/
Результат поиска


Грацианский М. В. Св. император Юстиниан и спор о Трех Главах // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2007. Вып. 1 (17). С. 7-26.
PDF
В данной статье рассматривается период спора о Трех Главах и подготовки Пятого Вселенского Собора (553 г.). Основным предметом рассмотрения, с точки зрения соответствия целям императорской церковной политики, являются политические шаги императора Юстиниана (527–565), предпринятые им для проведения осуждения Трех Глав. Большое внимание также уделяется анализу мнений противников осуждения Трех Глав из числа сторонников римского папы.
Грацианский Михаил Вячеславович
Грацианский М. В. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2007. Вып. 2 (18). С. 165-170. — Рец. на кн.: Arab-Byzantine Relations in Early Islamic Times / M. Bonner, ed. Ashgate (Aldershot), 2005. (The Formation of the Classical Islamic World; 8). lv + 465 p.
PDF
Грацианский Михаил Вячеславович
Грацианский М. В. Жанровые особенности "Истории александрийских патриархов" Севира ибн аль-Мукаффы // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2007. Вып. 3 (9). С. 43-49.
PDF
Статья содержит обзор основных особенностей «Истории александрийских патриархов», приписываемой Севиру бен аль-Мукаффе, епископу Ашмунайскому (Гермопольскому). Рассматриваются вопросы авторства, структуры, использованных источников, литературного жанра, а также основные мотивы, принципы хронографии и принадлежность к историографической традиции.
Грацианский Михаил Вячеславович
Грацианский М. В. Возникновение и развитие концепции папского примата в I-V вв // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2014. Вып. 2 (52). С. 9-29. DOI: 10.15382/sturI201452.9-29
Публикуемая статья посвящена анализу возникновения и развития концепции папского примата — специфического воззрения на роль и место епископа Римского во вселенской Церкви. Автором рассматривается период с момента возникновения традиции о мученической смерти апостола Петра в Риме во II веке и до понтификата папы Льва I (440–461), который подвел промежуточный итог развитию идеи об исключительном положении Римского Понтифика в Церкви. В статье анализируются ранние (II–IV вв.) свидетельства об отношении апостола Петра к Риму, представлявшие его сначала как римского мученика, затем как основоположника епископской кафедры, а затем как первого епископа Римского. Таким образом, восприятие личности апостола Петра прежде всего в Римской Церкви подается в его развитии. В статье демонстрируется, как из весьма ненадежной древней традиции, связывающей кончину апостола с Римом, в IV–V вв. вырастает концепция о Петре как «князе апостолов» (princeps apostolorum), передавшем свою «власть» над вселенской Церковью епископам Римским — концепция, нашедшее свое крайнее развитие в учении папы Льва I. Параллельно дается очерк положения Римской Церкви в ранний период и отдельно — границ ее административной юрисдикции. Автор статьи стремится показать, что идея о вселенской роли Римской Церкви и ее претензии на общецерковную юрисдикцию в пределах Римской империи основывались на принципах кардинально отличных от принципов церковно-административного устройства, применявшихся в имперской Церкви и основанных на постановлениях поместных и вселенских соборов.
Римская Церковь, папство, апостол Петр, Евсевий Кесарийский, Тертуллиан, Иероним, каноны, Вселенские соборы, папа Иннокентий I, папа Лев I.
1. Ameling W. 2011 “Petrus in Rom. Zur Genese frühchristlicher Erinnerung” in: Heid S. (ed.) Petrus und Paulus in Rom. Eine interdisziplinäre Debatte, Freiburg im Breisgau, 2011, pp. 468–491.
2. Anastos M. 1957 “The Transfer of Illyricum, Calabria and Sicily to the Jurisdiction of the Patriarchate of Constantinople in 732–733” in: «Silloge Bizantina» in onore di Silvio Giuseppe Mercati, Rome, 1957, pp. 15–31.
3. Caspar E. (ed.) Das Register Gregors VII, Berlin, 1920.
4. Demacopoulos G. E. The Invention of Peter. Apostolic Discourse and Papal Authority in Late Antiquity, Philadelphia, 2013.
5. Dinkler E. 1959 “Die Petrus-Rom-Frage” in: Theologische Rundschau, 1959, vol. 25, pp. 189–230, 289–335.
6. Durã V. N. 2006 “The «Petrine Primacy»: The Role of the Bishop of Rome according to the Canonical Legislation of the Ecumenical Councils of the First Millennium, an Ecclesiological-Canonical Evaluation” in: Kasper W. (ed.) The Petrine ministry: Catholics and Orthodox in dialogue, New York, 2006, pp. 159–187
7. Haller J. Das Papsttum. Idee und Wirklichkeit, Stuttgart, 1950.
8. Heid S. 2011 “Die Anfänge der Verehrung der apostolischen Gräber in Rom” in: Heid S. (ed.) Petrus und Paulus in Rom. Eine interdisziplinäre Debatte, Freiburg im Breisgau, 2011, pp. 283–308.
9. Kötter J.-M. 2012 “Autonomie der illyrischen Kirche? Die Sixtus-Briefe der Collectio Thessalonicensis und der Streit um das kirchliche Illyricum” in: Millennium, vol. 9, pp. 163–185.
10. Lanzoni F. Le diocesi d’Italia dalle origini al principio del secolo VII (an. 604). Faenza, 1927, vol. 2.
11. Mielsch H. 2011 “Die Umgebung des Petrusgrabes im 2. Jahrhundert” in: Heid S. (ed.) Petrus und Paulus in Rom. Eine interdisziplinäre Debatte, Freiburg im Breisgau, 2011, pp. 383–404.
12. Mirbt C. Quellen zur Geschichte des Papsttums und des römischen Katholizismus, Tübingen, 19113.
13. Riesner R. 2011 “Apostelgeschichte, Pastoralbriefe, 1. Clemens-Brief und die Martyrien der Apostel in Rom” in: Heid S. (ed.) Petrus und Paulus in Rom. Eine interdisziplinäre Debatte, Freiburg im Breisgau, 2011, pp. 153–179.
14. Schmitt T. 2011 “Die Christenverfolgung unter Nero” in: Heid S. (ed.) Petrus und Paulus in Rom. Eine interdisziplinäre Debatte, Freiburg im Breisgau, 2011, pp. 517–537.
15. Weber W. 2011 “Die Suche nach dem Patrusgrab. Zu den archäologischen Untersuchungen im Bereich der Confessio von St. Peter” in: Heid S. (ed.) Petrus und Paulus in Rom. Eine interdisziplinäre Debatte, Freiburg im Breisgau, 2011, pp. 67–113;
16. Zwierlein O. Petrus in Rom: Die literarischen Zeugnisse, Berlin, 2009.
17. Leporskij P. I. Istorija Fessalonikskogo jekzarhata do vremeni prisoedinenija k Konstantinopol'skomu patriarhatu (History of Exarchate of Thessalonica before Its Addition to Patriarchate of Constantinople), Saint-Petersbourg, 1901.
Грацианский Михаил Вячеславович
Грацианский М. В. Апостол Петр и «акакианская схизма» // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2015. Вып. 3 (59). С. 9-19. DOI: 10.15382/sturI201559.9-19
В статье анализируются идеологические основания исключительной позиции папства во Вселенской Церкви, как они проявились во время конфликта между папством и Константинопольской Церковью в конце V в. Взгляд на особую роль апостола Петра как якобы первого епископа Римского нашел свое приложение в качестве краеугольного камня аргументации, разработанной папой Феликсом III (483–492) для оправдания своих политических действий, которые в свою очередь привели к неканоническому осуждению патриарха Константинопольского Акакия (472–489) и началу длительного раскола между Римом и Востоком. Эта аргументация, или, скорее, экклесиологический концепт, называемый некоторыми исследователями «петровский дискурс», одновременно представляла собой несущую конструкцию папской идеологии и служила в качестве исходной мотивации для конкретных действий пап на церковно-политическом поприще.
патриарх Акакий Константинопольский, папа Феликс III, папа Геласий I, церковная политика, раскол, «петровский дискурс».
1. Bacht H. 1953 “Die Rolle des orientalischen Mönchtums in den kirchenpolitischen Auseinandersetzungen um Chalkedon (431–519)“, in Grillmeier A., Bacht H. Das Konzil von Chalkedon. Geschichte und Gegenwart, Würzburg, 1953, vol. 2, pp. 193–314.
2. Beck H.-G. Geschichte der orthodoxen Kirche im Byzantinischen Reich, Göttingen, 1980.
3. Blaudeau Ph. Alexandrie et Constantinople (451–491) de l’histoire à la géo-ecclésiologie, Rome, 2006.
4. Blaudeau Ph. 2012 “Between Petrine Ideology and Realpolitik. The See of Constantinople in Roman Geo-Ecclesiology (449–536)”, in Grig L., Kelly G. (eds.) Two Romes. Rome and Constantinople in Late Antiquity, Oxford, 2012, pp. 364–384.
5. Blaudeau Ph. Le Siège de Rome et l’Orient (448–536). Etude géo-ecclésiologique, Rome, 2012.
6. Brennecke H. Ch. 2007 “Chalkedonense und Henotikon. Bemerkungen zum Prozess der östlichen Rezeption der christologischen Formel von Chalkedon“, in Heil U., von Stockhausen A., Ulrich J. (eds.) Ecclesia est in re publica. Studien zur Kirchen- und Theologiegeschichte im Kontext des Imperium Romanum, Berlin, New York, 2007, pp. 259–290.
7. Caspar E. Geschichte des Papsttums von den Anfängen bis zur Höhe der Weltherrschaft, Tübingen, 1933, vol. 2.
8. Deliyannis D. 2014 “The Roman Liber pontificalis, Papal Primacy, and the Acacian Schism”, in Viator, 2014, vol. 45/3, pp. 1–16.
9. Demacopoulos G. The Invention of Peter: The Development and Reception of the Petrine Discourse at the Close of Christian Antiquity, Philadelphia, 2013.
10. Duchesne L. Histoire ancienne de l’Eglise, Paris, 1910, vol. 3.
11. Dvornik F. Byzantium and the Roman Primacy, New York, 1979.
12. Frend W. H. C. 1976 “Eastern Attitudes to Rome during the Acacian Schism”, in Studies in Church History, 1976, vol. 13, pp. 69–82.
13. Grillmeier A. Jesus der Christus im Glauben der Kirche, Freiburg; Basel; Wien, 1991, vol. 2/1.
14. Haacke R. 1953 “Die kaiserliche Politik in den Auseinandersetzungen um Chalkedon (451–553)“, in Grillmeier A., Bacht H. Das Konzil von Chalkedon. Geschichte und Gegenwart, Würzburg, 1953, vol. 2, pp. 95–177.
