/
Результат поиска


Газиева А. А., Гасанов М. М. К вопросу о роли Русской Православной церкви в интеграции Восточного Кавказа в общероссийское культурное пространство в период Кавказской войны (на примере левого крыла Кавказской кордонной линии) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2022. Вып. 105. С. 31-41. DOI: 10.15382/sturII2022105.31-41
Статья посвящена опыту деятельности русской православной церкви в крепостях и укреплениях Левого крыла Кавказской кордонной Линии. В ходе исследования имеющейся, доступной нам литературы и источников было выявлено, что миссионерская деятельность русской православной церкви (РПЦ) была основана на принципах толерантности в отношении местных народов и ислама. Анализируя деятельность РПЦ на кордонной Линии, стоит отметить, что изначально храмы на Линии возводились, как полковые, при воинских подразделениях - для поддержания морально-нравственных ценностей среди православных солдат. Российским правительством, при основании первых крепостей Кавказской Линии кордонные укрепления рассматривались, как агон противостояния, которые, по их мнению, возможно, было использовать лишь как разделительную черту между войсками и горцами. Вначале XIX века основополагающая идея кавказской политики изменилась и политика трансформировалась от оборонной к гражданской колонизации региона, где деятельность церкви была представлена шире, чем просто курирование и соблюдение духовных нужд военнослужащих на Линии. Церкви, как гражданские, так и воинские участвовали в сложном процессе аккультурации в регионе, где по средствам своего функционирования раздвигали границы представления и восприятия горцев о России, выполняли миссионерскую деятельность в распространении православия на Линии, поддерживали обрядово-бытовую жизнь православного населения края - гражданского и военного. Деятельность РПЦ распространялась и на вопросы распространения образования, что в целом имело положительную динамику для региона. В укреплениях и крепостях Левого крыла Кавказской кордонной Линии деятельность РПЦ была относительной, в сравнении с Правым крылом Линии. Это было связано с тем, что основная концентрация православного населения была сосредоточенная именно там.
Русская Православная Церковь, Кавказская кордонная линия, храмы, Кизляр, крепости, кавказская политика, Святейший Синод
  1. Вихрева А. А. Ранние храмы на Азово-Моздокской военной линии [Электронный ресурс]. URL: https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=1432 (дата обращения: 10.05.2021).
  2. Гаджиев Б. И. Царские и Шамилевские крепости в Дагестане. Эпоха. М., 2006. 330 с.
  3. Газиева А. А. К вопросу о мусульманских кварталах Кизляра в политике России в Дагестане в XIX веке // Исламоведение. 2016. Т. 7. № 1 (27). С. 93–99.
  4. Гедеон (Докунин), митр. История христианства на Северном Кавказе до и после присоединения его к России. М.; Пятигорск, 1992. 192 с.
  5. Киняпина Н. С. Кавказ и Средняя Азия во внешней политике России второй половины XVIII — 80-х гг. XIX в. / Н. С. Киняпина, М. М. Блиев, В. В. Дегоев. М.: Изд-во МГУ, 1984. 328 с.
  6. Левое крыло Кавказской линии, Терская область, Прикаспийский край (Дагестанская область), Лезгинская кордонная линия: сб. док. Отдел редкой книги ИИАЭ ДФИЦ РАН. Б.м., б.г. 752 с.
  7. Левый фланг Кавказской линии в 1848 году // Кавказский сборник. Том 10. 1886 [Электронный ресурс]. URL://http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Kavkaz/XIX/1840-1860/Lev_flang_linii_1848/text5.htm (дата обращения: 15.04.2021).
  8. Невская Т. А. Европейские авторы XIII–XVIII вв. о христианстве у народов Северного Кавказа // Православие в истории и культуре Северного Кавказа: вопросы источниковедения и историографии: Материалы VII международных Свято-Игнатьевских чтений (г. Ставрополь, 12 мая 2015 г.). Ставрополь, 2017. Вып. I. С. 104–111.
  9. Ольшевский М. Кавказ с 1841 по 1866 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Kavkaz/XIX/1840-1860/Olsevskij /frametext5.htm (дата обращения: 10.03.2021).
  10. Очерки истории Астраханской епархии за 400 лет ее существования: в 2 т.: Очерки истории Астраханской епархии с 1902 по 2002 гг. / под общ. ред. Ионы, архиепископа Астраханского и Енотаевского. Ростов н/Д: Фолиант, 2002. Т. 2. 561 с.
  11. Сергеев А. Д. К истории создания церквей на территории Дагестана по проектам князя Г. Г. Гагарина // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Общественные и гуманитарные науки. Махачкала, 2011. Т. 3 (16). С. 43–50.
  12. Сергеев А. Д. История военных православных храмов в сельской местности Дагестана (втор. пол. XIX — нач. ХХ в.). // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2012. С. 60–70.
  13. Шидловский Ю. Записки о Кизляре. Восточная литература. [Электронный ресурс]. URL:http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Kavkaz/XIX/1840-1860/Sidlovskij_Ju/text1.htm (дата обращения: 02.04.2021).
Газиева Абидат Абдулаевна
Место работы: Дагестанский федеральный исследовательский центр РАН; Россия, Республика Дагестан, г. Махачкала;
Должность: младший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-8109-2861;
Электронный адрес: gazieva.abidat@mail.ru.
Гасанов Магомед Магомедович
Ученая степень: доктор исторических наук;
Ученая степень: доктор исторических наук;
Ученое звание: профессор;
Место работы: ФГБОУ ВО Дагестанский государственный университет; Россия, Республика Дагестан, г. Махачкала;
Должность: заведующий кафедры Истории России;
ORCID: 0000-0002-1189-4797;
Электронный адрес: mgasanov@list.ru.
Статья подготовлена в рамках государственного задания «Восточный Кавказ в составе Российской империи: опыт интеграции и модернизации» FMSW-2022-0019.