/
Результат поиска


Герасимова И. В. Сюжет «Изгнание Адама из Рая» в партесных концертах конца XVII — первой четверти XVIII в.: богослужебные тексты и авторские интерпретации // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2020. Вып. 40. С. 100-131. DOI: 10.15382/sturV202040.100-131
В статье анализируются богослужебные тексты и музыкально-поэтические композиции барочных концертов, написанных на сюжет «Изгнания Адама из рая» и хранящихся в русских рукописных партиях кон. XVII — 1-й четв. XVIII в. Материалом для исследования стали четыре однохорных партесных концерта: 3-голосный и два 4-голосных концерта на текст стихиры Сыропустной недели «Седе Адам прямо рая», а также 4-голосное анонимное партесное сочинение из этой же службы «”Увы мне!” — Адам рыданием возопи». Исследование показало, что 3-голосный концерт «Седе Адам прямо раю» из раздела «концерты на три голоса. Бас М. Д.» (Миколы Дылецкого), вероятно, был создан на основе текста духовного стиха, бытовавшего в Киевской митрополии. Композитор сократил текстовую «киевскую» версию стиха, сосредоточившись на показе эмоционального состояния Адама. На основе соединения 4-голосной гармонизации данного духовного стиха, с одной стороны, формы и отдельных мотивов 3-голосного концерта — с другой, было создано новое сочинение с элементами полифонии, найденное Л. В. Кондрашковой в русской рукописи кон. XVII в. с казанской нотацией. Концерт на четыре голоса Василия Титова «Седе Адам прямо рая» содержит текстовую редакцию московской Постной Триоди 1663 г. Написанное в мажорном наклонении, сочинение демонстрирует светлую печаль Адама. Этим композитор полемизировал с Н. Дилецким, приведшим в трактате «Идея грамматики мусикийской» (1679) отрывок из ирмолойной стихиры «Седе Адам прямо рая» в качестве образца первой печальной музыки. Концерт «”Увы мне!” — Адам рыданием возопи» содержит смешанную редакцию текста, частично исправленную по московской Постной Триоди 1663 г. Музыкально-поэтическая композиция по музыкальному стилю тяготеет к масштабным концертам Н. Дилецкого, написанным для состава А, Т, B I, B II. Скрепляет форму возвращающийся рефрен и чередование двух- и трехдольности. В приложении к статье впервые публикуется 4-голосный концерт Н. Дилецкого (?) «”Увы мне!” — Адам рыданием возопи» (РНБ. Тит. 932–935).
партесный концерт, изгнание Адама из рая, Библия, эпоха барокко, Николай Дилецкий, Василий Титов
  1. Дилецкий Н. Идеа грамматики мусикийской / публ., пер., исслед. и коммент. В. В. Протопопов. М.: Музыка, 1980. (Сер.: «Памятники русского музыкального искусства». Вып. 7).
  2. Гатовская Е. Е. Концерты Василия Титова на 4 голоса: новые открытия // Вестник ПСТГУ. Сер. V. Вопросы истории и теории христианского искусства, 2016. Вып. 2 (22). С. 90–104.
  3. Герасiмава I. В. Цытаванне як спосаб атрыбуцыi трохгалосных канцэртаў Мiколы Дылецкага / Белорусский сборник: Статьи и материалы по истории и культуре Белоруссии. Вып. 7 / ред. В. В. Антонов, сост. Н. В. Николаев. Санкт-Петербург: Изд-во РНБ, 2018. С. 15–28.
  4. Герасимова И. В. Молитва Манассии в партесных сочинениях 2-й половины XVII в.: тексты, редакции интерпретации // Старинная музыка. 2019. № 3–4. C. 18–35.
  5. Gierasimova I. Wpływ wczesnobarokowego koncertu kościelnego na styl muzyczny Mykoły Dyleckiego Universalia et particularia. Ars et praxis Societatis Jesu in Polonia (Fontes Musicae in Polonia, B/III), Warszawa: Sub Lupa, 2018. S. 199–222.
  6. Герасимова-Персидская Н. Музыка. Время. Пространство. Киев: Дух и литера, 2012.
  7. Дилецький М. Грамматика музикальна. Фотокопия рукопıсу 1723 року / подг. О. С. Цалай-Якименко. Киïв: Музична Украïна, 1970.
  8. Nicolaus Dylecki (ca. 1630–1690). Vesperae, Liturgia, Concertos quatrum vocum. Ed. Irina Gerasimova. Warszawa: Wyd. Naukowe Sub Lupa, 2018. (Fontes musica in Polonia. T. C IX).
  9. Партесні концерти XVII–XVIII ст. з Київської колекцiї» / Упорядкування, розшифровка, зведення в партитуру, наукова редакція, вступна стаття та коментарі Н. О. Герасимової-Персидської, спецредакція та підготовка до друку Є. В. Ігнатенко. Киïв: Музична Україна, 2006.
  10. Партесний концерт: Матеріали з історії української музики : Партитура / упор. і автор вступн. ст. Н. О. Герасимова-Персидська. Киïв : Музична Україна, 1976.
  11. Плотникова Н. Ю. Концерты Николая Дилецкого на три голоса: вопросы атрибуции, жанра и стиля // Музыка и время. 2016. № 8. С. 11–32.
  12. «Стихи Умиленныя». Русские духовные стихи письменной традиции XVI–XIX веков с распевами по знамени и на линейной ноте / сост. П. Терентьева. М., 2012.