15. Haller J. Geschichte des Papsttums. Idee und Wirklichkeit, Stuttgart, 1950, vol. 1.
16. Hefele Ch. J., Leclercq H. Histoire des conciles d’après les documents originaux, Paris, 1908, vol. 2/2.
17. Fliche A., Martin V. (eds.) Histoire de l’église, Paris, 1948, vol. 4.
18. Mayeur J.-M., Pietri Ch., Pietri L., Vauchez A., Venard M. (eds.) Histoire du christianisme, Paris, 1998, vol. 3.
19. Jedin H., Dolan J. (eds.) History of the Church, New York, 1980, vol. 2.
20. Ηοfmann F. 1953 “Der Kampf der Päpste um Konzil und Dogma von Chalkedon von Leo dem Großen bis Hormisdas (451–519)“, in Grillmeier A., Bacht H. Das Konzil von Chalkedon. Geschichte und Gegenwart, Würzburg, 1953, vol. 2, pp. 13–94.
21. Kosiński R. 2010 “Dzieje Akacjusza, patriarchy Konstantynopola w latach 472–489“ (History of Acacius, Patriarch of Constantinople, in Years 472–489), in U schyłku starożytności. Studia źródłoznawcze, 2010, vol. 9, pp. 63–97.
22. Κötter J.-M. Zwischen Kaisern und Aposteln. Das Akakianische Schisma (484–519) als kirchlicher Ordnungskonflikt der Spätantike, Stuttgart, 2013.
23. Michel A. 1953 “Der Kampf um das politische oder petrinische Prinzip der Kirchenführung“, in Grillmeier A., Bacht H. Das Konzil von Chalkedon. Geschichte und Gegenwart, Würzburg, 1953, vol. 2, pp. 491–562.
24. Pietri Ch. 1987 “D’Alexandrie à Rome: Jean Talaïa, émule d’Athanase au Ve siècle“, in Mélanges offerts à Claude Mondésert, Paris, 1987, pp. 277–295.
25. Revillout E. 1877 “Le premier schisme de Constantinople. Acace et Pierre Monge”, in Revue des questions historiques, 1877, vol. 22, pp. 83–134.
26. Richards J. The Popes and the Papacy in the Early Middle Ages 476–752, London, 1979.
27. Salaville S. 1918–1919 “L’affaire de l’Hénotique ou le premier schisme byzantin au Ve siècle”, in Échos d’Orient, 1918, vol. 18/114, pp. 255–265; 1919, vol. 18/116, pp. 389–397; vol. 19/117, pp. 49–68; vol. 19/120, pp. 415–433.
28. Schwartz E. 1934 “Publizistische Sammlungen zum acacianischen Schisma“, in Abhandlungen der Bayerischen Akademie der Wissenschaften. Philosophisch-historische Abteilung. Neue Folge, München, 1934, vol. 10.
29. Townsend W. T. 1936 “The Henotikon Schism and the Roman Church”, in The Journal of Religion, 1936, vol. 16/1, pp. 78–86.
30. Ullmann W. Gelasius I. (492–496). Das Papsttum an der Wende der Spätantike zum Mittelalter, Stuttgart, 1981.
31. Ullmann W. 1960 “Leo I and the Theme of Papal Primacy”, in Journal of Theological Studies, 1960, vol. 11, pp. 25–51.
32. Wessel S. Leo the Great and the Spiritual Rebuilding of a Universal Rome, Leiden; Boston, 2008.
33. Winkelmann F. Die östlichen Kirchen in der Epoche der christologischen Auseinandersetzungen, Berlin, 1980.
34. Bolotov V. V. Lekcii po istorii Drevnej Cerkvi (Lectures for History of Ancient Church), Saint-Petersburg, 1918, vol. 4.
34. Болотов В. В. Лекции по истории Древней Церкви. СПб., 1918. Т. 4.
35. Грацианский М. В. «Православная партия» и приход к власти императора Юстина I (518–527 гг.) // Византийский временник. 2007. Т. 66. С. 125–145.
36. Грацианский М. В. Акакианская схизма // Православная энциклопедия. М., 2000. Т. 1. С. 362.
37. Грацианский М. В. Возникновение и развитие концепции папского примата в I–V вв. // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2014. Вып. 2 (52). С. 9–29.
38. Грацианский М. В. Причины и обстоятельства начала «Акакианской» схизмы (484 г.) // Иресиона. Античный мир и его наследие. Вып. IV. Сб. науч. трудов к 50-летию профессора Н. Н. Болгова. Белгород, 2015. С. 188–200.
39. История Древней Церкви: Учеб. пособие. Ч. I: 33–843 гг. / К. А. Максимович, ред. М., 2012.
40. Кулаковский Ю. А. История Византии. СПб., 1996. Т. 1.
41. Максимович К. А. Метарецензия на: Захаров Г. Е. Рецензия на монографию: Demacopoulos G. E. The Invention of Peter: The Development and Reception of the Petrine Discourse at the Close of Christian Antiquity. Philadelphia, 2013. // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2014. Вып. 5 (55). С. 149–156.
Грацианский Михаил Вячеславович
Грацианский М. В. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2015. Вып. 6 (62). С. 122-126. — Рец. на кн.: Kötter J.-M. Zwischen Kaisern und Aposteln. Das Akakianische Schisma (484-519) als kirchlicher Ordnungskonflikt der Spätantike. Franz Steiner Verlag, 2013
PDF
Грацианский Михаил Вячеславович
Грацианский М. В. Папа Геласий I (492-496) и его экклезиологические воззрения // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2016. Вып. 3 (65). С. 25-41. DOI: 10.15382/sturI201665.25-41
В статье рассматриваются экклезиологические воззрения Римского папы Геласия I (492–496), сложившиеся в условиях раскола между Римской Церковью и Церквами Востока после 484 г. Развитие экклезиологической концепции Геласия изучается в связи с идейно-политическим наследием папы Льва I (440–461), внесшего большой вклад в развитие идеи римского первенства как в идейном, так и в политическом смысле. В статье рассматриваются взгляды Геласия на содержание привилегий Римской Церкви, в целом характеризующих ее властное положение среди других Церквей. На основании особым образом интерпретируемых определений Никейского Собора Геласий вслед за папой Львом I утверждает порядок вселенских кафедр: за Римом следуют Александрия и Антиохия, причем это соотношение является соотношением ранга и власти. Согласно его воззрениям, Римский папский престол как престол святого Петра находится в исключительном положении, в то время как Константинопольская кафедра низводится им до положения обычной епископии. Объем властных полномочий епископа Римского несопоставим с таковым прочих иерархов. Папе принадлежит право верховного суда во Вселенской Церкви; его решение не может быть обжаловано. Римский понтифик имеет право созывать Вселенские Соборы, его же решением утверждаются соборные определения. Своим решением, не принимая апелляцию с мест и без проведения особого Собора, он может низлагать предстоятелей поместных Церквей. Также своим решением папа определяет и осуждает ересь.
папа Геласий I, папа Лев I, папа Феликс III, патриарх Акакий Константинопольский, экклезиология, соборы, 28-е правило Халкидонского собора, римское первенство.
1. Грацианский М. В. Дело Иоанна Талайи и начало «акакианской схизмы» (484 г.) // Византийский Временник. 2015. Т. 74 (99). P. 31–46.
2. Грацианский М. В. “Secundum Calchedonensem synodum haec ab apostolica sede gesta”: Папа Геласий I и «ересь» Акакия Константинопольского // Византийские очерки. СПб., 2016. С. 63–75.
3. Грацианский М. В. «Православная партия» и приход к власти императора Юстина I (518–527) // Византийский Временник. 2007. Т. 66 (91). С. 125–145.
4. Грацианский М. В. Каноническая позиция папства в деле Акакия Константинопольского // Античная древность и Средние века. 2015. Вып. 43. С. 53–72.
5. Грацианский М. В. Причины и обстоятельства начала «Акакианской» схизмы (484 г.) // Иресиона. Античный мир и его наследие. Вып. IV. Сборник научных трудов к 50-летию профессора Н. Н. Болгова. Белгород, 2015. С. 188–200.
6. Кузенков П. В. Канонический статус Константинополя и его интерпретация в Византии // Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. 2014. Вып. 3 (53). С. 25–51.
7. Blaudeau Ph. 2007 “Motifs et structures de divisions ecclésiales. Le schisme acacien (484–519)”, in Annuarium Historiae Conciliorum, 2007, vol. 39/1–2, pp. 65–98.
8. Caspar E. Geschichte des Papsttums von den Anfängen bis zur Höhe der Weltherrschaft, Tübingen, 1933, vol. 2.
9. Demacopoulos G. 2015 “Are all Universalist Politics Local? Pope Gelasius I’s International Ambition as a Tonic for Local Humiliation”, in Dunn G. D. (ed.) The Bishop of Rome in Late Antiquity, Farnham, 2015, pp. 141–153.
10. Demacopoulos G. The Invention of Peter: The Development and Reception of the Petrine Discourse at the Close of Christian Antiquity, Philadelphia, 2013.
11. Haller J. Das Papsttum. Idee und Wirklichkeit, Stuttgart, 1950, vol. 1.
12. Koch H. Gelasius im kirchenpolitischen Dienste seiner Vorgänger, der Päpste Simplicius (468–483) und Felix III. (483–492). Ein Beitrag zur Sprache des Papstes Gelasius I. (492–496) und früherer Papstbriefe, München, 1935.
13. Stein E. Histoire du Bas-Empire, Paris; Brussels; Amsterdam, 1949, vol. 2.
14. Ullmann W. Gelasius I. (492–496). Das Papsttum an der Wende der Spätantike zum Mittelalter, Stuttgart, 1981.
15. Ullmann W. 1960 “Leo I and the Theme of Papal Primacy”, in Journal of Theological Studies, 1960, vol. 11, pp. 25–51.
16. Vasiliev A. Justin the First. An Introduction to the Epoch of Justinian the Great, Cambridge; Massachusetts, 1950.
17. Wessel S. Leo the Great and the Spiritual Rebuilding of a Universal Rome, Leiden; Boston, 2008.
18. Κötter J.-M. Zwischen Kaisern und Aposteln. Das Akakianische Schisma (484–519) als kirchlicher Ordnungskonflikt der Spätantike, Stuttgart, 2013.
Грацианский Михаил Вячеславович
Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: МГУ имени М. В. Ломоносова; вед. науч. сотр. Лаборатории по изучению стран Причерноморья и Византии в Средние века при кафедре истории Средних веков исторического факультета;
Электронный адрес: gratsianskiy@mail.ru.
