/
Результат поиска


Головушкин Д. А. Религиозный фундаментализм / религиозный модернизм: концептуальные противники или амбивалентные феномены? // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2015. Вып. 1 (57). С. 87-97. DOI: 10.15382/sturI201557.87-97
Статья посвящена теоретико-методологическим проблемам изучения религиозного фундаментализма и религиозного модернизма. Вопреки их традиционному противопоставлению в ней показано, что религиозный фундаментализм и религиозный модернизм - это амбивалентные феномены, способные активно взаимодействовать друг с другом и сближаться в содержательном плане. Предложено рассматривать дизъюнкцию религиозный фундаментализм / религиозный модернизм в качестве удобного эвристического механизма для анализа сложных форм религии и религиозности.
религиозный фундаментализм, религиозный модернизм, религиозное обновление, идентификация альтернативных религиозных идеологий
1. Ваторопин А. С. Религиозный модернизм и постмодернизм // Социологические исследования. 2001. № 1. С. 84–92.
2. Головушкин Д. А. Феномен религиозного обновления: теоретико-методологические аспекты исследования // Знание. Понимание. Умение. 2014. № 3. С. 107–115.
3. Гуревич П. Фундаментализм и модернизм как культурные ориентации // Общественные науки и современность. 1995. № 4. С. 154–162.
4. Лебедев В. Ю., Прилуцкий А. М. К семиотике религиозного модернизма: семантика и хронологическое соотнесение // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Философия. 2010. № 3. С. 37–46.
5. Оден Т. К. После модернизма. Что впереди…? Минск, 2003.
6. Степанова Е. А. Фундаментализм и мания идентичности // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. 2008. Вып. 8. С. 94–116.
7. Троицкий С. В. Что такое модернизм: Энциклика Пия X «Pascendi Dominici gregis» и ее значение. СПб., 1908.
8. Фундаментализм / Отв. ред. З. И. Левин. М., 2003.
9. Челищев В. И. Фундаментализм и фундаменталисты. М., 2010.
10. Чельцов М., прот. Сущность церковного обновления. СПб., 1907.
11. Barr J. Fundamentalism, Philadelphia, 1978.
12. Beeman W. O. 2002 “Fighting the Good Fight: Fundamentalism and Religious Revival”, in Macclancy J. (ed.) Exotic No More: Anthropology on the Front Lines, Chicago, 2002, pp. 129–144.
13. Bell D. The Cultural Contradictions of Capitalism, New York, 1976.
14. Brasher B. E. (ed.) Encyclopedia of Fundamentalism, New York, 2001.
15. Martym M. E., Appleby S. R. (eds.) Fundamentalisms Comprehended, Chicago, 1995.
16. Fundamentalisms Observed / M. E. Martym, S. R. Appleby, eds. Chicago, 1991.
17. Munson H. 2006 “Fundamentalism”, in Segal R. A., ed. The Blackwell Companion to the Study of Religion, Malden, 2006, pp. 255–269.
18. Riesebrodt M. 2004 “Die fundamentalistische Erneuerung der Religionen“, in Kindelberger K. (ed.) Fundamentalismus. Politisierte Religionen, Potsdam, 2004, pp. 10–27.
19. Caplan L. (ed.) Studies in Religious Fundamentalism, Albany, 1987.
Головушкин Дмитрий Александрович
Головушкин Д. А. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2015. Вып. 3 (64). С. 147-152. — Рец. на кн.: Балакшина Ю. В. Братство ревнителей церковного обновления (группа «32-х петербургских священников, 1903–1907): Документальная история и культурный контекст. М.: Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2014
PDF
Головушкин Дмитрий Александрович
Головушкин Д. А. Пути и судьбы "правой" церковной оппозиции в условиях советской модернизации конца 1920-х - начала 1930-х гг // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2017. Вып. 75. С. 144-147. — Рец. на кн.: Поляков А. Г. Викторианское течение в Русской православной церкви в контексте церковно-государственных отношений. Киров: ООО "ВЕСИ"
PDF
Головушкин Дмитрий Александрович
Головушкин Д. А. От посттрадиционного фундаментализма к фундаментализму без ортодоксии: к проблеме «третьей волны» религиозного фундаментализма в современном мире // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2021. Вып. 93. С. 77-90. DOI: 10.15382/sturI202193.77-90
Статья посвящена проблемам трансформации религиозного фундаментализма в современном мире. Основное внимание сосредоточено на качественных характеристиках и сравнительном анализе фундаментализма так называемой второй волны (1970–1990-е гг.) и фундаментализма «третьей волны», который условно берет свою точку отсчета с 11 сентября 2001 г. Эта работа проводилась в контексте двух конкурирующих дискурсов о «современности», каждый из которых задает собственное видение фундаментализма: идей постмодернистского преодоления «современности», опирающихся на реактуализацию идей Ф. Ницше, и социально-философской концепции, основанной на убеждении в незавершенности «проекта модерна» (Ю. Хабермас, Э. Гидденс, Дж. Менш). Делая выбор в пользу первого, мы говорили бы о «смерти фундаментализма»/«уходе фундаментализма», во втором случае речь бы шла о фундаментализме позднего модерна. Решить эту дилемму оказалось возможным только благодаря обнаружению в современном фундаментализме «родовых признаков» фундаментализма, тех его «фундаментальных структур», которые сделали/делают его фундаментализмом. Это дискурсы об «основах» и принципах «возвращения» к основам, которые задают двойственность/амбивалентность фундаментализма, как и самого модерна. На основании данного критерия в статье демонстрируется, что фундаментализм «второй волны» вырастает из диалектики так называемого организованного модерна и является его саморефлексивной альтернативой. Его характеризует намерение обновить религию и социум через обращение к «основам». Поэтому он стремится не к сохранению религиозной традиции, а к ее переосмыслению и реактуализации в новых социокультурных условиях, в силу чего обозначается термином «посттрадиционный фундаментализм». Фундаментализм «третьей волны» — это внутренний, диалектический момент культуры позднего модерна. Противодействуя вызовам и проблемам последнего, он включает в себя существенные элементы самого позднего модерна – крайний субъективизм и критицизм. Поэтому он преодолевает религиозную традицию и отказывается от богословской основы вероучения (ортодоксии). Однако он не отказывается от дискурса об «основах» и «возвращении», хотя теперь изобретает их применительно к конкретной ситуации и руководствуется конкретными прагматическими целями. В результате фундаментализм «третьей волны» можно назвать фундаментализмом без традиции/ортодоксии. Это доказывает, что рано говорить о «смерти фундаментализма». Несмотря на то что он в современном мире радикально трансформируется, продолжает сохранять «родовые признаки» фундаментализма, хотя и с приставкой «пост».
