учебник для вузов. М., 1996.
  13. История Древней Церкви: учеб. пособие / К. А. Максимович, ред. Ч. I: 33–843 гг. М., 2012.
  14. Acta Conciliorum Oecumenicorum / E. Schwartz, ed. T. I. Vol. I. Pars III. Berolini, 1927.
  15. Alzati C. Ripensando alle vices Apostolicae Sedis nelle lettere di papa Leone I al presule di Tessalonica. Contributo alla storia dell’ecclesiologia in Occidente // Σύνθεσις. Ηλεκτρονικό περιοδικό τμήματος θεολογίας Α.Π.Θ. 2015. Vol. 4. № 1. P. 1–34.
  16. Arens H. Die christologische Sprache Leos des Großen. Analyse des Tomus an den Patriarchen Flavian. Freiburg; Basel; Wien, 1982.
  17. Arnauld D. Histoire du christianisme en Afrique. P., 2001.
  18. Batiff ol P. Papa, sedes apostolica, apostolatus // Rivista di archeologia Cristiana. 1925. Anno II. № 3–4. P. 99–116.
  19. Batiff ol P. Le siège apostolique (359–451). P., 1924.
  20. Batiff ol P. Petrus initium episcopatus // Revue des Sciences Religieuses. 1924. T. 4. Fasc. 3. P. 440–453.
  21. Blaudeau Ph. Between Petrine Ideology and Realpolitik. The See of Constantinople in Roman Geo-Ecclesiology (449–536) // Two Romes. Rome and Constantinople in Late Antiquity / ed. by L. Grig, G. Kelly. Oxford; N. Y., 2012. P. 364–384.
  22. Blaudeau Ph. Vice mea. Remarques sur les représentations pontifi cales auprès de l’empereur d’Orient dans la seconde moitié du Ve siècle (452–496) // Mélanges de l’Ecole française de Rome. 2001. T. 113. № 2. P. 1059–1123.
  23. Caspar E. Geschichte des Papsttums von den Anfängen bis zur Höhe der Weltherrschaft. Bd. 1. Tübingen, 1933.
  24. Congar Y. Note sur une valeur des termes «ordinare, ordinatio» // Revue des Sciences Religieuses. 1984. T. 58. P. 7–14.
  25. Dvornik F. The Idea of Apostolicity in Byzantium and the Legend of the Apostle Andrew. Cambridge (Mass), 1958.
  26. Epistulae romanorum pontifi cum genuinae et quae ad eos scriptae sunt a s. Hilaro usque ad Pelagium II // Recensuit et edidit A. Thiel. T. I. Brunsbergae, 1868.
  27. Grill J. Der Primat des Petrus. Eine Untersuchung. Tübungen, 1904.
  28. Haller J. Das Papsttum. Idee und Wirklichkeit. Bd. 1. Stuttgart, 1950.
  29. Hornung Ch. Haeres Petri: Kontinuitat und Wandel in der Bischofsnachfolge des Siricius von Rom // Episcopal Elections in Late Antiquity / ed. by J. Leemans, P. Van Nuff elen, S. W. J. Keough, C. Nicolaye. Göttingen, 2011. S. 375–388.
  30. Hoskin M. Prolegomena to a Critical Edition of the Letters of Pope Leo the Great. A Study of the Manuscripts. PhD Thesis. The University of Edinburgh, 2015.
  31. Jalland T. The Life and Times of St. Leo the Great. L., 1941.
  32. Jasper D., Fuhrmann H. Papal Letters in the Early Middle Ages. Washington, 2001.
  33. Jones A. H. M. The Later Roman Empire, 284–602. Vol. 1. Oxford, 1964.
  34. Kissling W. Das Verhältnis zwischen Sacerdotium und Imperium nach den Anschauungen der Päpste von Leo dem Großen bis Gelasius I. Paderborn, 1921.
  35. Klinkenberg H. M. Papsttum und Reichskirche bei Leo dem Großen // Zeitschrift der Savigny-Stiftung für Rechtsgeschichte. Kanonistische Abteilung. 1952. Bd. 38. Heft 1. S. 37–112.
  36. Lübeck K. Reichseinteilung und kirchliche Hierarchie des Orients bis zum Ausgange des vierten Jahrhunderts. Ein Beitrag zur Rechts- und Verfassungsgeschichte der Kirche. Münster, 1901.
