/
Результат поиска


Воронин Т. Л. Взгляд святителя Игнатия Брянчанинова на природу поэзии и поэтического вдохновения в контексте русского романтизма // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2006. Вып. 2. С. 12-21.
PDF
Предметом рассмотрения является литературно-эстетическая проблематика в духовном наследии одного из наиболее авторитетных церковных авторов. Перед русской духовной литературой нового времени, по мысли автора статьи, стояла задача освоить и подчинить эстетику светского искусства высшим религиозным задачам, соединить чистое созерцание божественных тайн с живым поэтическим словом. Сквозной и принципиально важной в статье является мысль о том, что истинное слово о тайнах вечности всегда поэтично, потому что рождается из духовного вдохновения. Творчество святителя Игнатия Брянчанинова рассматривается как плодотворный путь к синтезу современной ему романтической литературной традиции и церковной словесности.
Воронин Тимофей Леонович
Воронин Т. Л. Художественные особенности эпистолярного наследия святителя Феофана Затворника // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2007. Вып. 2 (8). С. 7-19.
PDF
В статье ставится проблема филологического исследования русской духовной литературы Нового Времени. Автор рассматривает особенности целей духовной литературы по сравнению со светской, говорит о своеобразии стилистической эволюции русской духовной словесности последних веков и обращает внимание на важнейшие художественные задачи духовного писательства. Кроме того, в статье дается обзор литературной деятельности святителя Феофана Затворника, рассматриваются особенности его отношения к писательству. И, наконец, наиболее пристальное внимание уделяется письмам св. Феофана, образу автора в эпистолярном наследии святителя; вычленяются важнейшие черты стиля писем, как то: просторечно-разговорные элементы, юмор, особенности метафор и сравнений.
Воронин Тимофей Леонович
Воронин Т. Л. Культура и поэзия в "дневниках" о. Александра Шмемана // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2008. Вып. 2 (12). С. 86-92.
PDF
В статье анализируются взгляды на искусство и поэзию священника и духовного писателя о. Александра Шмемана, выраженные в его «Дневниках». Раскрывается тезис отца Александра об укорененности евангельской проповеди во временной человеческой культуре, а также рассматривается поэтическое своеобразие самих «Дневников» и исследуются особенности употребления Шмеманом поэтических цитат.
Воронин Тимофей Леонович
Воронин Т. Л. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2010. Вып. 1 (19). С. 96-99. — Рец. на кн.: Мельник В. И. Гончаров и православие. М. : Издательство «ДАРЪ». 2008. 544 с.
PDF
Воронин Тимофей Леонович
Воронин Т. Л. «В дни приближения грозы» // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2012. Вып. 2 (28). С. 137-139. — Рец. на кн.: Религиозно-философское общество в Санкт-Петербурге (Петрограде), 1907–1917. История в материалах и документах: В 3 т. / Сост., подгот. текста, вступ. ст. и примеч. О. Т. Ермишина, О. А. Коростелева, Л. В. Хачатурян
PDF
Воронин Тимофей Леонович
Воронин Т. Л. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2014. Вып. 2 (37). С. 91-92. — Рец. на кн.: «Современные записки» (Париж, 1920–1940). Из архива редакции. М., 2011, 2012 гг. Вокруг редакционного архива «Современных записок» (Париж, 1920–1940). М., 2010
PDF
Воронин Тимофей Леонович
Воронин С. В. Исследование особенностей социальной рефлексии православного священнослужителя // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2018. Вып. 50. С. 127-136. DOI: 10.15382/sturIV201850.127-136
В условиях современной действительности православный священнослужитель оказывается все более интегрированным в различные социальные процессы и взаимодействия, становится все более активным субъектом общения. Одной из важнейших сторон общения в этой связи является социальная перцепция, понимаемая как восприятие и оценка, как другого человека, так и самого себя глазами этого другого. Основным механизмом подобного «самовосприятия» является социальная рефлексия. Целью нашего исследования стало изучение особенностей социальной рефлексии православного священнослужителя, проявляющихся при выборе различных объектов социальной рефлексии — воцерковленной и невоцерковленной молодежи. К основным задачам исследования мы отнесли: изучение образа православного священнослужителя в сознании воцерковленной и невоцерковленной молодежи; определение интенциональности социальной рефлексии священнослужителя; оценку точности социальной рефлексии священнослужителя в случае, когда ее объектом выступает воцерковленная и невоцерковленная молодежь. Логика процесса исследования включает в себя теоретический анализ, определение диагностического инструментария, описание исследования и анализ полученных результатов.