Исследование подготовлено в рамках работы по проекту «Причерноморье и Средиземноморский мир в системе отношений Руси, Востока и Запада в Средние века» (соглашение No 14–28–00213 от 15 августа 2014 г между Российским научным фондом и МГУ им М В Ломоносова)
Грацианский М. В. Haeres Petri sive vicarius Petri: обоснование исключительных властных прерогатив римского епископа папой Львом Великим // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2019. Вып. 89. С. 27-48. DOI: 10.15382/sturII201989.27-48
В статье изучается концепция власти римского епископа на основе высказываний папы Льва Великого (440–461), представленных в его проповедях и посланиях. Особое внимание уделяется анализу «петринологии» папы Льва, т. е. его взглядам на роль и место ап. Петра, который объединяет апостольское и епископское достоинство и оказывается первым епископом Рима как первого города Римской империи. Согласно воззрениям Льва, ап. Петр, сохраняя дары, данные ему Господом, непрерывно и непосредственно управляет Римской Церковью и занимает Римскую кафедру, в силу чего встает вопрос о статусе действующего римского епископа. В сочинениях Льва встречаются утверждения, что римский епископ является либо «наследником» (haeres), либо «заместителем» (vicarius) апостола. В статье делается вывод, что эти обозначения по сути исключают друг друга, поскольку, с одной стороны, Римский папа не мог унаследовать дары ап. Петра, переданные последнему индивидуально Христом, а с другой, если считать его заместителем апостола, не мог претендовать на полноценность своего епископского статуса, поскольку Римская кафедра считалась навечно занятой ап. Петром. Несмотря на эти противоречия, Лев считал римских епископов полноправными «представителями» главы Церкви ап. Петра, в качестве таковых обладающими властными полномочиями в пределах всей Вселенской Церкви. Свои воззрения Лев подтверждал на практике, прибегая в своих посланиях к использованию фразеологии и терминологии, присущей римским административным учреждениям и призванной подчеркнуть властное положение Римской Церкви относительно других поместных Церквей.
апостол Петр, папа Лев Великий, Римская Церковь, римская экклезиология, папский примат
  1. Барон Ю. Система римского гражданского права. СПб., 2005.
  2. Боровой В., протопр. Рим, Константинополь и христианский Восток в период «акакианской схизмы» (484–518 гг.). Минск, 2017.
  3. Грацианский М. В. «Акакианская» или всё же «феликианская» схизма? Проблема обоснованности одного историографического клише // Византийский временник. 2016. Т. 100. С. 44–63.
  4. Грацианский М. В. Акакианская схизма // Православная энциклопедия. Т. 1. М., 2000. С. 362.
  5. Грацианский М. В. Апостол Петр и «Акакианская схизма» // Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. 2015. Вып. 3 (59). С. 9–19.
  6. Грацианский М. В. Борьба Римского папы Льва Великого за церковное первенство в контексте восточных соборов и императорской церковной политики // Византийский временник. 2018. Т. 102. (в печати).
  7. Грацианский М. В. Папа Геласий I (492–496) и его экклезиологические воззрения // Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2016. Вып. 3 (65). С. 25–41.
  8. Грацианский М. В. Папа Лев Великий и его толкование 6-го никейского канона // Церковь в истории России. Сб. 11: К 70-летию Николая Николаевича Лисового. М., 2016. С. 159–175.
  9. Грацианский М. В. Причины и обстоятельства начала «акакианской» схизмы (484 г.) // Иресиона. Античный мир и его наследие. Вып. IV: cб. науч. трудов к 50-летию профессора Н. Н. Болгова. Белгород, 2015. С. 188–200.
  10. Грацианский М. В. «Secundum Calchedonensem synodum haec ab apostolica sede gesta»: Папа Геласий I и «ересь» Акакия Константинопольского // Византийские очерки. Труды российских ученых к XXIII Международному конгрессу византинистов. СПб., 2016. С. 62–73.
  11. Грацианский М. В. Возникновение и развитие концепции папского примата в I–V вв. // Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. 2014. Вып. 2 (52). С. 9–29.
  12. Дождев Д. В. Римское частное право: учебник для вузов. М., 1996.
  13. История Древней Церкви: учеб. пособие / К. А. Максимович, ред. Ч. I: 33–843 гг. М., 2012.
  14. Acta Conciliorum Oecumenicorum / E. Schwartz, ed. T. I. Vol. I. Pars III. Berolini, 1927.
  15. Alzati C. Ripensando alle vices Apostolicae Sedis nelle lettere di papa Leone I al presule di Tessalonica. Contributo alla storia dell’ecclesiologia in Occidente // Σύνθεσις. Ηλεκτρονικό περιοδικό τμήματος θεολογίας Α.Π.Θ. 2015. Vol. 4. № 1. P. 1–34.
  16. Arens H. Die christologische Sprache Leos des Großen. Analyse des Tomus an den Patriarchen Flavian. Freiburg; Basel; Wien, 1982.
  17. Arnauld D. Histoire du christianisme en Afrique. P., 2001.
  18. Batiff ol P. Papa, sedes apostolica, apostolatus // Rivista di archeologia Cristiana. 1925. Anno II. № 3–4. P. 99–116.
  19. Batiff ol P. Le siège apostolique (359–451). P., 1924.
  20. Batiff ol P. Petrus initium episcopatus // Revue des Sciences Religieuses. 1924. T. 4. Fasc. 3. P. 440–453.
  21. Blaudeau Ph. Between Petrine Ideology and Realpolitik. The See of Constantinople in Roman Geo-Ecclesiology (449–536) // Two Romes. Rome and Constantinople in Late Antiquity / ed. by L. Grig, G. Kelly. Oxford; N. Y., 2012. P. 364–384.
  22. Blaudeau Ph. Vice mea. Remarques sur les représentations pontifi cales auprès de l’empereur d’Orient dans la seconde moitié du Ve siècle (452–496) // Mélanges de l’Ecole française de Rome. 2001. T. 113. № 2. P. 1059–1123.
  23. Caspar E. Geschichte des Papsttums von den Anfängen bis zur Höhe der Weltherrschaft. Bd. 1. Tübingen, 1933.
  24. Congar Y. Note sur une valeur des termes «ordinare, ordinatio» // Revue des Sciences Religieuses. 1984. T. 58. P. 7–14.
  25. Dvornik F. The Idea of Apostolicity in Byzantium and the Legend of the Apostle Andrew. Cambridge (Mass), 1958.
  26. Epistulae romanorum pontifi cum genuinae et quae ad eos scriptae sunt a s. Hilaro usque ad Pelagium II // Recensuit et edidit A. Thiel. T. I. Brunsbergae, 1868.
  27. Grill J. Der Primat des Petrus. Eine Untersuchung. Tübungen, 1904.
  28. Haller J. Das Papsttum. Idee und Wirklichkeit. Bd. 1. Stuttgart, 1950.
  29. Hornung Ch. Haeres Petri: Kontinuitat und Wandel in der Bischofsnachfolge des Siricius von Rom // Episcopal Elections in Late Antiquity / ed. by J. Leemans, P. Van Nuff elen, S. W. J. Keough, C. Nicolaye. Göttingen, 2011. S. 375–388.
  30. Hoskin M. Prolegomena to a Critical Edition of the Letters of Pope Leo the Great. A Study of the Manuscripts. PhD Thesis. The University of Edinburgh, 2015.
  31. Jalland T. The Life and Times of St. Leo the Great. L., 1941.
  32. Jasper D., Fuhrmann H. Papal Letters in the Early Middle Ages. Washington, 2001.
  33. Jones A. H. M. The Later Roman Empire, 284–602. Vol. 1. Oxford, 1964.
  34. Kissling W. Das Verhältnis zwischen Sacerdotium und Imperium nach den Anschauungen der Päpste von Leo dem Großen bis Gelasius I. Paderborn, 1921.
  35. Klinkenberg H. M. Papsttum und Reichskirche bei Leo dem Großen // Zeitschrift der Savigny-Stiftung für Rechtsgeschichte. Kanonistische Abteilung. 1952. Bd. 38. Heft 1. S. 37–112.
  36. Lübeck K. Reichseinteilung und kirchliche Hierarchie des Orients bis zum Ausgange des vierten Jahrhunderts. Ein Beitrag zur Rechts- und Verfassungsgeschichte der Kirche. Münster, 1901.
  37. Maccarone M. L’antico titolo papale Vicarius Petri e la concezione del Primato // Divinitas. 1957. Vol. 1. P. 365–371.
  38. Maccarrone M. «Sedes Apostolica — Vicarius Petri». La perpetuità del primato di Pietro nella sede e nel vescovo di Roma (Secoli III–VIII) / Il primato del vescovo di Roma nel primo millennio. Ricerche e testimonianze. Atti del Symposium storico-teologico. Roma, 9–13 Ottobre 1989 / A cura di M. Maccarrone. Città del Vaticano, 1991. P. 275–362.
  39. Maccarrone M. “Cathedra Petri” und die Idee der Entwicklung des päpstlichen Primats vom 2. bis 4. Jahrhundert // Saeculum. 1962. Vol. 13. S. 278–292.
  40. Maccarrone M. La dottrina del Primato papale dal IV all’ VIII secolo nelle relazioni con le Chiese occidentali // Le Chiese nei regni dell’ Europa Occidentale e i loro rapporti con Roma sino all’ 800. [Settimane di studio del Centro Italiano di studi sull’alto Medioevo, VII]. T. 2. Spoleto, 1960. P. 633–742.
  41. McCready W. D. Papal Plenitudo Potestatis and the Source of Temporal Authority in Late Medieval Papal Hierocratic Theory // Speculum. 1973. Vol. 48/4. P. 654–674.
  42. McShane P. A. Romanitas et le pape Léon le Grand. Tournai; Montréal, 1979.
  43. Michel A. Der Kampf um das politische oder petrinische Prinzip der Kirchenführung // Das Konzil von Chalkedon / A. Grillmeier, H. Bacht, Hrsg. Bd. I. Würzburg, 1953. S. 500–524.
  44. Miller J. M. The Divine Right of the Papacy in Recent Ecumenical Theology. Roma, 1980.
  45. Patrologiae cursus completus. Series Latina / Acc. J.-P. Migne. T. LIV. S. Leonis Magni Tomus I. P., 1846.
  46. Perthel E. Papst Leo’s I. Leben und Lehren. Jena, 1843.
  47. Pietri Ch. Concordia apostolorum et renovatio urbis (Culte des martyrs et propagande pontifi cale) // Mélanges d’archéologie et d’histoire. 1961. T. 73. P. 275–322.
  48. Powell D. Haeres Petri: Leo I and Church Order // International Journal for the Study of the Christian Church. 2008. Vol. 8. № 3. P. 203–210.
  49. Rivière J. In partem sollicitudinis. Evolution d’une formule pontifi cale // Revue des Sciences Religieuses. 1925. Τ. 5/2. P. 210–231.
  50. Sancti Leonis Magni opera / P. Ballerini, H. Ballerini, ed. T. I–III. Venetiae, 1753–1757.
  51. Sancti Leonis Magni Romani pontifi cis Tractatus septem et nonaginta / A. Chavasse, ed. [Corpus Christianorum. Series Latina 138–138A]. Turnholti, 1973.
