/
Результат поиска


Вискова И. В. Многохорные сочинения Марцина Мельчевского // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2016. Вып. 4 (24). С. 101-110. DOI: 10.15382/sturV201624.101-110
Статья посвящена творчеству известного польского композитора Марцина Мельчевского, который под влиянием итальянской композиторской школы на рубеже XVI–XVII вв. обратился к практике написания многохорных композиций. Из сохранившегося наследия Мельчевского наибольшая часть сочинений написана для двух взаимодействующих между собой хоров вокальных и двух хоров инструментальных в различных сочетаниях: два хора вокальных в сочетании только с basso continuo, два хора вокальных и инструментальный ансамбль, два хора вокальных и два различных ансамбля инструментальных. В работе рассматриваются различные традиции формирования многохорных сочинений, проявившиеся в творчестве композитора.
Марцин Мельчевский, польская музыка, музыка эпохи барокко, многохорные композиции
1. Przybyszewska-Jarmińska B. Włoskie “szkoły” polichoralności z perspektywy dworow polskich Wazow i austriackich Hasburgow // Polski Rocznik Muzykologiczny. 2005. IV. P. 57–75.
2. Przybyszewska-Jarmińska B. Z luterańskiego wyboru. Zachowany repertuar wokalnoinstrumentalnej muzyki religij nej kapelistow polskich Wazow // Polski Rocznik Muzykologiczny. 2004. III. P. 21–32.
3. Przybyszewska-Jarmińska B. Muzyka pod patronatem polskich Wazow. Marcin Mielczewski. Institutu Sztuki PAN. Warszawa. 2011.
4. Przybyszewska-Jarmińska B. Barok, cz. I, 1595–1696. Seria “Historia muzyki polskiej”. Warszawa. Sutkowski Edition. 2007.
5. Szweykowscy Anna i Zygmunt. Włosi w kapeli krolewskiej polskich Wazow. Krakow, 1997. P. 133–165.
6. Szweykowski Zygmunt. Z problemow techniki polichoralnej Marcina Mielczewskiego // Marcin Mielczewski. Studia / Ed. Zygmunt M. Szweykowski, in the series Acta Musicologica Universitatis Cracoviensis VII. Krakow, 1999. P. 125–138.
Вискова Ирина Владимировна
Вискова И. В. Духовные аспекты в творчестве современных польских композиторов // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2018. Вып. 32. С. 151-157. DOI: 10.15382/sturV201832.151-157
В кон. 70-х гг. ХХ в., после периода увлечения авангардом, польские композиторы начинают возвращаться к духовно-религиозным жанрам. К ним обращаются многие композиторы, среди которых Кшиштоф Пендерецкий, Хенрик Миколай Гурецкий, Павел Лукашевский. Сегодня многих польских композиторов и музыковедов интересует вопрос, что делает музыкальное произведение действительно духовным: обращение к религиозным текстам и жанрам, следование музыкальным канонам или, как пишет польский музыковед Мечислав Томашевский, «моменты откровения»? Они размышляют о значении веры в жизни композитора, пишущего духовную музыку, и о месте композитора в религиозной жизни. Возврат к христианским ценностям приводит композиторов к традиционным средствам выразительности. Их сочинения отличает простота мелодий и гармонического рисунка, тональная либо модальная основа ладовой системы, использование законов классической полифонии. Важным признаком сочинений духовного содержания становится проникновение элементов цитирования, находящихся в информационном поле сочинений духовно-религиозного характера. Это могут быть элементы монодии, хорала, полифонических форм. В произведениях на религиозные сюжеты важную роль играет сохранение оригинального языка. Он создает особую дистанцию по отношению к современному разговорному языку, подчеркивая тем самым особый характер музыкальных сочинений. Действительно, духовным искусством может быть названо только искусство подлинное, правдивое и в то же время, как считал Томашевский, служащее подлинным ценностям.
польская музыка XX века, духовная музыка, sacrum и profanum в музыке, Кшиштоф Пендерецкий, Хенрик Миколай Гурецкий, Павел Лукашевский, Мечислав Томашевский
  1. Baranowie A. i Z. Passio artis et vitae. Wywiad z Krzysztofem Pendereckim // Penderecki K. Labirynt czasu. Pięć wykładów na koniec wieku. Warszawa, 1997. S. 13–14.