  37. Maccarone M. L’antico titolo papale Vicarius Petri e la concezione del Primato // Divinitas. 1957. Vol. 1. P. 365–371.
  38. Maccarrone M. «Sedes Apostolica — Vicarius Petri». La perpetuità del primato di Pietro nella sede e nel vescovo di Roma (Secoli III–VIII) / Il primato del vescovo di Roma nel primo millennio. Ricerche e testimonianze. Atti del Symposium storico-teologico. Roma, 9–13 Ottobre 1989 / A cura di M. Maccarrone. Città del Vaticano, 1991. P. 275–362.
  39. Maccarrone M. “Cathedra Petri” und die Idee der Entwicklung des päpstlichen Primats vom 2. bis 4. Jahrhundert // Saeculum. 1962. Vol. 13. S. 278–292.
  40. Maccarrone M. La dottrina del Primato papale dal IV all’ VIII secolo nelle relazioni con le Chiese occidentali // Le Chiese nei regni dell’ Europa Occidentale e i loro rapporti con Roma sino all’ 800. [Settimane di studio del Centro Italiano di studi sull’alto Medioevo, VII]. T. 2. Spoleto, 1960. P. 633–742.
  41. McCready W. D. Papal Plenitudo Potestatis and the Source of Temporal Authority in Late Medieval Papal Hierocratic Theory // Speculum. 1973. Vol. 48/4. P. 654–674.
  42. McShane P. A. Romanitas et le pape Léon le Grand. Tournai; Montréal, 1979.
  43. Michel A. Der Kampf um das politische oder petrinische Prinzip der Kirchenführung // Das Konzil von Chalkedon / A. Grillmeier, H. Bacht, Hrsg. Bd. I. Würzburg, 1953. S. 500–524.
  44. Miller J. M. The Divine Right of the Papacy in Recent Ecumenical Theology. Roma, 1980.
  45. Patrologiae cursus completus. Series Latina / Acc. J.-P. Migne. T. LIV. S. Leonis Magni Tomus I. P., 1846.
  46. Perthel E. Papst Leo’s I. Leben und Lehren. Jena, 1843.
  47. Pietri Ch. Concordia apostolorum et renovatio urbis (Culte des martyrs et propagande pontifi cale) // Mélanges d’archéologie et d’histoire. 1961. T. 73. P. 275–322.
  48. Powell D. Haeres Petri: Leo I and Church Order // International Journal for the Study of the Christian Church. 2008. Vol. 8. № 3. P. 203–210.
  49. Rivière J. In partem sollicitudinis. Evolution d’une formule pontifi cale // Revue des Sciences Religieuses. 1925. Τ. 5/2. P. 210–231.
  50. Sancti Leonis Magni opera / P. Ballerini, H. Ballerini, ed. T. I–III. Venetiae, 1753–1757.
  51. Sancti Leonis Magni Romani pontifi cis Tractatus septem et nonaginta / A. Chavasse, ed. [Corpus Christianorum. Series Latina 138–138A]. Turnholti, 1973.
  52. Schmidt K. D. Papa Petrus ipse // Zeitschrift für Kirchengeschichte. 1936. Bd. 54. S. 267–275.
  53. Schweizer Ch. Hierarchie und Organisation der römischen Reichskirche in der Kaisergesetzgebung vom vierten bis zum sechsten Jahrhundert. Bern; B.; Frankfuhrt am Main; N. Y.; P., 1991.
  54. Stephanou P. Sedes Apostolica, Regia Civitas // Orientalia Christiana Periodica. 1967. Vol. 33. P. 563–582.
  55. Stockmeier P. Römische Kirche und Petrusamt im Licht frühchristlicher Zeugnisse // Archivum Historiae Pontificiae. 1976. Vol. 14. S. 357–372.
  56. Studer B. Leo der Grosse und der Primat des römischen Bischofs // Unterwegs zur Einheit: Festschrift für Heinrich Stirnimann / J. Brantschen, P. Selvatico, Hrsg. Freiburg, 1980. S. 617–630.
  57. Theodoret. Kirchengeschichte / L. Parmentier, Hrsg. Dritte, durchgesehene Aufl age von G. C. Hansen. [Die Griechischen Christlichen Schriftsteller. Neue Folge. Bd. 5]. B.; N. Y., 1998.
  58. Uhalde K. Pope Leo I on Power and Failure // The Catholic Historical Review. 2009. Vol. 95. № 4. P. 671–688.
  59. Ullmann W. Gelasius I. (492–496). Das Papsttum an der Wende der Spätantike zum Mittelalter. [Päpste und Papsttum 18]. Stuttgart, 1981.