  52. Schmidt K. D. Papa Petrus ipse // Zeitschrift für Kirchengeschichte. 1936. Bd. 54. S. 267–275.
  53. Schweizer Ch. Hierarchie und Organisation der römischen Reichskirche in der Kaisergesetzgebung vom vierten bis zum sechsten Jahrhundert. Bern; B.; Frankfuhrt am Main; N. Y.; P., 1991.
  54. Stephanou P. Sedes Apostolica, Regia Civitas // Orientalia Christiana Periodica. 1967. Vol. 33. P. 563–582.
  55. Stockmeier P. Römische Kirche und Petrusamt im Licht frühchristlicher Zeugnisse // Archivum Historiae Pontificiae. 1976. Vol. 14. S. 357–372.
  56. Studer B. Leo der Grosse und der Primat des römischen Bischofs // Unterwegs zur Einheit: Festschrift für Heinrich Stirnimann / J. Brantschen, P. Selvatico, Hrsg. Freiburg, 1980. S. 617–630.
  57. Theodoret. Kirchengeschichte / L. Parmentier, Hrsg. Dritte, durchgesehene Aufl age von G. C. Hansen. [Die Griechischen Christlichen Schriftsteller. Neue Folge. Bd. 5]. B.; N. Y., 1998.
  58. Uhalde K. Pope Leo I on Power and Failure // The Catholic Historical Review. 2009. Vol. 95. № 4. P. 671–688.
  59. Ullmann W. Gelasius I. (492–496). Das Papsttum an der Wende der Spätantike zum Mittelalter. [Päpste und Papsttum 18]. Stuttgart, 1981.
  60. Ullmann W. Leo I and the Theme of Papal Primacy // Journal of Theological Studies. 1960. Vol. 11. P. 25–51.
  61. Wessel S. Leo the Great and the Spiritual Rebuilding of a Universal Rome. [Supplements to Vigiliae Christianae. Texts and Studies of Early Christian Life and Language; 93]. Leiden; Boston, 2008.
  62. Wilks M. The Apostolicus and the Bishop of Rome, I // The Journal of Theological Studies. 1962. Vol. 13. № 2. P. 290–317.
  63. Wilks M. The Apostolicus and the Bishop of Rome, II // The Journal of Theological Studies. 1963. Vol. 14. № 2. P. 311–354.
  64. Wojtowytsch M. Papsttum und Konzile von den Anfängen bis zu Leo I. (440–461). Studien zur Entstehung der Überordnung des Papstes über Konzile. Stuttgart, 1981.
Грацианский Михаил Вячеславович
Ученая степень: кандидат исторических наук;
Ученая степень: доктор философии;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051 г. Москва, Лихов пер., д. 4а, комната 408;
Должность: ведущий научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-6981-3216;
Электронный адрес: gratsianskiy@mail.ru.
Грацианский М. В. Акты 531 г. как обрамление «Фессалоникского собрания»: экклесиологические и канонические аспекты дела Стефана Ларисского // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2020. Вып. 92. С. 19-38. DOI: 10.15382/sturII202092.19-38
Статья посвящена исследованию актов сессии клира Римской Церкви, состоявшейся в декабре 531 г. под председательством папы Бонифация II (530–532), которые сохранились в качестве вводной части к так называемому Фессалоникскому собранию (Collectio Thessalonicensis). «Собрание» представляет собой подборку папских посланий, адресованных иллирийским епископам, прежде всего Фессалоникскому, и зачитанных в ходе указанной сессии. В статье анализируются обстоятельства низложения константинопольским патриархом митрополита Ларисского Стефана, предстоятеля Церквей Фессалии — провинции Римской империи, находящейся в префектуре Иллирик. Представители Стефана в ходе сессии подали папе челобитные в связи с этим делом, а также, согласно данным актов, привезли с собой и само «Собрание». В статье анализируется содержание челобитных Стефана и его товарищей, а также высказывания, содержащиеся в актах, с целью продемонстрировать восприятие суффраганами Стефана римской экклезиологии, фундаментом которой является учение о властных прерогативах римского епископа, а также их взгляд на якобы предусмотренные канонами права папы как верховной судебной инстанции в Церкви. В результате проведенного анализа автор приходит к выводу, что те пассажи челобитных, в которых говорится об исключительных правах юрисдикции римского епископа во всех Церквах, включая иллирийские, а также реплика епископа Эхинского Феодора, предваряющая представление «Фессалоникского собрания», являются, по всей видимости, интерполированными. Автором проводится критическое рассмотрение существующих в науке мнений по поводу происхождения «Собрания» из Фессалоники. В результате он приходит к выводу о невозможности происхождения представленных в ходе заседаний 531 г. Феодором Эхинским материалов как из Иллирика вообще, так и из Фессалоники в частности. Автор постулирует их римское происхождение, а также обосновывает тезис об искусственной компиляции актов 531 г. и «Собрания», осуществленной предположительно в понтификат Николая I (858–867).
Фессалоникское собрание, Иллирик, Фессалия, папа Бонифаций II, Стефан Ларисский, Феодор Эхинский, римская экклезиология, папский примат, апелляция в Рим
  1. Грацианский М. В. Haeres Petri sive vicarius Petri: Обоснование исключительных властных прерогатив римского епископа папой Львом Великим // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2019. Вып. 89. С. 26–48.
  2. Лепорский П. И. История Фессалоникского экзархата до времени присоединения к Константинопольскому патриархату. СПб., 1901.
  3. Россейкин Ф. М. Первое правление Фотия, патриарха Константинопольского. Сергиев Посад: Типография Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1915.
  4. Anastos M. V. The Transfer of Illyricum, Calabria and Sicily to the Jurisdiction of the Patriarchate of Constantinople in 732–33 // Anastos M. V. Studies in Byzantine Intellectual History. L., 1979. IX. P. 14–31.
  5. Betti M. The Making of Christian Moravia (858–882). Papal Power and Political Reality. Leiden; Boston: Brill, 2014.
  6. Blaudeau Ph. Le Siège de Rome et l’Orient (448–536). Étude géo-ecclésiologique. (Collection de l’École française de Rome. 460). Rome: École française de Rome, 2012.
  7. Brandes W. Das Schweigen des Liber Pontifi calis. Die “Enteignung“ der päpstlichen Patrimonien Siziliens und Unteritaliens in den 50er Jahren des 8. Jahrhunderts // Fontes Minores XII / W. Brandes, L. M. Hoff mann, K. Maksimovič, Hrsg. Frankfurt-am-Main: Löwenklau-Gesellschaft E. V., 2014. S. 97–204.
  8. Brandes W., Leppin H. Die Collectio Thessalonicensis — ein Forschungsdesiderat // Rechtsgeschichte — Legal History. 2011. № 18. S. 263–266.
  9. Duchesne L. Églises séparées. 2ème éd. P.: Albert Fontemoing, 1905.
  10. Duchesne L. L’Illyricum ecclésiastique // Byzantinische Zeitschrift. 1892. Bd. 1. S. 532–550.
  11. Friedrich J. Über die Sammlung der Kirche von Thessalonich und das päpstliche Vikariat für Illyricum // Sitzungsberichte der philosophisch-philologischen und historischen Classe der königlichen bayerischen Akademie der Wissenschaften zu München. Jahrgang 1891. München: Verlag der Königlichen Akademie, 1892.
  12. Greenslade S. L. The Illyrian Churches and the Vicariate of Thessalonica, 378–95 // The Journal of Theological Studies. 1945. Vol. 46. No. 181/182. P. 17–30.
  13. Grumel V. Le Vicariat de Thessalonique et le premier rattachement de l’Illyricum oriental au patriarcat de Constantinople // Annuaire de l’École des Législations Religieuses, 1950–1951. P., 1952. P. 49–63.
  14. Grumel V. L’annexion de l’Illyricum oriental, de la Sicile et de la Calabre au patriarcat de Constantinople // Recherches de Science Religieuse. 1951–1952. T. 40 (Mélanges Jules Lebretton II). P. 191–200.
  15. Haller J. Das Papsttum. Idee und Wirklichkeit. Bd. 1. Urach; Stuttgart: Port Verlag, 1950.
  16. Jasper D., Fuhrmann H. Papal Letters in the Early Middle Ages. Washington DC: The Catholic University of America Press, 2001.
  17. Kéry L. Canonical Collections of the Early Middle Ages (ca. 400–1140). A Bibliographical Guide to the Manuscripts and Literature. Washington DC: The Catholic University of America Press, 1999.
  18. Koder J., Hild F. Tabula Imperii Byzantini. Bd. I (Hellas und Thessalia). Wien: Verlag der Österreichischen Akademie der Wissenschaften, 1976.
  19. Lotter F., Bratož R., Castritius H. Völkerverschiebungen im Ostalpen-Mitteldonau-Raum zwischen Antike und Mittelalter (375–600). B.; N. Y.: Walter de Gruyter, 2003.
  20. Maassen F. Geschichte der Quellen und der Literatur des canonischen Rechts im Abendlande bis zum Ausgange des Mittelalters. Bd. 1. Gratz; Paris; Turin; Oxford, 1870.
  21. Macdonald J. Who Instituted the Papal Vicariate of Thessalonica? // Studia Patristica. 1961. Т. 4. P. 478–482.
  22. Mommsen Th. Nachricht 47 // Neues Archiv der Gesellschaft für ältere deutsche Geschichtskunde. Beförderung einer Gesammtausgabe der Quellenschriften deutscher Geschichten des Mittelalters. Bd. 18. Hannover; Leipzig: Hahn’sche Buchhandlung, 1893. S. 357–358.
  23. Moreau D. The Papal Appeal Court in the Sixth Century. The Example of the Roman Synod of 531 // Recht haben und Recht bekommen im Imperium Romanum. Das Gerichtswesen der römischen Kaiserzeit und seine dokumentarische Evidenz. Ausgewählte Beiträge einer Serie von drei Konferenzen an der Villa Vigoni in den Jahren 2010 bis 2012 / R. Haensch, Hrsg. Warschau, 2016. P. 365–403.
  24. Moreau D. La partitio imperii et la géographie des Balkans: entre géopolitique et géoecclésiologie // Costellazioni geo-ecclesiali da Costantino a Giustiniano: Dalle chiese ‘principali’ alle chiese patriarcali. XLIII Incontro di Studiosi dell’ Antichità Cristiana (Roma, 7–9 maggio 2015) (Studia Ephemeridis Augustinianum. 149). Roma: Institutum Patristicum Augustinianum, 2017. P. 255–285.
  25. Nostitz-Rieneck R. Die päpstlichen Urkunden für Thessalonike und deren Kritik durch Prof. Friedrich // Zeitschrift für katholische Theologie. 1897. Bd. 21. S. 1–50.