  2. Droba K. Droga do sensu tragicznego. Jeszcze o III Symfonii Henryka Mikołaja Góreckiego // Ruch Muzyczny. 1978. № 15. S. 3–4.
  3. Droba K. Gorecki // Encyklopedia muzyczna PWM / E. Dziębowska, red. Krakow, 1987.
  4. Gąsiorowska M. Czas zatrzymany Henryka Goreckiego // Ruch Muzyczny. 1983. № 25. S. 3–4.
  5. Georgiades Th. Sakral und profan in der Musik. München, 1960.
  6. Janicka-Słysz M. Sacrum i profanum w muzyce. Wywiad z prof. M. Tomaszewskim // “Maszkaron”. Krakow, 2000. № 1.
  7. Łukaszewski P. Nie każda muzyka religij na jest sakralna // Ruch Muzyczny. 2014. № 4. S.
  8. Moody I. Górecki: The Path to the ‘Miserere’ // The Musical Times. Vol. 133. No. 1792. Choirs and Trends (Jun, 1992). S. 283–284.
  9. Pociej B. Henryka Mikołaja Goreckiego „Psalm”// Tygodnik Powszechny. 1980. № 16. S. 4–7.
  10. Strożewski W. O możliwości sacrum w sztuce // Sacrum i sztuka. Krakow, 1989. S. 23–38.
  11. Thomas A. Górecki. Krakow, 1998.
  12. Tomaszewski M. Krzysztof Penderecki i jego muzyka. Cztery eseje. Krakow, 1994.
  13. Tomaszewski M. O tworczości zaangażowanej: muzyka polska 1944–1994 miądzy autentyzmem a panegiryzmem // Interpretacja integralna dzieła muzycznego. Krakow, 2000. S. 141–149.
Вискова Ирина Влдимировна
Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Московская консерватория им. Чайковского;
Должность: доцент;
ORCID: 0000-0002-9304-0428;
Электронный адрес: Viskova2001@mail.ru.
Вискова И. В. Марцин Мельчевский и «Мусикийская грамматика» Николая Дилецкого // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2020. Вып. 38. С. 51-61. DOI: 10.15382/sturV202038.51-61
Начиная с середины XVII в. в России на смену знаменному пению приходит партесное многоголосие. Этот перелом связан с реформами патриарха Никона, допустившего многоголосное пение в православных храмах, а также с влиянием музыкальной культуры европейского барокко, прежде всего польского и итальянского, пришедшего в Россию через территорию Украины. В связи с этим обычно упоминается имя русского композитора Николая Дилецкого, который, в свою очередь, называл себя учеником польского композитора Марцина Мельчевского. Николай Дилецкий, как известно, был теоретиком, композитором и регентом. В историю русской музыки он вошел как автор хоровой музыки и как создатель музыкального трактата «Мусикийская грамматика». «Грамматика» свидетельствует о высоком уровне музыкального образования ее автора. Многохорность была традиционна для Речи Посполитой 1-й четв. XVII в. В русскую музыкальную культуру она пришла вместе с практикой многоголосного пения. Следует обратить внимание на тот факт, что в 7-й главе «Мусикийской грамматики» Дилецкого «О вещах забвенных, о которых забыл написать» уже есть раздел «Образцы хоральные», посвященный проблемам двухорной композиции. В трех изданиях «Мусикийской грамматики» Дилецкого можно найти семь примеров из сочинений Марцина Мельчевского, один из которых приписывается композитору, согласно мнению Протопопова, ошибочно. Все они находятся в разделе «О сочинении». Интерес представляет образец, принадлежащий Мельчевскому, связанный с правилом выдержанных звуков в кадансе. Дилецкий сначала приводит оригинальный нотный текст Мельчевского, а потом показывает тот простой бас, вместо которого, по его мнению, использована педаль. Видимо, этот бас присочинен самим Дилецким. В России во 2-й пол. XVII в. интерес к польской музыке, в том числе к творчеству Мельчевского, был достаточно высок. Известно, что патриарх Никон специально искал канты Мельчевского, и ему в подарок были присланы псалмы и мессы Мельчевского.