социальная рефлексия, социальная перцепция, образ, священнослужитель, воцерковленность, интенциональность, молодежь, восприятие, аттитюд, самовосприятие
  1. Алексий II, патр. Доклад Патриарха Московского и всея Руси Алексия на ежегодном Епархиальном собрании г. Москвы 23 марта 2003 г. // Журнал Московской патриархии. 2003. № 4. С. 49.
  2. Алексий II, патр. Доклад Патриарха Московского и всея Руси Алексия на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви (август 2000 г.) // Журнал Московской патриархии. 2000. № 9. С. 16–54.
  3. Богоявленский А. Е. Понятия «имидж», «репутация» и «образ» в контексте «Критики чистого разума» И. Канта // Акценты. Новое в массовой коммуникации. 2004. № 5–6. С. 57–62.
  4. Ильин И. А. Возвращение. Минск, 2008.
  5. Кривых С. В. Социальная рефлексия в основе социального взаимодействия // Региональное образование XXI в.: проблемы и перспективы. 2012. № 4. С. 27–31.
  6. Лопанцев Ю. М. Формирование модели современного священника в процессе реформирования системы духовного образования Русской Православной Церкви (по Соборным постановлениям и докладам иерархов Русской Православной Церкви) // Известия ВГПУ. 2015. № 9–10. С. 202–203.
  7. Мещеряков Б. Г., Зинченко В. П. Большой психологический словарь. СПб., 2003.
  8. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. СПб., 2002.
  9. Широкалова Г. С. Образ священника в запросах молодых // Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Патриарх Сергий и церковно-государственные отношения в ХХ в.: трудный путь к сотрудничеству» / С. Н. Пяткин, отв. ред. Арзамас, 2017. С. 209–219.
Воронин Сергей Владимирович
Ученая степень: кандидат педагогических наук;
Место работы: Сочинский государственный университет; Российская Федерация, г. Сочи, 354000, ул. Советская, 26-а;
Должность: доцент кафедры психологии и дефектологии;
ORCID: 0000-0002-3530-1001;
Электронный адрес: voronin.sochi@mail.ru.
Выражаю благодарность доктору психологических наук, профессору кафедры психологии и дефектологии ФГБОУ ВО "Сочинский государственный университет" Дубовицкой Татьяне Дмитриевне за консультации в процессе написания статьи
Воронин С. В. Религиозность как фактор субъективного благополучия молодежи // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2020. Вып. 56. С. 127-139. DOI: 10.15382/sturIV202056.127-139
В современных условиях материально-ориентированного общества объяснимо часто в сознании человека возникают вопросы экзистенциального характера. Даже имея возможности удовлетворять естественные и культивируемые потребности, человек зачастую испытывает стойкое неблагоприятное состояние общего характера, определяющее эмоциональной вектор его восприятия жизни — состояние, делающее его несчастливым. Противоположные состояния благоприятного характера описаны в психологической науке такими терминами, как удовлетворенность жизнью, психологическое и субъективное благополучие, наконец, счастье. Целью нашего исследования является изучение религиозности как фактора субъективного благополучия молодежи — фактора, обладающего самостоятельной ценностью в нашей попытке узнать немного больше о внутреннем состоянии религиозной молодежи. Основные задачи исследования: теоретический анализ феноменов религиозности и субъективного благополучия; определение содержательного компонента исследуемых феноменов, поддающегося эмпирическому измерению; эмпирическое изучение влияния религиозности на субъективное благополучие молодежи; установление и интерпретация полученных статистически значимых связей; определение основных выводов исследования. В качестве модели субъективного благополучия, используемой в исследовании, выступает модель М. В. Соколовой. Модель включает в себя как шкалу общего субъективного благополучия, так и отдельные шкалы. Подобный принцип построения имеет и модель религиозности Р. Яворского, используемая в исследовании. Результаты исследования представлены в виде полученных эмпирических связей с разным уровнем статистической значимости и их анализом применительно к выборке юношей и девушек отдельно. В заключительной части статьи делается общий вывод о характере, силе и возможной направленности связи между религиозностью и субъективным благополучием юношей и девушек.
религиозность, субъективное благополучие, счастье, психическое здоровье, моральность, религиозные практики, вера, «религиозное Я», самооценка здоровья, настроение
  1. Виничук М. В. Счастье и субъективное благополучие в представлении обыденного сознания: этнопсихологический аспект // Труды Дальневосточного государственного технического университета. 2007. № 147. С. 210–213.
  2. Галиахметова Л. И. Благополучие, субъективное благополучие, удовлетворенность жизнью: проблема взаимосвязи // Вестник Башкирского университета. 2015. Т. 20. № 3. С. 1114–1117.
  3. Лоргус А., прот. Книга о счастье. М., 2014.
  4. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. СПб., 2002.
  5. Соколова М. В. Шкала субъективного благополучия. Ярославль, 1996.