  26. Pietri Ch. La géographie de l’Illyricum ecclésiastique et ses relations avec l’Église de Rome (Ve–VIe siècles) // Villes et peuplement dans l’Illyricum protobyzantin. Actes du colloque de Rome (12–14 mai 1982) (Publications de l’École française de Rome. 77). Rome: École Française de Rome, 1984. P. 21–62.
  27. Powell D. Haeres Petri: Leo I and Church Order // International Journal for the Study of the Christian Church. 2008. Vol. 8. № 3. P. 203–210.
  28. Rauschen G. Jahrbücher der christlichen Kirche unter Kaiser Theodosius dem Großen. Versuch einer Erneuerung der Annales Ecclesiastici des Baronius für die Jahre 378–395. Freiburg im Breisgau, 1897.
  29. Schwartz E. Die sogenannte Sammlung der Kirche von Thessalonich // Festschrift Richard Reitzenstein zum 2. April 1931 dargebracht von Ed. Fraenkel [und anderen]. Leipzig; B.: Teubner, 1931. S. 137–159.
  30. Stein E. Der Verzicht der Galla Placidia auf die Präfektur Illyricum // Wiener Studien. 1914. Bd. 36. S. 344–347.
  31. Streichhan F. Die Anfänge des Vikariates von Thessalonich // Zeitschrift der Savigny-Stiftung für Rechtsgeschichte. Kanonistische Abteilung. 1922. Bd. 12. № 1. S. 330–384.
  32. Streichhan F. Nochmals die Anfänge des Vikariats von Thessalonich // Zeitschrift der Savigny-Stiftung für Rechtsgeschichte. Kanonistische Abteilung. 1928. Bd. 17. № 1. S. 538–548.
  33. Ullmann W. Gelasius I. (492–496). Das Papsttum an der Wende der Spätantike zum Mittelalter (Päpste und Papsttum. 18). Stuttgart: Anton Hiersemann, 1981.
  34. Ullmann W. Leo I and the Theme of Papal Primacy // Journal of Theological Studies. 1960. Vol. 11. P. 25–51.
  35. Ullmann W. The Growth of Papal Government in the Middle Ages. A Study in the Ideological Relation of Clerical to Lay Power. L.: Methuen & Co. LTD, 1970.
  36. Völker W. Studien zur päpstlichen Vikariatspolitik im 5. Jh., 2: Der Streit um die Echtheit der Collectio Thessalonicensis // Zeitschrift für Kirchengeschichte. 1928. Bd. 46. S. 355–380.
  37. Zeiller J. Une ébauche de vicariat pontifi cal sous le pape Zosime // Revue Historique. 1927. T. 155. Fasc. 2. P. 326–332.
Грацианский Михаил Вячеславович
Ученая степень: кандидат исторических наук;
Ученая степень: доктор философии;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051 г. Москва, Лихов пер., д. 4а, комната 408;
Должность: ведущий научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-6981-3216;
Электронный адрес: gratsianskiy@mail.ru.
Грацианский М. В. Папа Сириций (384–399) и римская экклезиология в эпоху после окончания арианских споров // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2020. Вып. 88. С. 11-29. DOI: 10.15382/sturI202088.11-29
В статье изучается письменное наследие папы Сириция (384–399) с целью исследования взглядов последнего на роль и место Римской Церкви по отношению к другим Церквам. Автор рассматривает сохранившиеся послания этого папы и анализирует в них все места, которые содержат экклезиологические взгляды Сириция, выражающиеся, прежде всего, в восприятии последним роли апостола Петра как создателя «апостольского престола» Рима, положения римской кафедры как гаранта никейских канонов и их транслятора для Церквей Западной Римской империи, а также видении им пределов власти римского епископа. На основе проделанного анализа посланий Сириция автор приходит к выводу, что этому понтифику было чуждо восприятие властного положения римской кафедры по отношению к Церквам за пределами собственно римской церковной области. В сношениях с Церквами за пределами субурбикарных провинций папа строго придерживался соборного принципа, обращаясь к ним посредством посланий Римского собора, которые отражали auctoritas sedis apostolicae. По отношению к епископам своей области он выступал в качестве первенствующего (primas) и общался с ними, основываясь на принципах, предусмотренных 34-м апостольским правилом. Сириций рассматривал римскую кафедру как обладающую особым авторитетом, однако этот авторитет выражался в трансляции другим Церквам канонов и норм, принятых как в Риме, так и на Востоке. Рим не рассматривался Сирицием как «центр общения», а римский престол, хотя и считался основанным апостолом Петром, не обладал особыми властными полномочиями. Сириций нигде не называет Петра первым римским епископом, а себя считает преемником своего предшественника Дамаса (366–384) и лишь в фигуральном смысле — «наследником управления» (administrationis haeres) св. Петра. Из связи римской кафедры с апостолом Петром, согласно Сирицию, вытекали не властные, а скорее моральные обязательства римского понтифика.
папа Сириций, папа Дамас, римская экклезиология, римское первенство, римская петринология, никейские каноны, декреталии, послание к Гимерию Тарраконскому
  1. Грацианский М. В. «Акакианская» или всё же «феликианская» схизма? Проблема обоснованности одного историографического клише // Византийский временник. 2016. Т. 100. С. 44–63.
  2. Грацианский М. В. Haeres Petri sive vicarius Petri: Обоснование исключительных властных прерогатив римского епископа папой Львом Великим // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2019. Вып. 89. С. 27–48.
  3. Грацианский М. В. Папа Геласий I (492–496) и его экклезиологические воззрения // Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2016. Вып. 3 (65). С. 25–41.
  4. Дождев Д. В. Римское частное право: учебник для вузов. М.: Инфра М–Норма, 1996.
  5. Захаров Г. Е. Внешняя коммуникация и богословская традиция Римской Церкви в эпоху арианских споров. М.: Изд-во ПСТГУ, 2019.
  6. Babut E. Ch. La plus ancienne décrétale. Paris: Société nouvelle de librairie et d’édition, 1904.
  7. Berger A. Encyclopedic Dictionary of Roman Law. Philadelphia: The American Philosophical Society, 1953.
  8. Caspar E. Geschichte des Papsttums von den Anfängen bis zur Höhe der Weltherrschaft. Bd. 1. Tübingen: Verlag von J. C. Β. Μοhr (Ρaul Siebeck), 1933.
  9. D’Avray D. Half a Century of Research on the First Papal Decretals (to c. 440) // Bulletin of Medieval Canon Law. 2018. Vol. 35. P. 332–374.
  10. De Senneville-Grare Gh. Sirice // Dictionnaire historique de la papauté / Sous la direction de Ph. Levillain. P.: Fayard, 1994. P. 1587–1588.
  11. Dunn G. D. Canonical Legislation on the Ordination of Bishops: Innocent I’s Letter to Victricius of Rouen // Episcopal Elections in Late Antiquity / J. Leemans, P. Van Nuff elen, S. W. J. Keough, C. Nicolaye, eds. Göttingen: Walter de Gruyter, 2011. P. 145–166.
  12. Dunn G. D. Collectio Corbeiensis, Collectio Pithouensis, and the Earliest Collections of Papal Letters // Collecting Early Christian Letters. From the Apostle Paul to Late Antiquity / B. Neil, P. Allen, eds. Cambridge: Cambridge University Press, 2015. P. 175–189.
  13. Duval Y.-M. La décrétale Ad Gallos Episcopos: son texte et son auteur. Texte critique, traduction française et commentaire. [Supplements to Vigiliae Christianae. Vol. 73]. Leiden; Boston: Brill, 2005.
  14. Ferreiro A. Pope Siricius and Himerius of Tarragona (385): Provincial Papal Intervention in the Fourth Century // The Bishop of Rome in Late Antiquity / G. D. Dunn, ed. Farnham, 2015. P. 73–85.
  15. Gaudemet J. Les sources du droit de l’église en Occident du IIe au VIIe siècle. P.: Edition du Cerf et du C. N. R. S, 1985.
  16. Hornung Ch. Directa ad decessorem. Ein kirchenhistorisch-philologischer Kommentar zur ersten Dekretale des Siricius von Rom. [Jahrbuch für Antike und Christentum. Ergänzungsband. Kleine Reihe, 8]. Münster: Aschendorff Verlag, 2011.
  17. Hornung Ch. Haeres Petri: Kontinuitat und Wandel in der Bischofsnachfolge des Siricius von Rom // Episcopal Elections in Late Antiquity / J. Leemans, P. Van Nuff elen, S. W. J. Keough, C. Nicolaye, eds. Göttingen, 2011. P. 375–388.
  18. Hornung Ch. Siricius and the Rise of the Papacy // The Bishop of Rome in Late Antiquity / G. D. Dunn, ed. Farnham: Ashgate Publishing Limited, 2015. P. 57–72.
  19. Jasper D., Fuhrmann H. Papal Letters in the Early Middle Ages. Washington DC: The Catholic University of America Press, 2001.
  20. Jones A. H. M. The Later Roman Empire 284–602. Vol. 1–2. Oxford: Basil Blackwell, 1964.
  21. Kaiser W. Authentizität und Geltung spätantiker Kaisergesetze. Studien zu den Sacra privilegia concilii Vizaceni. München: Verlag C. H. Beck, 2007.
  22. Kelly J. N. D. Siricius // J. N. D. Kelly. The Oxford Dictionary of Popes. Oxford; N. Y.: Oxford University Press, 1986. P. 35–36.
  23. Maassen F. Geschichte der Quellen und der Literatur des canonischen Rechts im Abendlande bis zum Ausgange des Mittelalters. Gratz: Verlag von Lenschner und Lubensky, 1870.
  24. Moreau D. Non impar conciliorum extat auctoritas: L’origine de l’introduction des lettres pontificales dans le droit canonique // l’Étude des correspondances dans le monde romain: de l’antiquité classique à l’antiquité tardive. Permanences et mutations. Actes du XXXe Colloque international de Lille, 20–22 novembre 2008 / J. Desmulliez, C. Höet-van Cauwenberghe, J.-C. Jolivet, eds. Lille, 2008. P. 487–506.
  25. Pietri Ch. Roma Christiana. Recherches sur l’Eglise de Rome, son organisation, sa politique, son idéologie de Miltiade à Sixte III (311–440). Vol. 2. Rome: École française de Rome, 1976.
  26. Sancti Leonis Magni Romani pontificis Tractatus septem et nonaginta / ed. A. Chavasse [Corpus Christianorum. Series Latina 138–138A]. Turnhout: Brepols Publishers, 1973.
  27. Schmidt K. D. Papa Petrus ipse // Zeitschrift für Kirchengeschichte. 1936. Bd. 54. S. 267–275.
  28. Speigl J. Die Päpste in der Reichskirche des 4. und frühen 5. Jahrhunderts. Von Silvester I. bis Sixtus III. // Das Papsttum / M. Greschat, Hrsg. Bd. l. [Gestalten der Kirchengeschichte. Bd. 11]. Stuttgart: Kohlhammer, 1984.