  60. Ullmann W. Leo I and the Theme of Papal Primacy // Journal of Theological Studies. 1960. Vol. 11. P. 25–51.
  61. Wessel S. Leo the Great and the Spiritual Rebuilding of a Universal Rome. [Supplements to Vigiliae Christianae. Texts and Studies of Early Christian Life and Language; 93]. Leiden; Boston, 2008.
  62. Wilks M. The Apostolicus and the Bishop of Rome, I // The Journal of Theological Studies. 1962. Vol. 13. № 2. P. 290–317.
  63. Wilks M. The Apostolicus and the Bishop of Rome, II // The Journal of Theological Studies. 1963. Vol. 14. № 2. P. 311–354.
  64. Wojtowytsch M. Papsttum und Konzile von den Anfängen bis zu Leo I. (440–461). Studien zur Entstehung der Überordnung des Papstes über Konzile. Stuttgart, 1981.
Грацианский Михаил Вячеславович
Ученая степень: кандидат исторических наук;
Ученая степень: доктор философии;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051 г. Москва, Лихов пер., д. 4а, комната 408;
Должность: ведущий научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-6981-3216;
Электронный адрес: gratsianskiy@mail.ru.
Грацианский М. В. Акты 531 г. как обрамление «Фессалоникского собрания»: экклесиологические и канонические аспекты дела Стефана Ларисского // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2020. Вып. 92. С. 19-38. DOI: 10.15382/sturII202092.19-38
Статья посвящена исследованию актов сессии клира Римской Церкви, состоявшейся в декабре 531 г. под председательством папы Бонифация II (530–532), которые сохранились в качестве вводной части к так называемому Фессалоникскому собранию (Collectio Thessalonicensis). «Собрание» представляет собой подборку папских посланий, адресованных иллирийским епископам, прежде всего Фессалоникскому, и зачитанных в ходе указанной сессии. В статье анализируются обстоятельства низложения константинопольским патриархом митрополита Ларисского Стефана, предстоятеля Церквей Фессалии — провинции Римской империи, находящейся в префектуре Иллирик. Представители Стефана в ходе сессии подали папе челобитные в связи с этим делом, а также, согласно данным актов, привезли с собой и само «Собрание». В статье анализируется содержание челобитных Стефана и его товарищей, а также высказывания, содержащиеся в актах, с целью продемонстрировать восприятие суффраганами Стефана римской экклезиологии, фундаментом которой является учение о властных прерогативах римского епископа, а также их взгляд на якобы предусмотренные канонами права папы как верховной судебной инстанции в Церкви. В результате проведенного анализа автор приходит к выводу, что те пассажи челобитных, в которых говорится об исключительных правах юрисдикции римского епископа во всех Церквах, включая иллирийские, а также реплика епископа Эхинского Феодора, предваряющая представление «Фессалоникского собрания», являются, по всей видимости, интерполированными. Автором проводится критическое рассмотрение существующих в науке мнений по поводу происхождения «Собрания» из Фессалоники. В результате он приходит к выводу о невозможности происхождения представленных в ходе заседаний 531 г. Феодором Эхинским материалов как из Иллирика вообще, так и из Фессалоники в частности. Автор постулирует их римское происхождение, а также обосновывает тезис об искусственной компиляции актов 531 г. и «Собрания», осуществленной предположительно в понтификат Николая I (858–867).
Фессалоникское собрание, Иллирик, Фессалия, папа Бонифаций II, Стефан Ларисский, Феодор Эхинский, римская экклезиология, папский примат, апелляция в Рим
  1. Грацианский М. В. Haeres Petri sive vicarius Petri: Обоснование исключительных властных прерогатив римского епископа папой Львом Великим // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2019. Вып. 89. С. 26–48.
  2. Лепорский П. И. История Фессалоникского экзархата до времени присоединения к Константинопольскому патриархату. СПб., 1901.
  3. Россейкин Ф. М. Первое правление Фотия, патриарха Константинопольского. Сергиев Посад: Типография Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1915.
  4. Anastos M. V. The Transfer of Illyricum, Calabria and Sicily to the Jurisdiction of the Patriarchate of Constantinople in 732–33 // Anastos M. V. Studies in Byzantine Intellectual History. L., 1979. IX. P. 14–31.
