/
Результат поиска


Сальникова А. А., Галиуллина Д. М. Буквари для крещеных татар второй половины XIX — первых десятилетий ХХ в. // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2019. Вып. 53. С. 90-101. DOI: 10.15382/sturIV201953.90-101
Статья посвящена истории крещено-татарского букваря, предназначенного для особой этноконфессиональной группы, входящей в состав поволжско-приуральских татар, — крещеных татар (кряшен), исповедующих православие. Эта этноконфессиональная общность формировалась в основном на протяжении второй половины XVI — первой половины XVIII в., после завоевания Казанского ханства в 1552 г. и вхождения его в состав Российского государства. Подробно охарактеризован первый букварь для крещеных татар — «Букварь, краткая священная история, сокращенный катехизис и молитвы», подготовленный и изданный в 1862 г. выдающимся русским востоковедом и педагогом-миссионером Н. И. Ильминским. Акцентировано внимание на его новаторском характере как на впервые выполненном на кириллице букваре на татарском языке. Рассмотрена история подготовки букваря, проблема авторства, проблема приспособления русского алфавита к фонетическим особенностям татарского письма. Букварь многократно переиздавался вплоть до 1917 г. и являлся единственным букварем для крещеных татар на протяжении всего этого времени. Выявлена роль и определено место крещено-татарского букваря в разработанной Н. И. Ильминским целостной системе христианского просвещения нерусских народов России и в формировании православного религиозного сознания у крещеных татар. Особое внимание уделено первым советским крещено-татарским букварям, изданным во второй половине 1920-х гг. на арабской, а затем на латинской графике, как своеобразному культурно-историческому феномену, отразившему национально-образовательную политику советской власти в преддверии перехода к унифицированной системе школьного образования в СССР и как средству интеграции ребенка не только в новую советскую действительность, но и в единое татарское образовательное и этнокультурное пространство с учетом признания культурной самобытности каждой из этнокультурных групп вплоть до раздельного обучения. Букварь для крещеных татар рассмотрен в контексте властного «имперского» образовательного дискурса с позиции приспособления имперской и советской образовательной политики к специфическим условиям мультиэтничной, мультиконфессиональной среды.
буквари, крещеные татары (кряшены), поволжско-приуральские татары, властная образовательная политика, мультиэтничная среда, мультиконфессиональная среда, образовательная система Н. И. Ильминского, советские «графические революции», Российская империя / СССР, вторая половина XIX — 20-е гг. ХХ в.
  1. Алексеев И., Ш‰р‰ф Г. Якты юл. Бðтен сïзлîр методы буенча, комплекслар белîн госпрограммаларына каратып керîшен школлары ðчен тðзелгîн букварь hîм уку китабы. Казан, 1926.
  2. Алексеев И., Ш‰р‰ф Г. Яíа авыл. Авыл татар мîктîплîре ðчен бðтен сïзлîр ысылы белîн тðзелгîн îлифба. Казан, 1926.
  3. Букварь для кряшен. Кряшенскiй отдълъ. Б. м, б. г.
  4. Букварь, краткая священная история, сокращенный катехизис и молитвы. Изложены для крещеных из татар на их разговорном языке. Казань, 1862.
  5. Горохов В.М. Реакционная школьная политика царизма в отношении татар Поволжья. Казань, 1941.
  6. Государственный архив Республики Татарстан. Ф. 15. Оп. 2. Ед. хр. 352.
  7. Григорьев А. Н. Керîшеннîр арасында «Яíалиф» мîсьîлîлîре. Казан, 1927.
  8. Знаменский П. В. На память о Николае Ивановиче Ильминском. К двадцатипятилетию Братства святителя Гурия. Казань, 1892.
  9. Ильминский Н. И. Библиографическая заметка // Вятские епархиальные ведомости. 1863. № 6. С. 194−198.
  10. Ильминский Н. И. Из переписки по вопросу о применении русского алфавита к инородческим языкам. Казань, 1883.
  11. Ильминский Н. И. О системе просвещения инородцев и о Казанской Центральной крещено-татарской школе. Казань, 1913.
  12. Ильминский Н. И. Сборник статей. По поводу 25-летия со дня кончины (27 декабря 1891 года). Вып. 4. Казань, 1916.
  13. Ислаев Ф. Г. Ислам и православие в Поволжье XVIII столетия: от конфронтации к терпимости. Казань, 2001.
  14. Ислаев Ф. Г. Православные миссионеры в Поволжье. Казань, 1999.
  15. История и культура татар−кряшен (XVI−XX вв.) / Р.С. Хакимов, ред. Казань, 2017.
  16. Исхаков Д.М. Крещеные татары // Татарская энциклопедия / Г. С. Сабирзянов, ред. Казань, 2006. Т. 3: К−Л. С. 462−464.
