/
Результат поиска


Вискова И. В. Многохорные сочинения Марцина Мельчевского // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2016. Вып. 4 (24). С. 101-110. DOI: 10.15382/sturV201624.101-110
Статья посвящена творчеству известного польского композитора Марцина Мельчевского, который под влиянием итальянской композиторской школы на рубеже XVI–XVII вв. обратился к практике написания многохорных композиций. Из сохранившегося наследия Мельчевского наибольшая часть сочинений написана для двух взаимодействующих между собой хоров вокальных и двух хоров инструментальных в различных сочетаниях: два хора вокальных в сочетании только с basso continuo, два хора вокальных и инструментальный ансамбль, два хора вокальных и два различных ансамбля инструментальных. В работе рассматриваются различные традиции формирования многохорных сочинений, проявившиеся в творчестве композитора.
Марцин Мельчевский, польская музыка, музыка эпохи барокко, многохорные композиции
1. Przybyszewska-Jarmińska B. Włoskie “szkoły” polichoralności z perspektywy dworow polskich Wazow i austriackich Hasburgow // Polski Rocznik Muzykologiczny. 2005. IV. P. 57–75.
2. Przybyszewska-Jarmińska B. Z luterańskiego wyboru. Zachowany repertuar wokalnoinstrumentalnej muzyki religij nej kapelistow polskich Wazow // Polski Rocznik Muzykologiczny. 2004. III. P. 21–32.
3. Przybyszewska-Jarmińska B. Muzyka pod patronatem polskich Wazow. Marcin Mielczewski. Institutu Sztuki PAN. Warszawa. 2011.
4. Przybyszewska-Jarmińska B. Barok, cz. I, 1595–1696. Seria “Historia muzyki polskiej”. Warszawa. Sutkowski Edition. 2007.
5. Szweykowscy Anna i Zygmunt. Włosi w kapeli krolewskiej polskich Wazow. Krakow, 1997. P. 133–165.
6. Szweykowski Zygmunt. Z problemow techniki polichoralnej Marcina Mielczewskiego // Marcin Mielczewski. Studia / Ed. Zygmunt M. Szweykowski, in the series Acta Musicologica Universitatis Cracoviensis VII. Krakow, 1999. P. 125–138.
Вискова Ирина Владимировна
Вискова И. В. Духовные аспекты в творчестве современных польских композиторов // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2018. Вып. 32. С. 151-157. DOI: 10.15382/sturV201832.151-157
В кон. 70-х гг. ХХ в., после периода увлечения авангардом, польские композиторы начинают возвращаться к духовно-религиозным жанрам. К ним обращаются многие композиторы, среди которых Кшиштоф Пендерецкий, Хенрик Миколай Гурецкий, Павел Лукашевский. Сегодня многих польских композиторов и музыковедов интересует вопрос, что делает музыкальное произведение действительно духовным: обращение к религиозным текстам и жанрам, следование музыкальным канонам или, как пишет польский музыковед Мечислав Томашевский, «моменты откровения»? Они размышляют о значении веры в жизни композитора, пишущего духовную музыку, и о месте композитора в религиозной жизни. Возврат к христианским ценностям приводит композиторов к традиционным средствам выразительности. Их сочинения отличает простота мелодий и гармонического рисунка, тональная либо модальная основа ладовой системы, использование законов классической полифонии. Важным признаком сочинений духовного содержания становится проникновение элементов цитирования, находящихся в информационном поле сочинений духовно-религиозного характера. Это могут быть элементы монодии, хорала, полифонических форм. В произведениях на религиозные сюжеты важную роль играет сохранение оригинального языка. Он создает особую дистанцию по отношению к современному разговорному языку, подчеркивая тем самым особый характер музыкальных сочинений. Действительно, духовным искусством может быть названо только искусство подлинное, правдивое и в то же время, как считал Томашевский, служащее подлинным ценностям.
польская музыка XX века, духовная музыка, sacrum и profanum в музыке, Кшиштоф Пендерецкий, Хенрик Миколай Гурецкий, Павел Лукашевский, Мечислав Томашевский
  1. Baranowie A. i Z. Passio artis et vitae. Wywiad z Krzysztofem Pendereckim // Penderecki K. Labirynt czasu. Pięć wykładów na koniec wieku. Warszawa, 1997. S. 13–14.
  2. Droba K. Droga do sensu tragicznego. Jeszcze o III Symfonii Henryka Mikołaja Góreckiego // Ruch Muzyczny. 1978. № 15. S. 3–4.
  3. Droba K. Gorecki // Encyklopedia muzyczna PWM / E. Dziębowska, red. Krakow, 1987.
  4. Gąsiorowska M. Czas zatrzymany Henryka Goreckiego // Ruch Muzyczny. 1983. № 25. S. 3–4.
  5. Georgiades Th. Sakral und profan in der Musik. München, 1960.
  6. Janicka-Słysz M. Sacrum i profanum w muzyce. Wywiad z prof. M. Tomaszewskim // “Maszkaron”. Krakow, 2000. № 1.
  7. Łukaszewski P. Nie każda muzyka religij na jest sakralna // Ruch Muzyczny. 2014. № 4. S.
  8. Moody I. Górecki: The Path to the ‘Miserere’ // The Musical Times. Vol. 133. No. 1792. Choirs and Trends (Jun, 1992). S. 283–284.