  5. Betti M. The Making of Christian Moravia (858–882). Papal Power and Political Reality. Leiden; Boston: Brill, 2014.
  6. Blaudeau Ph. Le Siège de Rome et l’Orient (448–536). Étude géo-ecclésiologique. (Collection de l’École française de Rome. 460). Rome: École française de Rome, 2012.
  7. Brandes W. Das Schweigen des Liber Pontifi calis. Die “Enteignung“ der päpstlichen Patrimonien Siziliens und Unteritaliens in den 50er Jahren des 8. Jahrhunderts // Fontes Minores XII / W. Brandes, L. M. Hoff mann, K. Maksimovič, Hrsg. Frankfurt-am-Main: Löwenklau-Gesellschaft E. V., 2014. S. 97–204.
  8. Brandes W., Leppin H. Die Collectio Thessalonicensis — ein Forschungsdesiderat // Rechtsgeschichte — Legal History. 2011. № 18. S. 263–266.
  9. Duchesne L. Églises séparées. 2ème éd. P.: Albert Fontemoing, 1905.
  10. Duchesne L. L’Illyricum ecclésiastique // Byzantinische Zeitschrift. 1892. Bd. 1. S. 532–550.
  11. Friedrich J. Über die Sammlung der Kirche von Thessalonich und das päpstliche Vikariat für Illyricum // Sitzungsberichte der philosophisch-philologischen und historischen Classe der königlichen bayerischen Akademie der Wissenschaften zu München. Jahrgang 1891. München: Verlag der Königlichen Akademie, 1892.
  12. Greenslade S. L. The Illyrian Churches and the Vicariate of Thessalonica, 378–95 // The Journal of Theological Studies. 1945. Vol. 46. No. 181/182. P. 17–30.
  13. Grumel V. Le Vicariat de Thessalonique et le premier rattachement de l’Illyricum oriental au patriarcat de Constantinople // Annuaire de l’École des Législations Religieuses, 1950–1951. P., 1952. P. 49–63.
  14. Grumel V. L’annexion de l’Illyricum oriental, de la Sicile et de la Calabre au patriarcat de Constantinople // Recherches de Science Religieuse. 1951–1952. T. 40 (Mélanges Jules Lebretton II). P. 191–200.
  15. Haller J. Das Papsttum. Idee und Wirklichkeit. Bd. 1. Urach; Stuttgart: Port Verlag, 1950.
  16. Jasper D., Fuhrmann H. Papal Letters in the Early Middle Ages. Washington DC: The Catholic University of America Press, 2001.
  17. Kéry L. Canonical Collections of the Early Middle Ages (ca. 400–1140). A Bibliographical Guide to the Manuscripts and Literature. Washington DC: The Catholic University of America Press, 1999.
  18. Koder J., Hild F. Tabula Imperii Byzantini. Bd. I (Hellas und Thessalia). Wien: Verlag der Österreichischen Akademie der Wissenschaften, 1976.
  19. Lotter F., Bratož R., Castritius H. Völkerverschiebungen im Ostalpen-Mitteldonau-Raum zwischen Antike und Mittelalter (375–600). B.; N. Y.: Walter de Gruyter, 2003.
  20. Maassen F. Geschichte der Quellen und der Literatur des canonischen Rechts im Abendlande bis zum Ausgange des Mittelalters. Bd. 1. Gratz; Paris; Turin; Oxford, 1870.
  21. Macdonald J. Who Instituted the Papal Vicariate of Thessalonica? // Studia Patristica. 1961. Т. 4. P. 478–482.
  22. Mommsen Th. Nachricht 47 // Neues Archiv der Gesellschaft für ältere deutsche Geschichtskunde. Beförderung einer Gesammtausgabe der Quellenschriften deutscher Geschichten des Mittelalters. Bd. 18. Hannover; Leipzig: Hahn’sche Buchhandlung, 1893. S. 357–358.
  23. Moreau D. The Papal Appeal Court in the Sixth Century. The Example of the Roman Synod of 531 // Recht haben und Recht bekommen im Imperium Romanum. Das Gerichtswesen der römischen Kaiserzeit und seine dokumentarische Evidenz. Ausgewählte Beiträge einer Serie von drei Konferenzen an der Villa Vigoni in den Jahren 2010 bis 2012 / R. Haensch, Hrsg. Warschau, 2016. P. 365–403.
