/
Результат поиска


Гаджикурбанов А. Г. Место Бога в универсуме Спинозы // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2015. Вып. 4 (60). С. 41-54. DOI: 10.15382/sturI201560.41-54
При описании структуры своего универсума Спиноза использует разные методики или стратегии исследования — их можно считать своего рода сценариями построения им картины мира. Каузальный сценарий опирается на принцип достаточного основания, который предполагает необходимость отыскания причин как существования какой-либо вещи, так и ее несуществования. Метафизический сценарий использует в исследовании оснований бытия категории субстанции, атрибутов, модусов, сущности, существования. Методически важный геометрический сценарий, прибегающий к помощи аксиоматического доказательства и геометрических терминов, оказывается прочно связанным с идеей природы, ее законами и правилами. Именно геометрию Спиноза избирает в качестве основания для своей методологии познания человеческих аффектов. В этом смысле можно говорить об использовании Спинозой при познании мира и реальностей человеческой жизни принципов философского натурализма. Автор представленного исследования доказывает, что Спинозе не удалось в полной мере реализовать заявленную им натуралистическую программу ввиду ее неполноты и очевидной односторонности. Три названных выше сценария построения картины мира, даже дополняя друг друга, не могли в полной мере служить эффективным средством при истолковании некоторых значимых тем его философской доктрины. Поэтому для решения ключевых проблем в своей концепции Спинозе всякий раз приходилось обращаться к религиозно-теологическим понятиям силы и могущества Бога. Поэтому наряду с названными геометрическим, каузальным и метафизическим сценариями устроения мира он предлагает еще один, важнейший для его миропонимания, — теологически-религиозный.
Спиноза, сценарии картины мира (каузальный, метафизический, геометрический, теолого-религиозный); философский натурализм, живой Бог; сила Бога
1. Гусейнов А. А. Этика // Энциклопедический словарь. М.. 2001. С. 584–586.
2. Майданский А. Д. «Предисловие» к изданию: Бенедикт Спиноза: pro et contra. Русская христианская гуманитарная академия. СПб., 2012.
3. Робинсон Л. Метафизика Спинозы. СПб., 1913.
4. Соколов В. В. Спиноза // Новая философская энциклопедия: В 4 т. / В. С. Стёпин, ред. М., 2000–2001. Т. 4. С. 621–622.
5. Соколов В. В. Спиноза. М., 1973 (Мыслители прошлого).
6. Ayers M. 2007 “Spinoza, Platonism and Naturalism”, in Ayers M. (ed.) Rationalism, Platonism and God, 2007, pp. 53–78.
7. Bennett J. A Study of Spinoza’s Ethics, Indianapolis, 1984.
8. Carriero J. 2011 “Conatus and Perfection in Spinoza”, in Midwest Studies in Philosophy, 2011, vol. 35, pp. 70–73.
9. Della Rocca M. Spinoza, London; New York, 2008.
10. Fraenkel C. 2008 “Could Spinoza Have Presented the Ethics as the True Content of the Bible?”, in Garber St., Nadler St. (eds.) Oxford Studies in Early Modern Philosophy, Oxford, 2008, vol. 4, pp. 1–51.
11. Gueroult M. Spinoza, Dieu, Aubier-Montaigne, 1968.
Гаджикурбанов Аслан Гусаевич
Гаджикурбанов А. Г. Секулярные идеи в сочинениях Спинозы // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2020. Вып. 87. С. 131-142. DOI: 10.15382/sturI202087.131-142
Cтатья А. В. Апполонова о «О понятиях “светское” и “религия” у Бенедикта Спинозы в контексте гипотезы Джона Милбанка о “конструировании” светского» носит полемический характер, что придает ей особую остроту. В то же время автор не в полной мере признает наличие в сочинениях Спинозы сознательной установки на формирование секулярных идей. Идея автономии природного закона от Божественного субъекта была изобретением задолго до Гуго Гроция, но именно у Спинозы она получила свое отчетливое выражение в формуле Deus sive Natura. Можно говорить о натурализации образа Бога в мышлении Спинозы, что было разрушительным для ортодоксальной христианской теологии. Возможно, процесс секуляризации, или обмирщения, христианской картины мира в европейском Просвещении XVII в. в немалой степени берет свое начало именно с натурализации божественных функций или прерогатив, в частности математизации творческих потенций Бога при устроении мира. При этом Спиноза допускает наряду с преимущественно натуралистическим (геометрическим и каузальным) сценарием еще два других — теологически-религиозный и метафизический. Хотя у Спинозы речь идет о «сакрализации верховной власти», но разве нельзя увидеть в этом процессе объективную реализацию некоторой секулярной программы, частью которой является государство как светское учреждение? Чтобы рассматривать универсум с натуралистической точки зрения, необязательно видеть Бога, удалившимся из него, еще опасней для христианской идеи Бога другое — быть Богом, полностью погруженным в мир и управляемым естественными законами. Что касается схоластической формулы «etsi Deus non daretur», то вряд ли можно рассматривать ее всего лишь как пример «мысленного эксперимента».
сочинения Спинозы, секулярные идеи, природный закон, натурализация, Deus sive Natura, образ Бога, Просвещение XVII века, сакрализация верховной власти, «etsi Deus non daretur», мысленный эксперимент
  1. Апполонов А. В. «Etsi Deus non daretur» («Как если бы Бога не было»): Гуго Гроций и схоластическая теология // Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. 2018. № 77. С. 63–71.
  2. Гаджикурбанов А. Этика Спинозы как метафизика морали. М.: Центр гуманитарных инициатив; Университетская книга, 2014.
  3. Гараджа В. И. Секуляризм // Новая философская энциклопедия. М.: Мысль, 2000. Т. 3. С. 512–513.
  4. Спиноза Б. Сочинения: в 2 т. СПб.: Наука. 1999.
  5. Feuer L. S. Spinoza and the Rise of Liberalism. Routledge, 2017.
  6. Israel J. Radical Enlightenment: philosophy and the making of modernity, 1650–1750. Oxford University Press, 2001.
  7. Milbank J. Theology and social theory. 2-nd ed. Malden, MA: Blackwell publishing, 2002.
  8. Nadler S. A Book Forged in Hell. Spinoza’s Scandalous Treatise and the Birth of the Secular Age. Princeton University Press, 2011.
  9. Smith D. E. India as a Secular State. Princeton University Press, 1967.
  10. Terence I. The Development of Ethics A Historical and Critical Study. Volume I: From Socrates to the Reformation. Oxford University Press, 2008.
Гаджикурбанов Аслан Гусаевич
Ученая степень: доктор философских наук;
Ученая степень: доктор философских наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова; Российская Федерация, 119991, ГСП-1, г. Москва, Ленинские горы, МГУ им. М. В. Ломоносова, Учебный корпус «Шуваловский»;
Должность: доцент;
ORCID: 0000-0003-2398-0008;
Электронный адрес: gadzhikurbanov@yandex.ru.