  29. Stein E. Histoire du Bas-Empire. T. 1. Paris; Brussels; Amsterdam, 1959.
  30. Ullmann W. Leo I and the Theme of Papal Primacy // Journal of Theological Studies. 1960. Vol. 11. P. 25–51.
  31. Ullmann W. Gelasius I. (492–496). Das Papsttum an der Wende der Spätantike zum Mittelalter. [Päpste und Papsttum 18]. Stuttgart: Anton Hiersemann, 1981.
  32. Wojtowytsch M. Papsttum und Konzile von den Anfängen bis zu Leo I. (440–461). Studien zur Entstehung der Überordnung des Papstes über Konzile. Stuttgart: Anton Hiersemann, 1981.
  33. Zechiel-Eckes K. Die Erste Dekretale. Der Brief Papst Siricius’ an Bischof Himerius von Tarragona von Jahr 385 (JK 255). Aus dem Nachlass mit Ergänzungen von Detlev Jasper. [Monumenta Germaniae Historica. Studien und Texte. Bd. 55]. Hannover: Hansche Buchhandlung, 2013.
Грацианский Михаил Вячеславович
Ученая степень: кандидат исторических наук;
Ученая степень: доктор философии;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051 г. Москва, Лихов пер., д. 4а, комната 408;
Должность: ведущий научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-6981-3216;
Электронный адрес: gratsianskiy@mail.ru.
Грацианский М. В. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2021. Вып. 95. С. 130-136. — Рец. на кн.: Leuenberger-Wenger S. Das Konzil von Chalcedon und die Kirche. Konflikte und Normierungsprozesse im 5. und 6. Jahrhundert. [Supplements to Vigiliae Christianae. Vol. 153]. Leiden; Boston: Brill, 2019. XVII, 617 p.
PDF
Грацианский Михаил Вячеславович
Ученая степень: кандидат исторических наук;
Ученая степень: доктор философии;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051 г. Москва, Лихов пер., д. 4а, комната 408;
Должность: ведущий научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-6981-3216;
Электронный адрес: gratsianskiy@mail.ru.
Грацианский М. В. Римские епископы и развитие церковно-административных структур «сверхпровинциального» уровня в начале V в. // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2021. Вып. 101. С. 9-33. DOI: 10.15382/sturII2021101.9-33
The article analyses three epistles of Popes Innocent I (402–417) and Zosimus (417–418), which endow the primates of Antioch, Thessalonica and Arles with special prerogatives. These epistles are of interest from the point of view of the church-administrative model, which for various reasons was promoted by these popes in the aforementioned churches. The use of this model is seen as a concrete practical expression of a certain stage in the development of the concept of papal primacy of power, which was based on the idea of the exclusive “apostolic” status of the Roman see. In fact, it was about the creation of special ecclesiastical and administrative districts, vertically integrated with the Roman see, in which the popes assumed a modifi cation of the system of administration, providing for the emergence of the fi gure of the bishopprimate at the “superprovincial” level, and for the special jurisdiction of this bishop. In relation to each of the regions, this model had some peculiarities, expressed in the way of functioning of the synodal institutions, the role and place of the metropolitans, and the relationship of the primate with the Roman see.
папа Иннокентий I, папа Зосим, Александр Антиохийский, Руф Фессалоникский, Патрокл Арелатский, Фессалоникское собрание, первенство власти, диоцезы, митрополии, соборы
  1. Бартошек М. Римское право. Понятие, термины, определения. М.: Юридическая литература, 1989.
  2. Грацианский М. В. Роль и место Римской Церкви в межцерковных отношениях в понтификат Иннокентия I (402–417) // Византийский временник. 2020. Т. 104. С. 77–78.
  3. Грацианский М. В., Норкин К. В. На службе империи: папа Зосим и Римский собор 417 года // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 4: История. Регионоведение. Международные отношения. 2020. Т. 25. № 6. С. 6–23.
  4. Грацианский М. В. Haeres Petri sive vicarius Petri: Обоснование исключительных властных прерогатив римского епископа папой Львом Великим // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2019. Вып. 89. С. 27–48.
  5. Грацианский М. В. Папа Сириций (384–399) и римская экклезиология в эпоху после окончания арианских споров // Вестник ПСТГУ. Сер. 1: Богословие. Философия. Религиоведение. 2020. Вып. 88. С. 11–29.
  6. Грацианский М. В. Церковно-административное содержание термина «экзарх диоцеза» 9-го и 17-го правил Халкидонского собора и вопрос о подсудности дел против митрополита // Античная древность и средние века. 2020. Вып. 48. С. 53–73.
  7. Грацианский М. В. Юрисдикция константинопольского патриарха в Восточном Иллирике по данным «Фессалоникского собрания» // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2: Гуманитарные науки. 2020. Т. 22. № 1 (196). С. 11–28.
  8. Дождев Д. В. Римское частное право. М., 1996.
  9. Дыдынский Ф. Латинско-русский словарь к источникам римского права. По изданию 1896 года. М.: Спарк, 1997.
  10. Захаров Г. Е. Внешняя коммуникация и богословская традиция Римской Церкви в эпоху арианских споров. М., 2019.
  11. Лепорский П. И. История Фессалоникского экзархата до времени присоединения к Константинопольскому патриархату. СПб., 1901.
  12. Норкин К. В. Становление церковного первенства Арля в Галлии и римские папы (398–432 гг.) // Византийский временник. 2019. Т. 103. С. 53–69.
  13. Троицкий С. В. О смысле 9-го и 17-го канонов Халкидонского собора // Журнал Московской патриархии. 1961. № 2. С. 57–65.
  14. Beck H.-G. Kirche und theologische Literatur im byzantinischen Reich. München, 1959.
  15. Behrends O. Der assessor zur Zeit der klassischen Rechtswissenschaft // Zeitschrift für Rechtsgeschichte. 1969. Bd. 86. S. 192–226.
  16. Berger A. Encyclopedic Dictionary of Roman Law. Philadelphia: The American Philosophical Society, 1953.
  17. Bleckmann B. Arelate metropolis: Überlegungen zur Datierung des Konzils von Turin und zur Geschichte Galliens im 5. Jahrhundert // Römische Quartalschrift für christliche Altertumskunde und Kirchengeschichte. 2003. Bd. 98. S. 162–173.
  18. Burini De Lorenzi C. Innocenzo I: Lettera Decretale a Decenzio vescovo di Gubbio // La decretale di papa Innocenzo I al vescovo di Gubbio Decenzio. Atti del Convegno internazionale (Roma, 18 marzo 2016) / A cura di M. Monfrinotti. Roma, 2017. P. 5–24.
  19. Caspar E. Geschichte des Papsttums von den Anfängen bis zur Höhe der Weltherrschaft. Bd. 1. Tübingen: Verlag von J.C.Β. Μοhr (Ρaul Siebeck), 1930.
  20. Cavallera F. Le schisme d’Antioche (IVe–Ve siècle). P., 1901.
  21. Chastagnol A. L’administration du Diocèse Italien au Bas-Empire // Historia: Zeitschrift für Alte Geschichte. 1963. Bd. 12. № 3. S. 348–379.
  22. Concilia Africae. A. 345 — A. 525 / Ed. C. Munier. [Corpus Christianorum. Series Latina, 259]. Turnhout: Brepols, 1974.
  23. Conciliorum oecumenicorum generaliumque decreta / Curantibus G. Alberigo et al. Vol. I. Turnhout, 2006.
  24. Devreesse R. Le patriarcat d’Antioche depuis la paix de l’église jusqu’a la conquête arabe. P., 1945.
  25. Downey G. A History of Antioch in Syria from Seleucus to the Arab Conquest. Princeton, 1961.
  26. Downey G. The Claim of Antioch to Ecclesiastical Jurisdiction over Cyprus // Proceedings of the American Philosophical Society. 1958. Vol. 102. № 3. P. 224–228.
  27. Duchesne L. Fastes épiscopaux de l’Ancienne Gaule. T. I. P., 1907.
  28. Dunn G. D. Church and State in the Dispute over the Vicariate of Thessaloniki during the Pontificate of Boniface I // Journal of Early Christian History. 2020. Vol. 10. № 1. P. 37–60.
  29. Dunn G. D. Epistolary Sleight of Hand: Diplomatic Manipulation in Zosimus’ Letter to Patroclus of Arles (Quid de Proculi) // Vigiliae Christianae. 2019. Vol. 73. P. 254–270.
  30. Dunn G. D. Innocent I and the Authority of the Roman Church: The Letter to Decentius of Gubbio // La decretale di papa Innocenzo I al vescovo di Gubbio Decenzio. Atti del Convegno internazionale (Roma, 18 marzo 2016) / A cura di M. Monfrinotti. Roma, 2017. P. 43–68.
  31. Dunn G. D. Placuit apostolicae (Ep. 1) of Zosimus of Rome and the Ecclesiastical Reorganization of Gaul // Journal of Early Christian Studies. 2015. Vol. 23. № 4. P. 559–581.
  32. Dunn G. D. Innocent I and Rufus of Thessalonica // Jahrbuch der Österreichischen Byzantinistik. 2009. Bd. 59. P. 51–64.
  33. Dunn G. D. Innocent I’s Appointment of Boniface as Papal Legate to Constantinople? // Sacris Erudiri. 2012. Vol. 51. P. 135–149.
  34. Dunn G. D. The Roman Response to the Ecclesiastical Crises in the Antiochene Church in the Late-Fourth and Early-Fifth Centuries // Ancient Jewish and Christian Texts as Crisis Management Literature. Thematic Studies from the Centre for Early Christian Studies / D. C. Sim, P. Allen, eds. L., 2012. P. 112–128.
  35. Ecclesiae Occidentalis Monumenta Iuris Antiquissima / C. H. Turner, ed. T. I. Fasc. I. Pars II. Oxonii, 1904.
  36. Epistulae imperatorum pontifi cum aliorum inde ab a. CCCLXVII usque ad a. DLIII datae. Avellana quae dicitur collectio / Rec. O. Günther. [Corpus scriptorum ecclesiasticorum Latinorum, 35]. Pars 1. Prag; Wien; Leipzig, 1895.
  37. Epistularum Romanorum Pontificum ad vicarios per Illyricum aliosque episcopos Collectio Thessalonicensis / Ad fi dem codicis Vat. Lat. 5751 recensuit C. Silva-Tarouca S.I. [Textus et documenta in usum exercitationum et praelectionum academicarum, 22]. Romae, 1937.
  38. Fabricius C. Die Litterae Formatae im Frühmittelalter // Archiv für Urkundenforschung. 1926. Bd. 9. S. 39–86, 168–194.