  24. Moreau D. La partitio imperii et la géographie des Balkans: entre géopolitique et géoecclésiologie // Costellazioni geo-ecclesiali da Costantino a Giustiniano: Dalle chiese ‘principali’ alle chiese patriarcali. XLIII Incontro di Studiosi dell’ Antichità Cristiana (Roma, 7–9 maggio 2015) (Studia Ephemeridis Augustinianum. 149). Roma: Institutum Patristicum Augustinianum, 2017. P. 255–285.
  25. Nostitz-Rieneck R. Die päpstlichen Urkunden für Thessalonike und deren Kritik durch Prof. Friedrich // Zeitschrift für katholische Theologie. 1897. Bd. 21. S. 1–50.
  26. Pietri Ch. La géographie de l’Illyricum ecclésiastique et ses relations avec l’Église de Rome (Ve–VIe siècles) // Villes et peuplement dans l’Illyricum protobyzantin. Actes du colloque de Rome (12–14 mai 1982) (Publications de l’École française de Rome. 77). Rome: École Française de Rome, 1984. P. 21–62.
  27. Powell D. Haeres Petri: Leo I and Church Order // International Journal for the Study of the Christian Church. 2008. Vol. 8. № 3. P. 203–210.
  28. Rauschen G. Jahrbücher der christlichen Kirche unter Kaiser Theodosius dem Großen. Versuch einer Erneuerung der Annales Ecclesiastici des Baronius für die Jahre 378–395. Freiburg im Breisgau, 1897.
  29. Schwartz E. Die sogenannte Sammlung der Kirche von Thessalonich // Festschrift Richard Reitzenstein zum 2. April 1931 dargebracht von Ed. Fraenkel [und anderen]. Leipzig; B.: Teubner, 1931. S. 137–159.
  30. Stein E. Der Verzicht der Galla Placidia auf die Präfektur Illyricum // Wiener Studien. 1914. Bd. 36. S. 344–347.
  31. Streichhan F. Die Anfänge des Vikariates von Thessalonich // Zeitschrift der Savigny-Stiftung für Rechtsgeschichte. Kanonistische Abteilung. 1922. Bd. 12. № 1. S. 330–384.
  32. Streichhan F. Nochmals die Anfänge des Vikariats von Thessalonich // Zeitschrift der Savigny-Stiftung für Rechtsgeschichte. Kanonistische Abteilung. 1928. Bd. 17. № 1. S. 538–548.
  33. Ullmann W. Gelasius I. (492–496). Das Papsttum an der Wende der Spätantike zum Mittelalter (Päpste und Papsttum. 18). Stuttgart: Anton Hiersemann, 1981.
  34. Ullmann W. Leo I and the Theme of Papal Primacy // Journal of Theological Studies. 1960. Vol. 11. P. 25–51.
  35. Ullmann W. The Growth of Papal Government in the Middle Ages. A Study in the Ideological Relation of Clerical to Lay Power. L.: Methuen & Co. LTD, 1970.
  36. Völker W. Studien zur päpstlichen Vikariatspolitik im 5. Jh., 2: Der Streit um die Echtheit der Collectio Thessalonicensis // Zeitschrift für Kirchengeschichte. 1928. Bd. 46. S. 355–380.
  37. Zeiller J. Une ébauche de vicariat pontifi cal sous le pape Zosime // Revue Historique. 1927. T. 155. Fasc. 2. P. 326–332.
Грацианский Михаил Вячеславович
Ученая степень: кандидат исторических наук;
Ученая степень: доктор философии;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051 г. Москва, Лихов пер., д. 4а, комната 408;
Должность: ведущий научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-6981-3216;
Электронный адрес: gratsianskiy@mail.ru.
