/
Результат поиска


Волнина Н. Н. Организация учебного и воспитательного процесса в церковных школах Забайкалья в конце XIX- начале XX в // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2015. Вып. 1 (62). С. 100-111. DOI: 10.15382/sturII201562.100-111
В статье рассматриваются проблемы организации учебного и воспитательного процесса в церковно-приходских школах Забайкалья в конце XIX - начале ХХ в. Этот тип школ являлся наиболее распространенным на территории Забайкальской области. Церковно-приходские школы играли важную роль в культурном развитии края в этот период времени и стали неотъемлемой частью историко-культурного процесса. Автор приходит к выводу о том, что учебно-воспитательный процесс в церковно-приходских школах сводился к единой образовательной системе, целью которой являлось религиозно-нравственное воспитание всесторонне развитой личности. Важнейшей составляющей образовательной системы церковных школ являлись предметы религиозного характера, однако образовательный компонент церковных школ не был узко клерикальным. Об этом свидетельствуют расписания учебных предметов. Помимо Закона Божия, церковнославянского языка и церковного пения учащиеся изучали чтение, письмо, арифметику, историю, географию, чистописание, русский язык, черчение. В некоторых школах создавались ремесленные классы и кружки рукоделия, рисования, хорового пения. Учебный процесс строился на основании требований образовательных программ, содержание которых было насыщенным и в какой-то мере представляло собой подробные разработки уроков. Каждому разделу программы давался перечень учебных пособий и методических рекомендаций для учителя. Заведовали церковными школами священники приходов, попечители. Школы зачастую располагались в домах духовенства, однако многие священники отмечали, что только имея собственное здание, школа способна правильно организовать весь учебный процесс. Поэтому важность и значимость нормальной организации учебного и воспитательного процесса в школах отмечалась руководством Забайкальской епархии, и постепенно постройка отдельных зданий для школ стала таким же важным вопросом, как и строительство храмов. В ходе исследования автором были проанализированы материальная база, предметная среда, содержание учебных программ и направлений деятельности церковно-приходских школ, система поощрений и наказаний. В статье приведены статистические данные о количестве церковно-приходских школ в Забайкалье конца XIX - начала ХХ в.
Русская Православная Церковь, православие, церковноприходская школа, Забайкалье, Забайкальская епархия, православное образование.
1. Басалаев А. Е. Воспитание и образование населения дореволюционного Забайкалья через систему начальных школ ведомства православного исповедания // Национальная идея: образование и воспитание (философско-методические и региональные аспекты). Чита: ЗабГПУ, 1998.
2. Волнина Н. Н. Культурно-просветительская деятельность Русской Православной Церкви в Забайкалье (кон. XVII – нач. ХХ в.). Чита: ЗабГУ, 2013.
3. Волнина Н. Н. Система церковно-школьного управления в Забайкальской области (кон. XIX – нач. ХХ в.) // История и культура народов Забайкальского края: музейно-выставочный комплекс ЗабГУ. Чита: ЗабГУ, 2014. С. 97–106.
4. Дулов А. В. Православная церковь в Восточной Сибири в XVII – начале XX в.: В 2 ч. Иркутск: ИГУ, 2006.
5. История церковно-школьного образования в России (XIX – начало ХХ в.): Материалы международной научной конференции, Шуя, 21 сентября 2012 г. / Отв. ред. Т. А. Красницкая. Шуя: ШГПУ, 2012.
6. Кузнецова Л. Из истории просвещения в Сибири // Разыскания: Историко-краеведческий альманах. 1992. № 2. С. 22–28.
7. Кулакова А. В. Церковь и школа: уроки прошлого, настоящего и перспективы // Православие на рубеже тысячелетий: Сб. статей к 2000-летию Рождества Христова. Чита: Поиск, 2001. С. 135–144.
8. Харченко Л. Н. Миссионерская деятельность православной церкви в Сибири (вторая половина XIX в. — февраль 1917 г.): Очерк истории. СПб.: Нестор, 2004.
9. Харченко Л. Н. Распространение православной духовной литературы и духовного просвещения в Восточной Сибири (ХVII – второй половине ХIХ в.) Очерки истории. Иркутск: ИГУ, 2001.
10. Шилов А. И. Начальная и средняя школа Восточной Сибири в конце XIX – начале XX в. Красноярск: КГПУ им. В. П. Астафьева, 2008.
Волнина Наталья Николаевна