Результат поиска
Ссылка на статью:
Горячева А. А. Методологические проблемы исследования воспитания в духовных семинариях России в XIX веке
// Вестник ПСТГУ.
Серия IV:
Педагогика. Психология.
2008.
Вып. 2 (9). С. 94-104.
Аннотация
Говоря о методологических проблемах всякого исторического исследования, в нашем случае – исследования воспитания в духовных семинариях, автор говорит о том, что здесь предполагается существование двух уровней, двух пластов исследования – это уровни макро- и микроистории. Если макроисторические исследования предполагают изучение в контексте времени, с точки зрения хода всемирно-исторического процесса, то на уровне микроистории исследователь обращается к определенной группе или даже конкретному человеку – то есть единичной педагогической реальности. Подлинная историческая ценность знания обусловлена знанием социально-педагогической действительности жизни русского человека в девятнадцатом веке, его мировоззрения и стремлений, мотивов образовательной деятельности, господствующих, предшествующих и последующих идей и чаяний различных сословий…
Горячева Анна Аркадьевна
Ссылка на статью:
Горячева А. А. Ректорское попечение об условиях воспитания в духовной семинарии (на примере служения святителя Филарета (Амфитеатрова))
// Вестник ПСТГУ.
Серия IV:
Педагогика. Психология.
2009.
Вып. 3 (14). С. 43-53.
Аннотация
Ключевые слова
Духовная семинария в России в ХVIII–ХIХ вв. — это учебное заведение, имеющее своей первоочередной целью воспитание пастыря, или, по именованию первого Устава семинарий, служителя слова Божия. Основная ее деятельность — воспитательная, поэтому ни одна часть содержания обучения в семинарии не давалась вне ее воспитательного влияния на обучающихся, без учета ценностного содержания материала. В жизнедеятельности такого учебного заведения чрезвычайно важной и ответственной становится роль руководителя, ректора, особо подчеркивается в этой статье.
духовная семинария, духовное воспитание в ХVIII–ХIХ вв., духовное образование, святитель Филарет (Амфитеатров), история образования, бурса, ректорство, история РПЦ.
Горячева Анна Аркадьевна
Ссылка на статью:
Горячева А. А. Вопросы воспитания в уставах духовных семинарий 1814 и 1867 гг.
// Вестник ПСТГУ.
Серия IV:
Педагогика. Психология.
2010.
Вып. 1 (16). С. 50-62.
Аннотация
Ключевые слова
Статья посвящена обзору изменений в среднем духовном образовании России в период действия Уставов семинарий 1814 и 1867 гг. Содержание духовного образования направленно было в идеале к постижению Священного Писания и святоотеческих трудов, к освоению исторического пути Православия. Но программы менялись в духе времени, делая акцент то на богословских, то на общеобразовательных предметах, то вводя специальные дисциплины прикладного характера. Рассмотрение воспитания на материале положений первого и второго уставов показывает противоречивость семинарии: она представляет собой учебное заведение для детей духовенства, а с другой стороны —школу для профессиональной подготовки пастырей, с высокими требованиями к образовательным результатам, вследствие чего далеко не все воспитанники могут получить документ о ее окончании. Требования к поведению суровы, воспитание мыслится как приучение к повиновению. Спартанские условия быта в бурсе, обусловленные скудостью финансирования, считались в XIX в. воспитательными мерами сродни аскетическим упражнениям.
история образования, воспитание, духовные семинарии, бурса, дисциплина, XIX век, уставы.
Горячева Анна Аркадьевна
Ссылка на статью:
Горячева А. А. Пастырство и учительство. Нужен ли духовной семинарии предмет "педагогика"? (Журнальная дискуссия XIX в.)
// Вестник ПСТГУ.
Серия IV:
Педагогика. Психология.
2010.
Вып. 4 (19). С. 81-96.
Аннотация
Ключевые слова
Статья раскрывает содержание полемики по педагогическим проблемам, которой посвящены были многочисленные страницы журналов второй половины XIX в., как светских, так и церковных. Вопросы образовательной политики государства, уровня образованности народа, духовно-нравственного состояния учащихся, учительской подготовки оказались связанными с жизнью духовной семинарии, одной из учебных дисциплин которой стала «Дидактика, или Теория педагогики». Жизнь показала несомненную значимость священника в школьном образовании, но уроки педагогических дебатов позапрошлого века небесполезны для наших дней, когда педагогика вновь становится учебным предметом в семинарии.
XIX в., духовная семинария, содержание обучения, воскресная школа, законоучитель, религиозное воспитание, история образования
Горячева Анна Аркадьевна
Ссылка на статью:
Горячева А. А. Преподавательская корпорация духовной семинарии (по материалам публицистики конца XIX в.)
// Вестник ПСТГУ.
Серия IV:
Педагогика. Психология.
2011.
Вып. 3 (22). С. 105-117.
Аннотация
Ключевые слова
Статья отражает проблемы преподавательского корпуса духовной семинарии России XIX в. Что явилось причиной разобщенности в профессорской среде: недостаточная профессионально-педагогическая подготовка, низкая оплата труда, отсутствие авторитета в обществе или же партийная принадлежность части педагогов? Эти вопросы были предметом постоянной полемики в ряде церковных журналов. Распутать клубок вопросов, реформировав духовную школу с ее преподавательским составом, своевременно так и не удалось.
педагогическая корпорация, профессорско-преподавательский состав, духовная семинария, история духовной школы, педагогическое образование
Горячева Анна Аркадьевна
Ссылка на статью:
Горячева А. А. Классицизм в духовной семинарии XIX века
// Вестник ПСТГУ.
Серия IV:
Педагогика. Психология.
2012.
Вып. 1 (24). С. 105-117.
Аннотация
Ключевые слова
В статье прослеживается связь воспитания и обучения в истории духовного образования на примере ситуации с преподаванием древних языков. Классическое образование состоит не в заучивании грамматики, а в системном развитии самостоятельного и глубокого мышления, в привитии учащимся дисциплины ума, представления о духовной ответственности за свою интеллектуальную деятельность, что и было заложено в уставе семинарии. Семинария родственна классической гимназии как тип средней общеобразовательной школы XIX в., направленный на формальное обучение. Критика недостатков учебного процесса и убогости бурсы в журналах того времени зачастую выливалась во вражду к духу классицизма в средней школе и в борьбу за реализм, победа которого в XX в. дала обществу единую политехническую школу.
классицизм, реализм, древние языки, греческий язык, латинский язык, семинария, формальное обучение, воспитательные принципы, духовное образование, XIX век
Горячева Анна Аркадьевна