Грацианский М. В. Папа Сириций (384–399) и римская экклезиология в эпоху после окончания арианских споров // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2020. Вып. 88. С. 11-29. DOI: 10.15382/sturI202088.11-29
В статье изучается письменное наследие папы Сириция (384–399) с целью исследования взглядов последнего на роль и место Римской Церкви по отношению к другим Церквам. Автор рассматривает сохранившиеся послания этого папы и анализирует в них все места, которые содержат экклезиологические взгляды Сириция, выражающиеся, прежде всего, в восприятии последним роли апостола Петра как создателя «апостольского престола» Рима, положения римской кафедры как гаранта никейских канонов и их транслятора для Церквей Западной Римской империи, а также видении им пределов власти римского епископа. На основе проделанного анализа посланий Сириция автор приходит к выводу, что этому понтифику было чуждо восприятие властного положения римской кафедры по отношению к Церквам за пределами собственно римской церковной области. В сношениях с Церквами за пределами субурбикарных провинций папа строго придерживался соборного принципа, обращаясь к ним посредством посланий Римского собора, которые отражали auctoritas sedis apostolicae. По отношению к епископам своей области он выступал в качестве первенствующего (primas) и общался с ними, основываясь на принципах, предусмотренных 34-м апостольским правилом. Сириций рассматривал римскую кафедру как обладающую особым авторитетом, однако этот авторитет выражался в трансляции другим Церквам канонов и норм, принятых как в Риме, так и на Востоке. Рим не рассматривался Сирицием как «центр общения», а римский престол, хотя и считался основанным апостолом Петром, не обладал особыми властными полномочиями. Сириций нигде не называет Петра первым римским епископом, а себя считает преемником своего предшественника Дамаса (366–384) и лишь в фигуральном смысле — «наследником управления» (administrationis haeres) св. Петра. Из связи римской кафедры с апостолом Петром, согласно Сирицию, вытекали не властные, а скорее моральные обязательства римского понтифика.
папа Сириций, папа Дамас, римская экклезиология, римское первенство, римская петринология, никейские каноны, декреталии, послание к Гимерию Тарраконскому
  1. Грацианский М. В. «Акакианская» или всё же «феликианская» схизма? Проблема обоснованности одного историографического клише // Византийский временник. 2016. Т. 100. С. 44–63.
  2. Грацианский М. В. Haeres Petri sive vicarius Petri: Обоснование исключительных властных прерогатив римского епископа папой Львом Великим // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2019. Вып. 89. С. 27–48.
  3. Грацианский М. В. Папа Геласий I (492–496) и его экклезиологические воззрения // Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2016. Вып. 3 (65). С. 25–41.
  4. Дождев Д. В. Римское частное право: учебник для вузов. М.: Инфра М–Норма, 1996.
  5. Захаров Г. Е. Внешняя коммуникация и богословская традиция Римской Церкви в эпоху арианских споров. М.: Изд-во ПСТГУ, 2019.
  6. Babut E. Ch. La plus ancienne décrétale. Paris: Société nouvelle de librairie et d’édition, 1904.
  7. Berger A. Encyclopedic Dictionary of Roman Law. Philadelphia: The American Philosophical Society, 1953.
  8. Caspar E. Geschichte des Papsttums von den Anfängen bis zur Höhe der Weltherrschaft. Bd. 1. Tübingen: Verlag von J. C. Β. Μοhr (Ρaul Siebeck), 1933.
  9. D’Avray D. Half a Century of Research on the First Papal Decretals (to c. 440) // Bulletin of Medieval Canon Law. 2018. Vol. 35. P. 332–374.
  10. De Senneville-Grare Gh. Sirice // Dictionnaire historique de la papauté / Sous la direction de Ph. Levillain. P.: Fayard, 1994. P. 1587–1588.
  11. Dunn G. D. Canonical Legislation on the Ordination of Bishops: Innocent I’s Letter to Victricius of Rouen // Episcopal Elections in Late Antiquity / J. Leemans, P. Van Nuff elen, S. W. J. Keough, C. Nicolaye, eds. Göttingen: Walter de Gruyter, 2011. P. 145–166.
  12. Dunn G. D. Collectio Corbeiensis, Collectio Pithouensis, and the Earliest Collections of Papal Letters // Collecting Early Christian Letters. From the Apostle Paul to Late Antiquity / B. Neil, P. Allen, eds. Cambridge: Cambridge University Press, 2015. P. 175–189.
  13. Duval Y.-M. La décrétale Ad Gallos Episcopos: son texte et son auteur. Texte critique, traduction française et commentaire. [Supplements to Vigiliae Christianae. Vol. 73]. Leiden; Boston: Brill, 2005.
  14. Ferreiro A. Pope Siricius and Himerius of Tarragona (385): Provincial Papal Intervention in the Fourth Century // The Bishop of Rome in Late Antiquity / G. D. Dunn, ed. Farnham, 2015. P. 73–85.
  15. Gaudemet J. Les sources du droit de l’église en Occident du IIe au VIIe siècle. P.: Edition du Cerf et du C. N. R. S, 1985.