российско-польские музыкальные связи, духовная музыка, Николай Дилецкий, Марцин Мельчевский, Мусикийская грамматика, партесное пение
  1. Бэлза И. Ф. История польской музыкальной культуры. М.: Музгиз, 1954. Т. 1.
  2. Герасимова И. В. Николай Дилецкий: творческий путь композитора XVII века: автореф. дис. … канд. иск. М., 2010.
  3. Дилецький Микола [Дилецкий, Николай ]. Граматика музикальна. Музыкальная грамматика. Фотокопія рукопису 1723 року. Транскрипція, післямова-додатки, шифри рукописів трактату, коментарі О. Цалай-Якименко. На укр. яз. Киев: Музична Украiна, 1970.
  4. Дилецкий Н. Идеа грамматики мусикийской / публ. и исслед. В. В. Протопопова. М.: Музыка, 1979. (Памятники русской музыкальной культуры. Вып. 7).
  5. Дилецкий Н. П. Мусикийская грамматика Николая Дилецкого / посмерт. труд по опубликованию и предисловию С. В. Смоленского. СПб.: Тип. М. А. Александрова, 1910.
  6. Протопопов В. В. Русская мысль о музыке в XVII веке. М.: Музыка, 1989.
  7. Kazem-Bek Jan. Marcin Mielczewski w “Gramatyce muzycznej” / Marcin Mielczewski. Studia pod redakcją M. Szweykowskiego. Musika Iagellonica, Kraków, 1999. S. 177–186.
  8. Krzepkowska А. Zygmunt Lauxmin. Traktat “Ars et praxis musica”. Warszawa: Wydawnictwo Naukowe Semper, 2012.
  9. Przybyszewska-Jarmińska B. Historia Muzyki Polskiej. Tom III część pierwsza, Barok 1595 1696. Sutkowski edition. Warsawа, 2006.
  10. Przybyszewska-Jarmińska B. Marcin Mielczewski — katalog tematyczny utworów / Marcin Mielczewski. Studia pod redakcją M.Szweykowskiego. Musika Iagellonica, Kraków, 1999. S. 27–66.
  11. Przybyszewska-Jarmińska B. Marcin Mielczewski — życie i dorobek / Marcin Mielczewski. Studia pod redakcją M. Szweykowskiego. Musika Iagellonica, Kraków, 1999. S. 25–26.
  12. Przybyszewska-Jarmińska B. Muzyka pod patronatem polskich Wazow. Marcin Mielczewski. Institutu Sztuki PAN, Warszawa, 2011.
Вискова Ирина Влдимировна
Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Московская консерватория им. Чайковского; Российская Федерация, 125009, г. Москва, Большая Никитская ул., 13;
Должность: доцент;
ORCID: 0000-0002-9304-0428;
Электронный адрес: Viskova2001@mail.ru.