современность, модерн, фундаментализм, модернизм, религиозная традиция, ортодоксия, секуляризация, постсекуляризация, постмодернизм, постфундаментализм
  1. Антонов К. М. Политическое измерение русской религиозной философии // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. 2014. № 3 (32). С. 265–294.
  2. Армстронг К. Битва за Бога: История фундаментализма. М.: Альпина нон-фикшн, 2017.
  3. Водоразделы секуляризации: западный проект и глобальные альтернативы / ред. А. Белокобыльский, В. Левицкий. СПб.: ЛИТЕО, 2017.
  4. Головушкин Д. А. Религиозный фундаментализм / религиозный модернизм: концептуальные противники или амбивалентные феномены? // Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2015. № 1. С. 87–97.
  5. Головушкин Д. А. Современный православный фундаментализм or псевдофундаментализм? // Известия Иркутского государственного университета. Сер. «Политология. Религиоведение». 2018. Т. 25. С. 92–102.
  6. Гуревич П. Фундаментализм и модернизм как культурные ориентации // Общественные науки и современность. 1995. № 4. С. 154–162.
  7. Лебедев В. Ю., Прилуцкий А. М. К семиотике религиозного модернизма: семантика и хронологическое соотнесение // Вестник Тверского государственного университета. Сер. «Философия». 2010. № 3. С. 37–46.
  8. Мережковский Д. С. «Больная Россия». Л.: Изд-во ЛГУ, 1991.
  9. Прилуцкий А. М. «Обезьяньи процессы»: Дейтон vs Санкт-Петербург // Историческая и социально-образовательная мысль. 2019. Т. 11. № 2. С. 24–32.
  10. Прилуцкий А. М. Теологические и мифологические концепты религиозных дискурсов ламинарной культуры: опыт семиотического анализа // Общество. Среда. Развитие. 2019. № 1. С. 26–31.
  11. Смирнов М. Ю. Новые форматы религии в публичном пространстве современного российского общества // Технологос. 2020. № 1. С. 124–132.
  12. Узланер Д. Картография постсекулярного. URL: http://magazines.russ.ru/oz/2013/1/16u.html (дата обращения: 20.07.2020).
  13. Фурс В. Критическая теория «современности». URL: https://magazines.gorky.media/logos/2004/1/kriticheskaya-teoriya-sovremennosti.html (дата обращения: 20.07.2020).
  14. Хабермас Ю. Политические работы. М.: Праксис, 2005.
  15. Хабермас Ю. Расколотый Запад. М.: Весь мир, 2008.
  16. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М.: АСТ, 2017.
  17. Яковенко И. Г. Познание России. Цивилизационный анализ. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2008.
  18. Barr J. Fundamentalism. Philadelphia: Westminster Press, 1977.
  19. Bell D. The Cultural Contradictions of Capitalism. N. Y.: Basic Books, 1976.
  20. Between Relativism and Fundamentalism: Religious Recourses for a Middle Position / P. Berger, ed. Grand Rapids: William E. Eerdman’s, 2010.
  21. Ehrman B. D. The Text of Mark in the Hands of the Orthodox // Biblical Hermeneutics in Historical Perspective / M. S. Burrows, P. Rorem, ed. Michigan: Eerdmans, 1991. P. 19–31.
  22. Kepel G. The Revenge of God: The Resurgence of Islam, Christianity, and Judaism in the Modern World. Penn State University Press, 1993.
  23. Mensch J. Postfoundational phenomenology: Husserlian Refl ections on Presence and Embodiment. The Pennsylvania State University, 2001.
  24. Momany C. P. Wesley’s General Rules: Paradigm for Postmodern Ethics. URL: http://www.bioeticaefecrista.med.br/textos/wesley%27s%20general%20rules.pdf (дата обращения: 20.07.2020).
  25. Riesebrodt M. Die fundamentalistische Erneuerung der Religionen // Fundamentalismus.
  26. Politisierte Religionen / K. Kindelberger, Hrsg. Potsdam: Brandenburgische Landeszentrale für politische Bildung, 2004. S. 10–27.
  27. Ruthven M. Fundamentalism: A Very Short Introduction. N. Y.: Oxford University Press, 2007.
  28. Studies in Religious Fundamentalism / L. Caplan, ed. Albany: State University of New York Press, 1987.
  29. The Fundamentalism Project. Vol. 1. Fundamentalisms Observed / M. E. Marty, R. Scott Appleby, ed. Chicago: University of Chicago Press, 1991.
Головушкин Дмитрий Александрович
Ученая степень: кандидат исторических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена;
Должность: доцент кафедры истории религий и теологии;
Электронный адрес: golovushkinda@mail.ru.