  16. Hornung Ch. Directa ad decessorem. Ein kirchenhistorisch-philologischer Kommentar zur ersten Dekretale des Siricius von Rom. [Jahrbuch für Antike und Christentum. Ergänzungsband. Kleine Reihe, 8]. Münster: Aschendorff Verlag, 2011.
  17. Hornung Ch. Haeres Petri: Kontinuitat und Wandel in der Bischofsnachfolge des Siricius von Rom // Episcopal Elections in Late Antiquity / J. Leemans, P. Van Nuff elen, S. W. J. Keough, C. Nicolaye, eds. Göttingen, 2011. P. 375–388.
  18. Hornung Ch. Siricius and the Rise of the Papacy // The Bishop of Rome in Late Antiquity / G. D. Dunn, ed. Farnham: Ashgate Publishing Limited, 2015. P. 57–72.
  19. Jasper D., Fuhrmann H. Papal Letters in the Early Middle Ages. Washington DC: The Catholic University of America Press, 2001.
  20. Jones A. H. M. The Later Roman Empire 284–602. Vol. 1–2. Oxford: Basil Blackwell, 1964.
  21. Kaiser W. Authentizität und Geltung spätantiker Kaisergesetze. Studien zu den Sacra privilegia concilii Vizaceni. München: Verlag C. H. Beck, 2007.
  22. Kelly J. N. D. Siricius // J. N. D. Kelly. The Oxford Dictionary of Popes. Oxford; N. Y.: Oxford University Press, 1986. P. 35–36.
  23. Maassen F. Geschichte der Quellen und der Literatur des canonischen Rechts im Abendlande bis zum Ausgange des Mittelalters. Gratz: Verlag von Lenschner und Lubensky, 1870.
  24. Moreau D. Non impar conciliorum extat auctoritas: L’origine de l’introduction des lettres pontificales dans le droit canonique // l’Étude des correspondances dans le monde romain: de l’antiquité classique à l’antiquité tardive. Permanences et mutations. Actes du XXXe Colloque international de Lille, 20–22 novembre 2008 / J. Desmulliez, C. Höet-van Cauwenberghe, J.-C. Jolivet, eds. Lille, 2008. P. 487–506.
  25. Pietri Ch. Roma Christiana. Recherches sur l’Eglise de Rome, son organisation, sa politique, son idéologie de Miltiade à Sixte III (311–440). Vol. 2. Rome: École française de Rome, 1976.
  26. Sancti Leonis Magni Romani pontificis Tractatus septem et nonaginta / ed. A. Chavasse [Corpus Christianorum. Series Latina 138–138A]. Turnhout: Brepols Publishers, 1973.
  27. Schmidt K. D. Papa Petrus ipse // Zeitschrift für Kirchengeschichte. 1936. Bd. 54. S. 267–275.
  28. Speigl J. Die Päpste in der Reichskirche des 4. und frühen 5. Jahrhunderts. Von Silvester I. bis Sixtus III. // Das Papsttum / M. Greschat, Hrsg. Bd. l. [Gestalten der Kirchengeschichte. Bd. 11]. Stuttgart: Kohlhammer, 1984.
  29. Stein E. Histoire du Bas-Empire. T. 1. Paris; Brussels; Amsterdam, 1959.
  30. Ullmann W. Leo I and the Theme of Papal Primacy // Journal of Theological Studies. 1960. Vol. 11. P. 25–51.
  31. Ullmann W. Gelasius I. (492–496). Das Papsttum an der Wende der Spätantike zum Mittelalter. [Päpste und Papsttum 18]. Stuttgart: Anton Hiersemann, 1981.
  32. Wojtowytsch M. Papsttum und Konzile von den Anfängen bis zu Leo I. (440–461). Studien zur Entstehung der Überordnung des Papstes über Konzile. Stuttgart: Anton Hiersemann, 1981.
  33. Zechiel-Eckes K. Die Erste Dekretale. Der Brief Papst Siricius’ an Bischof Himerius von Tarragona von Jahr 385 (JK 255). Aus dem Nachlass mit Ergänzungen von Detlev Jasper. [Monumenta Germaniae Historica. Studien und Texte. Bd. 55]. Hannover: Hansche Buchhandlung, 2013.
Грацианский Михаил Вячеславович
Ученая степень: кандидат исторических наук;
Ученая степень: доктор философии;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051 г. Москва, Лихов пер., д. 4а, комната 408;
Должность: ведущий научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-6981-3216;
Электронный адрес: gratsianskiy@mail.ru.