/
Результат поиска


Горюнова О. С. Хоровая поэма Ю. М. Буцко «Дорожные жалобы»: особенности претворения поэтического текста в музыкальной композиции // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2020. Вып. 37. С. 144-156. DOI: 10.15382/sturV202037.144-156
В статье впервые предпринят анализ хоровой поэмы «Дорожные жалобы» (1999) выдающегося отечественного композитора XX–XXI вв. Ю. М. Буцко. Автор акцентирует внимание на особенностях претворения поэзии А. С. Пушкина в музыкальной композиции. Воплощение художественных образов поэтического текста детально рассматривается на уровне структур музыкального языка — мелодии, гармонии, ритма, динамики, фактуры, формы. Особое внимание уделяется образу дороги — одному из ключевых образов в поэзии Пушкина, символизирующих духовный и жизненный путь человека. Проведенное исследование позволяет назвать хоровую поэму «Дорожные жалобы» ярким образцом воплощения лирико-драматического композиторского дара Юрия Буцко, наиболее широко раскрывшегося в 90-е годы прошлого века.
Буцко, Пушкин, хоровая поэма, творчество, музыка, поэзия, художественный образ
  1. Кожинов В. В. Книга о русской лирической поэзии XIX века: развитие стиля и жанра. М., 1978.
  2. Комиссаржевский В. Г. Читая свиток верный: новый спектакль о Пушкине // Комсомольская правда. 1973. № 4.
  3. Кузнецов И. К. Полифония в русской музыке XX века. М., 2012.
  4. Левашов В. С. Пушкин и народная мифология. Чита, 2009.
  5. Савенко С. И. От «Ноктюрнов» до «Пугачевского бунта» // Музыкальная жизнь. 2019. № 6. С. 70–73.
  6. Филатова Н. Ю. Богословие в звуках: о хоровом творчестве Юрия Буцко // Музыкальное искусство и наука в XXI веке: история, теория, исполнительство, педагогика. Астрахань, 2009. C. 71–76.
Горюнова Ольга Сергеевна
Статус обучающегося: Аспирант;
Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 115184, г. Москва, ул. Новокузнецкая, 23, стр. 5а;
Должность: инспектор;
ORCID: 0000-0003-0423-2725;
Электронный адрес: osgrn@bk.ru.
Горюнова О. С. Жанр духовного стиха в хоровом творчестве Ю. М. Буцко на примере кантаты «Четыре старинных русских песнопения из сборника “Цветник”» // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2022. Вып. 45. С. 126-144. DOI: 10.15382/sturV202245.126-144
Основной научный интерес автора – выявление и исследование малоизвестных и неизданных хоровых произведений одного из ярчайших представителей русской музыкальной культуры XX–XXI века Ю. М. Буцко. В данной статье предпринята попытка исследования рукописной партитуры кантаты «Четыре старинных русских песнопения из сборника “Цветник” (стихи духовные)», написанной в 1969 году, в ранний период творчества композитора. Основу кантаты составляют четыре духовных стиха – образцы музыкально-поэтического жанра, к которому композитор обращался неоднократно как в вокальных, так и в инструментальных сочинениях (симфониях, концертах, фортепианных пьесах). Отдельное внимание уделено анализу музыкального языка каждой части кантаты: мелодии, гармонии, ритмических особенностей, принципов оркестровки. Выявлена взаимосвязь некоторых фрагментов кантаты с музыкой эпохи барокко в контексте использования музыкально-риторических фигур. В ходе исследования удалось определить, что произведение написано по авторской ладовой методике Ю. М. Буцко – «двенадцатизвучие на расстоянии» – впервые представленной в том же 1969 году в «Полифоническом концерте». В заключении автор статьи выражает надежду на то, что кантата «Четыре старинных русских песнопения из сборника “Цветник”» будет издана, исполнена и станет доступна публике.
Буцко, рукопись, кантата, хоровая музыка, духовный стих, полифония, духовная музыка.
  1. Буцко Ю. М. Полифонический концерт: Девятнадцать контрапунктов: для 4 клавишных инструментов, смешанного хора и ударных инструментов: На темы русского знаменного роспева / предисл. авт. М.: Сов. композитор, 1992.
  2. Горюнова О. С. «Былина о Борисе и Глебе» Ю. М. Буцко // Слово молодых ученых: актуальные вопросы искусствознания: сб. статей по материалам XX Всероссийской научно-практической конференции аспирантов и студентов (19–24 апреля 2021 г.). Саратов: Саратовская государственная консерватория им. Л. В. Собинова, 2021. С. 141–147.
  3. Куреляк А. А. Религиозная символика в инструментальной музыке Ю. Буцко: дис. … канд. иск. М., 2006.
  4. Кушнир О. В. Духовный стих в творчестве русских композиторов (на примере «Голубиной книги» Вячеслава Володина) // Чтения памяти С. В. Смоленского: Хоровое искусство в XIX–XXI вв.: тенденции и перспективы: Материалы Международной научной конференции. Казань: Казанская государственная консерватория им. Н. Г. Жиганова. 2013. С. 91–103.
  5. Мурашова Н. С. Старообрядческий духовный стих в контексте исторической эволюции внебогослужебного духовного пения. Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2019.
  6. Носина В. Б. Символика музыки И. С. Баха. Тамбов: Международные курсы высшего художественного мастерства пианистов памяти С. В. Рахманинова, 1993.
  7. Павлинова В. П. Русский духовный стих в исторических драмах Мусоргского // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2021. Вып. 43. С. 89–106.
  8. Рахманова М. П. Духовный стих. Взаимодействие устных и письменных традиций // Музыкальная культура Средневековья. 1992. Вып. 2. С. 126–127.
  9. Рахманова М. П. О церковном уставе и о церковном пении // Музыкальная академия. 1992. № 3. С. 37–44.
  10. Селиванов Ф. М. Русские народные духовные стихи: учеб. пособие для филологических факультетов: Марийский гос. ун-т, 1995.
  11. Теплова И. Б. Духовный стих «Алексей Божий человек» в творчестве Н. А. Римского-Корсакова // Израиль XXI. Музыкальный журнал. Рамат-Ган. 2012. № 3. С. 4.
  12. Тиба Д. Симфоническое творчество Альфреда Шнитке: Опыт интертекстуального анализа: дис. ... канд. искусствоведения. М., 2003.
  13. Филатова Н. Ю. «О Боге Великом он пел, и хвала его непритворна была». Вспоминая о Юрии Марковиче Буцко // Ученые записки Российской академии музыки им. Гнесиных. 2019. № 3. С. 12–18.
  14. Чайковский П. И. Полное собрание сочинений. Т. 27. М., 1960. С. XV.
  15. Чайковский П. И. Полное собрание сочинений. Т. 63. М.: Музыка, 1990. С. 16.
Горюнова Ольга Сергеевна
Статус обучающегося: Аспирант;
Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 115184, г. Москва, ул. Новокузнецкая, 23, стр. 5а;
Должность: инспектор;
ORCID: 0000-0003-0423-2725;
Электронный адрес: osgrn@bk.ru.