  17. Исхаков Р. Р. К истории создания первого татарского кириллического алфавита и формирования письменной традиции татар−кряшен (крещеных татар) // Изв. Самарск. центра РАН. 2015. Т. 17. № 3. С. 319−322.
  18. Исхаков Р. Р. Миссионерство и мусульмане Волго-Камья. Казань, 2011.
  19. Исхаков Р. Р. Освещение политики христианизации татар Волго-Камья в отечественной дореволюционной историографии // Кряшенское историческое обозрение. 2015. № 1. С. 20−56.
  20. Исхаков Р. Р. Развитие конфессионального образования крещеных татар в XVIII в. // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2015. №. 3. С. 78−82.
  21. Курбатов Х. Татар теленеí алфавит hîм орфография тарихы. Казан, 1999.
  22. Липаков Е. В. Ильминского алфавит // Татарская энциклопедия / Г. С. Сабирзянов, ред. Казань, 2002. Т. 2: Г–Й. С. 558.
  23. Малов Е. О крещеных татарах Буинского уезда Симбирской губернии // Руководство для сельских пастырей. 1865. № 46.
  24. Малов Е. О новокрещенских школах в XVIII в. // Отдельный оттиск из Православного обозрения. Казань, 1868.
  25. Ногманов А. И. Самодержавие и татары. Казань, 2005.
  26. Сальникова А. А., Галиуллина Д. М. Татарская «Алифба». Национальный букварь в мультикультурном пространстве (конец XIX — начало ХХI в.). М., 2014.
  27. Сальникова А. А., Галиуллина Д. М. Татарский букварь на кириллице: от букваря Н. И. Ильминского до советских учебников конца 1930−1950-х гг. // Отечественная и зарубежная педагогика. 2013. № 4 (13). С. 102−120.
  28. Судакова Н. Я. Из истории методики преподавания русского языка в нерусской школе. Махачкала, 1972.
  29. Харлампович К. Казанские новокрещенские школы. (К истории христианизации инородцев Казанской епархии в XVIII в.). Казань, 1905.
  30. XLI годовщина открытия Казанской Центральной крещено-татарской школы (3 ноября 1905 г.). Казань, 1905. С. 23−24.
  31. Aliksijef I. A, Grigurijef A. N. Jana tormoş. Kerîşen şkollarь ðсðn îlifba. Qazan, 1928.
  32. Aliksijef I. A., Grigurijef A. N. Jana tormoş. Kerişen şkollarь ðсеn îilifbadan suᶇ uqu кitabь. Qazan, 1928.
Сальникова Алла Аркадьевна
Ученая степень: доктор исторических наук;
Ученое звание: профессор;
Место работы: Казанский (Приволжский) федеральный университет; Российская Федерация, 420008, Казань, Кремлевская ул., 18;
Должность: профессор кафедры отечественной истории;
ORCID: 0000-0002-5498-1401;
Электронный адрес: Alla.Salnikova@kpfu.ru.
Галиуллина Диляра Магзумовна
Ученая степень: кандидат исторических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Казанский (Приволжский) федеральный университет;
Должность: доцент кафедры отечественной истории;
ORCID: 0000-0003-4932-2951;
Электронный адрес: galiullinadm@mail.ru.
Сальникова А. А., Галиуллина Д. М. От «безрелигиозного» к антирелигиозному воспитанию татарских школьников в 1920-е — начале 1930-х гг.: тактики и практики // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2020. Вып. 57. С. 123-135. DOI: 10.15382/sturIV202057.123-135
В статье рассмотрены основные тактики и практики советской власти, направленные на искоренение религиозного сознания и религиозных настроений у татарских школьников в 1920-е — начале 1930-х гг. Особое внимание уделено специфике реализации Декрета СНК «О свободе совести, церковных и религиозных обществах» от 20 января 1918 г. в Казанской губернии (с 1920 г. — ТАССР) по вытеснению религиозной татарской школы советской национальной школой нового типа. На основании нормативно-актовых документов прослежены основные этапы в решении этой проблемы, в том числе и колебания курса, обусловленные складывавшейся общеполитической ситуацией в стране и полностью вписывавшиеся в отношения государства и Церкви в советской России в рассматриваемый период. Подчеркнуто значение «графической реформы» 1927 г., закрепившей яналиф — латинский алфавит в качестве официальной татарской письменности — в деле ликвидации мусульманского национального образования в советской Татарии. Рассмотрена специфика раннесоветской татарской публицистики и учебников для советской татарской школы, в частности букварей, в безрелигиозном обучении учащихся-татар. Зафиксирован переход от безрелигиозного к антирелигиозному воспитанию та-тарских школьников, пришедшийся на рубеж 1920-х — 1930-х гг., обозначены основные направления антирелигиозной работы среди татарских детей и подростков. Проанализирована антирелигиозная методическая литература на татарском и русском языках, предназначенная для руководителей и организаторов антирелигиозной работы в татарской школе I и II ступени. Выявлена роль и определено место некоторых татароязычных и русскоязычных взрослых и детских журналов («Фен hем дин», «Oktеbr balasь», «Юные безбожники»), содержащих как инструктивные указания для взрослых, так и рассказы для детей, а также информацию о результатах антирелигиозной работы на местах, в воспитании подрастающего поколения. Сделан вывод о противоречиях между антирелигиозными практиками, насаждаемыми в советской татарской школе в конце 1920-х — начале 1930-х гг., и семейными религиозными практиками как характерной черте «религиозной социализации» татарского ребенка.