  39. Fichtenau H. Arenga. Spätantike und Mittelalter im Spiegel von Urkundenformeln. Graz; Köln: Verlag Hermann Böhlaus Nachf., 1957.
  40. Fuhrmann H. Studien zur Geschichte mittelalterlicher Patriarchate // Zeitschrift der Savigny-Stiftung. Kanonische Abteilung. 1953. Bd. 39. P. 112–176.
  41. Griffe E. La Gaule chretienne à l’époque romaine. T. 1. P., 1964.
  42. Griffe É. La Gaule chrétienne à l’époque romaine. T. 2. P., 1966.
  43. Haensch R. Capita provinciarum. Statthaltersitze und Provinzialverwaltung in der römischen Kaiserzeit. Mainz, 1997.
  44. Hajjar J. Le synode permanent (Synodos endemousa) de l’Eglise byzantine des origines jusqu’ au XIe siècle. Roma, 1962.
  45. Haller J. Das Papsttum. Idee und Wirklichkeit. Bd. 1. Urach; Stuttgart: Port Verlag, 1950.
  46. Heinzelmann M. Bischofsherrschaft in Gallien. Zur Kontinuität römischer Führungsschichten vom 4. bis zum 7. Jahrhundert. Soziale, prosopographische und bildungsgeschichtliche Aspekte. München: Artemis Verlag Zürich und München, 1976.
  47. Jones A. H. M. The Cities of the Eastern Roman Provinces. L., 1971.
  48. Jones A. H. M. The Later Roman Empire 284–602. Vol. 1. Oxford, 1964.
  49. Kaser M., Hackl K. Das römische Zivilprozessrecht. 2. Aufl age. München, 1996.
  50. Langgärtner G. Die Gallienpolitik der Päpste im 5. und 6. Jahrhundert. Eine Studie über den apostolischen Vikariat von Arles. Bonn, 1964.
  51. Levillain L. Saint Trophime, confesseur et métropolitain d’Arles, et la mission des Sept en Gaule. Étude d’un texte de Grégoire de Tours et d’un passage de la Passion de saint Saturnin // Revue d’histoire de l’Église de France. 1927. T. 13. № 59. P. 145–189.
  52. Lübeck K. Reichseinteilung und kirchliche Hierarchie des Orients bis zum Ausgange des vierten Jahrhunderts. Ein Beitrag zur Rechts- und Verfassungsgeschichte der Kirche. Münster, 1901.
  53. Monachino V. La lettera decretale di Innocenzo I a Decenzio vescovo di Gubbio // Ricerche sull’Umbria Tardo-antica e Preromanica. Atti del II convegno di studi umbri (Gubbio, 24–28 maggio 1964), Facoltà di Lettere e Filosofi a dell’Università degli Studi di Perugia. Perugia, 1965. P. 211–234.
  54. Moreau D. La partitio imperii et la géographie des Balkans: entre géopolitique et géoecclésiologie // Costellazioni geo-ecclesiali da Costantino a Giustiniano: Dalle chiese ‘principali’ alle chiese patriarcali. XLIII Incontro di Studiosi dell’ Antichità Cristiana (Roma, 7–9 maggio 2015). [Studia Ephemeridis Augustinianum 149]. Roma: Institutum Patristicum Augustinianum, 2017. P. 255–285.
  55. Moreau D. Le processus de compilation des collections canoniques italiennes pendant l’Antiquité // Cristianesimo nella storia. 2018. Vol. 39. P. 45–46.
  56. Pelagii I papae epistulae quae supersunt (556–561). Barcelona, 1956.
  57. Pietri Ch. Roma Christiana. Recherches sur l’Eglise de Rome, son organisation, sa politique, son idéologie de Miltiade à Sixte III (311–440). Vol. 2. Rome, 1976.
  58. Prosopographie chrétienne du Bas-Empire / L. Pietri, M. Heij mans, éd. T. 4 (La Gaule chrétienne (314–614)). Vol. 1. P., 2013.
  59. Regesta pontifi cum Romanorum / еd. Ph. Jaff é. T. 1. Lipsiae, 1885.
  60. Sancti Ambrosi Opera. Pars X. Epistulae et Acta. T. III. Epistularum Liber X: Epistulae extra Collectionem, Gesta Concilii Aquileiensis / M. Zelzer, ed. [Corpus Scriptorum Ecclesiasticorum Latinorum. Vol. 82]. Vienna, 1982.
  61. Schima S. Innozenz I. — Ein Zeitgenosse des Johannes Chrysostomus und sein Kirchenbild // Giovanni Crisostomo. Oriente e Occidente tra IV e V secolo. XXXIII incontro di studiosi dell’antichità cristiana, Roma, 6–8 maggio 2004. Roma, 2005. P. 665–686.
  62. Schmitz J. H. Der Vikariat von Arles. Eine historisch-kirchenrechtliche Untersuchung // Historisches Jahrbuch. 1891. Bd. 12. S. 1–36, 245–276.
  63. Stein E. Histoire du Bas-Empire. T. 1. Paris; Brussels; Amsterdam: Desclée de Brouwer, 1959.
  64. Streichhan F. Die Anfänge des Vikariates von Thessalonich // Zeitschrift der Savigny-Stiftung für Rechtsgeschichte. Kanonistische Abteilung. 1922. Bd. 12. № 1. S. 330–384.
  65. Streichhan F. Nochmals die Anfänge des Vikariats von Thessalonich // Zeitschrift der Savigny-Stiftung für Rechtsgeschichte. Kanonistische Abteilung. 1928. Bd. 17. № 1. S. 538–548.
  66. Ullmann W. Gelasius I. (492–496). Das Papsttum an der Wende der Spätantike zum Mittelalter. [Päpste und Papsttum, 18]. Stuttgart, 1981.
  67. Villegas Marin R. La primacía de Arlés en las iglesias galas durante el episcopado de Patroclo (411/413–426) // Costellazioni geo-ecclesiali da Costantino a Giustiniano: dalle chiese ‘principali’ alle chiese patriarcali: XLIII Incontro di Studiosi dell’Antichità Cristiana (Roma, 7–9 maggio 2015). Roma, 2017. P. 307–318.
  68. Völker W. Studien zur päpstlichen Vikariatspolitik im 5. Jh., 2: Der Streit um die Echtheit der Collectio Thessalonicensis // Zeitschrift für Kirchengeschichte. 1928. Bd. 46. S. 355–380.
  69. Wojtowytsch M. Papsttum und Konzile von den Anfängen bis zu Leo I. (440–461). Studien zur Entstehung der Überordnung des Papstes über Konzile. Stuttgart, 1981.
  70. Zeiller J. Les origines chrétiennes dans les provinces danubiennes de l’empire romain. P., 1918. P. 364–377.
Грацианский Михаил Вячеславович
Ученая степень: кандидат исторических наук;
Ученая степень: доктор философии;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051 г. Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1, комната 418;
Должность: ведущий научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-6981-3216;
Электронный адрес: gratsianskiy@mail.ru.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 21-011-44125\2.
Грацианский М. В. Вопрос делегирования полномочий в послании папы Иннокентия I к Руфу Фессалоникскому // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2021. Вып. 97. С. 11-32. DOI: 10.15382/sturI202197.11-32
В статье анализируется послание 412 года папы Иннокентия I (402–417) епископу Фессалоники Руфу, сохранившееся в составе так называемого Фессалоникского собрания — подборки папских писем иллирийским епископам IV–V вв. Послание является распорядительным документом, посредством которого папа наделяет епископа Фессалоники полномочиями в отношении церковного судопроизводства в Восточном Иллирике, префектуре Восточной Римской империи. Задачей статьи является изучение и выяснение состава и характера этих полномочий, а также тех правовых оснований, которые позволили Папе Римскому считать, что он обладает властью такие полномочия делегировать. Иннокентий I наделяет Руфа Фессалоникского правом принимать от церквей провинциального уровня апелляции «вместо» (vice) папы, что дало повод исследователям говорить о создании Иннокентием фессалоникского папского «викариата». Иннокентий также предписывает Руфу географические границы новой юрисдикции и порядок рассмотрения «церковных дел» в этих границах. Автор статьи делает предположение, на каких конкретно канонических и государственно-административных постановлениях римский епископ мог основывать свое восприятие наличия у него полноты церковной власти и как это восприятие влияло на состав и характер делегируемых фессалоникскому епископу прерогатив. Представление римских пап о наличии у них полноты церковной власти, которую они могут делегировать на более низкие, по их мнению, уровни церковного управления, сравнивается с римской государственно-правовой системой, в рамках которой полнотой власти обладал император, делегировавший свои судебные и административные полномочия сановникам империи, которые обозначались термином vice sacra iudicantes. Автором делается вывод, что Римский папа действовал в рамках той же логики. Между тем, гражданские чиновники, обозначаемые термином vice sacra iudicantes, далеко не всегда назывались викариями. Потому представляется неуместным прилагать к епископу Фессалоники не зафиксированный источниками титул «папского викария», а к церквам Восточного Иллирика наименование «папского викариата».
папа Иннокентий I, Руф Фессалоникский, Фессалоникское собрание, папский викариат, викарий, делегирование полномочий, апелляция, plenitudo potestatis, vice sacra iudicantes
  1. Бартошек М. Римское право. Понятие, термины, определения. М.: Юридическая литература, 1989.
  2. Виллемс П. Римское государственное право. Киев, 1890. Вып. 2.
  3. Грацианский М. В. Акты 531 г. как обрамление «Фессалоникского собрания»: экклезиологические и канонические аспекты дела Стефана Ларисского // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2020. Вып. 92. С. 19–38.
  4. Грацианский М. В. Исторический и идейный контекст послания папы Геласия I «Famuli vestrae pietatis» // Византийский временник. 2019. Т. 103. С. 85–112.
  5. Грацианский М. В. Папа Сириций (384–399) и римская экклезиология в эпоху после окончания арианских споров // Вестник ПСТГУ. Сер. 1: Богословие. Философия. Религиоведение. 2020. Вып. 88. С. 11–29.
  6. Грацианский М. В. Роль и место Римской Церкви в межцерковных отношениях в понтификат Иннокентия I (402–417) // Византийский временник. 2020. Т. 104. С. 64–89.
  7. Грацианский М. В. «Фессалоникское собрание»: проблема подлинности источника о церковно-политическом положении Иллирика в V–VI вв. // Кондаковские чтения — VI: Античность — Византия — Древняя Русь: Материалы VI международной научной конференции. Белгород, 2019. С. 128–135.
  8. Грацианский М. В. Церковно-административное содержание термина «экзарх диоцеза» 9-го и 17-го правил Халкидонского собора и вопрос о подсудности дел против митрополита // Античная древность и Средние века. 2020. Т. 48. С. 53–73.
  9. Грацианский М. В. Haeres Petri sive vicarius Petri: Обоснование исключительных властных прерогатив римского епископа папой Львом Великим // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2019. № 89. С. 26–48.
