/
Результат поиска


Борисова Н. В., Гостев А. А. Становление личности в философско-психологическом наследии Ивана Александровича Ильина // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2010. Вып. 3 (18). С. 142-159.
PDF
В статье раскрывается философско-психологическое наследие И. А. Ильина, реконструируемое вокруг понятия духовной личности. Рассматриваются характеристики духовной личности, условия ее формирования, источники духовного опыта человека, в частности, нравственно-психологическое содержание духовного акта. Обсуждается содержание ряда теоретически значимых для современной психологии понятий —вера, надежда, любовь, совесть, сердечное созерцание, духовный катарсис, другие святоотеческие понятия и элементы отечественной духовно-нравственной традиции. Рассматриваются идеи философа относительно духовных основ общения, социальных конфликтов, проблем воспитания и образования. Освещаются социально-психологические взгляды мыслителя на роль нравственно-патриотических чувств личности в обществе, на отечественную духовную культуру. Реконструкция наследия И. А. Ильина проводится в соотнесении с пониманием проблемы духовно-нравственного начала в современной психологии.
духовная личность, духовность, нравственность, духовный акт, вера, надежда, любовь, совесть, греховность, воображение, молитва, «сердечное созерцание», духовный катарсис, психология конфликта, воспитание, образование, семья, патриотизм, национальная духо
Борисова Наталья Владимировна
Гостев Андрей Андреевич
Смирнова Е. А., Гостев А. А. Роль научного наследия С. Л. Франка в развитии психологического человекознания // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2022. Вып. 65. С. 133-147. DOI: 10.15382/sturIV202265.133-147
Актуальность данной статьи определяется потребностью в научном исследовании психологических аспектов духовно-нравственной сферы человеческого бытия на фоне многопланового кризиса современной цивилизации. Проблема выявления психологического аспекта в человекознании решается через обращение к отечественной философско-психологической традиции дореволюционного периода. В частности, рассматривается философско-психологическое наследие С.Л. Франка, который являлся не только выдающимся христианским философом, но и психологом. Исследование психологических идей Франка опирается на историю психологии и на психологию духовно-нравственной сферы человеческого бытия. Рассматривается а) влияние научного наследия Франка на «психологизацию гносеологии», его вклад в б) макроописание человека; в этой связи рассмотрены понятия «душа», «душевная жизнь», «любовь», «сознание», «личность», «психологическое здоровье»), и в) понимание духовных основ общественной жизни. Проводятся параллели с пониманием другими учеными этих и других психологических категорий. Акцентируются ключевые теоретико-методологические положения творческого наследия Франка, важные для развития психологической науки. Обосновывается актуальность философско-психологического наследия Франка в свете информационно-психологических психоманипулятивных влияний на современного человека. Подчеркивается особая значимость наследия Франка для разработки целостностного подхода к психологии человеку. Философские размышления Франка сопоставляются с современными психологическими идеями о структуре и развитии личности, о духовно-нравственном фундаменте социальных отношений. Подчеркивается важность раскрытия духовных и нравственных основ межличностных отношений. Исходной точкой концепции названо представление об укорененности человеческого бытия в Боге. Намечены пути последующих исследований философско-психологического наследия Франка.
психологическая наука, история психологии, историческая психология, душа, духовность, нравственность, сознание, трансценденция, любовь, психологическое здоровье
  1. Гапоненков А. А., Цыганков А. С., Оболевич Т. «Личность и мир»: последний лекционный курс С. Л. Франка // Философский журнал. 2018. № 4. С. 153–159.
  2. Гостев А. А. Психологические и духовно-нравственные проблемы современного человека: риски — угрозы — вызовы // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. 2020. Т. 5. № 4 (20). С. 35–66.
  3. Гостев А. А., Борисова Н. В. Психологические идеи в творческом наследии И. А. Ильина: На путях создания психологии духовно-нравственной сферы человеческого бытия. М., 2012.
  4. Зинченко В. П., Щедрина Т. Г., Пружинин Б. И. Истоки культурно-исторической психологии: философско-гуманитарный контекст. М., 2010.
  5. Мазилов В. А. De anima: предмет психологии и границы его постижения // Высшее образование сегодня. 2019. № 6. С. 70–80.
  6. Некрасова Е. Н. С. Л. Франк. М., 2000.
  7. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб., 2003. С. 447.
  8. Франк С. Л. Духовные основы общества: сборник. М., 1992.
  9. Франк С. Л. Душа человека. Опыт введения в философскую психологию. М., 2015.
  10. Франк С. Л. Материализм как мировоззрение // Христианство, атеизм и современность. Париж; Варшава, 1928.
  11. Франк С. Л. Предмет знания. Об основах и пределах отвлеченного знания // Франк С. Л. Предмет знания. Душа человека. СПб., 1995.
  12. Франк С. Л. Реальность и человек. М., 1997.
  13. Франк С. Л. С нами Бог. Три размышления // Франк С. Л. С нами Бог. М., 2003.
  14. Франк С. Л. Непостижимое. М., 2007.
  15. Франк С. Л. Свет во тьме: Опыт христианской этики и социальной философии. Минск, 2011.
  16. Цыганков А. С., Оболевич Т. История семьи и творчества С. Л. Франка в переписке Л. Бинсвангeра и Т. С. Франк // Философия. Журнал Высшей школы экономики. 2018. Т. 2. № 2. С. 134–155.
  17. Цыганков А. С., Оболевич Т. Немецкий период философской биографии С. Л. Франка (новые материалы). М., 2019.
  18. Шадриков В. Д. Возвращение души: Теоретические основания и методология психологической науки. М., 2021.
  19. Шувалов А. В. Психологическое здоровье в свете христианского мировоззрения // Консультативная психология и психотерапия. 2009. Т. 17. № 3. С. 50–82.
Смирнова Елена Андреевна
Место работы: ГБУ "Кризисный центр помощи женщинам и детям";
Должность: психолог;
ORCID: 0000-0002-4634-2124;
Электронный адрес: enamirnova@gmail.com.
Гостев Андрей Андреевич
Ученая степень: доктор психологических наук;
Место работы: Институт психологии Российской академии наук;
Должность: ведущий научный сотрудник лаборатории истории психологии и исторической психологии;
ORCID: 0000-0002-8539-7312;
Электронный адрес: aagos06@rambler.ru.
Работа выполнена по государственному заданию по теме «История психологии и историческая психологии в контексте актуальных проблем развития современного российского общества». Номер госзадания: 0138-2022-0001. Номер регистрации в ЕГИСУ НИОКТР: 121040100249-8.