  6. Тимофеева А. И., Ахременко С. Г. Факторы, влияющие на субъективное благополучие личности // Новая наука: Теоретический и практический взгляд. 2016. № 8 (88). С. 112–116.
  7. Ткаченко А. Православные «самоеды»: Чем борьба с грехом отличается от постоянного недовольства собой // Фома. 2018. № 10 (186). С. 46.
  8. Чумакова Д. М. Религиозность личности: основные подходы, структура и диагностика // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер. «Психология». 2011. № 42 (259). С. 111–114.
  9. Яворски Р. Способы преодоления стресса у лиц с разным типом религиозности // Психология. 2008. № 3. С. 105–116.
Воронин Сергей Владимирович,
Ученая степень: кандидат педагогических наук;
Место работы: Сочинский государственный университет; Российская Федерация, г. Сочи, 354000, ул. Пластунская 94;
Должность: доцент кафедры психологии и дефектологии;
ORCID: 0000-0002-3530-1001;
Электронный адрес: voronin.sochi@mail.ru.
Воронин С. В. Коммуникативные и личностные аспекты литургического служения в плоскости категориального каркаса психологического познания // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2020. Вып. 59. С. 107-119. DOI: 10.15382/sturIV202059.107-119
Участие в литургии является самым важным условием христианской жизни. В данной статье, учитывая позиции различных авторов, исследователей Божественной литургии, а также опираясь на модель категориального каркаса психологического познания, предпринята попытка теоретического анализа коммуникативных и личностных аспектов литургического служения. Прежде всего обращается внимание на выделение в анализе литургического служения коммуникативного и личностного аспектов. Это задает общий вектор анализа. Тем не менее, помня о словах ап. Павла «все вы одно во Христе Иисусе» (Гал 3. 28), подчеркивается определенная условность подобного разделения. Целью предлагаемого в данной статье анализа становится не противопоставление соборности и индивидуальности в литургическом служении, но их отдельное рассмотрение, предполагающее своим результатом определенное понимание участника Божественной литургии. Понимания, при котором верующий — это отдельный человек, «Я», личность, участвующая вместе с тем в общественном богослужении, разделяющая ценность соборности и идентифицирующая себя с Церковью как общиной. В предлагаемой статье представлено определенное сочетание психологического и литургического анализа, что подчинено обозначенной выше цели исследования. В качестве теоретической основы для подобного анализа использована модель категориального каркаса психологического познания академиков РАО А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского. Автор статьи рассматривает литургическое служение на основе выделенных академиками РАО «условных вертикалей», состоящих из психологических категорий. Каждая из «условных вертикалей» содержательно отражает в себе личностный либо коммуникативный аспекты литургического служения и включает в себя четыре психологические категории разного уровня сложности (протопсихологические, базисные, метапсихологические, экстрапсихологические). В завершении статьи сформулированы выводы относительно степени самостоятельности и взаимосвязи исследуемых аспектов литургического служения.
различение, отношение, общение, соучаствование, организм, индивид, «Я», личность, готовность, установка, направленность
  1. Аверкий (Таушев), архиеп. Литургика. М., 2000.
  2. Великанов П., прот. Литургия: общее дело или частный бизнес // Фома. 2013. № 8 (124). С. 24.
  3. Воронин С. В. Исследование особенностей социальной рефлексии православного священнослужителя // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2018. № 50. С. 127–136.
  4. Гурболиков В. Христианская любовь… к себе // Фома. 2015. № 10 (150). С. 14–15.
  5. Дмитриевский И. И. Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной литургии. М., 2010.
  6. Дьяченко Г., прот. Полный церковнославянский словарь. М., 2007.
  7. Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь. СПб., 2003.
  8. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. М., 1999.
  9. Семенов И. Персонология Михаила Григорьевича Ярошевского как историка, теоретика, методолога психологии развития личности и творчества в науке // Развитие личности. 2015. № 4. С. 19–52.
  10. Уайбру Х. Православная литургия. Развитие евхаристического богослужения византийского обряда. М., 2019.
  11. Филарет Московский, свт. Пространный православный катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви. М., 2013.
  12. Шмеман Александр, прот. Евхаристия. Таинство Царства. М., 2018.
Воронин Сергей Владимирович,
Ученая степень: кандидат педагогических наук;
Место работы: Сочинский государственный университет; Российская Федерация, г. Сочи, 354000, ул. Пластунская 94;
Должность: доцент кафедры психологии и дефектологии;
ORCID: 0000-0002-3530-1001;
Электронный адрес: voronin.sochi@mail.ru.