  13. Фролов С. В. «Стих-старина» за монастырским пивом // Труды отдела древнерусской литературы. 1993. Т. 48. С. 196–204.
  14. Jasiński T. Polska barokowa retoryka muzyczna. Wyd. drugie, poprawione i uzupełnione. Lublin: Polihymnia, 2009.
Герасимова Ирина Валерьевна
Ученая степень: кандидат исторических наук;
Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Место работы: Псковский государственный университет; Российская Федерация, 180000, г. Псков, пл. Ленина, 2;
Должность: доцент кафедры философии и теологии;
ORCID: 0000-0003-4740-4750;
Электронный адрес: bazylek@yandex.ru.
Статья подготовлена в рамках исследования, выполняемого при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект 19-012-00174/19 «Русская духовная музыка эпохи барокко: инципитный каталог»).
Герасимова И. В. Организация церковного пения в печорском храме Сорока мучеников Севастийских во время фашистской оккупации 1941–1944 годов // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2022. Вып. 46. С. 152-170. DOI: 10.15382/sturV202246.152-170
Статья посвящена проблеме организации церковной службы в русском провинциальном храме во время фашистской оккупации 1941–1944 гг. на примере церкви Сорока мучеников Севастийских города Печоры Псковской области. В храме отложились архивные документы - расходно-приходные акты и книги с XVIII в., позволяющие проследить его историю, организацию церковной жизни и особенности отправления богослужений. Сохранившася богатая библиотека старопечатных книг позволяет представить себе в деталях, как организовывалась церковная служба, по каким книгам и нотам пели в печорском храме в различные его периоды. Богатые певческие традиции, поддерживаемые талантливыми регентами, и мощный большой приход позволил сохранить мужской состав певческого коллектива, который проработал всю оккупацию. Сменялись священники и регенты, но основной хоровой коллектив оставался неизменным. Оплата церковного хора изменилась. Женские голоса перевели в любительский состав, однако при возможности поддерживали материально. Практически все годы войны богослужение велось по григорианскому календарю по требованию немецких властей, несмотря на принятый в Московском патриархате юлианский календарь. При первом же удобном случае русский приход Сорока мучеников перешел на богослужение по старому стилю в начале 1944 года
фашистская оккупация, организация церковного пения, Печоры, храм Сорока мучеников Севастийских, хор, церковный приход
  1. Васильева О. Свои или чужие: к вопросу о религиозной жизни на временно оккупированной территории (2003). Электронный ресурс: https://pravoslavie.ru/5209.html (30.01.2022).
  2. Владимир Попов, прот. Памяти отца Константина Шаховского // Вестник Русского христианского движения. 2000. № 181. С. 274–275.
  3. Владимирцева М. В., Герасимова И. В. Источники по истории религиозной жизни церковного прихода на оккупированной территории в 1941–1944 годах: храм Сорока мучеников Севастийских города Печоры // Человек и трансформация современного общества: проблемы безопасности, духовности и культуры: Сб. материалов Международного научно-практического Свято-Тихоновского форума, включающего конференцию; круглый стол Международного общества свт. Григория Паламы; VIII Свято-Тихоновскую конференцию. Псков: Изд-во ПсковГУ, 2021. С. 44–50.
  4. Ионов А., прот. Записки миссионера // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. 2002. Вып. 26/27. С. 228–236.
  5. История Псковской православной миссии в документах: в 2 ч. Ч. 1: Документы личного архива митрополита Сергия (Воскресенского) / науч. рук. игум. Дамаскин (Орловский); сост. иеромонах Платон (Рожков), С. Н. Романова, Л. И. Соколова, З. Н. Столярова. Козельск: Введенский Ставропигиальный мужской монастырь «Оптина пустынь», 2017. С. 268–269.
  6. Павел (Дмитровский), архиеп. «Бодрствуйте, стойте в вере» (Обращение к православной пастве Нарвской епархии) 22 августа 1943 г. // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. 2002. Вып. 26/27. С. 117–118.
  7. Попов И. В., Шкаровский М. В. Синодик Псковской миссии // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости, 2002. Вып. 26/27. С. 8–52.
  8. Псковский синодик пострадавших за веру Христову в годину гонений священноцерковнослужителей, монашествующих и мирян Псковской епархии XX столетия // под общ. ред. архим. Ермогена (Муртазова). М.; Псков: «Духовное преображение», 2005. 743 с.
  9. Тихон (Секретарев), архим. Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь в годы Великой Отечественной войны // Журнал Московской патриархии. 2006. № 5. Электронный ресурс: http://www-old.srcc.msu.ru/bib_roc/jmp/06/05-06/08.htm (01.02. 2022).
  10. Хроника русской культурной и общественной жизни в Эстонии (1918–1940). Из истории русского зарубежья / сост. С. Г. Исаков, Т. К. Шор. Таллинн: Aleksandra, 2017. Т. 2. 1932–1940.
Герасимова Ирина Валерьевна
Ученая степень: кандидат исторических наук;
Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Место работы: Псковский государственный университет; Российская Федерация, 180000, г. Псков, пл. Ленина, 2;
Должность: доцент кафедры философии и теологии;
ORCID: 0000-0003-4740-4750;
Электронный адрес: bazylek@yandex.ru.
Статья написана при поддержке РФФИ, конкурс «Теология в междисциплинарных исследованиях», проект № 21–011–44230 «Роль церкви в жизни населения на оккупированной территории Псковского края (1941–1944)».