Вискова И. В. «Мелодии на псалтирь польский» Миколая Гомулки // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2021. Вып. 42. С. 22-33. DOI: 10.15382/sturV202142.22-33
Миколай Гомулка — один из самых известных польских композиторов 2-й половины XVI в. Свою известность он получил благодаря созданию полифонической обработки полного цикла псалмов. «Мелодии на псалтирь польский» написаны в 1580 г. Это единственное сохранившееся до наших дней сочинение Миколая Гомулки. В сборник вошли 150 псалмов в стихотворном изложении польского поэта эпохи Возрождения Яна Кохановского. Ян Кохановский считается одним из первых национальных польских поэтов, способствовавших утверждению родного языка в поэтических формах. Для развития языка и литературного стиля переложение на польский язык «Псалмов Давида» имело большое художественное значение. Сочинение представляет собой сборник псалмов для четырехголосного хора, написанных в технике nota contra notam. Псалмы невелики по протяженности и занимают от 6 до 31 такта. Последовательность 150 псалмов следует масоретскому или протестантскому тексту Библии, но не католическому, следующему греческой нумерации псалмов. При их написании композитор использовал различные технические и стилистические средства. Наряду с короткими двухчастными гомофонными хорами танцевального характера есть в этом ряду примеры, в которых широко представлена полифоническая техника — так, как в Псалме XLV «Serce mi każe śpiewać panu swemu». Мелодика псалмов представляет собой оригинальный авторский материал, однако в нем использованы формулы, характерные для духовных песен XVI в., поэтому здесь можно найти немало аналогий с протестантской музыкой того же времени. Стремясь к интонационной выразительности, композитор тем не менее использовал получивший широкое распространение в полифонии строго стиля способ формообразования с помощью техники cantus firmus. При написании хоровых партий он придерживался принципа «sogetto della cantilena», используя цитаты из известных в то время религиозных мелодий в партиях тенора и cantus fi rmus. Псалмы Гомулки объединяют в себе черты, свойственные музыке XVI в. и отвечающие более современным тенденциям, в частности в области сочетания слова и музыки. Поскольку данному сочинению в песенной музыке Европы XVI в. не находится аналогий, его вполне можно полагать новаторским для своего времени.
польская духовная музыка, Миколай Гомулка, «Мелодии на псалтирь польский», Ян Кохановский, sogetto della cantilena, Псалом XLVII «Kleszczmy rękoma», Псалом XL «Czekałem z cierpliwością, a Pan mię obaczył», Псалом XLV «Serce mi każe śpiewać panu swemu»
  1. Бэлза И. Ф. История польской музыкальной культуры. М.: Музгиз, 1954. Т. 1.
  2. Ильинский А. А., Пахульский Г. А. Биографии композиторов с IV по XX век с портретами. М.: Изд. К. А. Дурново, 1904.
  3. Gomółka Mikołaj. Melodiae na Psałterz polski przez Mikołaja Gomółkę uczynione / Kochanowski Jan. Psałterz Dawidów. Część 5. Wstęp i transkrypcja nut Mirosław Perz. Wydawnictwo PAN: Zakład narodowy imienia Ossolińskich. Wrocław; Warszawa; Kraków, 1990.
  4. Kochanowski Jan. Psałterz Dawidów. Warszawa: PIW, 1984.
  5. Krzyżanowski Julian. Poeta czarnoleski // Jan Kochanowski: Dzieła polskie. T. I. Kraków: PIW, 1952. Wstęp: XLIX s.
  6. Perz Mirosław. Melodie na Psałterz polski Mikołaja Gomółki: Interpretacje i komentarze. Kraków: PWM, 1988.
  7. Perz Mirosław. Mikołaj Gomółka. Kraków: PWM, 1981.
  8. Poliński Aleksander. Mikołaj Gomółka i jego psalmy // Echo Muzyczne. 1880. Nr. 12–16.
  9. Poźniak Piotr. Gomółka // Dziębowska Elżbieta: Encyklopedia muzyczna PWM. T. 3. Kraków: PWM, 1987. S. 388–392.
  10. Słownik terminów literackich / red. Janusz Sławiński. Zakład Narodowy imienia Ossolińskich. Wrocław; Warszawa; Kraków; Gdańsk; Łódź, 1988.
  11. Szweykowski Zygmunt M. Kultura wokalna XVI — wiecznej Polski. Krakow, 1957. Пример 3
Вискова Ирина Влдимировна
Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Московская консерватория им. Чайковского; Российская Федерация, 125009, г. Москва, Большая Никитская ул., 13;
Должность: доцент;
ORCID: 0000-0002-9304-0428;
Электронный адрес: Viskova2001@mail.ru.