  9. Pociej B. Henryka Mikołaja Goreckiego „Psalm”// Tygodnik Powszechny. 1980. № 16. S. 4–7.
  10. Strożewski W. O możliwości sacrum w sztuce // Sacrum i sztuka. Krakow, 1989. S. 23–38.
  11. Thomas A. Górecki. Krakow, 1998.
  12. Tomaszewski M. Krzysztof Penderecki i jego muzyka. Cztery eseje. Krakow, 1994.
  13. Tomaszewski M. O tworczości zaangażowanej: muzyka polska 1944–1994 miądzy autentyzmem a panegiryzmem // Interpretacja integralna dzieła muzycznego. Krakow, 2000. S. 141–149.
Вискова Ирина Влдимировна
Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Московская консерватория им. Чайковского;
Должность: доцент;
ORCID: 0000-0002-9304-0428;
Электронный адрес: Viskova2001@mail.ru.
Вискова И. В. Марцин Мельчевский и «Мусикийская грамматика» Николая Дилецкого // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2020. Вып. 38. С. 51-61. DOI: 10.15382/sturV202038.51-61
Начиная с середины XVII в. в России на смену знаменному пению приходит партесное многоголосие. Этот перелом связан с реформами патриарха Никона, допустившего многоголосное пение в православных храмах, а также с влиянием музыкальной культуры европейского барокко, прежде всего польского и итальянского, пришедшего в Россию через территорию Украины. В связи с этим обычно упоминается имя русского композитора Николая Дилецкого, который, в свою очередь, называл себя учеником польского композитора Марцина Мельчевского. Николай Дилецкий, как известно, был теоретиком, композитором и регентом. В историю русской музыки он вошел как автор хоровой музыки и как создатель музыкального трактата «Мусикийская грамматика». «Грамматика» свидетельствует о высоком уровне музыкального образования ее автора. Многохорность была традиционна для Речи Посполитой 1-й четв. XVII в. В русскую музыкальную культуру она пришла вместе с практикой многоголосного пения. Следует обратить внимание на тот факт, что в 7-й главе «Мусикийской грамматики» Дилецкого «О вещах забвенных, о которых забыл написать» уже есть раздел «Образцы хоральные», посвященный проблемам двухорной композиции. В трех изданиях «Мусикийской грамматики» Дилецкого можно найти семь примеров из сочинений Марцина Мельчевского, один из которых приписывается композитору, согласно мнению Протопопова, ошибочно. Все они находятся в разделе «О сочинении». Интерес представляет образец, принадлежащий Мельчевскому, связанный с правилом выдержанных звуков в кадансе. Дилецкий сначала приводит оригинальный нотный текст Мельчевского, а потом показывает тот простой бас, вместо которого, по его мнению, использована педаль. Видимо, этот бас присочинен самим Дилецким. В России во 2-й пол. XVII в. интерес к польской музыке, в том числе к творчеству Мельчевского, был достаточно высок. Известно, что патриарх Никон специально искал канты Мельчевского, и ему в подарок были присланы псалмы и мессы Мельчевского.
российско-польские музыкальные связи, духовная музыка, Николай Дилецкий, Марцин Мельчевский, Мусикийская грамматика, партесное пение
  1. Бэлза И. Ф. История польской музыкальной культуры. М.: Музгиз, 1954. Т. 1.
  2. Герасимова И. В. Николай Дилецкий: творческий путь композитора XVII века: автореф. дис. … канд. иск. М., 2010.
  3. Дилецький Микола [Дилецкий, Николай ]. Граматика музикальна. Музыкальная грамматика. Фотокопія рукопису 1723 року. Транскрипція, післямова-додатки, шифри рукописів трактату, коментарі О. Цалай-Якименко. На укр. яз. Киев: Музична Украiна, 1970.
  4. Дилецкий Н. Идеа грамматики мусикийской / публ. и исслед. В. В. Протопопова. М.: Музыка, 1979. (Памятники русской музыкальной культуры. Вып. 7).
  5. Дилецкий Н. П. Мусикийская грамматика Николая Дилецкого / посмерт. труд по опубликованию и предисловию С. В. Смоленского. СПб.: Тип. М. А. Александрова, 1910.
  6. Протопопов В. В. Русская мысль о музыке в XVII веке. М.: Музыка, 1989.
  7. Kazem-Bek Jan. Marcin Mielczewski w “Gramatyce muzycznej” / Marcin Mielczewski. Studia pod redakcją M. Szweykowskiego. Musika Iagellonica, Kraków, 1999. S. 177–186.
  8. Krzepkowska А. Zygmunt Lauxmin. Traktat “Ars et praxis musica”. Warszawa: Wydawnictwo Naukowe Semper, 2012.
  9. Przybyszewska-Jarmińska B. Historia Muzyki Polskiej. Tom III część pierwsza, Barok 1595 1696. Sutkowski edition. Warsawа, 2006.
  10. Przybyszewska-Jarmińska B. Marcin Mielczewski — katalog tematyczny utworów / Marcin Mielczewski. Studia pod redakcją M.Szweykowskiego. Musika Iagellonica, Kraków, 1999. S. 27–66.
  11. Przybyszewska-Jarmińska B. Marcin Mielczewski — życie i dorobek / Marcin Mielczewski. Studia pod redakcją M. Szweykowskiego. Musika Iagellonica, Kraków, 1999. S. 25–26.
  12. Przybyszewska-Jarmińska B. Muzyka pod patronatem polskich Wazow. Marcin Mielczewski. Institutu Sztuki PAN, Warszawa, 2011.
Вискова Ирина Влдимировна
Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Московская консерватория им. Чайковского; Российская Федерация, 125009, г. Москва, Большая Никитская ул., 13;
Должность: доцент;
ORCID: 0000-0002-9304-0428;
Электронный адрес: Viskova2001@mail.ru.