Воронин С. В. Акцентуации характера как фактор отношения юношей и девушек к основным христианским добродетелям // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2021. Вып. 63. С. 131-147. DOI: 10.15382/sturIV202163.131-147
В условиях современного общества не теряет актуальности проблема духовно-нравственного становления и развития молодежи. Безусловно, в процессе достижения этой цели важной задачей является воцерковление молодежи, приведение ее в лоно Церкви. Однако воцерковление молодежи невозможно без принятия ею основных ценностей православной веры. Одной из главных форм существования этих ценностей является христианская добродетель. В статье на основе анализа апостольских посланий и научной литературы по проблеме исследования проводится анализ основных христианских добродетелей. В эмпирической части работы исследуется отношение юношей и девушек с различными акцентуациями характера к основным христианским добродетелям. Отношение к добродетели рассматривается как своего рода эмоциональный компонент ее освоения, наряду с когнитивным (знание о ней) и поведенческим (стремление к ее освоению) компонентами. Этот эмоциональный компонент является промежуточным звеном в освоении добродетели. Именно он часто заключает в себе тот разрыв между знанием человека о различных добродетелях и желанием развития их в себе. Важно отметить, что понятие акцентуации в исследовании понимается в согласии с трактовкой Карла Леонгарда. При таком подходе акцентуация рассматривается как вариант нормы с некоторым усилением тех или иных черт, определяющих своеобразие, уникальность личности и в некоторой мере задающих вектор ее личностного и духовного роста. В процессе эмпирического исследования установлен целый ряд интересных закономерностей, касающихся отношения к христианским добродетелям у юношей и девушек с различными акцентуациями характера. В исследовании проанализированы результаты, полученные на выборке юношей и девушек отдельно, а также приведены данные сравнительного анализа результатов между указанными выборками.
акцентуация характера, черта, добродетель, духовно-нравственное развитие, отношение, личность, атрибут, норма
  1. Безруких О. В., прот. Классификация добродетелей // Материалы ХIII Международного форума: Задонские Свято-Тихоновские образовательные чтения. 2018. С. 62–64.
  2. Гущина А. В. Воспитание добродетелей как веление времени // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2016. № 44. С. 7–11.
  3. Гущина А. В. Воспитание добродетелей как педагогическая проблема // Поволжский педагогический вестник. 2018. № 3. С. 40–46.
  4. Гущина А. В. О «воспитании во мне добродетелей» // Материалы двенадцатой международной научно-практической конференции: Высшее гуманитарное образование XXI века: проблемы и перспективы. 2017. С. 85–89.
  5. Дьяченко Григорий, прот. Полный церковно-славянский словарь. М., 2007.
  6. Иерофей (Влахос), митр. Православная психотерапия. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2005.
  7. Лазутин Д. Христианские добродетели в свете учения святого апостола Павла // Труды Саратовской православной духовной семинарии. 2015. № 9. С. 85–124.
  8. Леонгард К. Акцентуированные личности. Ростов-на-Дону, 2000.
  9. Литвина С. А., Богомаз С. А. Гендерные стереотипы молодежи в оценках значимости и выраженности личностных добродетелей человека // Материалы 3-й научно-практической конференции (заочной) с международным участием: Категория социального в современной педагогике и психологии. 2015. С. 211–215.
  10. Литвина С. А., Богомаз С. А. Индивидуальные достоинства как предикторы удовлетворенности человека своей жизнью // Сибирский психологический журнал. 2014. № 54. С. 211–221.
  11. Лопухин А. П. Толковая Библия или комментарий на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета. Т. 11. СПб., 1913.
  12. Марьина Л. П., Гришанина М. Ю. Феноменологические особенности акцентуаций характера: технология изучения // 21 век: фундаментальная наука и технологии. Материалы XIX международной научно-практической конференции 2019. Т. 2. С. 45–48.
  13. Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь. СПб., 2003.
  14. Назаренко С., Леонова Л. А. Психология характера и христианское учение о добродетелях // Труды Саратовской православной духовной семинарии. 2017. № 11. С. 336–362.
  15. Орлова А. А. Добродетель как качество личности // Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции: Наука, образование, инновации: апробация результатов исследования. 2017. С. 581–593.
  16. Петровский А. В. Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. М., 1999.
  17. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. СПб., 2002.
  18. Феофан Затворник, свт. Толкование послания апостола Павла к Коринфянам. М., 2006.
  19. Фромм Э. Искусство любить. М., 2011.
  20. Шеховцова Л. Ф., Гришина Е. Н., Легостаева М. В. Преодоление страсти аскетическими и психологическими методами. М., 2014.
Воронин Сергей Владимирович,
Ученая степень: кандидат педагогических наук;
Место работы: Сочинский государственный университет; Российская Федерация, г. Сочи, 354000, ул. Пластунская 94;
Должность: доцент кафедры психологии и дефектологии;
ORCID: 0000-0002-3530-1001;
Электронный адрес: voronin.sochi@mail.ru.