советская национально-образовательная политика, советская конфессиональная политика, татарская национальная школа, «безрелигиозное» воспитание, антирелигиозное воспитание, юные безбожники, яналиф, антирелигиозная литература, Казанская губерния, ТАССР, 1920-е гг. — начало 1930-х гг.
  1. Алексеев В. А. Иллюзии и догмы: Взаимоотношения Советского государства и религии. М., 1991.
  2. Антирелигиозное воспитание и увязка его с программами ГУСа в нацменской школе I ступени. Казань, 1929.
  3. Безрогов В. Г. Между Сталиным и Христом: религиозная социализация детей в советской и постсоветской России (на материалах воспоминаний о детстве) // Антропологический форум. 2006. № 4. С. 130–162.
  4. Беляев Е. Против Курбан-Байрама // Юные безбожники. 1932. № 3. С. 15−16.
  5. Гай М. Мы хотим учиться, а не молиться // Юные безбожники. 1932. № 7−8. С. 31−33.
  6. Ибрагимов Г. Как вести антирелигиозное воспитание в советской национальной школе (Инструктивное письмо). М., 1930.
  7. Информация // Юные безбожники. 1931. № 1. С. 33.
  8. Коблов Я. Д. Мечты татар-магометан о национальной образовательной школе. Казань, 1908.
  9. Конфессиональная политика советского государства. 1917−1991 гг.: Документы и материалы: в 6 т. Т. 1. Кн. 3 / М. И. Одинцов, отв. сост. М., 2017.
  10. Люцик. Ураза и дети // Юные безбожники. 1932. № 11−12. С. 12−14.
  11. Медведкова Н. Царская грамота // Юные безбожники. 1932. № 3. С. 26−28.
  12. Миннуллин И. Р. Дело «нелегального медресе» в Казани. 1927−1928 гг. // Гасырлар авазы — Эхо веков. 2002. № 3−4. С. 110−117.
  13. Мухамадеева Л. А., Файзуллин А. Р. Антирелигиозная политика в Татарстане (1920-е гг.) // Минбар. Исламские исследования. 2019. № 12 (2). С. 438−450.
  14. Набиев Р. А., Гафаров А. А., Ибрагимов Р. Р. Государственно-конфессиональные отношения в России. Казань, 2013.
  15. Политбюро ЦК РКП(б)-ВКП(б). Повестки дня заседаний. 1919−1952 / Г. М. Адибеков и др., ред. М., 2000.
  16. Сальникова А. А., Галиуллина Д. М. Татарская «Алифба». Национальный букварь в мультикультурном пространстве (конец XIX — начало ХХI в.). М., 2014.
  17. Сулейманов Р. Р. Союз воинствующих безбожников в Татарской АССР в 1920-е гг. // Мусульманский мир. 2015. № 2. С. 16−52.
  18. Церковь и школа: Тематич. публ. док. / В. А. Владыкина, сост. М., 1995.
  19. Шайдуллин Р. В., Аблязов К. А. Мусульманское религиозное образование в деревне Татарстана (1917−1929 гг.). Казань, 2004.
  20. Языковая политика в Республике Татарстан. Документы и материалы (20−30-е гг.) / Ф. М. Султанов и др, сост. Казань, 1998.
  21. Salnikova A., Galiullina D. The Revolution and the National Primer: the Tatar “Alifba” of the 1920s — early 1930s // History of Education & Children's Literature. 2016. Vol. XI (1). P. 61−78.
  22. Агиев Ф., Тимербулат Г. Кызыл йолдыз. М., 1924.
Сальникова Алла Аркадьевна
Ученая степень: доктор исторических наук;
Ученое звание: профессор;
Место работы: Казанский (Приволжский) федеральный университет; Российская Федерация, 420008, Казань, Кремлевская ул., 18;
Должность: профессор кафедры отечественной истории;
ORCID: 0000-0002-5498-1401;
Электронный адрес: Alla.Salnikova@kpfu.ru.
Галиуллина Диляра Магзумовна
Ученая степень: кандидат исторических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Казанский (Приволжский) федеральный университет; Российская Федерация, 420008, Казань, ул. Кремлевская, 18;
Должность: доцент кафедры отечественной истории;
ORCID: 0000-0003-4932-2951;
Электронный адрес: galiullinadm@mail.ru.