  10. Грацианский М. В. Res divinae и res saeculares в восприятии папы Льва Великого: К предысто рии возникновения геласианской теории // Вестник древней истории. 2020. Т. 80. № 4. С. 1103–1114.
  11. Дождев Д. В. Римское частное право. М.: Инфра М–Норма, 1996.
  12. Дыдынский Ф. Латинско-русский словарь к источникам римского права. По изданию 1896 года. М.: Спарк, 1997.
  13. Захаров Г. Е. Внешняя коммуникация и богословская традиция Римской Церкви в эпоху арианских споров. М.: Изд-во ПСТГУ, 2019.
  14. Лепорский П. И. История Фессалоникского экзархата до времени присоединения к Константинопольскому патриархату. СПб., 1901.
  15. Троицкий С. В. О смысле 9-го и 17-го канонов Халкидонского Собора // Журнал Московской патриархии. 1961. № 2. С. 57–65.
  16. Barbati S. I iudices ordinarii nell’ ordinamento giudiziario tardoromano // Jus. 2007. Vol. 1. P. 67–136.
  17. Barnard L. W. The Council of Serdica A.D. 343. Sofi a: Synodal Publishing House, 1983.
  18. Beck H.-G. Kirche und theologische Literatur im byzantinischen Reich. München: C. H. Beck’sche Verlagsbuchhandlung, 1959.
  19. Behrends O. Der assessor zur Zeit der klassischen Rechtswissenschaft // Zeitschrift für Rechtsgeschichte. 1969. Bd. 86. S. 192–226.
  20. Berger A. Encyclopedic Dictionary of Roman Law. N. Y.: The American Philosophical Society, 1953.
  21. Blaudeau Ph. Le Siège de Rome et l’Orient (448–536). Étude géo-ecclésiologique. (Collection de l’École française de Rome, 460). Rome: École française de Rome, 2012.
  22. Caspar E. Geschichte des Papsttums von den Anfängen bis zur Höhe der Weltherrschaft. Bd. 1. Tübingen: Verlag von J. C. Β. Μοhr (Ρaul Siebeck), 1930.
  23. Cimma M. R. L’episcopalis audientia nelle costituzioni imperiali da Costantino a Giustiniano. Torino: Giappichelli, 1989.
  24. Dunn G. D. Zosimus and Ravenna: Confl ict in the Roman Church in the Early Fifth Century // Revue d’études augustiniennes et patristiques. 2016. Vol. 62. P. 1–20.
  25. Dunn G. D. Innocent I and Rufus of Thessalonica // Jahrbuch der Österreichischen Byzantinistik. 2009. Bd. 59. P. 51–64.
  26. Dunn G. D. The Appeal of Apiarius to the Transmarine Church of Rome // Journal of the Australian Early Medieval Association. 2012. Vol. 8. P. 9–29.
  27. Fichtenau H. Arenga. Spätantike und Mittelalter im Spiegel von Urkundenformeln. Graz; Köln: Verlag Hermann Böhlaus Nachf., 1957.
  28. Gassmann P. Der Episkopat in Gallien im 5. Jahrhundert. Bonn: Rheinische Friedrich-WilhelmsÜhiversität, 1977.
  29. Gaudemet J. L’Église dans l’empire romain. Paris: Les Éditions SIREY, 1958.
  30. Greenslade S. L. The Illyrian Churches and the Vicariate of Thessalonica, 378–95 // The Journal of Theological Studies. 1945. Vol. 46. No. 181/182. P. 17–30.
  31. Gutsfeld A. Der Prätorianerpräfekt und der kaiserliche Hof im 4. Jahrhundert n. Chr. // Comitatus. Beiträge zur Erforschung des spätantiken Kaiserhofes / A. Winterling, Hrsg. Berlin: Akademie Verlag, 1998. S. 75–102.
  32. Hajjar J. Le synode permanent (Synodos endemousa) de l’Eglise byzantine des origines jusqu’ au XIe siècle. [Orientalia Christiana Analecta; 164]. Roma: Pontifi cium Institutum Orientalium Studiorum, 1962.
  33. Haller J. Das Papsttum. Idee und Wirklichkeit. Bd. 1. Urach; Stuttgart: Port Verlag, 1950.
  34. Hess H. The Early Development of Canon Law and the Council of Serdica. Oxford: Oxford University Press, 2002.
  35. Jones A. H. M. The Later Roman Empire 284–602. Vol. 1. Oxford: Basil Blackwell, 1964.
  36. Kaser M., Hackl K. Das römische Zivilprozessrecht. München: Verlag C. H. Beck, 1996.
  37. Langgärtner G. Die Gallienpolitik der Päpste im 5. und 6. Jahrhundert. Eine Studie über den apostolischen Vikariat von Arles. Bonn: Peter Hanstein Verlag, 1964.
  38. Macdonald J. Who Instituted the Papal Vicariate of Thessalonica? // Studia Patristica. 1961. Т. 4. P. 478–482.
  39. Mathisen R. W. Ecclesiastical Factionalism and Religious Controversy in Fifth-Century Gaul. Washington, DC: The Catholic University of America Press, 1989.
  40. Merdinger J. E. Rome and the African Church in the Time of Augustine. New Haven; L.: Yale University Press, 1997.
  41. Migl J. Die Ordnung der Ämter. Prätorianerpräfektur und Vikariat in der Regionalverwaltung des Römischen Reiches von Konstantin bis zur Valentinianischen Dynastie. Frankfurt am Main: Peter Lang, 1994.
  42. Mommsen Th. Römisches Staatsrecht. Bd. 2. Abt. 1. Leipzig: Verlag von S. Hirzel, 1874.
  43. Moreau D. La partitio imperii et la géographie des Balkans: entre géopolitique et géoecclésiologie // Costellazioni geo-ecclesiali da Costantino a Giustiniano: Dalle chiese ‘principali’ alle chiese patriarcali. XLIII Incontro di Studiosi dell’ Antichità Cristiana (Roma, 7–9 maggio 2015) (Studia Ephemeridis Augustinianum. 149). Roma: Institutum Patristicum Augustinianum, 2017. P. 255–285.
  44. Moreau D. Le processus de compilation des collections canoniques italiennes pendant l’Antiquité // Cristianesimo nella storia. 2018. Vol. 39. P. 41–70.
  45. Noethlichs K. L. Strukturen und Funktionen des spätantiken Kaiserhofes // Comitatus. Beiträge zur Erforschung des spätantiken Kaiserhofes / A. Winterling, Hrsg. Berlin: Akademie Verlag, 1998. S. 13–49.
  46. Noethlichs K. L. Zur Entstehung der Diözesen als Mittelinstanz des spätrömischen Verwaltungssystems // Historia: Zeitschrift für Alte Geschichte. 1982. Bd. 31. S. 70–81.
  47. Pietri Ch. Roma Christiana. Recherches sur l’Eglise de Rome, son organisation, sa politique, son idéologie de Miltiade à Sixte III (311–440). Vol. 2. Rome: École française de Rome, 1976.
  48. Pietri Ch. La géographie de l’Illyricum ecclésiastique et ses relations avec l’Église de Rome (Ve–VIe siècles) // Villes et peuplement dans l’Illyricum protobyzantin. Actes du colloque de Rome (12–14 mai 1982). (Publications de l’École française de Rome, 77). Rome: École Française de Rome, 1984. P. 21–62.
  49. Rainer J. M. Römisches Staatsrecht. Republik und Prinzipat. Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 2006.
  50. Rinolfi C. M. A. Episcopalis audientia e arbitrato // Princìpi generali e techniche operative del processo civile romano nei secoli IV–VI d.C. Atti del Convegno Parma, 18 e 19 giugno 2009 / A cura di S. Puliatti e U. Agnati. Parma: Monte Univesità Parma, 2009. P. 191–239.
  51. Schwartz E. Das Nicaenum und das Constantinopolitanum auf der Synode von Chalkedon // Zeitschrift für die Neutestamentliche Wissenschaft und die Kunde der älteren Kirche. 1926. Bd. 25. S. 38–88.
  52. Selb W. Episcopalis audientia von der Zeit Konstantins bis zur Nov. XXXV Valentinians III // Zeitschrift der Savigny-Stiftung für Rechtsgeschichte: Romanistische Abteilung. 1967. Bd. 84/1. S. 162–217.
  53. Slootjes D. Late Antique Administrative Structures: On the Meaning of Dioceses and their Borders in the Fourth Century // Aspects of Ancient Institutions and Geography. Studies in Honor of Richard J.A. Talbert / L. Brice, D. Slootjes, ed. Leiden: Brill, 2014. P. 177–195.
  54. Snively C. Macedonia in Late Antiquity // A Companion to Ancient Macedonia / J. Roisman, I. Worthington, ed. Oxford: Wiley-Blackwell, 2010. P. 545–571.
  55. Stephens Ch. W. B. Canon Law and Episcopal Authority. The Canons of Antioch and Serdica. Oxford: Oxford University Press, 2015.
  56. Streichhan F. Die Anfänge des Vikariates von Thessalonich // Zeitschrift der Savigny-Stiftung für Rechtsgeschichte. Kanonistische Abteilung. 1922. Bd. 12. № 1. S. 330–384.
  57. Streichhan F. Nochmals die Anfänge des Vikariats von Thessalonich // Zeitschrift der Savigny-Stiftung für Rechtsgeschichte. Kanonistische Abteilung. 1928. Bd. 17. № 1. S. 538–548.
  58. Тодоров М. Императорското законодателство относно епископския съд (episcopalis audientia) в теодосиевия кодекс // Ius Romanum. 2015. № 2. С. 669–682.
  59. Ullmann W. Der Grundsatz der Arbeitsteilung bei Gelasius I. // Historisches Jahrbuch. 1978. Bd. 97–98. S. 41–70.
  60. Ullmann W. Gelasius I. (492–496). Das Papsttum an der Wende der Spätantike zum Mittelalter. [Päpste und Papsttum 18]. Stuttgart: Anton Hiersemann, 1981.
  61. Wiewiorowski J. The Judiciary of Diocesan Vicars in the Later Roman Empire. Poznań: Wydawnictwo Naukowe UAM, 2015.
  62. Wojtowytsch M. Papsttum und Konzile von den Anfängen bis zu Leo I. (440–461). Studien zur Entstehung der Überordnung des Papstes über Konzile. Stuttgart: Anton Hiersemann, 1981.
  63. Zeiller J. Les origines chrétiennes dans les provinces danubiennes de l’empire romain. P.: Édition de Boccard, 1918.
Грацианский Михаил Вячеславович
Ученая степень: кандидат исторических наук;
Ученая степень: доктор философии;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051 г. Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1, комната 418;
Должность: ведущий научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-6981-3216;
Электронный адрес: gratsianskiy@mail.ru.