/
Результат поиска


Герасимова И. В. Сюжет «Изгнание Адама из Рая» в партесных концертах конца XVII — первой четверти XVIII в.: богослужебные тексты и авторские интерпретации // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2020. Вып. 40. С. 100-131. DOI: 10.15382/sturV202040.100-131
В статье анализируются богослужебные тексты и музыкально-поэтические композиции барочных концертов, написанных на сюжет «Изгнания Адама из рая» и хранящихся в русских рукописных партиях кон. XVII — 1-й четв. XVIII в. Материалом для исследования стали четыре однохорных партесных концерта: 3-голосный и два 4-голосных концерта на текст стихиры Сыропустной недели «Седе Адам прямо рая», а также 4-голосное анонимное партесное сочинение из этой же службы «”Увы мне!” — Адам рыданием возопи». Исследование показало, что 3-голосный концерт «Седе Адам прямо раю» из раздела «концерты на три голоса. Бас М. Д.» (Миколы Дылецкого), вероятно, был создан на основе текста духовного стиха, бытовавшего в Киевской митрополии. Композитор сократил текстовую «киевскую» версию стиха, сосредоточившись на показе эмоционального состояния Адама. На основе соединения 4-голосной гармонизации данного духовного стиха, с одной стороны, формы и отдельных мотивов 3-голосного концерта — с другой, было создано новое сочинение с элементами полифонии, найденное Л. В. Кондрашковой в русской рукописи кон. XVII в. с казанской нотацией. Концерт на четыре голоса Василия Титова «Седе Адам прямо рая» содержит текстовую редакцию московской Постной Триоди 1663 г. Написанное в мажорном наклонении, сочинение демонстрирует светлую печаль Адама. Этим композитор полемизировал с Н. Дилецким, приведшим в трактате «Идея грамматики мусикийской» (1679) отрывок из ирмолойной стихиры «Седе Адам прямо рая» в качестве образца первой печальной музыки. Концерт «”Увы мне!” — Адам рыданием возопи» содержит смешанную редакцию текста, частично исправленную по московской Постной Триоди 1663 г. Музыкально-поэтическая композиция по музыкальному стилю тяготеет к масштабным концертам Н. Дилецкого, написанным для состава А, Т, B I, B II. Скрепляет форму возвращающийся рефрен и чередование двух- и трехдольности. В приложении к статье впервые публикуется 4-голосный концерт Н. Дилецкого (?) «”Увы мне!” — Адам рыданием возопи» (РНБ. Тит. 932–935).
партесный концерт, изгнание Адама из рая, Библия, эпоха барокко, Николай Дилецкий, Василий Титов
  1. Дилецкий Н. Идеа грамматики мусикийской / публ., пер., исслед. и коммент. В. В. Протопопов. М.: Музыка, 1980. (Сер.: «Памятники русского музыкального искусства». Вып. 7).
  2. Гатовская Е. Е. Концерты Василия Титова на 4 голоса: новые открытия // Вестник ПСТГУ. Сер. V. Вопросы истории и теории христианского искусства, 2016. Вып. 2 (22). С. 90–104.
  3. Герасiмава I. В. Цытаванне як спосаб атрыбуцыi трохгалосных канцэртаў Мiколы Дылецкага / Белорусский сборник: Статьи и материалы по истории и культуре Белоруссии. Вып. 7 / ред. В. В. Антонов, сост. Н. В. Николаев. Санкт-Петербург: Изд-во РНБ, 2018. С. 15–28.
  4. Герасимова И. В. Молитва Манассии в партесных сочинениях 2-й половины XVII в.: тексты, редакции интерпретации // Старинная музыка. 2019. № 3–4. C. 18–35.
  5. Gierasimova I. Wpływ wczesnobarokowego koncertu kościelnego na styl muzyczny Mykoły Dyleckiego Universalia et particularia. Ars et praxis Societatis Jesu in Polonia (Fontes Musicae in Polonia, B/III), Warszawa: Sub Lupa, 2018. S. 199–222.
  6. Герасимова-Персидская Н. Музыка. Время. Пространство. Киев: Дух и литера, 2012.
  7. Дилецький М. Грамматика музикальна. Фотокопия рукопıсу 1723 року / подг. О. С. Цалай-Якименко. Киïв: Музична Украïна, 1970.
  8. Nicolaus Dylecki (ca. 1630–1690). Vesperae, Liturgia, Concertos quatrum vocum. Ed. Irina Gerasimova. Warszawa: Wyd. Naukowe Sub Lupa, 2018. (Fontes musica in Polonia. T. C IX).
  9. Партесні концерти XVII–XVIII ст. з Київської колекцiї» / Упорядкування, розшифровка, зведення в партитуру, наукова редакція, вступна стаття та коментарі Н. О. Герасимової-Персидської, спецредакція та підготовка до друку Є. В. Ігнатенко. Киïв: Музична Україна, 2006.
  10. Партесний концерт: Матеріали з історії української музики : Партитура / упор. і автор вступн. ст. Н. О. Герасимова-Персидська. Киïв : Музична Україна, 1976.
  11. Плотникова Н. Ю. Концерты Николая Дилецкого на три голоса: вопросы атрибуции, жанра и стиля // Музыка и время. 2016. № 8. С. 11–32.
  12. «Стихи Умиленныя». Русские духовные стихи письменной традиции XVI–XIX веков с распевами по знамени и на линейной ноте / сост. П. Терентьева. М., 2012.
  13. Фролов С. В. «Стих-старина» за монастырским пивом // Труды отдела древнерусской литературы. 1993. Т. 48. С. 196–204.
  14. Jasiński T. Polska barokowa retoryka muzyczna. Wyd. drugie, poprawione i uzupełnione. Lublin: Polihymnia, 2009.
Герасимова Ирина Валерьевна
Ученая степень: кандидат исторических наук;
Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Место работы: Псковский государственный университет; Российская Федерация, 180000, г. Псков, пл. Ленина, 2;
Должность: доцент кафедры философии и теологии;
ORCID: 0000-0003-4740-4750;
Электронный адрес: bazylek@yandex.ru.
Статья подготовлена в рамках исследования, выполняемого при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект 19-012-00174/19 «Русская духовная музыка эпохи барокко: инципитный каталог»).