Вискова И. В. Техника многохорного письма в сочинениях Миколая Зеленьского // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2022. Вып. 47. С. 124-135. DOI: 10.15382/sturV202247.124-135
Искусство многохорного письма достигло расцвета в Европейской музыкальной культуре середины XVII века. Стиль возник в костелах западной и центральной Италии и объединил целое поколение молодых польских композиторов, получивших образование в Венеции и Риме. Один из них – известный польский композитор Миколай Зеленьский.В своем музыкальном стиле Зеленьский следует традициям полифонии позднего Возрождения. Его сочинения знаменуют собой начало многолетнего периода влияния итальянской стилистики на польскую музыку. До сегодняшнего дня остается открытым вопрос, где композитор познакомился с Венецианской техникой многохорного письма. Композитор мог освоить полихоральный стиль, не покидая Речи Посполитой. Многохорность была тогда весьма распространена усилиями итальянских музыкантов по всей Европе.Все известные сегодня сочинения Зеленьского были опубликованы в Венеции в 1611 году. В одном томе содержалось два сборника. Первый из них, Offertoria totius anni, включает многохорные композиции на подобие Sacrae symphoniae Джованни Габриэли. В сборнике содержится 55 сочинений, последнее из которых – трихорный Magnificat. Магнификат Миколая Зеленьского можно считать классической трихорной композицией, которая по стилистическим, композиционным и пространственно-исполнительским особенностям следует итальянским традициям, в связи с чем его часто сравнивают с Магнификатом Джованни Габриэли.История многохорного письма представляет одну из самых интересных страниц истории европейской музыкальной культуры. Венецианский стиль оказал влияние не только на музыку центральной Европы, он получил распространение в восточно-европейских странах и, в частности, оказал влияние на русскую музыкальную культуру.
польская музыкальная культура, духовная музыка, эпоха Барокко, Миколай Зеленьский, Джованни Габриэли, многохорная композиция, полихоральный стиль, Магнификат
  1. BroughD. Polish Sevententh-Century Church Miusc. With Referenceto the Influence of Historical, Political, and Social Condition.New York & London 1989
  2. Dunicz J. Dobiografji Mikołaja Zieleńskiego. Polski Rocznik Muzykologiczny, II, 1936.S.95-97
  3. Federhofer H.Giovanni Valentini. [in:] Sadie S. The New Grove Dictionary of Music and Musicians. Bd.19. Macmillan, London 1980
  4. Howard D. Moretti L. Sound and Space in RenaissanceVenice: Architecture, Music, Acoustic. New Haven, London 2009 S. 17-42.
  5. Malinowski W.Polifonia Mikołaja Zieleńskiego. Kraków 1981. S. 122.
  6. Patalas A. Twórczość kapelmistrzówpolskich Wazów. A. Pacelli, G. F. Anerio, M. Scacchi. Doctoraldissertation, Jagiellonian University, Kraków 1998
  7. Przybyszewska-Jarmińska B. TheHistory of Music in Poland,tom III: The Baroque, part 1: 1595-1696. Warsaw, Sutkowski, 2002
  8. Schwider D. J.Mikołaj Zieleński: ein polnischer Komponist ander Wende des 16. und 17. Jahrhunderts. München 2009
  9. Starowolski S. ScriptorumPolonicorum Hecatonias; seu centum illustrum Poloniae Scriptorum elogia etvitae. Venedig 1627
  10. Szczepańska M. O dwunastogłosowym “Magnificat” Mikołaja Zieleńskiegoz r. 1611. Polski rocznik muzykologiczny (I), 1935. S.28-54
  11. Szweykowska A. - Szweykowski Z. (1997) Włosi w kapelikrólewskiej polskich Wazów. Kraków, Musica Iagellonica, 1997
  12. Zieleński M. Communiones totius anni. 1611 in Venice by Giovanni Vincenti.Reconstruction and scholarly transcription published in two volumes Malinowski W., Polskie Wydawnictwo Muzyczne, Monumenta Musicae inPolonia. Kraków 1989-1991
  13. Zieleński M. Offertoria totius anni. 1611 in Venice by GiovanniVincenti. Restored edition published in three volumes Jachimecki Z., PolskieWydawnictwo Muzyczne, Monumenta Musicae in Polonia. Kraków 1966-1978
Вискова Ирина Влдимировна
Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Московская консерватория им. Чайковского; Российская Федерация, 125009, г. Москва, Большая Никитская ул., 13;
Должность: доцент;
ORCID: 0000-0002-9304-0428;
Электронный адрес: Viskova2001@mail.ru.